Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-17 | 2697 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
План лекции.
Строй английского языка.
Фонетические особенности произношения и артикуляции английского языка.
Интонация и ритм нейтральной речи.
Правила чтения и чтение транскрипции.
Роль фонетики в изучении иностранных языков
1. Определение слова «фонетика» как науки о звуке заложено в самом названии, образованном от греческого слова cpwvri [fo:ne:] — «звук». Начало развития фонетики в России связывается с именами выдающихся лингвистов Бодуэна де Куртенэ, профессора Петербургского университета, и его последователя Л. В. Щербы. Л. В. Щерба сформулировал понятие фонемы (phoneme) и оттенка фонемы (shade of phoneme): «В живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, т. е. служить целям человеческого общения. Эти звуковые типы и имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках речи. Мы будем называть их фонемами. Реально же произносимые различные звуки, являющиеся тем частным, в котором реализуется общее (фонема), будем называть оттенками фонем». В современной лингвистике оттенки или варианты фонем называются аллофонами (allophones). Однако известно, что человеческая речь с физической стороны состоит не из отдельных звуков, а из звуковых потоков, разделенных паузами и имеющих определенное интонационное оформление. Они являются формой выражения человеческой мысли. В потоке речи звуки взаимодействуют, меняют свою окраску и характер звучания. Эти явления также изучаются фонетикой.
Фонетика — одна из областей лингвистики, предметом которой является изучение звучащей речи.
|
2. Овладение иностранным языком необходимо начинать с изучения фонетической системы данного языка. Правильное произнесение звуков обуславливает верную передачу мысли, с одной стороны, и правильное понимание речи, с другой. Этому способствует сопоставление звуков родного и иностранного языка. Например, в русском языке отсутствует такая характеристика звуков, как долгота и краткость, и, следовательно, долгое или краткое произнесение звука не обладает смыслоразличительной функцией в русском языке.
Другой пример — произнесение звонких согласных в конце слов. В русском происходит оглушение, и слова «кот» и «код» звучат одинаково — [кот]. В английском языке конечные фонемы имеют смыслоразличительную функцию в словах cot [kоt] и cod [kоd] — «детская кроватка» и «треска». Нарушение нормы произношения может приводить к полному искажению смысла.
3. Звуки производятся в результате работы органов речи, находящихся в определенных положениях. Положения и движения органов речи при произнесении определенных звуков называются их артикуляциями (articulations), изменения тона голоса — интонацией (intonation). Запись речи с помощью системы знаков звукового обозначения называется транскрипцией (transcription). Транскрипционная запись обычно помещается в квадратные скобки.
Каждый язык обладает особым, специфическим набором укладов и движений органов речи, а также особым режимом дыхания и голосового напряжения, что позволяет говорить об артикуляционной базе языка (articulatory basis of the language).
Органы речи
4. Совокупность ряда органов, выполняющих артикуляционную работу, называется речевым аппаратом. На рисунках 1 и 2 представлена схема поперечного сечения органов речи человека — так называемый сагиттальный разрез (sagittal cross-section).
Движущиеся органы речи являются активными, неподвижные — пассивными. Рис.1
I - полость рта (mouth cavity)
II - носовая полость (nasal cavity)
|
III - глотка (pharynx)
IV - гортань (larynx)
Активные органы речи Пассивные органы речи
1 — губы (lips) 6 — верхние и нижние зубы
2— язык (tongue) (upper and lower teeth)
a — кончик (tip) 7 — альвеолы
б — передняя часть (alveolar, teeth ridge)
(blade) 8 — твердое нёбо
в — средняя часть (hard palate)
(middle pan)
г — задняя часть
(back part)
3 — мягкое нёбо (soft palate)
4 — язычок (uvula)
5— голосовые связки
(vocal cords)
5. Звуки человеческой речи возникают путём приведения органов речи в различные положения при прохождении струи воздуха из легких. В процессе возникновения звука задействован механизм создания воздушной струи, механизм вибрации голосовых связок, механизм создания резонанса и механизм создания препятствий на пути воздушного потока.
Механизм создания воздушной струи обеспечивается работой органов дыхания — легких, бронхов, трахеи, гортани. Различают два типа дыхания — простое биологическое и фонационное, обеспечивающее звукообразование.
При прохождении струи воздуха между сближенными голосовыми связками возникает их дрожание, именуемое вибрацией (vibration). Вибрации голосовых связок воспринимаются на слух как голос. Таким образом при вибрации голосовых связок возникают гласные и звонкие согласные. В условиях отсутствия вибрации голосовых связок возникают глухие согласные.
Резонансные колебания выдыхаемого воздушного потока возникают в фарингальной, ротовой и носовой полостях. Препятствия при прохождении воздушной струи создаются языком, губами, зубами,'мягким нёбом и язычком, твердым нёбом, альвеолами.
Интонация Intonation
Интонация (intonation) — это сложное единство просодических элементов речи: мелодики, фразового ударения, временных характеристик (длительности, темпа, паузации), ритма и тембра голоса.
Интонация структурирует предложение, определяет его коммуникативный тип, делит предложение на синтагмы. Интонация имеет две основные функции: коммуникативную (функцию передачи информации) и экспрессивную (функцию передачи отношения говорящего к высказыванию). В составе интонационного строя предложения выделяет ряд структурных частей.
Предударное начало составляют все неударные слоги, стоящие перед первым ударным. Шкалой называются все слоги, следующие после предударного начала вплоть до тонального завершения, именуемого ядром. Все слоги, стоящие после ядра (ударные и неударные), называются заядерной частью.
|
Всё многообразие английской речевой интонации в свое основе строится на видоизменении, наличии или отсутствии каких-либо структурных частей.
Многочисленные попытки систематизировать основные типы интонационных структур привели к созданию целого ряда классификаций. Однако сколько бы типов интонационных структур ни выделялось, во всех классификациях в числе основных упоминаются структуры с нисходящим и восходящим тоном. Представляется оправданным считать их базисными, так как они интонационно оформляют основный коммуникативные типы предложений.
Утвердительные предложения, специальные вопросы, восклицания, команды, приветствия имеют в своей основе постепенно нисходящую шкалу (gradually descending scale).
Не 'doesn't 'speak \English |
___________________
Общие вопросы, просьбы, вежливые замечания, ответы на приветствия, фразы прощания имеют в основе постепенно нисходящую шкалу с восходящим завершением. Если восходящий тон падает на последний ударный слог, на тонограмме он обозначается плавной линией. Если постепенно нисходящая шкала заканчивается неударными слогами, тонограмма имеет следующий вид:
'Arе you listening? Те же самые коммуникативные типы предложений могут произноситься и по модели постепенно восходящей шкалы (gradually ascending scale).
В утвердительных предложениях восходящая шкала может передавать самые разные оттенки: неуверенности, осторожности, одобрения, недосказанности, готовности продолжить разговор и пр.
В вопросительных предложениях восходящая шкала может передавать интерес к ответу, одобрение, насмешливость, желание уточнить или переспросить и т. д.
Приказания и восклицания в данном случае приобретают значение порицания, выговора, запрещения или побуждения к действию. Например:
"'I don't mind", my 'father said with a,smile.
'What did you say?
Where?
Две основные интонационные структуры, т. е. постепенно нисходящая и постепенно восходящая шкала, могут иметь различные завершения. Наиболее часто встречающимися разновидностями завершений постепенно нисходящей шкалы являются низкий падающий тон (low fall), высокий падающий тон (high fall) и восходяще-падающий тон (rise-fall) Приведём примеры.
|
Низкий падающий тон:
'Open your 'books at 'page \seven.
Высокий падающий тон:
This 'story was Wonderful.
'This is for "you.
Постепенно восходящая шкала также может иметь три разновидности завершений: низкий восходящий тон (low rise высокий восходящий тон (high rise) и нисходяще-восходящий тс (fall-rise). Сравните примеры.
Низкий восходящий тон: 'Did you 'clearly /see?
Высокий восходящий тон: 'Do you 'say it's /real?
Падающе-восходящий тон: 'Don't you 'think it's" nice?
Если нисходяще-восходящий тон распределяется на несколько слогов, то тонограмма выглядит иначе:
'Wait a vminute.
Ещё одним возможным вариантом завершения как дл; постепенно нисходящей, так и для постепенно восходящей шкалы является ровное завершение (level tone). Чаще всего он встречается в поэзии при делении одной синтагмы на две строки или в разговорной речи в случае её неожиданной прерывания.
But 'I 'thought...
Все виды интонационных структур несут определённую семантическую нагрузку. Тональное завершение конечной синтагмы выражает коммуникативный тип предложения. Тональное завершение неконечной синтагмы выражает её соотнесённость с последующими синтагмами.
Падающий тон выражает самостоятельность и завершённость высказывания. Такие синтагмы чётки и категоричны.
Восходящий тон обозначает незавершённость высказывания, зависимость высказывания от последующей синтагмы, вопрос или вопрос-утверждение. Структуры с восходящим тоном не категоричны. Восходяще-падающий тон выражает эмфатическое ударение слова. Подобные структуры несут оттенок взволнованности.
Падающе-восходящий тон также передаёт эмфатической ударение и оттенок дружелюбного отношения, побуждения, поддержки.
Ровный тон, как уже говорилось выше, в разговорной речи выражает нерешительность, неожиданную остановку, незначительность синтагмы или нежелание её акцентировать.
Существуют два основных вида записи интонационной структуры предложения — запись в виде тонограммы (stave) и система тонетических символов (tonetic symbols). Как правило, тонограммы сопутствуют транскрипционной записи предложения. Они помещаются справа от строки, при этом чётко соблюдается соответствие записей в транскрипции и тонограмме.
Система тонетических символов удобна для интонационной разметки текста, когда отсутствует запись в транскрипции. Для целей самостоятельного интонирования текстов целесообразно провести параллель между двумя системами обозначений.
Ниже приводятся фрагменты тонограмм. Они полностью произвольны и являются лишь иллюстрацией способа обозначения того или иного интонационного явления.
Три латинских буквы abc условно обозначают фрагменты речевой цепи, которые произносятся данным способом.
|
Низкий падающий тон \abc
Высокий падающий тон \xabc
Восходяще-падающий тон ^abc
Низкий восходящий тон ֽabc
Высокий восходящий тон /abc
Падающе-восходящий тон ˇabc
Низкий ровный тон abc∩
Высокий ровный тон abc∩
Подъём-спад-подъём ֿabc
Специальный подъём ↑abc
Пауза между предложениями abc || abc
Пауза между синтагмами abc | abc
предложения
Краткая пауза abc } abc
Пауза после слов автора abc ¦abc
Правила чтения.
В английском языке 26 букв, которые дают 44 звука: из них 20 гласных и 24 согласных звука. Гласных букв всего 6. В зависимости от положения в слове гласные читают по-разному, поэтому они дают столько гласных звуков.
В английском языке существует четыре основных типа чтения ударных гласных.
1. Первый тип чтения – открытый или условно-открытый. Гласные читаются также как в алфавите. К нему относятся:
А) односложные слова, оканчивающиеся на гласную – go, my, me, lie.
Б) многосложные слова, в которых после ударной гласной стоит 1 согласная
и опять идет гласная – take, side, note, student.
(прим. Конечная – е не читается)
2. Второй тип чтения – закрытый. Гласные читаются коротко и не так как в алфавите. К нему относятся:
А) односложные слова, оканчивающиеся на согласную – got, myth, met, lit.
Б) многосложные слова, в которых после ударной гласной стоит 2 и/или более согласных и опять идет гласная – mantle, bottle, system.
3. Третий тип чтения. Гласные читаются долго и не так как в алфавите. К нему относятся слова, в которых после ударной гласной стоит буква – r и затем согласная или ничего – car, girl, turn, for.
4. Четвертый тип чтения. Гласные дают сложные звуки (дифтонги и трифтонги). К нему относятся слова, в которых после ударной гласной стоит буква – r и затем гласная - care, cure, before, tired.
Чтение ударных гласных.
гласная | I тип | II тип | III тип | IV тип |
a | [ei] – gate | [æ ] -map | [a: ] - farm | [εə ] - fare |
e | [i: ] – he | [ e ] – get | [ə: ] - her | [i:ə] - here |
i, y | [ai] – tie, my | [i] – kill, myth | [ə:] – girl, Byrd | [aiə] – fire, tyre |
o | [ou] - note | [o] – not | [o:] – for | [o:], [oə] – more |
u | [ju:] – tune | [٨] – bun, bus | [ə: ] - fur | [ju:ə ] - pure |
Чтение транскрипции.
[i] [e] [æ] [o] [٨] [ə] [υ] [a:] [o:] [з:] | pin pen pan pot but above look part port girl | [i:] [ei] [ai] [oi] [aυ] [oυ] [u:] [εə] [υə] [iə] | Tree play time boy town tone moon hair tour here |
[m] [b] [p] [n] [d] [t] [g] [k] [l] [ŋ] [w] [h] | my by pay no do too go key lay sing win he | [r] [j] [z] [s] [v] [f] [ð] [θ] [З] [∫] [dЗ] [t∫] | red you zed see verb fan this thin genre he jug chess |
Литература раздел 4 [1, 14]
СРС - ___ 4_ _час
План лекции.
Строй английского языка.
Фонетические особенности произношения и артикуляции английского языка.
Интонация и ритм нейтральной речи.
Правила чтения и чтение транскрипции.
Роль фонетики в изучении иностранных языков
1. Определение слова «фонетика» как науки о звуке заложено в самом названии, образованном от греческого слова cpwvri [fo:ne:] — «звук». Начало развития фонетики в России связывается с именами выдающихся лингвистов Бодуэна де Куртенэ, профессора Петербургского университета, и его последователя Л. В. Щербы. Л. В. Щерба сформулировал понятие фонемы (phoneme) и оттенка фонемы (shade of phoneme): «В живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, т. е. служить целям человеческого общения. Эти звуковые типы и имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках речи. Мы будем называть их фонемами. Реально же произносимые различные звуки, являющиеся тем частным, в котором реализуется общее (фонема), будем называть оттенками фонем». В современной лингвистике оттенки или варианты фонем называются аллофонами (allophones). Однако известно, что человеческая речь с физической стороны состоит не из отдельных звуков, а из звуковых потоков, разделенных паузами и имеющих определенное интонационное оформление. Они являются формой выражения человеческой мысли. В потоке речи звуки взаимодействуют, меняют свою окраску и характер звучания. Эти явления также изучаются фонетикой.
Фонетика — одна из областей лингвистики, предметом которой является изучение звучащей речи.
2. Овладение иностранным языком необходимо начинать с изучения фонетической системы данного языка. Правильное произнесение звуков обуславливает верную передачу мысли, с одной стороны, и правильное понимание речи, с другой. Этому способствует сопоставление звуков родного и иностранного языка. Например, в русском языке отсутствует такая характеристика звуков, как долгота и краткость, и, следовательно, долгое или краткое произнесение звука не обладает смыслоразличительной функцией в русском языке.
Другой пример — произнесение звонких согласных в конце слов. В русском происходит оглушение, и слова «кот» и «код» звучат одинаково — [кот]. В английском языке конечные фонемы имеют смыслоразличительную функцию в словах cot [kоt] и cod [kоd] — «детская кроватка» и «треска». Нарушение нормы произношения может приводить к полному искажению смысла.
3. Звуки производятся в результате работы органов речи, находящихся в определенных положениях. Положения и движения органов речи при произнесении определенных звуков называются их артикуляциями (articulations), изменения тона голоса — интонацией (intonation). Запись речи с помощью системы знаков звукового обозначения называется транскрипцией (transcription). Транскрипционная запись обычно помещается в квадратные скобки.
Каждый язык обладает особым, специфическим набором укладов и движений органов речи, а также особым режимом дыхания и голосового напряжения, что позволяет говорить об артикуляционной базе языка (articulatory basis of the language).
Органы речи
4. Совокупность ряда органов, выполняющих артикуляционную работу, называется речевым аппаратом. На рисунках 1 и 2 представлена схема поперечного сечения органов речи человека — так называемый сагиттальный разрез (sagittal cross-section).
Движущиеся органы речи являются активными, неподвижные — пассивными. Рис.1
I - полость рта (mouth cavity)
II - носовая полость (nasal cavity)
III - глотка (pharynx)
IV - гортань (larynx)
Активные органы речи Пассивные органы речи
1 — губы (lips) 6 — верхние и нижние зубы
2— язык (tongue) (upper and lower teeth)
a — кончик (tip) 7 — альвеолы
б — передняя часть (alveolar, teeth ridge)
(blade) 8 — твердое нёбо
в — средняя часть (hard palate)
(middle pan)
г — задняя часть
(back part)
3 — мягкое нёбо (soft palate)
4 — язычок (uvula)
5— голосовые связки
(vocal cords)
5. Звуки человеческой речи возникают путём приведения органов речи в различные положения при прохождении струи воздуха из легких. В процессе возникновения звука задействован механизм создания воздушной струи, механизм вибрации голосовых связок, механизм создания резонанса и механизм создания препятствий на пути воздушного потока.
Механизм создания воздушной струи обеспечивается работой органов дыхания — легких, бронхов, трахеи, гортани. Различают два типа дыхания — простое биологическое и фонационное, обеспечивающее звукообразование.
При прохождении струи воздуха между сближенными голосовыми связками возникает их дрожание, именуемое вибрацией (vibration). Вибрации голосовых связок воспринимаются на слух как голос. Таким образом при вибрации голосовых связок возникают гласные и звонкие согласные. В условиях отсутствия вибрации голосовых связок возникают глухие согласные.
Резонансные колебания выдыхаемого воздушного потока возникают в фарингальной, ротовой и носовой полостях. Препятствия при прохождении воздушной струи создаются языком, губами, зубами,'мягким нёбом и язычком, твердым нёбом, альвеолами.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!