Укажите, какого рода слова «трюмо», «кашне», «такси» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Укажите, какого рода слова «трюмо», «кашне», «такси»

2017-11-17 269
Укажите, какого рода слова «трюмо», «кашне», «такси» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Укажите, какого рода слова «трюмо», «кашне», «такси»

A. средний
Б. мужской

B. женский

 

9. Образуйте от указанных существительных норму родительного падежа множественного числа и укажите только то слово, которое в литературном языке имеет окончание - ов.

А.ботинок

Б.сапог

В. рельс

 

10. В каком предложении вместо слова «явный» нужно употребить слово «явственный»?

A.Я видел явные очертания гор.
Б. Это была явная ложь.

B.Ребенок этот был явным вундеркиндом.

 

11. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, помогающий нуждающимся, занимающийся благотворительностью».

A.филантроп
Б.альтруист

B. меценат

 

12. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом
значении?

A.часы идут

Б.человек прошел

B. век прошел

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же гласная?

A.разг...рается, изл...гать, ур...вень
Б. Р...СТОВ, выск...чка, пл...вчиха

B.соб...раться, развевающаяся отрасль, заст...лить постель

 

Слова «урядник», «соха», «околотонный» являются

A.архаизмами
Б.историзмами

B.диалектизмами

 

Назовите две формы общения

A.устная и письменная

Б.монологическая и диалогическая

B.книжная и разговорная

 

Укажите средства речевой выразительности

Человек - это звучит горько

А. риторическое восклицание

Б. литературная аллюзия

В.аллегория

 

17.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоить знаки препинания?

Кента (1) немного поколебалась (2) и (3) разинув пасть так силь­но (4) что даже мне стало страшно (5) захватила копыто (6) и залез­ла ко мне под столик (7) легла в львиной позе (8) а копыто положила между передними лапами.

A.1,3,4,5,7,8
Б.3,4,5,7,8
В.2,3,4,5,7,8

 

Как называется раздел лингвистики, изучающий правила постановки знаков препинания?

А.стилистика

Б. пунктуация

B.синтаксис

 

Укажите основные функции языка

A.когнитивная, коммуникативная, эмоциональная
Б. образовательная, поэтическая, выразительная

B.грамматическая, познавательная, волюнтативная

 

Укажите особенности русского ударения

A.ударение в русском языке свободное, разноместное
Б. ударение в русском языке неподвижное, несвободное

B.ударение в русском языке универсальное

Задание 2

Культура речи как наука.

Литература: 7, 8, 15, 20, 24, 29, 34, 37, 43, 49

 

Вариант 2

Задание 1

1.Определите тип и стиль речи.

Остались мы одни в семье: мать, бабушка Мария, Анна, и Авдо­тья, и я. Мать Анну и Авдотью отдала в школу учиться, а мне тоже охота в школу - мать меня не отпустила, говорит: «Ты еще мал - не отпущу!» А мне охота учиться! Девки стали ходить в школу - придут домой, читают, пишут на доске грифельной, я смотрю. Потом стал спрашивать коечто, буквы стал приглядывать. Шло время. Много букв изучил. Все пошло как по маслу. Стал читать.

A.стиль художественной литературы; повествование
Б.разговорный; описание

B. разговорный; повествование

 

2. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для публицистического стиля.

A.широкое использование лексики и фразеологии других стилей.
Б.преимущественное использование существительных вместо

глаголов

B.логическая последовательность изложения.

 

3. Укажите вид речевой ошибки в следующем предложении:

Он не собирался отступать назад.

A.плеоназм
Б.алогизм

B.контаминация

 

4. Укажите предложение, в котором нет стилистической
ошибки.

A.Нужно уплатить за проезд.
Б.Шли дождь и два студента.

B.Со школы я возвратился поздно.

 

5. Определите, к какому типу лексических единиц относятся слова «интеллигентный - интеллигентский».

A.паронимы
Б.синонимы

B.омонимы

 

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слов?

A. две пары туфель

Б. директора предприятий

B. более тоньше

 

7. В каком ряду во всех словах ударение падет на второй слог?

А. приняли, апостроф, алфавит

Б. намерение, закупорить, ходатайствовать

8. углубить, каталог, диспансер

 

8. Укажите, какого рода слова «рояль», «тюль», «толь»

A.мужской
Б. средний

B.женский

 

9. Какое существительное в именительном падеже множественвенного числа имеет окончание -а(я)?

A.договор
Б. инженер

B.вексель

 

10. В каком примере вместо слова «реальный» нужно употребить слово «реалистический»?

A. Реальное направление в живописи
Б. Проводить реальную политику

B. Реальная действительность

 

11. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек
готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными делами»?

A.филантроп
Б.альтруист

B.меценат

 

12.В каком примере выделенное слово употреблено в прямым значении?

A. ключ к шифру
Б. гаечный ключ

B.действовать в едином ключе

Референция - это

A.содержание сообщения

Б.процесс и результат порождения текста

B.язык или его разновидность

 

Задание 2

Речевой этикет телефонного разговора.

Литература: 3, 7, 8, 12, 15, 20, 24, 26, 29, 34, 36, 40, 44, 49

 

Вариант 4

Задание 1

Задание 2

Понятие о литературном языке.

Литература: 3, 4, 7, 8, 9, 13, 15, 16, 18, 23, 26, 28, 34, 40, 41, 44, 49

 

Вариант 5

Задание 1

Укажите разновидности спора

A.дебаты, полемика, дискуссия
Б.коллоквиум, мозговой штурм

B.конференция, полемика

Задание 2

Виды речевых ошибок.

Литература: 1, 2, 4, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 23, 34, 36, 41, 44

Вариант 7

Задание 1

1. Определите тип и стиль речи.

Мы - носители русского языка - бережно его храним. Чтоб ни од­но иностранное слово не внедрилось. Не дай Бог! Только понятие о «русском и могучем» у нас довольно расплывчатое. «Киллер» и «ди­лер», «брокер» и «диггер», «лейбл», «шоп», «паблик рилейшнз», «сэ-кондхэнд», «уик-энд»... «герлы», «бой», «леди» и «джентльмены»! Это наш язык! Мы так общаемся. Вряд ли через сто лет кто-то вспомнит, что слова эти иностранного происхождения. Лингвисты спорят о степе­ни засорения национального языка, но, кажется, надо вести дебаты о засорении национального сознания.

A.публицистический; повествование-рассуждение
Б.разговорный; рассуждение

B. публицистический; описание

2. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для публицистического стиля.

A.широкое использование лексики и фразеологии других стилей.
Бпреимущественное использование существительных вместо глаголов

B.логическая последовательность изложения.

3. Укажите вид речевой ошибки в следующем предложении:

В марте месяце нам предстоит уехать

А. плеоназм

Б. плерома

В.алогизм

4. Укажите предложение, в котором нет стилистической
ошибки.

A.По истории нам задано пересказ параграфа.

Б. В «Огоньке» по-прежнему можно найти много интересного ма­териала.

B. Я люблю футбол и плавать.

 

5. Определите, к какому типу лексических единиц относятся
слова «апофеоз - прославление».

А.синонимы

Б. антонимы

В. омонимы

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

A.двое грузин

Б.пять килограмм

B.директора школ

7. В каком ряду во всех словах ударение падет на третий слог?

А. обеспечение, начата, плесневеть

Б. намерение, зимовщик, откупорить

В баловать, мастерски, подобрала

8. Укажите, какого рода слова «пенальти», «сулугуни»

A.мужской
Б. средний

B. без рода

9. По сфере употребления выделяют несколько жанров акаде­мического красноречия. Определите, что не относится к академи­ческому роду красноречия.

A.вузовская, школьная лекция
Б. приветственное обращение

B. научный доклад

10. В каком предложении вместо слова «исполнительный»
нужно употребить слово «исполнительский»?

A.Исполнительное мастерство начинающего музыканта заслужи­вает похвал.

Б.Реализацию распоряжений правительства на местах должны обеспечивать органы исполнительной власти.

B. Был предъявлен исполнительный лис

11. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?

A.вернисаж
Б.брифинг

B.бомонд

12. В каком примере выделенное слово употреблено в перенос­
ном значении?

A. крутой кипяток
Б. шелковая ткань

B. тяжелая поклажа

13. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется од­на и та же гласная?

A.заст...лать, выч...тать, ц...стерна

Б. ур...вень, спл...влять, выр...щенный

B. прил...жить, водор...сль, выпл...влять

14. Слова «кадка», «келья» (комната), «недро» (живот) являются

A.архаизмами
Б.историзмами

B.диалектизмами

Литература:2, 4, 7, 12, 14, 15, 16, 19, 37, 49

 

Вариант 8

Задание 1

Задание 1

Задание 2

Нормы литературного языка.

Литература: 2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 23, 34, 40, 41, 43, 44, 49

Вариант 10

Задание 1

Задание 2

Публичная речь, ее особенности.

Литература: 1, 3, 7, 8, 15, 16,, 24, 25, 26, 29, 31, 34, 40, 41, 43, 49

 

 

Рекомендации по выполнению контрольной работы

 

Важный акцент в подготовке к экзамену делается на самостоятельную работу студента. В связи с этим предлагается выполнить контрольную работу, которая поможет обобщить, систематизировать и углубить как теоретические знания, так и даст объективную картину знаний по предмету и определит направление дальнейших занятий.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы рекомендуется внимательно изучить справочную и учебную литературу, предложенную в конце данного издания.

Контрольная работа представляет собой комплекс заданий, проверяющих теоретическую подготовку по курсу, речеведческие знания, владение нормами литературного языка, знания основных орфографических и пунктуационных правил.

Состоит контрольная работа из двух заданий. Первая часть дана в виде теста. Вторая часть – задание открытого типа с развернутым ответом по теории курса. Рядом указана рекомендуемая литература для изучения вопроса в виде № источника в списке литературы.

В задании-тесте следует выбрать из предложенных один или несколько правильных ответов и в буквенно-цифровой форме через запятую записать их в строчку. Например: 1а, 2б, 3ае, 4вг и т.д.

Ответ на теоретическое задание должен быть лаконичным, конкретным, соответствовать теме, объемом не более 2 машинописных листов (4 ученические страницы); обязательно наличие ссылок на текст источника.

Рекомендации по оформлению титульного листа, библиографическому описанию использованной литературы, общему оформлению текста даны в специальном издании «Правила оформления письменных работ в вузе», которое следует получить в библиотеке НФ НГЛУ и внимательно изучить.

Вариант работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Например: № 0703 0 – вариант № 10; № 0713 1 – вариант № 1; № 0713 2 – вариант № 2; № 0704 3 – вариант № 3 и т.д.

Контрольную работу необходимо сдать на проверку преподавателю согласно графику, установленному учебным отделом.

Получив контрольную работу с замечаниями преподавателя, необходимо проанализировать ошибки и проработать еще раз темы курса, вызвавшие трудности. При необходимости можно обратиться за консультацией к преподавателю.

 

Список литературы

(для контрольной работы)

Основная литература по русскому языку и культуре речи

1.Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виногра­дов.- М.: Высшая школа, 1981. - 319 с.

2.Голуб, И. Стилистика русского языка / И. Голуб.- 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. -448 с.

3.Голуб, И.Б. Искусство риторики: пособие по красноречию / И.Б. Го­луб. - Ростов н / Д.: Феникс, 2005. - 374 с.

4.Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - 8-е изд.- М.: Айрис пресс, 2007. - 433 с.

5.Горбунова, Л.С. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие / Л.С. Горбунов. - Набережные Челны: Издательско-поли-графический отдел НФ ГОУ ВПО НГЛУ, 2000. - 198 с.

6.Камчатнов, A.M. История русского литературного языка: XI - пер­вая половина XIX века: учебное пособие / A.M. Камчатнов. - М.: Академия, 2005. - 680 с.

7.Культура русской речи: учебник для вузов / отв. ред. Л.К. Грауди-на, Е.Н. Ширяев. - М.: НОРМА;ИНФРА-М,2000. - 549 с.

8.Львов, М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2003. - 272 с.

9.Москвин, В.П. Правильность современной русской речи. Норма и варианты. Теоретический курс для филологов: учебное пособие / В.П. Москвин. - Ростов н / Д.: Феникс,2006. - 252 с.

10.Мухамедзянова, Е.К. Учебно-методические материалы по стили­стике русского языка и культуре речи / Е.К. Мухаметзянова. - На­бережные Челны: Издательско-полиграфический отдел НФ ГОУ ВПО НГЛУ,2005. - 43 с.

11.Окишева, К.А. Правила оформления письменных работ в вузе: ме­тодические указания / К.А. Окишева. - Набережные Челны: Изда­тельско-полиграфический отдел НФ ГОУ ВПО НГЛУ, 2005.

12.Практикум по русскому языку и культуре речи. Нормы современно­го русского литературного языка: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. / под ред. И.Г.Проскуряковой. - М.: Флинта: Наука, 2005. -231с.

13.Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д.Э. Ро-зенталь. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1987. - 398 с.

14.Розенталь, Д.Э. Современный русский язык: учебное пособие для вузов / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб.- М.: Рольф; Айрис-пресс, 1999. -448 с.

15.Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред-В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2004. - 408 с.

16.Солганик, Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учебное пособие для вузов / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. -М.: Академия, 2002.-256 с.

17.Солганик, Г.Я. Стилистика текста: учебное пособие / Г.Я. Солга­ник. - М.: Флинта: Наука, 2001.- 252 с.

18.Стилистика и литературное редактирование: учебник для вузов / под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2004. - 651 с.

19.Черемисин, П.Г. Пособие по стилистике русского языка: для учи­телей ср. школы / П.Г. Черемсин.- М.: Просвещение, 1971. - 152 с.

 

Дополнительная литература по русскому языку и культуре речи

20.Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алиференко.- М.: Флинта: Наука, 2005. - 412 с.

21.Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Артюнова. - 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 895 с.

22.Вопросы словосочетания и предложения в русском языке: сборник / отв. ред. В.А.Федосов.- Волгоград: Волгогр. пед.инст-т, 1968. -172 с.

23.Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык. 4.2. Син­таксис учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1968. - 344 с.

24.Каменская, О.Л. Текст и коммуникация / О.Л. Каменская. - М.:Высшая школа, 1990. - 151 с.

25.Колесов, В.В. Гордый наш язык / В.В. Колесов. - 2-е изд., перераб.-СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2006. - 349 с.

26.Костомаров, В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной рус­ской стилистики / В.Г. Костомаров. - М.: Гардарики,2005. - 287 с.

27.Крылова, О.А. Лингвистическая стилистика: учебное пособие: в 2 т. Кн. 1: Теория / О.А. Крылова. - М.: Высшая школа, 2006. - 313 с.

28.Крючков, СЕ. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: учебное пособие / СЕ. Крючков, Л.Ю. Максимов.-М.: Просвещение, 1969. - 189 с.

29.Мурашов, А.А. Личность и речь: эпоха кризисов: учебное пособие / А.А. Мурашов. - М.; Воронеж, 2005. - 503 с.

30.Соломник, А. Язык как знаковая система / А.Соломник. - М.: Нау­ка, 1992.-222 с.

 

Словари

31.Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 ел. - М.: ACT: Астрель: Русские словари, 2002. - 960 с.

32.Введенская, Л.А. Словарь антонимов русского языка: более 500 ан­тонимических гнезд / Л.А. Введенская. - М.:Астрель: ACT, 2002. -445 с.

33.Григорьева, С.А. Словарь языка русских жестов / С.А. Григорьева. -М.: Языки русской культуры, 2001.-256 с.

34.Давайте говорить правильно! Трудности современной русской фра­зеологии: Краткий словарь-справочник. - СПб.: Филологич. фак-т СПбГУ. - М.: Академия, 2004. - 284 с.

35.Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 735 с.

36.Ермакова, О.П. Лексические значения производных слов в русском языке / О.П. Ермакова. - М.: Русский язык, 1984. - 149 с.

37.Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярце­ва. - 2-е изд., доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. -709 с.

38.Ожегов, СИ. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фра­зеологических выражений / СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

39.Орфографический словарь русского языка: Более 100000 слов / под ред. СИ. Ожегова. - МГ.: Локид, 2002. - 912 с.

40.Резниченко, И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произ­ношение. Ударение: около 25000 слов / И.Л. Резниченко. - М.: Ас­трель: ACT, 2007. - 1182 с.

41.Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розен-таль, М.А. Теленкова. — 3-е изд. - М.: Айрис пресс, 2002. - 832 с.

42.Словарь синонимов русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: ACT: Астрель, 2002. - 656 с.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под. ред. М.Н. Кожиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 694 с.

Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика: около 8500 слов и устойчивых словосочетаний / под ред. Г.Н. Скляревской. - М.: Эксмо, 2006. - 1131 с.

Универсальный фразеологический словарь русского языка / под ред. Т.Волковой. - М.: Вече, 2001. - 464 с.

Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д.Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт,2006.-1239с.

Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер. - М.: Астрель: ACT, 2003.

Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / П.Я. Черных. - 3-е изд., стереотип. - М.: Рус. язык, 1999.

Языкознание. Большой энциклопедический словарь / ред. В.Н. Яр­цева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -682 с.

 

 

Укажите, какого рода слова «трюмо», «кашне», «такси»

A. средний
Б. мужской

B. женский

 

9. Образуйте от указанных существительных норму родительного падежа множественного числа и укажите только то слово, которое в литературном языке имеет окончание - ов.

А.ботинок

Б.сапог

В. рельс

 

10. В каком предложении вместо слова «явный» нужно употребить слово «явственный»?

A.Я видел явные очертания гор.
Б. Это была явная ложь.

B.Ребенок этот был явным вундеркиндом.

 

11. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, помогающий нуждающимся, занимающийся благотворительностью».

A.филантроп
Б.альтруист

B. меценат

 

12. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом
значении?

A.часы идут

Б.человек прошел

B. век прошел


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.