Понятие психологической и профессиональной характеристики специалиста. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие психологической и профессиональной характеристики специалиста.

2017-11-17 126
Понятие психологической и профессиональной характеристики специалиста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специалисты по управлению воздушным движением контролируют и обеспечивают безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновения с препятствиями и с другими самолетами, а в особых ситуациях, оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Контроль над движением самолета осуществляется c момента запуска двигателя, перед взлётом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки. Авиадиспетчер следит за выдерживанием экипажами самолетов маршрута полета и заданных высот и дает рекомендации пилотам на изменение высоты, скорости полета и направление движения. Результат работы диспетчера - это обеспечение в первую очередь безопасности, регулярности и экономичности полётов.

Профессия авиадиспетчера предъявляет очень высокие требования к его психологическим и моральным качествам. Помимо абсолютного здоровья для успешной работы авиадиспетчеру необходимо устойчивое внимание (рассеянность недопустима), но кроме этого важны и такие его аспекты, как распределение и легкость переключения внимания. Авиадиспетчер должен обладать хорошей оперативной памятью, быть инициативным и самостоятельным, уметь прогнозировать воздушную обстановку. Он должен обладать развитым пространственным воображением, уметь быстро определять воздушную ситуацию. Авиадиспетчер должен обладать хорошей дикцией, правильной и выразительной речью, так как речевой обмен авиадиспетчера занимает большое место в его деятельности.

Наиболее ярко выраженные профессиональные качества и способности диспетчера УВД:

• Иметь хорошее пространственное воображение и представлять движение воздушных судов в пространстве;

• Обладать хорошей памятью (запоминать необходимое количество цифр и слов);

• Оставаться спокойным и уверенным в стрессовых ситуациях;

• Обладать высоким чувством ответственности за безопасность полетов;

• Уметь анализировать ситуацию и творчески применять установленные правила.

Кроме этого, диспетчер УВД должен обладать способностью выбирать необходимую информацию из большого объема сообщений, а также уметь прогнозировать положение самолётов через определенное время в течение полета.

Сегодня трудно даже представить то, что произошло бы в воздухе, если бы на несколько минут служба УВД остановила свою работу: сотни самолетов, летящих с огромной скоростью на встречных и пересекающихся курсах с набором высоты и снижением оказались бы в катастрофическом положении, а если к этому добавить сложные метеоусловия, полное отсутствие видимости….И в этой динамичной обстановке авиационный диспетчер должен хорошо разбираться, отдавать команды четко и правильно.

 

Необходимые профессионально важные психологические характеристики диспетчера УВД можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и степени удовлетворения человека своим трудом. Оба этих критерия относительны, а порой и субъективны. Тем не менее, только эти критерии позволяют подойти к психологической характеристике.

Поскольку профпригодность есть свойство личности, поскольку она, как и другие личностные свойства, формируется в процессе учебно-профессиональной и трудовой деятельности. Очевидно, профессионально важные психологические качества формируется в самом труде, однако вряд ли можно отрицать необходимость изучения их природных предпосылок, изучения всех её физиологических, психологических, социальных факторов, что и позволяет в каждом случае намечать прогноз и пути достижения оптимального результата.

Каждый человек может овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится сил и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем. Период трудовой активности в жизни человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье, но она отражается, в конечном счете, на всем обществе. Поэтому прогнозирование и пути ее формирования не утрачивает своего актуального значения в настоящее время.

Известны многочисленные факты, когда человек, искренне желающий трудиться в определенной области и получивший нужную подготовку, тем не менее, терпит провал, не добивается ни малейшего успеха. Чем же это можно объяснить? Легче всего предположить, что каждый человек имеет нечто вроде профессионального предназначения. Не в том ли причина неудачи, что человек пошел «не своей дорогой в жизни» Профессии и их требования к психофизиологической организации человека чрезвычайно изменчивы, в то время как сама эта организация, в своей природной основе, с присущими ей индивидуальными вариантами и особенностями, осталось на протяжении всей человеческой истории - практически неизменной.

На базе одних и тех же природных данных или задатков происходило и происходит успешное овладение самыми разнообразными видами деятельности. Люди не рождаются потенциальными врачами, менеджерами, юристами, не всегда от них зависит, какие профессии им приходится выбирать.

Природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью. Человек может активно приспособиться к очень многим профессиям и притом с полным удовлетворением. Но есть и такие профессии, которыми человеку трудно овладеть, которые к психологической организации личности предъявляют повышенные требования такие как: Авиадиспетчер.

Требования, предъявляемые профессией к человеку, - это требования объективные, на их основе можно разделить профессии на два типа.

Профессии первого типа предъявляют такие требования, которым могут удовлетворить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами.

Требования профессий второго типа к человеку таковы, что с ними может справиться каждый. Различие между двумя типами профессий можно свести к единому признаку и назвать «обучаемостью». К одним профессиям активно приспосабливается любой человек, к другим - лишь некоторые индивиды.

«Авиадиспечтер не имеет права на ошибку. Он несет ответственность за жизнь многих людей»

осознание этого специалистом по обслуживанию воздушного движения сказывается колоссальная моральная нагрузка с которой в первую очередь должен совладать авиадиспетчер.

Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Но так же следует отметить то, что любое качество в одном случае окажется профессионально ценным, а в другом - будет противодействовать успешной работе. Так, общительный, приветливый человек испытывает крайнюю неудовлетворенность работой, требующей сосредоточенности «в одиночку», и в конце концов, меняет только что полученную специальность. Это - факт несоответствия личных качеств человека требованиям профессии, факт профессиональной непригодности. Вступив же на правильный путь, он «находит себя», работает не только с успехом, но и с удовлетворением.

В вопросе профессиональной психологической характеристике специалиста нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счёт разных сочетаний своих свойств личных качеств. Идея стандартизации хороша для технических объектов, а для человека необходим принцип индивидуального подхода.

Таким образом, даже применительно к одной работе нельзя говорить о некотором едином и бесспорном перечне профессионально ценных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. В результате рождается неповторимый стиль, индивидуальный почерк в работе.

Значит ли сказанное выше, что в области профессионально ценных качеств и профпригодности существует неодолимая неопределенность? При конкретном анализе профессиональных психологических качеств авиадиспетчера и при соответствующем воспитании, самовоспитании полезно помнить, что профессионально ценные качества в каждом случае не рядом расположены, а образуют нечто целое, систему. В этой системе важно не упустить пять основных слагаемых:

1. Гражданские качества - идейный, моральный облик авиадиспетчера как члена коллектива, общества.

2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности.

3. Дееспособность(общая, не только физическая, но и умственная). Она образуется качествами, важными в очень многих и разных видах деятельности. Например, такие качества, как широта ума, его глубина, гибкость, не повредят, по-видимому, данной профессии. Самодисциплина, развитый самоконтроль, инициативность, активность также важны и желательны на данной должности. Дееспособность обеспечивается также состоянием здоровья, физической выносливостью, силой.

4. Единичные, частные, специальные способности.Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии. Например, хорошо развитый звуковысотный и тембровый слух важен для того чтобы в условиях сильных помех и фонов разобрать информацию, которую пытается донести до нас пилот.

5. Навыки, выучка, знания, опыт.

Изложенную выше структуру очень легко запомнить, объединив начальные буквы главных слов: ГОДЕН

Г - гражданские качества;

О - отношение к труду;

Д - дееспособность общая;

Е - единичные, частные, специальные способности;

Н - навыки.

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой составляющей профессионально важных психологических характеристик до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. В то же время некоторые необходимые слагаемые могут быть сформированы именно заблаговременно (такие, как гражданские качества, соотношение к труду и общая дееспособность).

Полезно различать некоторые степени профпригодности, хотя бы приблизительно. Выделим здесь четыре таких степени.

а) непригодность (кданной профессии). Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности можно говорить в тех случаи, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения врачей.

б) годность(к данной профессии). Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний в отношении данной области труда, но нет, и показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. При этом дело обстоит не так, что неизвестно ничего о противопоказаниях, а так: известно, что их нет.

в)соответствие(данного человека данной области деятельности). Нет противопоказаний (известно, что их нет), и при этом можно выделить хотя бы некоторые личные качества, которые явно указывают на возможность выбора определенной профессии или группы профессий.

г) призвание(данного человека к данной профессии) - это высший уровень на данном этапе развития человека как труженика. Эта степень характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди сверстников, находящихся в примерно равных условиях обучения и развития.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.