Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных

2017-11-17 1707
Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель работы: а)показать на конкретных примерах происхождение крупных систематических групп путем ароморфоза; б) ознакомить их с примерами воз­можных идиоадаптаций организмов (дегенерации); в) рас­крыть влияние деятельности человека на главные направ­ления органической эволюции.

Оборудование: подносы дли раздаточного материала, пинцеты, лупы, тетради для записи наблюдений.

Материал для работы: открытки, рисунки и изображением представителей отделов растений, типов и классов животных (китообразных, ластоногих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся), различных видов кактусов, повелик и других растений; муляжи кистеперой рыбы, стегоцефала, архиоптрерикса; натуральные объекты: гербарные материалы цветковых растений; коллекции насекомых с различными видами идиоадаптации; спиртовые препараты червей-паразитов; различные виды кактусов, традесканций и других растений с ярко выраженными приспособительными возможностями; наборы цветков, плодов, семян, веток представителей голосемянных и цветковых растений; чучела пресмыкающихся, птиц, грызунов, хищных животных.

Ход работы.

1. Рассмотрите коллекции насекомых и укажите систематическую категорию, к которой принадлежат данные представители;

- определите у представителей каждой группы насе­комых приспособительные изменения к условиям среды обитания;

- раскройте их биологическое значение;

- укажите пути эволюции каждой рассмотренной вами группы насекомых.

Результаты наблюдений запишите в таблицу:

Систематическая группа Приспособительные изменения, возник­шие в ходе эволюции Биологическое значение приобретенных изменений Возможные пути Эволюции данной систематической группы
       

Ответьте на вопрос: какие особенности строения и жизни насекомых позволили им в процессе эволюции занять господствующее положение среди беспозвоночных?

2. Внимательно изучите рисунки, открытки, чучела различных видов грызунов (сисликов, белок, тушканчиков, бобров и др.);

- определите у каждого представителя приспособительные изменения к условиям обитания, возникшие в ходе эволюции; раскройте их биологическое значение.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Ответьте на вопрос: какой важнейший ароморфоз пре­терпела данная группа?

По аналогии работы подобного содержания могут быть проведены и с представителями отрядов хищных, ластоно­гих, китообразных и других животных различных система­тических групп.

3. Рассмотрите коллекции, гербарные материалы (по­беги, плоды, цветки) представителей цветковых растений (рябины, черемухи, вяза, липы, клена, вишни и др.);

- определите систематическую принадлежность изучаемых представителей;

- раскройте биологическое значение появления плода у цветковых растений;

- укажите признаки приспособленности плодов изу­чаемой группы растений к распространению;

- определите возможные пути эволюции изучаемых рас­тений данной систематической группы (цветковых).

Результаты наблюдений запишите в таблицу (пример ответа дан):

 

Систематическая группа   Приспособительные изменения, возник­шие в ходе эволюции Биологическое значе­ние приобретенных изменений Возможные пути эволюции данной систематической группы
Цветковые растения   Появление цветка как органа раз­множения. Возникновение плода Зародыш имеет диплоидный набор хромосом, его раз­витие происходит за счет запаса пи­тательных веществ семени, он хорошо защищен от не-благоприятных воздействий среды. семена имеют мно­гообразные приспособления к распространению Ароморфоз
Клен остролист­ный (вид)   Околоплодник имеет крыловид­ные кожистые выросты   Плоды при опаде­нии с дерева мо­гут долго враща­ться в воздухе и поэтому разносят­ся ветром на боль­шие расстояния Идиоадаптация  

4. Внимательно ознакомьтесь (по коллекциям, гербарным материалам, наборам побегов С семенными шишками) с представителями голосеменных растений: можжевельни­ка, ели, кедра, лиственницы, пимы, сосны;

- определите систематическую принадлежность изучае­мых представителей;

- раскройте биологическое значение появления семян у представителей хвойных растений;

- укажите возникшие в ходе эволюции признаки приспособленности семян к определенным способам распространения;

- назовите возможные пути эволюции изучаемых растений данной систематической группы (голосеменных).

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Ответьте на вопросы:

- какие важнейшие ароморфозы претерпела данная группы растений (голосеменныхили цветковых) в своем историческом развитии?

- Какие преобразования надо считать идиоадаптацией? Почему?

Выводы:

1. Все крупные систематические группы (отделы, типы, отряды) возникли путем ароморфозов.

2. Мелкие систематические группы (семейства, роды, виды) возникают путем ароморфозов.

Лабораторная работа №8


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.