Конспекты занятий по развитию связной речи — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Конспекты занятий по развитию связной речи

2017-11-17 875
Конспекты занятий по развитию связной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гомзяк О.С.

Г64 Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию

связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. -(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

ISBN 978-5-296-00749-0

Вниманию логопедов предлагается пособие, входящее в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников*. Оно включает перспективный тематический план и конспекты занятий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе логопедической группе.

Предлагаемые занятия помогут логопеду спланировать и провести целенаправленную коррекционную работу по развитию связной речи и словесно-логического мышления в течение всего учебного года.

Пособие адресовано логопедам и воспитателям логопедических групп.

ББК 74.3

Автор и издательство благодарят

мастерскую-студиюеСИНЕРГИЯ» ([email protected])

и лично Юрия Петровича Боровского

и Дмитрия Ивановича Петровского за помощь,

оказанную в издании данной книги.

©Гомзяк О.С, 2007ISBN 973-5-296-00749-0 ф Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ ч Д», 3007


ВВЕДЕНИЕ

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений, «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.

Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:

- конспекты фронтальных занятий I, II, III периодов обучения;

- три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению грамоте»;

- три тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя;

- конспекты занятий по развитию связной речи и демонстрационный материал к ним.

В данном пособии вниманию педагогов предлагается перспективный тематический план и 32 конспек-



Введение


 


та занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.

На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:

—составление описательного рассказа с опорой на схему;

— пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;

—составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;

—придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;

—составление рассказа на заданную тему.

В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.


перспективный тематический

план занятий по развитию связной речи

у детей 6-7 лет с онр

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 

Недели Темы № зан.
Сентябрь
1,2 Обследование речи детей
  Рассказывание по теме «Осень»  
  Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания  
Октябрь
  Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации  
  Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин  
  Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему  
  Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов  
Ноябрь
  Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин  
  Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин  
  Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»  
  Составление описательного рассказа с опорой на схему  

6 Перспективный тематический план занятий

II период обучения (декабрь, январь, февраль)


Перспективный тематический план занятий 7

III период обучения (март, апрель, май)


 


 
 


Недели Темы № эан.
Декабрь
  Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец — рассказ логопеда)  
  Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин  
  Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам  
  Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)  
Январь
1-2 Каникулы
  Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»  
  Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»  
Февраль
  Пересказ сказки «Две косы»  
  Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»  
  Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин  
  Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий  

 

Недели Темы № эан.
Март
  Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»  
  Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий  
  Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин  
  Пересказ рассказа ГА, Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий  
Апрель
  Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий  
  Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)  
  Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)  
  Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий  
Май
  Составление рассказа «Человек» по серии картин  
  Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин  

       
   
 
 

 

Перспективный тематический план занятий

 

 
Недели Темы № зан.
  Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)  
  Составление рассказа «Как я проведу лето» {на заданную тему)  

Ход занятия

/. Организа ц ионный момент. Игра «Отга дай загадку»

Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет — Вот и завтрак, и обед. (Картофель)


 

 

Конспекты занятий по развитию связной речи

Врос он в землю крепко. Сидит на грядке колобок. Круглый бок, желтый бок. Что же это? (Репка) Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста)

2.Объявление темы.

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

3.Чтение сказки с последующим обсуждением*

— Что посеял мужик?

— Почему ему пришлось делиться с медведем?

— Когда мужик собрал урожай репы?

— Как он разделил урожай? Почему?

— Почему рассердился медведь на мужика?

— Что посеял на следующий год мужик?

— Как поступил медведь?

— Кто выиграл в этот раз? Почему?

— Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4.Игра «Отгадай по вкус у».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.

* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 109—110).


Конспекты занятий по развитию связной речи

5. Физкультминутка «Урожай».

 

В огород пойдем. Урожай соберем. Шаги на месте.
Мы моркови натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками -три раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернемся по дорожке. (Н. Нищева) Шаги на месте.

6.Повторное чтение с установкой на пересказ.

7.Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь - маску, мужик - кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

8.Итог занятия.

— Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

— Кто главные герои?

— О каком овоще говорилось в сказке?


Конспекты занятий по развитию связной речи 19

Ход занятия

У. Организационный момент.

Логопед говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).

* Здесь и далее: ссылки даны на пособие О.С. Гомзяк «Говорим правильно. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе» (М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007)


20 Конспекты занятий по развитию связной речи

Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают, чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д. (Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)

Фрукты складываются на отдельный стол, и в конце занятия дети смогут их забрать.

2.О б ъявление темы.

— Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с мальчиком, который любил сливы.

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*. После прочтения рассказа логопед объясняет

слова «горница» и «сочла»,

— О ком этот рассказ?

— Что купила мама?

— Почему Ване очень хотелось слив?

— Как он поступил?

— Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?

— Что произошло за обедом?

— Как поступил папа?

— Почему все засмеялись после Ваниных слов?

— А почему Ваня заплакал?

— Как вы бы поступили на месте Вани? Логопед анализирует ответы детей, исправляет

аграмматизмы и следит за звукопроизношением (если звуки поставлены и автоматизируются). 4. Физкультминутка.

 

Как румян осенний сад! Легкие хлопки по щекам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.

* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 110).


Конспекты занятий по развитию связной речи 21

 

 
Краснобоки, краснощеки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх,
Точно солнышки горят! Соединить в круг («солнышко»).

5.Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные картины выставляются во время прочтения соответствующего фрагмента в рассказе.

6. Пересказ рассказа детьми.

7. Итог занятия.

 

— О чем говорилось в рассказе?

— Правильно ли поступил Ваня?

— Как нужно поступать в таких случаях?

Ход занятия

/. Организационный момент. Отгадывание загадки: Хоть они и жалят больно, Их работой мы довольны. (Пчелы)

2.Объявление темы.

Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть сюрприз. Одна пчелка решила вас угостить. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Логопед угощает детей медом. Дети рассказывают, какой у меда вкус и запах.

3.Беседа по предметной картинке и схеме.

Кто изображен на картинке?

— Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)

— Какой звук издает она при полете?


Конспекты занятий по развитию связной речи 23

— Назовите части тела пчелы (совместно с логопедом).

— Где живет пчела?

— Как передвигается?

— Чем питается?

— Пользу или вред приносит природе?

— Какую пользу или вред приносит человеку?

— Что делает в зимнее время?

— Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)

— Как называется семья пчел? (Пчелиная.)

— Что делает пчела? (Носит мед.)

— Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)

4. Составление рассказа с опорой на схему. Логопед предлагает детям образец рассказа.



Конспекты занятий по развитию связной речи


Конспекты занятий по развитию связной речи 25


 


Примерный образец Это пчела. Пчела — это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.

5. Рассказы детей.

6. Итог занятия.

 

— О ком составляли рассказ?

— Почему пчелу называют медоносной?

— Какую пользу пчела приносит человеку?

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Образуй слово»

— У утки короткий хвост — значит, это короткохвостая утка.

— У грача острый клюв — значит, это остроклювый грач.

— У гуся красные лапы — значит, это краснолапый гусь.

— У цапли длинные лапы —...

— У грача черные крылья —...

— У аиста тонкая шея —...

2. Объявление темы.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, которые остаются на зиму?

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».


26 Конспекты занятий по развитию связной речи

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.

— Куда собрались улететь журавли?

— В какое время года птицы улетают в теплые края?

— Как собираются журавли для полета?

— Как сказать по-другому: «косяк»?... («журавлиный ключ»)

— Над чем пролетали журавли?

— Где останавливались на отдых?

— Какой был лес? (Мрачный, темный.)

— Когда журавли продолжили свой путь?

— Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?

— Когда можно ждать журавлей обратно?

4.Физкультминутка. «Кукушка».

 

У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку! Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.
Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку! Присели. Руками производят волнообразные движения.
Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова) Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки.

5. Повторное чтение рассказа с установкой на переска з.

Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.

* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111).


Конспект а/ занятий по развитию связной речи ____________________ 27_

в. Пе ресказ произведения детьми.

7. Итог занятия.

— Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?

— Полет каких птиц был описан в рассказе?

— Как выстраиваются журавли для полета?

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «По грибы»

Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.

2.Объявление темы.

Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.

3.Чтение рассказа с последующим обсиждением*.

— Кто приехал погостить к Жене и Павлику?

— Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?

— Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?

— Как вы оцениваете их поступки?

— Кто больше насобирал грибов?

— Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?

— Почему Инночка тихо стояла в сторонке?

— Что увидела мама в ее корзинке?

— Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111—112).


Конспекты за нятий по развитию связной речи ____________________ 29

4.Игра «Сосчитай грибы».

У каждого ребенка — по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»

5.Физкильтминитка, «По грибы».

 

Мы шли, шли, шли, Маршируют, руки на поясе.
Боровик нашли. Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот.
Раз, два, три, четыре, пять, Маршируют.
Мы идем искать опять. (В. Волина) Наклоны вперед, руки касаются носков.
в Повторное чтение с истановкой на пересказ.

Во время чтения логопед выставляет сюжетные картины.

7. Пересказ рассказа детьми.

8. Итог занятия.

 

— Куда ходили дети?

— Кто был самым лучшим грибником?

— Какие грибы нельзя класть в корзинку?

Ход занятия

/. Организаиионный момент.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род,

На охоту вышел... (кот.) (Из коробочки логопед достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)

2. Объявление темы.

Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята,


Конспекты занятий по развитию связной речи 31

зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (Логопед выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)

3.Игра «Составь предложение».

Дети составляют предложения по демонстрируемым логопедом действиям.

Выставляется игрушечное дерево. Логопед помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.

Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.

4.Беседа по картинкам.

Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.

— Какое время года изображено на картинках? (Осень).

— Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася — воробьи — зимующие.)

— Что делает Вася?

— Почему он обратил внимание на воробьев?

— Какая мысль пришла ему в голову?

— Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)

— Заметили его птицы?

— Почему охота у Васи не удалась?


32 Конспекты занятий по развитию связной речи

5. Физкультминутка. «Кошка».

 

Осторожно, словно кошка, Я легко со стула спрыгну, Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Действия по тексту.
Я из блюдца молочко, Полакаю язычком. Руками легонько коснуться пола.

6.Составление рассказа детьми. Коллективное составление рассказа детьми, с

помощью логопеда, по картинкам. Логопед начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.

Примерный рассказ После вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

7.Итог занятия.

Чью историю вам пришлось расшифровывать?


Конспекты заня тий по развитию связной речи ___________________ 33

- Какие особенности вы узнали об охоте кошек?

- Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (Логопед «спрашивает» у игрушечного котенка и говорит, что Вася очень удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)

Ход занятия

/. Организационный момент.

Игра «Назови семью»

Логопед показывает картинки, а ребенок называя всю семью, отвечает:

— по картинке, на которой изображена лиса: лис - лиса — лисята — это лисья семья;

— по картинке, на которой изображен медведь: медведь — медведицамедвежатаэто медвежья семья. И т.д.

2.Объявление темы.

Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей.)

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.

— Почему испугался охотник?

— Куда он взобрался от испуга?

— Кто появился на берегу реки?

— Медведица и медвежата — это какая (чья) семья?

— Что стала делать медведица?

— Почему один из медвежат убежал в лес?

— Почему медвежата остались довольны купанием?

— Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?

— Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?

— А вы рассказали бы?

* Текст рассказа представлен в приложении {см. с. 112—113).


4. Физкильтминитка.

 

Я, как белка в колесе, Прыгаю на месте, Чтобы было веселей — Поскакали вместе. Дети совершают прыжки на месте.
Раз, два, три, четыре, пять — Начал заинька скакать. Под счет прыгают 5 раз.
Прыгать серенький горазд — Он подпрыгнул десять раз. Прыгают 10 раз.

5. Повторное чтение с установкой на пересказ.

6. Пересказ произведения детьми.

7. Итог занятия.

 

— Как назывался рассказ?

— Чья семья испугала охотника?

— Что больше всего вам запомнилось из рассказа?

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Что из чего — какое?» Сядет тот, кто скажет:

— Платье из ситца (какое?) — ситцевое.

— Рубашка из шелка (какая?) —...

— Шуба из меха (какая?) —... и т.д.

2.Объявление темы.

Логопед говорит о том, что перед занятием почтальон принес письмо для ребят. (Открывает конверт и читает.) Письмо пришло от Карлсона. Он пишет, что на крыше нашел одежду, но не знает, что ему можно носить, а что нет, и просит вас помочь решить эту трудную задачу.

Мы сегодня попробуем помочь Карлсону. (Логопед выставляет предметные картинки с изображением предметов одежды.)

3.Беседа по картинкам.

— Как одним словом назвать эти картинки?

— Для кого платье, рубашка, куртка, плащ?


Конспекты занятий по развитию связной речи

Логопед выставляет схему описания одежды и говорит, что в такой последовательности детям нужно будет рассказывать. (Подробное объяснение схемы.)

- Какого цвета?

- Из какого материала?

- Из каких частей состоит?

- Когда носят?

- Кто носит?

- Может ли надевать Карлсон?

- Как ухаживать?

(Для закрепления навыка составления рассказа объяснение может провести кто-то из детей.)

4. Составление рассказа.

Первый рассказ составляют ребенок и логопед совместно (например, о плаще), затем об остальных


Конспекты занятий по развитию связной речи



 


38 Конспекты занятий по развитию связной речи

предметах одежды дети составляют рассказы самостоятельно.

5. Физкультминутка.

 

Я умею обуваться, Если только захочу. Топают ногами.
Я и маленького братца Обуваться научу. Руки перед грудью«маленький братец».
Вот они, сапожки. Наклоняются вперед.
Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. Поглаживающие движения снизу вверх левой и правой ног.
Если дождичек пойдет, Наденем калошки. (Е. Благинина) Топают ногами.

6. Рассказы детей.

7. Итог занятия.

— Кому помогали на занятии?

— О какой одежде говорили? (Мужской, женской, детской.)

Ход занятия

/_ О рганизационный момент.

Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».

Снежный (что?) —... Морозный (что?) -...

Снежная (что?) -... Ледяная (что?) -...

Белый (что?) —... Трескучий (что?) —...

Холодная (что?) —... Сильный (что?) -...

2.Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. (Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем в игру.

3.Игра «Подбери признаки».

- Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.

- Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный.


40 Конспекты занятий по развитию связной речи

— Воздух зимой (какой?) - свежий, морозный, холодный.

— Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.

При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? — скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? — зеркальный и т.д.)

4.Беседа по картине. Рассмотрите картину и скажите:

— Где гуляют дети?

— Какой выдался день?

— Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)

— Какие стоят кусты? А деревья? А дома?

— Что можно сказать о настроении детей?

— Если подойти поближе к горке, что можно услышать?

— Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)

5.Физкультминутка «Снег».

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. (А. Барто)


Конспекты занятий по развитию связной речи 41

6. Составление рассказа.

Логопед говорит, что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Получился целый рассказ.

Примерный рассказ

Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из-за туч выглянуло солнышко.

Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!

7. Рассказы детей.

8. Итог занятия.

 

— О каком времени года говорили?

— В какие игры можно играть зимой?

— На чем можно кататься зимой?

Ход занятия

7, Организаиионный момент. Игра «Узнай по описанию»

— Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) -воробей.

— Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) — синица.

— Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) — снегирь.

— Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) — сорока.

— Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев — дятел.

— Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает — ворона.


Конспекты занятий по развитию связной речи ________________ 43

При каждом правильном ответе логопед выставляет соответствующую картинку.

2. Объявление темы.

Логопед: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

.?. Составление рассказа.

Логопед предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

- Почему дети решили сделать кормушку?

- Что им для этого понадобилось?

- Где дети повесили кормушку?

- Кто с радостью прилетал к кормушке?

- Как нужно заботиться о птицах зимой? Далее дети описывают события, которые происходят на первой, второй, третьей картинках.

Логопед просит придумать имена детям.

4. Физкильтминитка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки —

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою


44 Конспекты занятий по развитию связной речи

Каруселью снеговою. На снегу-то, посмотри, — С красной грудкой снегири.

5. Рассказы детей.

Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.

Примерный рассказ, составленный детьми Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот робота закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.

6. Игра «Сосчитай птиц у кормушки».

Выставляется кормушка, изготовленная детьми. Логопед дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры логопед говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.


Конспекты занятий по развитию связной речи ______________ 45

7. Итог занятия.

- О чем составляли рассказ?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать?

- Как можно помочь птицам зимой?

После занятия дети совместно с логопедом одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»

Берете книгу и тетрадь, Садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной, Пришел он из глуши лесной. Вот этот стол — сосновый стол — К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной — Он сам когда-то был сосной. Сочилась из его ствола Прозрачная смола...

Но вот горячая пила Глубоко в ствол его вошла. Вздохнул он — и упал...

И в лесопилке над рекой


Конспекты занятий по развитию связной речи 47

Он стал бревном, он стал доской. Потом в столярной мастерской Четвероногим стал...

Стоит чернильница на нем, Лежит на нем тетрадь. За ним работать будем днем, А вечером — читать. На нем чертеж я разложу, Когда пора придет, Чтобы потом по чертежу Построить самолет.

2.Объявление темы.

Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».

3.Беседа по картинкам.

— Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)

— Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)


48 Конспекты занятий по развитию связной речи

— Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)

— Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)

— Чем занимается каждый из них?

— Что нужно сделать для то


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.27 с.