Формы организации внеурочной работы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Формы организации внеурочной работы

2017-11-16 375
Формы организации внеурочной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внеурочная работа может быть индивидуальной, груп­повой или массовой. Однако разделение этих видов из-за их тесной взаимосвязи в значительной мере условно.

Индивидуальная работа в зависимости от интересов учащихся обычно связана с углубленным изучением тео­ретических вопросов, выполнением и моделированием, ре­шением других задач.

Групповая внеурочная работа осуществляется на факультативных занятиях, в кружках.

К массовым формам внеурочной работы относятся олимпиады, КВН, декады труда, тематические вечера, лектории, конференции, выставки творчества, встречи с представителями профессий.

Отличительные особенности внеклассных занятий:

а) добровольность участия учащихся в различных мероприятиях;

б) содержание занятий, не ограниченное рамками учеб­
ной программы;

в) методы и формы занятий, основанные на творческой самостоятельности и интересе учащихся.

При проведении любого занятия с группой учащихся или организации массовых форм работы одним из важ­нейших этапов является индивидуальная работа с отдель­ными школьниками. С другой стороны, индивидуальная внеурочная работа с учеником — это, как правило, про­должение или составная часть его занятий в кружке или факультативе, участия в массовом внеурочном мероприя­тии по труду.

Для каждой параллели классов нужны свои кружки, свои факультативы, стенгазеты, вечера, олимпиады.

При организации внеурочной работы по труду веду­щим должен быть принцип предоставления всем школь­никам, проявляющим интерес к предмету, возможности удовлетворить свои интересы, развить способности.

 

 

Индивидуальные формы. На уроке у многих учащих­ся пробуждается первый интерес к труду. Далеко не у каждого интерес к тому, что изучается на уроке, носит деятельный характер. Было бы ошибочно считать, что ин­тересуются трудом лишь те ученики, которые сами под­ходят к учителю на переменах, после уроков, задают воп­росы, высказывают желание заниматься в кружке или факультативе. Таких ребят может быть не так много, и вопросы они обычно задают не только учителю труда, а заниматься готовы в 4—5 кружках. Задача учителя в от­ношении учащихся с широким спектром интересов со­стоит не в том, чтобы обязательно "закрепить" их на за­нятиях трудом. Прежде всего следует помочь им найти призвание на основе более полного и глубокого знаком­ства с предметом заинтересованности.

Нельзя признать достоверным показателем интереса к труду успеваемость по этому предмету. При таком под­ходе группа старательных и добросовестных учащихся по­падает в число «интересующихся» почти всеми предмета­ми, их охотно записывают во многие кружки и факуль­тативы. Способ формирования групп по успеваемости не принесет большой пользы значительной части учащихся, занимающихся в кружках, к тому же без внимания учи­теля останутся многие из тех учащихся, которые действи­тельно нуждаются в индивидуальном руководстве.

Таким образом, первый шаг в осуществлении руковод­ства индивидуальной работой школьников по труду — это выделение в каждом классе учеников, для которых вне­урочная работа по труду может быть интересной, будет помогать развитию их способностей и дарований, выбору жизненного пути.

Один из наиболее эффективных способов выявления учащихся с повышенным интересом к предмету — пред­ложить на уроке дополнительную литературу по теме. Особенно трудным для школьника бывает первый шаг от обязательных занятий к самостоятельным занятиям по интересам. Чтобы его облегчить, полезно приносить на урок журналы и книги, которые учитель советует про­читать, дать их краткую аннотацию. После беседы о про­читанном можно рекомендовать для чтения новые статьи и книги, а затем посоветовать школьнику самому подо­брать необходимую литературу по заданной теме, подго­товить по ней интересный доклад или реферат.

Групповые формы. Определяя основное содержание факультативов, типовые программы факультативных круж­ков предоставляют учителю большую свободу в выборе форм организации занятий и методов обучения в зависимости от оснащения школьного кабинета, производствен­ного окружения школы, индивидуальных особенностей группы школьников.

Факультативные занятия являются формой дифферен­цированного обучения, сохраняющей все преимущества единой системы школьного образования и позволяющей развить индивидуальные интересы и способности учащих­ся. По своим организационным принципам они занима­ют промежуточное положение между обязательными уро­ками и кружковыми занятиями.

Среди различных форм внеклассных занятий по тру­ду особое место принадлежит кружку. Работая в круж­ке, ребята могут заниматься подготовкой докладов, чте­нием литературы, изготовлением поделок, организацией массовых мероприятий и т.д., не отдавая предпочтения какому-либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий кругозор учащихся, усовершенствовать их умение работать с литературой, открывает широкие воз­можности для творчества.

Содержание работы кружка может быть различным.

Для успешной работы необходимо в самом начале изу­чить запросы и интересы ребят. Для этого рядом с красочным объявлением об организации физического круж­ка для учащихся определенной параллели классов можно поместить плакат: «Если ты хочешь стать кружковцем, ответь письменно на вопросы анкеты. Твой ответ поможет сделать занятия более интересными». После того как собраны и проанализированы ответы учеников, можно приступать к составлению плана работы кружка. Если педагог сам предлагает тематику, то на первом же со­брании кружка нужно объявить, что есть резервные часы, которые могут быть посвящены вопросам, интере­сующим ребят, и после обсуждения тем предложить им сделать свой выбор, учитывая общее направление работы и степень заинтересованности каждого той или иной про­блемой. Если при выборе тематики занятий педагог ори­ентируется на пожелания ребят, то резервные часы, на­оборот, отводятся на темы, рекомендованные учителем. В кружке для любой параллели классов следует предусмот­реть профориентационное занятие, встречу с людьми тру­да, экскурсию на производство.

В работе кружка ведущими являются задачи воспита­ния активных, творчески мыслящих ребят.

Для того чтобы кружковцы постоянно были вовлече­ны в разнообразную интересную работу, можно использо­вать систему круговых индивидуальных заданий. Для этого подготавливают систему разнообразных заданий для отдельных групп учащихся.

Рукописные журналы, бюллетени — одна из интерес­ных форм групповых внеклассных занятий, отражающих самостоятельную работу учащихся.

Удачной формой оформления различных внеклассных занятий является альбом. Учащиеся могут оформить, на­пример, такие альбомы, как "Все о чае". "Этикет за сто­лом", "Что и как едят", "Все о костюме" и др.

В системе внеучебной работы по трудовому воспитанию особое место занимает экскурсия. На экскурсиях школь­ники непосредственно знакомятся с современным производством, техникой, трудом людей разных специальностей. Впечатления у детей бывают очень сильными, сохраняют­ся в памяти надолго, и учитель на этой основе может проводить в классе содержательную воспитательную работу. При разработке тематики экскурсий необходимо учитывать требования учебных программ, местные условия, наличие тех или иных предприятий в районе школы и т.д.

Массовые формы. Своеобразным смотром результатов работы факультативов, кружков, научных обществ школьников и других форм внеурочной работы по труду явля­ются недели, декады или месячники отдельных предме­тов, проводимые во многих школах. Как правило, им предшествует большая подготовительная работа в течение нескольких месяцев.

Задача проведения декады трудового обучения — раз­витие интереса учащихся к труду, профессиональная ори­ентация школьников. Ведущая роль в организации дека­ды по трудовому обучению принадлежит учащимся, уже проявившим интерес к предмету, участникам факульта­тивов, кружков, научных обществ. Однако особенность декады состоит в том, что в ее подготовке и проведении принимают участие учащиеся всех классов школы.

Если для участников факультативов и кружков дека­да является отчетным смотром достигнутых успехов, спо­собствующих углублению интереса к занятиям трудом, то для остальных школьников она может быть первым опы­том участия во внеурочной работе, пробуждающим инте­рес к предмету, первым шагом на пути к выбору буду­щей профессии.

Одна из форм внеурочной работы по труду, тесно свя­занная с факультативными и кружковыми занятиями, — школьная олимпиада по обслуживающему труду. Первый, самый массовый, этап олимпиады — школьный. В нем принимают участие все желающие учащиеся. Второй этап — городской (участвуют победители школьных олимпиад). Третий этап — районные, четвертый — республиканские олимпиады.

Отличительной чертой олимпиады, начиная уже с первого этапа — школьной олимпиады, является дух соревнования, выявление сильнейших в данном виде деятель­ности. В школьном туре число участников не ограниче­но. Нет и предварительного отбора учащихся. Задача учителя — привлечь к участию в этом туре олимпиады возможно большее число школьников.

Успех в проведении школьной олимпиады в значительной мере определяется качеством предлагаемых заданий. Для развития интересов и способностей учащихся они должны быть творческими. Однако следует помнить, что чрезмерно сложные задания подрывают веру ученииков в свои силы, снижают интерес к продолжению за­нятий. Разумное сочетание требований нестандартности и доступности может быть достигнуто подбором для олим­пиады комплекса теоретических и экспериментальных (практических) заданий.

Опыт показывает, что большой интерес у ребят вызы­вают те мероприятия, тема которых охватывает широкий круг вопросов, связанных с изучением школьных предме­тов: в их подготовке каждому найдется дело по душе. Участие учителей ряда предметов позволяет привлечь к работе большое количество учащихся, сосредоточить их внимание на одном общем деле, объединить их интересы.

Уже много лет популярен среди школьников КВН. Он имеет большие преимущества перед другими форма­ми организации школьных вечеров. В процессе подготов­ки и проведения КВН решается целый комплекс учеб­ных и воспитательных задач. Школьники учатся творчес­ки мыслить, добывать знания, быстро ориентироваться в окружающей обстановке, находить правильный ответ и облекать его в остроумную форму.

Успех зависит от слаженности в работе не только чле­нов команды, но и ее болельщиков, составляющих вмес­те с игроками единый коллектив. Проведение КВН яв­ляется итогом большой творческой работы этого коллек­тива. Поэтому важно развить у участников встречи чув­ство ответственности за порученное им дело, умение вовремя прийти на помощь товарищу.

КВН можно проводить между параллельными класса­ми, соседними школами, районами и т.д. Подготовка на­чинается с выбора членов команд и их капитанов. Всех их должно отличать не только знание предмета, но и жизнерадостность, желание и умение работать на сцене, быстрота реакций и находчивость. Совершенно недопус­тимо собирать команду накануне соревнования, дружес­кие отношения не создаются по желанию организаторов вечера, а отсутствие их непременно скажется в процессе встречи.

На КВН нет простых зрителей — все болельщики. Но команда должна заранее позаботиться об организации своего ядра болельщиков. Это ядро активных болельщиков руководит всеми зрителями. Оно заранее готовит лозун­ги, приветствия, которые скандируют зрители по знаку капитана болельщиков. Основа поведения болельщиков — доброжелательность к команде противника.

Высшим органом КВН является жюри, или, как его можно назвать, коллегия справедливости. В жюри жела­тельно вводить взрослых и авторитетных для учеников людей. Следует заранее ознакомить их со сценарием, рас­пределить ответственность за каждый из конкурсов. Это позволит устранить спешку в работе жюри и поверхност­ную оценку работы учащихся при подведении результа­тов. Помощником жюри в подсчете очков может быть "коллегия точности", состоящая из учащихся.

Большая роль на вечере отводится ведущим КВН. Они задают темп всей встрече, а потому должны отлично знать сценарий и особенности конкурсов.

Одна из задач воспитания учащихся — приучить де­тей делиться своими знаниями с другими. Важно, чтобы они умели делать доклады, пропагандирующие знания по обслуживающему труду. С этой целью используется та­кой вид внеклассной работы, как тематические вечера, конференции по интересным для учащихся вопросам, связанным с обслуживающим трудом. Цель тематических вечеров — привлечь внимание к определенному вопросу, заинтересовать детей, подтолкнуть к самостоятельному чтению книг. Поэтому главное — познавательное содер­жание вечера.

Например, можно провести тематический праздник "Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен!". В под­готовку к нему важно вовлечь большое число учащихся: часть их будет занята подготовкой докладов и иллюстра­ций к ним, другие — выпуском бюллетеня, третьи будут готовить выставку и т.д.

В процессе школьной работы — урочной, внеурочной, внеклассной — накапливается интереснейший педагоги­ческий материал, отражающий творчество детей.

Наиболее интересной и полезной общественной формой отражения работы учащихся являются выставки. Подго­товка материалов для выставок — часть самостоятельной работы учащихся в классе, дома, в кружке. Ребятам приятно, когда их интересные работы (плетение, вышивание, батик...) видят и знают не только учитель и узкий круг одноклассников, но и все учащиеся, родители.

Выставка должна иметь четко поставленные цели, оп­ределенную направленность, систему. Она представляет собой самоотчет учащихся и наряду с этим преследует более широкую цель — пропаганду знаний по обслужи­вающему труду.

Выставки могут проводиться как отчет работы круж­ков, могут быть и персональные выставки (если ученик выполняет работы в разнообразных жанрах или у него много интересных работ).

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.