Понятие конституционного строя. Понятие и закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятие конституционного строя. Понятие и закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ.

2017-11-17 360
Понятие конституционного строя. Понятие и закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Оно обусловлено помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом.

Выявлению понятий конституционного строя помогает определение современной Конституции. Под конституцией понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Он закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Следует подчеркнуть, что основы конституционного строя не просто характеризуются особым порядком изменения, но имеют также особую юридическую силу. Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста Конституции. И – в решении Конституционного Суда, исходящего при разрешении разночтения между правовыми нормами из смысла основных принципов.

Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику.

Основные законы многих государств посвящают специальные главы и разделы закреплению базовых, незыблемых принципов, определяющих организацию государства и государственной власти, взаимоотношение власти и индивида, политическую, экономическую и социальную системы общества, статус и функционирование основных институтов гражданского общества. Эти конституционные положения имеют разные названия — "Основные принципы", "Общие положения", "Общественный строй", "Государственный строй", "Общественное и государственное устройство" и т. п.

В Конституции РФ 1993 г. указанные принципы изложены в главе 1 "Основы конституционного строя". Подобная терминология в российской конституционной науке и практике избрана впервые. Но понятие "конституционный строй" представляется более емким и удачным по сравнению с другими, в частности "государственный строй" и "общественный строй". Государственный строй предполагает акцентирование внимания на различных аспектах функционирования государства и государственной власти, главенствующей роли государства в жизни общества в ущерб иным общественным отношениям, входящим в предмет конституционного права — в сфере статуса личности, различных институтов гражданского общества и др. Общественный строй, в свою очередь, понятие более широкое, не собственно правовое, а скорее комплексное, охватывающее всю совокупность социальных отношений в обществе. Как общественный, так и государственный строй могут быть неконституциоными, в формах и методах деятельности государства во взаимоотношении с индивидом и обществом могут преобладать неправовые подходы.

Конституционный строй — понятие также комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. Чтобы говорить о наличии в государстве конституционного строя, в этом государстве как минимум должна быть конституция (в максимально емком, правовом, материальном понимании, а не только как документ, нормативный правовой акт). Однако этого недостаточно. Конституция по содержанию должна быть демократической, правовой, закреплять (с учетом специфики конкретного государства) общепризнанные подходы и ценности в регулировании общественных отношений. Кроме того (и это, пожалуй, самое главное), эта демократическая конституция должна быть реальной, ее положения должны неуклонно соблюдаться всеми участниками правоотношений, государство при выполнении своих функций должно опираться на конституционные нормы и обеспечивать их реализацию правовыми средствами. Таким образом, в обобщенном плане кон­ституционный строй можно определить как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства.

Глава 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны, детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве (характеристика основных отраслей права современной России содержится в разделе 7 учебника). Основы же вообще — это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй — это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы — базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, являются ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

Обеспечению незыблемости указанных принципов служит достаточно сложный порядок их изменения — глава 1 Конституции РФ (равно как и главы 2 и 9) является более "жесткой" по сравнению с другими главами ("сверхжесткой", "защищенной"). В соответствии со ст. 135 Конституции РФ эти ее главы не могут быть изменены Федеральным Собранием (парламентом) России, которое может только поддержать или отклонить предложения о пересмотре соответствующих положений. Если такие предложения наберут поддержку квалифицированного большинства в 3/5 голосов общего состава палат Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), то в соответствии с федеральным конституционным законом должен быть созван специальный орган — Конституционное Собрание. Оно должно принять одно из двух решений: либо не согласиться с предложениями о пересмотре конституционных положений и подтвердить неизменность Конституции, либо, согласившись с ними, разработать проект новой Конституции РФ. Принятие новой Конституции возможно также двумя путями — либо самим Конституционным Собранием большинством в 2/3 голосов от его состава, либо всероссийским референдумом (решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование принимает в этом случае Конституционное Собрание). Таким образом, любое изменение в базовые конституционные нормы не может быть внесено. Изменения возможны только при условии замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней). Следовательно, эти принципы будут неизменными до тех пор, пока существует Конституция РФ 1993 г. Нетрудно заметить, что указанный сложный порядок внесения изменений в "защищенные" главы Конституции РФ требует максимально высокой степени согласия в обществе. Повторимся, что федеральный конституционный закон, определяющий статус и порядок созыва Конституционного Собрания, пока не принят.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы — закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России. Достаточно подробное освещение этой проблематики содержится в следующей главе учебника. Характеристика же остальных групп основ конституционного строя выглядит следующим образом.

Общая характеристика основ конституционного строя РФ: человек, его права и свободы как высшая ценность; государственный суверенитет; верховенство права; народовластие; идеологическое многообразие; разделение властей; республиканская форма правления; федерализм; социальный и светский характер государства; многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности.

Политические основы конституционного строя РФ

1. Демократическое государство. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды.

2. Правовое государство. Обязательность соблюдения Конституции РФ и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Признание составной частью правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Гарантированность каждому гражданину РФ обладания на ее территории всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

3. Федеративное устройство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ.

4. Республиканская форма правления.

5. Признание человека, его права и свободы высшей ценностью.

6. Суверенитет. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

7. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции.

8. Признание и гарантирование в РФ местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.