Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Функции метафоры Маяковского

2017-11-17 1092
Функции метафоры Маяковского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Одним из активных образно-выразительных средств является метафора. Это

троп, в котором одно явление представлено полностью уподобленным другому,

чем-либо сходному с ним. Этот троп ещё более, чем сравнение способствует

усилению образной яркости воспроизводимого материала. Метафора в ряде

случаев создает целую, законченную картину. Очень глубока по содержанию

законченная метафора Маяковского, определяющая мощь действие поэтического

слова: «Я знаю силу слов, я знаю слов набат» В этой метафоре способность

понимать народ подобна набату, представлена как свойство самого

поэтического слова. Маяковский много и напряженно работал над

выразительностью своего слова; широко использовал различные виды

иносказательности. Многие исследователи его творчества отмечают именно

метафоричность его поэзии Л.А. Смирнова пишет: «Метафоры и метонимии

Маяковского прямо из легенды: «в норах листики всем ещё мышаться», «

скомкав фонарей одеяла», «Враждующий букет бульварных проституток», «

трамвай с разбега взметнул зрачки». И все это «уложено» в пестрый,

сбивчивый разговор улицы или монолог потрясенного её наблюдателя»О. Смола

отмечает необыкновенно яркие метафоры в поэме Маяковского «Облако в

штанах»: «Сплошные губы», «сплошное сердце». «Они вмещают в себе и

непомерно большую любовь поэта, и колоссальную амплитуду чувств – от

скрипичной мягкости до громоподобных лавр, и космически громадную сферу

воздействия этой любви, способный «разговаривать», кажется, немоту самой

Вселенной, и, наконец, они выражают потребность поэта взять на себя всю

полноту ответственности за нравственное состояние мира, избавив его от «

грязи» искупленной жертвой».

Маяковский широко использует различные виды иносказательности. Бахтин

отмечает:» Метафора Маяковского построена не на нюансах, а на основных

тонах… Маяковский работает грубыми тонами, но это не является недостатком

метафоры. Маяковскому такая метафора идет.

 

42(2)

Трудно пройти мимо главной особенности поэтики Маяковского – метафоричности, которая стала уже общим местом при изучении творчества поэта. Каждый литературовед отмечает эту ”поэтическую” особенность, правда чаще всего объяснение ее происходит достаточно односторонне – только как средство изображения мира и чувств самого человека.

Р. Якобсон называл Маяковского поэтом метафор, противопоставляя его Пастернаку, поэту метонимий. ”В стихах Маяковского метафора, заостряя символическую традицию, становится главной чертой” (из статьи ”Заметки о прозе поэта Пастернака"), добавляя, что метафора Маяковского ”становится не только самым характерным из поэтических тропов – ее функция содержательна – именно она определяет разработку и развитие лирической темы". В. Шкловский отмечает, что с помощью метафоры поэт ”сталкивая образы, обновляя эпитеты, вводит человека в стройку нового мира … в логику боя”(1, 577). Карабчиевский в статье ”Секреты мастера” пишет, что метафора Маяковского” раскручивается назад … к исходной точке", где происходит ”окончательное убийство метафоры”(1,544). Тему насилия над образом и словом продолжает Юрий Минералов, добавляя, что ”Метафора имеет в основе синтагматическое соединение”… то есть насильное, часто противоречивое и нелогичное соединение-объединение слов-понятий в одно целое (3, 53). Но многие шли от обратного, метафора для них начало, из которого можно вывести и получить конечный результат. Выражение ”Маяковский-поэт метафор” как цель из чего выводятся последующие уровни поэтики и даже картину мира, но на самом деле происходит все наоборот – картина мира порождает метафору; метафора Маяковского является конечным продуктом от «встречи» двух уровней слова и мира.

В качестве обобщения можно привести фразу из статьи Альфонсова (2, 176): ”Русская поэзия давно и настойчиво приучает нас видеть в метафоре не троп, не выразительный прием (этого слишком мало) – метафора, широко говоря, выступает как модель целого мира, с определенной ”позицией” воспринимающего субъекта". Таким образом, можно выделить две тенденции в понимании феномена метафоры – узко-конкретное (феноменальное) и широкое (ноуменальное), последнюю из которых мы и рассмотрим подробнее.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.