Виды кружков трудового обучения. Классификация кружков. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Виды кружков трудового обучения. Классификация кружков.



Кружки условно подразделяются на группы:

· предметные (по уч. предметам шк. программы);

· общественно-политические (по вопросам внеш. и внутр. политики, истории страны, междунар. дет., юношеского и молодёжного движения, по актуальным проблемам современности и др.);

· технические (науч.-техн., спорт.-техн., производств.-техн., по отд. видам технического творчества школьников);

· натуралистические (юных натуралистов, исследователей природы, по направлениям опытнической работы в школе);

· художественно-эстетические (изобразит. творчества, муз., хоровые, худож. самодеятельности и др.);

· физкультурно-спортивные (чаще называются секциями; по всем видам детского и юношеского спорта);

· туристско-краеведческие (по краеведению, видам туризма, спорт, ориентированию).

В школьной практике сложились следующие типы кружков технического творчества учащихся (З.А.Литова):

1 Подготовительные технические кружки создаются в основном для младших школьников . Здесь они углубляют полученные на уроках элементарные знания и умения по технике и технологии, работают с бумагой и картоном, жестью и соломкой, и другим природным материалом, выполняя несложные модели машин и механизмов, учебно-наглядные пособия, игрушки. Как позывает опыт, занятия в таким кружках служат хорошей подготовкой для последующего вовлечения детей в техническое и декоративно-прикладное творчество.

2 Предметные (научно-технические) кружки объединяют учащихся средних и старших классов. На базе школьных мастерских обычно создают кружки по стомерному, слесарному и токарному делу, электро- и радиотехнические, конструированию и шитью одежды и др. Знания и умения, которые приобретаются здесь школьники, выходят за рамки учебных программ, создаются условия для самостоятельного творчества.

3 Спортивно-технические кружки – авиамодельные, ракетно-космического моделирования, авто- и судомоделистов, картингистов, железнодорожного моделизма и др. В них занимаются учащиеся, проявляющие интерес к спортивному моделированию, техническим видам спорта. Они изучают специальную технику, делают стендовые и функциональные модели летательных аппаратов, автомобилей, судов, локомотивов и других средств транспорта, знакомятся с историей и перспективами развития техники, участвуют в соревнованиях.

4 В производственно-технических кружках учащиеся занимаются изучением устройства и работы каких-либо широко распространенных машин, аппаратов или иных технических объектов (автомобилей, мотоциклов, комбайнов, киноаппаратов и пр.), приобретают умения и навыки управления ими, ухода и обслуживания. Выполнив программу, учащийся получает удостоверение, облегчающее приобретение конкретной профессии: шофера, комбайнера, киномеханика и пр.



5 Кружки художественно-прикладного или декоративного творчества охватывают учащихся всех возрастных групп, которые занимаются художественной обработкой древесины, металла, лозы, кости, глины, макраме, вязанием, вышивной, изготовлением игрушек из ткани, меха, работой с кожей, лоскутной пластинкой и др. Тут создаются благоприятные условия для формирования эстетического вкуса, развития творческой индивидуальности.

С точки зрения связи с учебными предметами можно выделить три группы кружков: предметные, межпредметные и непредметные (доктор пед.наук Д.А.Тхоржевский).

Предметные называют такие кружки, которые связаны непосредственно с трудовым обучением. По своему содержанию они являются как бы продолжением того, что делали учащиеся на уроках технологии, однако деятельность их становится более сложной, глубокой. Объекты труда в предметных кружках ни в коем случае не должны дублировать те, которые учащиеся выполняли в учебное время.

К числу предметных кружков относятся столярные, слесарные, токарные, комбинированные (по обработке древесины и металлов, по выполнению ручных и машинных операций).

Предметные кружки не занимают надлежащего места во внеклассной работе. Иногда это пытаются объяснить тем, что учащимся надоедает выполнять обработку древесины и металлов в мастерских.

Однако изучение опыта работы предметных кружков показывают, что причина их невысока популярности в плохой организации. Как правило, они распадаются из-за того, что учитель не может подобрать интересную работу, требующую от учащихся полной отдачи, творческих поисков, хотят испытать свои силы. Под стать этим стремлениям и должно подбираться содержание деятельности в предметных кружках.



Среди межпредметных кружков наиболее положительно зарекомендовали себя физико-технические кружки. Объектами труда учащихся в этих кружках обычно являются различные модели, позволяющие проиллюстрировать определенные закономерности, изучаемые в курсе физики и других общеобразовательных предметов. Изготовление их способствует овладению учащимися знаний по основам наук. Разрабатывая конструкцию модели, технологию изготовления деталей, школьники обогащаются конструкторско-технологическими знаниями и умениями, а в процессе реализации конструкции модели совершенствуют практические умения. Таким образом, физико-технические кружки успешно решают задачи двух учебных предметов. Руководят работой физико-технических кружков учителя физики и технологии.

Непредметные кружки получили наиболее распространение во внеклассной работе. По содержанию деятельности учащихся они могут быть самыми разнообразными.

К непредметным относятся, прежде всего, спортивно-технические кружки. Работая в таких кружках, учащиеся приобретают много новых знаний и умений, не имеющих прямого отношения к обработке материалов и их свойствам, однако непосредственный процесс изготовления изделий во многом опирается на трудовые операции, которыми школьники овладели на уроках технологии. К этой же группе кружков относятся и такие, которые знакомят учащихся с некоторыми новыми для них видами трудовой деятельности, имеющими общественно полезное значение.

К руководству непредметными кружками очень часто привлекаются производственники с базового предприятия, родители учащихся. Конечно, учитель технологии должен своевременно оказывать им методическую помощь.

 

3. Организация и планирование работы кружков трудового обучения и прикладного искусства

Выделяют два вида планирования кружковой работы: перспективное и текущее.

Перспективное планирование представлено программами, определяющими содержание работы кружков, которые разрабатываются методическими кабинетами при органах образования, а также станциями юным техников, юннатов, т.д. Программы рассчитаны на 1 и на 2 года обучения.

Программы являются примерными. Руководитель кружка имеет право вносить в них изменения. В программах обычно указывают, на какие знания и умения школьников по общеобразовательным предметам можно опереться, какие новые – сообщить. Дается также содержание практической работы. План проведения занятий по одной из тем той же программы приведен в приложении.

Занятия в кружке обычно занимают два академических часа один раз в неделю. Однако среди школьников встречаются такие, которых это не удовлетворяет. С ними можно заниматься и часами, но по согласованию с классным руководителем, который знает об успеваемости каждого ученика по другим предметам.

В одном кружке не следует объединять более 15 учащихся, так как в противном случае трудно обеспечить индивидуальное руководство их работой. В кружках может входить несколько секций; для каждой назначается руководитель. Необходимость в создании секции возникает, когда несколько различных предметных кружков выполняют, например, один заказ базового предприятия. В связи с этим названные кружки становятся секциями одного кружка. Однако основная их деятельность протекает самостоятельно.

Важной предпосылкой успешной работы кружков является наличие необходимой материальной базы. Для предметных кружков по технологии такой базой служит школьные мастерские. Однако в зависимости от объекта труда они часто требуют дополнительной оснасти и материалов, поэтому комплектовать их надо заблаговременно.

Чрезвычайно важное значение для успешной работы кружка имеет методическая сторона дела. С точки зрения методики кружковой работы необходимо уделять особое внимание таким вопросам, как структура кружкового занятия, методы и формы организации обучения.

Текущее планирование представляет собой разработку плана, структуры и содержания отдельного занятия.

Структура кружкового занятия на базе школьных мастерских приближается к структуре комбинированного урока. Это объясняется тем, что на любом кружковом занятии решается, как правило, ряд дидактических задач. В глазах учащихся главная цель кружкового занятия – изготовление определенного объекта труда. Поэтому целесообразно все занятия строить так, чтобы на каждом из них учащиеся занимались производительным трудом. Однако известно, что нужен не любой производительный труд, а осмысленный, творческий. Поэтому практическая деятельность должна осуществляться лишь после актуализации имеющихся у учащихся знаний, сообщения новых, решения творческих задач, связанных с конструированием и разработкой технологии изготовления объекта труда.

Перечисленные требования и приводят к тому, что кружковое занятие включает в себя обычно следующие этапы (элементы):

1. Организационное начало – включает подготовку мастерской, организацию рабочих мест, распределение дидактических и наглядных материалов, необходимого оборудования, сообщение порядка работы на занятии.

2. Сообщение темы, целей и мотивация занятия.

3. Повторение, обобщение и систематизация ранее изученного материала.

4. Сообщение нового учебного материала – рассматриваются вопросы из истории развития данной техники или технологии, материалов и оборудования, технология выполнения работы, технические условия, приемы выполнения работы. Применяются методы словесного сообщения технико-технологических знаний (объяснение, рассказ, беседа, дискуссия, самостоятельная работа с учебным пособием или учебно-технологической документацией), наглядные методы (демонстрация натуральных образцов, изделий, моделей, макетов, приемов выполнения работы; иллюстрация).

5. Практическая работа по выполнению объектов труда:

a) Вводный инструктаж:

- конкретизация целей и задач практической деятельности;

- сообщение правил ТБ, санитарии и гигиены, организации рабочего места;

- последовательность выполнения работы над объектом труда;

- требования к качеству готового изделия (демонстрация выполненного объекта);

b) Непосредственная практическая деятельность по выполнению изделий включает решение творческих задач, конструирование, проектирование, планирование, изготовление, оформление изделия. Возможна организация практической деятельности в виде 1) выполнения работы по образцу (алгоритму), 2) с возможностью выбора объекта из предложенных преподавателем (дифференцированные по уровню сложности изделия), либо 3) самостоятельная разработка учащимися проекта будущего изделия. Формы организации практической деятельности учащихся могут быть следующими: индивидуальная, парная, звеньевая, коллективная, фронтальная. Во время выполнения практической работы учащимися преподаватель осуществляет наблюдение за ходом работы, консультирует, контролирует, организует их деятельность, оказывает необходимую помощь, т.е. осуществляет текущий инструктаж.

c) Заключительный инструктаж предполагает анализ результатов и хода практической деятельности (анализ работ учащихся, указания по коррекции допущенных ошибок, указания по продолжению работы).

6. Подведение итогов занятия (самоанализ, презентация, защита проекта, выставка, реклама, рефлексия).

 

Однако при таком внешнем сходстве с уроком кружковое занятие должно отличаться от него. Учащиеся должны располагать значительно большей свободой действий. Это может находить выражение в самостоятельном выборе изделия, в объеме посильной нагрузки, связанной с решением творческих задач, в самоуправлении. Иными словами, подростки не должны чувствовать прямого давления со стороны учителя, иначе интерес к кружковым занятиям резко снижается.

Методы обучения на кружковых занятиях выбираются в зависимости от поставленных дидактических целей, содержания учебного материала, подготовленности к ним учащихся и учителя.

Для кружковых занятий характерны обычные методы трудового обучения, однако использование их имеет свои особенности. Так, наблюдения показали, что среди своих методов чаще всего используется объяснение, а реже всего – рассказ. Среди методов демонстрации наиболее часто применяется демонстрация наглядных и графических изображений, демонстрация приемов работы, диа- и кинофильмов, натурных объектов и процессов. Для методов демонстрации характерно и то, что учащимся 5-6 классов чаще демонстрируют наглядные пособия, а учащимся 8-9 классов – графические изображения. Такой подход учитывает графическую подготовленность ребят.

Важное место среди методов обучения на кружковых занятиях занимает инструктаж. Он может быть вводным, текущим и заключительным; фронтальным, звеньевым и индивидуальным; устным, письменным, графическим. Иными словами, все разновидности инструктажа, характерны для урока технологии, встречаются и на кружковых занятиях.

Методы обучения и различные их комбинации применяются в сочетании с определенными формами организации работы учащихся. На занятиях в кружках могут применяться различные формы организации работы учащихся (фронтальная, звеньевая, индивидуальная, с разделением труда). Выбор формы организации работы учащихся определяется в значительной мере объектами труда, которыми на кружковом занятии уделяется особое внимание. Это вызвано тем, что в процессе внеклассной работы приходится одновременно учитывать два противоречивых обстоятельства: с одной стороны, коллективный труд располагает большими воспитательными возможностями, а с другой – учащихся стремятся к индивидуальным заданиям, которые отвечают их личным интересам и дают возможность наиболее полно проявить свою самостоятельность.

Таким образом, с точки зрения задач воспитания следует возможно шире использовать фронтальную форму организацию работы учащихся, а сточки зрения их интересов (с которыми нельзя не считаться) – индивидуальную. Индивидуализации работы кружков способствует то, что во внеклассной работе не занимается массовым изготовлением одинаковой продукции. Это противоречило бы самой сути кружковой работы, поэтому изделие все время меняется и выпускается в одно-двух экземплярах. Но нельзя не учитывать, что объекты труда должны быть более интересными, чем на уроках технологии, и, следовательно, более сложными. В связи с этим они часто не посильны для изготовления одним учащимся, и приходится прибегать к коллективной форме организации труда. Опыт работы передовых учителей подсказывает как устранить возникающие противоречия. Как уже говорилось, в 5-6 и частично в 7 классах объектами труда является сравнительно сложные изделия. Между тем известно, что у учащихся этого возраста не хватает терпения долго заниматься изделиями. Поэтому, чтобы ускорить процесс изготовления, объекты труда выполняет звеньями из 2-3 учащихся. В этом случае изделия должны быть такими, чтобы частичная работа над ними представляла собой самостоятельные задания, в процессе выполнения которых учащиеся могли бы проявлять свою самостоятельность и творческую смекалку.

В 8-9 и частично в 7 классах более желательными являются индивидуальные занятия. Они учитывают возрастные возможности школьников. Однако эти задания должны быть связаны между собой. Чтобы учащиеся были заинтересованы в результат всего коллектива. Например, ставится задача оснастить процесс изготовления определенного изделия на уроках труда приспособлениями. Необходимость в этом возникает при организации производительного труда учащихся по заказам предприятия, когда изделия выпускаются большими партиями. В этом случае каждый кружковец получает индивидуальное задание – сконструировать изготовить приспособление для данной операции.

Опыт работы некоторых учителей показывает, что возможет и такой вариант подбора объектов труда, при котором учащийся участвует вместе с другими членами кружка в изготовлении сложных изделий и одновременно работает над другими объектами, выбранными по своим интересам.

Все это позволяет сделать вывод, что на кружковых занятиях формы и методы обучения связаны с этапами занятия.

Важное значение для осуществления воспитательной функции имеет самоуправление. В каждом кружке, как правило, избирается староста. Если в кружке несколько секций, то возглавляет его совет кружка, в который входит староста, его заместитель, староста секций. Избирается также редколлегия газеты или бюллютеня кружка. Кружковцы привлекаются к контролю за организацией труда, организацией соревнования, к оцениванию результатов деятельности и др.

Для регулярного посещения школьников кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписание школьных занятий и проведения других мероприятий в школе. Важно помочь каждому найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать интересной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок, экскурсии. Полезно включать в работу решение кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, развитие воображения, выполнение исследовательских заданий.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.015 с.