Тема 1. Многонациональные компании и национальная среда бизнеса. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 1. Многонациональные компании и национальная среда бизнеса.

2017-11-16 303
Тема 1. Многонациональные компании и национальная среда бизнеса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

ФГОУ ВПО КЮИ МВД России

Генерал-майор милиции ___________Ф. К. Зиннуров

«____» ___________ 2010г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

по специальности

080102 – Мировая экономика

 

КАЗАНЬ · 2010

Международный менеджмент: рабочая учебная программа дисциплины «Международный менеджмент» по специальности 080102 – Мировая экономика/ Сост.О.Г.Шмелева– Казань: КЮИ МВД России, 2010. - 23 с.

 

 

Рабочая учебная программа подготовлена кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики и права ЮПФ КЮИ МВД России Шмелевой О.Г.

Под редакцией доктора экономических наук, профессора Хадиуллиной Г.Н..

 

Рецензенты:

1Куцевол Надежда Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ПФУ;

2. Лебедева Альфия Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедры права и экономики ЮПФ КЮИ МВД РФ

Настоящая рабочая учебная программа обсуждена и одобрена:

 

на заседании кафедры _______________________________________

(наименование кафедры)

«____»_______200_ г., протокол №__

на заседании методического совета института «____»_______2010 г., протокол №__

 

на заседании Ученого совета института «____»_______2010г.,

протокол №__

 

 

Рабочая учебная программа дисциплины «международный менеджмент» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «мировая экономика»-080102

 

©Казанский юридический институт МВД РФ, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ------------------------5

II. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ----------------------------------------------------------------8

II.I. Общий перечень разделов и тем дисциплины--------------------------------8

II.II. Программа курса-------------------------------------------------------------------8

II.III. Контрольные вопросы по курсу----------------------------------------------13

II.IV. Примерные темы рефератов -------------------------------------------------15

II.V. Планы семинарских занятий------------------------------------- -------------18

II.VI. Примерный тематический план курса---------------------------------------20

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ--21

III.I. Литература по курсу--------------------------------------------------------------21

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Международный менеджмент как самостоятельная учебная дисциплина и область исследования сформировался недавно – в последней четверти ХХ столетия, а в настоящее время получает все большее распространение в мировой образовательной практике, становясь неотъемлемой частью подготовки экономистов по специальности «Мировая экономика», а также специалистов – менеджеров, занимающихся международными деловыми операциями.

Международный менеджмент выступает как дисциплина, интегрирующая совершенно различные области знаний, начиная с социологии, антропологии и социальной психологии и заканчивая мировой экономикой, менеджментом и организационным поведением. Его преподавание целесообразно на выпускных курсах обучения студентов, обучающихся по специальности “Мировая экономика”, когда студенты достаточно хорошо ориентируются в специальных предметах и имеют как некоторый социальный опыт, так и опыт межкультурных контактов.

Междисциплинарный характер данного курса требует высокого уровня культурной грамотности и широкого кругозора как преподавателей, так и студентов.

Эффективное обучение по данной дисциплине предполагает обязательное знание иностранного языка, так как проведение занятий предусматривает широкое использование деловой прессы, иллюстративных материалов, кейсов, проблемных ситуаций на английском языке.

Цели данного курса:

1. Дать представление о многообразии и особенностях реализации функций управления в деловых культурах различных стран и их влиянии на специфику ведения бизнеса “через границы”.

2. Повысить уровень культурной грамотности слушателей в международном контексте с помощью системного определения и интерпретации кросс-культурных сходных черт и различий в управленческих процессах и бизнес-окружении.

3. Способствовать выработке профессиональной этики, культурной терпимости и чувствительности.

4. Сформировать и развить у будущих экономистов-международников навыки и методы работы в новой культурной среде.

Международный менеджмент – это особый вид менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Отличительные особенности данного курса:

- Международный менеджмент несет в себе философию адаптивного менеджмента, опирающегося на разработку культурного профиля “страны базирования”, т.е. позволяет решать управленческие задачи с учетом тех новых возможностей и ограничений, которые накладывает национально-культурологический контекст данной страны;

- данный курс, базируясь на межстрановых сопоставлениях и учете различий в менталитетах и моделях поведения бизнес-агентов, развивает и активизирует ситуативное мышление и аналитические способности студентов, учит их решению нетривиальных управленческих проблем в условиях неопределенности - незнакомой и зачастую чуждой бизнес-культуре, где нет универсальных решений и ситуативная специфика накладывается на уникальный национально-культурологический контекст;

- обеспечивая решение данных задач, международный менеджмент выходит далеко за рамки собственно учебной дисциплины и выполняет функцию рефрейминга, т.е. переориентации и изменения как индивидуального, так и коллективного сознания, терпимого и восприимчивого отношения к другим культурам;

Курс состоит из трех крупных, связанных между собою блоков:

· общие закономерности развития менеджмента в международном бизнесе;

· национально-культурные особенности менеджмента;

· российский менеджмент в международной системе координат.

Студенты осваивают системный трехуровневый подход к описанию менеджмента в международной перспективе. Это характеристика экономической и социокультурной среды, национальная специфика поведения фирмы (стратегия и структура, корпоративные ресурсы, принятие решений) и собственно менеджеров (мотивация, лидерство, коммуникации).

Изучение материала (лекции, дискуссии, практические занятия) сопровождается активной индивидуальной и групповой работой студентов. При выборе тем индивидуальных проектов слушателям предлагается учесть собственные интересы настоящей и будущей карьеры. Обучение завершается экзаменом по курсу. Кроме того, материал данного курса включается составной частью в междисциплинарный государственный аттестационный экзамен по специальности “Мировая экономика”.

Рекомендуемый учебники:

1.Белорусов А.С. Международный менеджмент: 2-е изд./ А. С. Белорусов. - М.: Экономистъ, 2007. -335с.

2.Международный менеджмент/ Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля.- СПб: ПИТЕР, 2005. - 624с.

Переводные издания:

1.Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. - М.: Дело,2004. - 440с.

2.Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 692с.

 

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

II.I. Общий перечень разделов и тем дисциплины

Введение в курс.

Тема 1. Многонациональные компании и национальная среда бизнеса.

Тема 2. Модели вхождения МНК на зарубежные рынки.

Тема 3. Стратегии МНК на мировых рынках.

Тема 4. Организация управления международным бизнесом компаний.

Тема 5. Особенности планирования в МНК.

Тема 6. Конкурентные преимущества МНК.

Тема 7. Стратегические альянсы как способ вхождения на мировые рынки.

Тема 8. Слияния и поглощения как способ вхождения на мировые рынки.

Тема 9. Перенесение национальных особенностей менеджмента за рубеж.

II.II. Программа курса

Введение в курс.

Объект исследования, цели и задачи международного менеджмента. Связь дисциплины с другими предметами. Деятельность многонациональных компаний (МНК) и прямые зарубежные инвестиции, динамика, тенденции. МНК как системообразующий фактор всемирного хозяйства. Источники информации о многонациональных компаниях. Показатели деятельности МНК.

Семинар 1.

1.Объект исследования, цели и задачи международного менеджмента.

2.Деятельность многонациональных компаний (МНК) и прямые зарубежные инвестиции, динамика, тенденции.

3.МНК как системообразующий фактор всемирного хозяйства.

4.Источники информации о многонациональных компаниях. Показатели деятельности МНК.

Семинар 2.

1.Стратегии МНК на мировых рынках.

2.Организация управления международным бизнесом компаний. 3.Особенности планирования в МНК

Семинар 3.

1.Модели вхождения МНК на зарубежные рынки

2.Стратегические альянсы как способ вхождения на мировые рынки. 3.Слияния и поглощения как способ вхождения на мировые рынки

Семинар 4.

1.Конкурентные преимущества МНК.

2.Роль корпоративной культуры в создании конкурентных преимуществ.

3.Концепции менеджмента, направленные на укрепление конкурентоспособности.

Семинар 5.

1.Планирование в многонациональных компаниях.

2.Организация планирования глобальной деятельности МНК.

3. Стратегическое планирование в МНК.

4.Миссия, стратегические цели, долгосрочные задачи.

5.Оперативное планирование. Цели и задачи оперативного планирования.

Семинар 6.

Управления инновационной и инвестиционной деятельностью в МНК.

Семинар 7.

1.Перенесение национальных особенностей.

2.Управление трудовыми ресурсами в многонациональных компаниях менеджмента за рубеж.

Семинар 8.

1. Деловая культура, ее элементы и функции. Уровни бизнес-культуры.

2. Типология подходов к изучению деловой культуры: роль установок, ценностей и верований.

3. Культурные контрасты в системах ценностей наций.

4. Параметры воздействия на деловую культуры: факторы бизнес-окружения и национально-этнический фактор.

5.Переговоры в международном бизнесе

Семинар 9.

1.Многонациональные корпорации в России.

2.Особенности национального характера и менталитета россиян. Формирование национальной деловой культуры.

3.Характеристика системы менеджмента в России. Российская и западная системы управления: сравнительный анализ.

4.Конструктивный потенциал российского менеджмента и его позиционирование в координатах “Восток - Запад”.

Семинар 10.

1.Виды слияний и поглощений в международном бизнесе. 2.Горизонтальная интеграция.

3.Вертикальная интеграция.

4.Оценка стоимости поглощаемой фирмы.

Семинар 11.

1.Анализ национальных особенностей управления.

2.Фундаментальные принципы управления.

3.Механизмы и правила воплощения принципов управления в практику. Социальная и культурная специфика управления. Условия и практика “трансплантации” управленческого опыта.

4.Каналы перенесения управленческого опыта в другие страны. Перенесение форм и методов организации труда за рубеж.

Семинар 12.

1.Американский менеджмент за рубежом.

2.Роль и социальная цена японской модели.

3.Европейский менеджмент.

 

II.VI. Примерный тематический план курса

№ п/п Название темы Количество часов
Аудиторная работа
Лекции Семинары
1. Введение в курс    
2. Многонациональные компании и национальная среда бизнеса.      
3. Модели вхождения МНК на зарубежные рынки.    
4. Стратегии МНК на мировых рынках.      
5. Организация управления международным бизнесом компаний.      
6. Особенности планирования в МНК.    
7. Конкурентные преимущества МНК.      
8. Стратегические альянсы как способ вхождения на мировые рынки.      
9. Слияния и поглощения как способ вхождения на мировые рынки.    
10. Перенесение национальных особенностей менеджмента за рубеж.      
Итого:    

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

III.I. Литература по курсу

Основная литература:

1. Белорусов А.С. Международный менеджмент: 2-е изд./ А. С. Белорусов. - М.: Экономистъ, 2007.

2. Международный менеджмент / Под. ред. Пивоварова С.Э., Тарасевича Л.С., Майзеля А.И. – СПб: Питер, 2002. – 576 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

3. Карпова С.В. Практикум по международному маркетингу: учебное пособие/ С. В. Карпова. - М: КноРус, 2007.

4. Чиненов М.В. Основы международного бизнеса: учебное пособие/ М. В. Чиненов. - М: КноРус, 2007.

5. М.Портер Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс,2005.

6. Прахалад К.К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.

7. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. Учебник. 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004.

8. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

Дополнительная литература:

9. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. -M.: Экономика, 1999. - 168 c.

10. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 384 с.

11. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: Учеб. Пособие. - M.: ИНФРА-M, 2000. - 136 c.

12. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учеб. пособие.- Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 188 с.

13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.-3-е изд. М.: Гардарика, 1999.

14. Девятов А., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России. – М.: Вече, 2002. – 400 с.

15. Дэй Д. Стратегический маркетинг. – М: Изд-во Эксмо, 2003.

16. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

17. М.Портер Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

18. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. 2-е изд. – М.: Маркет ДС, 2006.

19. Стратегии которые работают: Подход BCG: сб.ст.: пер. с англ. / сост. Карл Штейн, Джордж Сток – мл.; (под общ. Ред. И.В. Лазуковой). – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.

20. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.

21. Шевченко Л.С. Конкурентное управление: Уч. пособие. — Харьков: Эспада, 2004.

22. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М.: Юристъ, 2002.

23. Кирцнер, Израэл. Конкуренция и предпринимательство. М.: Юнити, 2001.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

24. http://www.dis.ru (издательская группа Дело и Сервис)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

ФГОУ ВПО КЮИ МВД России

Генерал-майор милиции ___________Ф. К. Зиннуров

«____» ___________ 2010г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

по специальности

080102 – Мировая экономика

 

КАЗАНЬ · 2010

Международный менеджмент: рабочая учебная программа дисциплины «Международный менеджмент» по специальности 080102 – Мировая экономика/ Сост.О.Г.Шмелева– Казань: КЮИ МВД России, 2010. - 23 с.

 

 

Рабочая учебная программа подготовлена кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики и права ЮПФ КЮИ МВД России Шмелевой О.Г.

Под редакцией доктора экономических наук, профессора Хадиуллиной Г.Н..

 

Рецензенты:

1Куцевол Надежда Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ПФУ;

2. Лебедева Альфия Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедры права и экономики ЮПФ КЮИ МВД РФ

Настоящая рабочая учебная программа обсуждена и одобрена:

 

на заседании кафедры _______________________________________

(наименование кафедры)

«____»_______200_ г., протокол №__

на заседании методического совета института «____»_______2010 г., протокол №__

 

на заседании Ученого совета института «____»_______2010г.,

протокол №__

 

 

Рабочая учебная программа дисциплины «международный менеджмент» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «мировая экономика»-080102

 

©Казанский юридический институт МВД РФ, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ------------------------5

II. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ----------------------------------------------------------------8

II.I. Общий перечень разделов и тем дисциплины--------------------------------8

II.II. Программа курса-------------------------------------------------------------------8

II.III. Контрольные вопросы по курсу----------------------------------------------13

II.IV. Примерные темы рефератов -------------------------------------------------15

II.V. Планы семинарских занятий------------------------------------- -------------18

II.VI. Примерный тематический план курса---------------------------------------20

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ--21

III.I. Литература по курсу--------------------------------------------------------------21

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Международный менеджмент как самостоятельная учебная дисциплина и область исследования сформировался недавно – в последней четверти ХХ столетия, а в настоящее время получает все большее распространение в мировой образовательной практике, становясь неотъемлемой частью подготовки экономистов по специальности «Мировая экономика», а также специалистов – менеджеров, занимающихся международными деловыми операциями.

Международный менеджмент выступает как дисциплина, интегрирующая совершенно различные области знаний, начиная с социологии, антропологии и социальной психологии и заканчивая мировой экономикой, менеджментом и организационным поведением. Его преподавание целесообразно на выпускных курсах обучения студентов, обучающихся по специальности “Мировая экономика”, когда студенты достаточно хорошо ориентируются в специальных предметах и имеют как некоторый социальный опыт, так и опыт межкультурных контактов.

Междисциплинарный характер данного курса требует высокого уровня культурной грамотности и широкого кругозора как преподавателей, так и студентов.

Эффективное обучение по данной дисциплине предполагает обязательное знание иностранного языка, так как проведение занятий предусматривает широкое использование деловой прессы, иллюстративных материалов, кейсов, проблемных ситуаций на английском языке.

Цели данного курса:

1. Дать представление о многообразии и особенностях реализации функций управления в деловых культурах различных стран и их влиянии на специфику ведения бизнеса “через границы”.

2. Повысить уровень культурной грамотности слушателей в международном контексте с помощью системного определения и интерпретации кросс-культурных сходных черт и различий в управленческих процессах и бизнес-окружении.

3. Способствовать выработке профессиональной этики, культурной терпимости и чувствительности.

4. Сформировать и развить у будущих экономистов-международников навыки и методы работы в новой культурной среде.

Международный менеджмент – это особый вид менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Отличительные особенности данного курса:

- Международный менеджмент несет в себе философию адаптивного менеджмента, опирающегося на разработку культурного профиля “страны базирования”, т.е. позволяет решать управленческие задачи с учетом тех новых возможностей и ограничений, которые накладывает национально-культурологический контекст данной страны;

- данный курс, базируясь на межстрановых сопоставлениях и учете различий в менталитетах и моделях поведения бизнес-агентов, развивает и активизирует ситуативное мышление и аналитические способности студентов, учит их решению нетривиальных управленческих проблем в условиях неопределенности - незнакомой и зачастую чуждой бизнес-культуре, где нет универсальных решений и ситуативная специфика накладывается на уникальный национально-культурологический контекст;

- обеспечивая решение данных задач, международный менеджмент выходит далеко за рамки собственно учебной дисциплины и выполняет функцию рефрейминга, т.е. переориентации и изменения как индивидуального, так и коллективного сознания, терпимого и восприимчивого отношения к другим культурам;

Курс состоит из трех крупных, связанных между собою блоков:

· общие закономерности развития менеджмента в международном бизнесе;

· национально-культурные особенности менеджмента;

· российский менеджмент в международной системе координат.

Студенты осваивают системный трехуровневый подход к описанию менеджмента в международной перспективе. Это характеристика экономической и социокультурной среды, национальная специфика поведения фирмы (стратегия и структура, корпоративные ресурсы, принятие решений) и собственно менеджеров (мотивация, лидерство, коммуникации).

Изучение материала (лекции, дискуссии, практические занятия) сопровождается активной индивидуальной и групповой работой студентов. При выборе тем индивидуальных проектов слушателям предлагается учесть собственные интересы настоящей и будущей карьеры. Обучение завершается экзаменом по курсу. Кроме того, материал данного курса включается составной частью в междисциплинарный государственный аттестационный экзамен по специальности “Мировая экономика”.

Рекомендуемый учебники:

1.Белорусов А.С. Международный менеджмент: 2-е изд./ А. С. Белорусов. - М.: Экономистъ, 2007. -335с.

2.Международный менеджмент/ Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля.- СПб: ПИТЕР, 2005. - 624с.

Переводные издания:

1.Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. - М.: Дело,2004. - 440с.

2.Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 692с.

 

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

II.I. Общий перечень разделов и тем дисциплины

Введение в курс.

Тема 1. Многонациональные компании и национальная среда бизнеса.

Тема 2. Модели вхождения МНК на зарубежные рынки.

Тема 3. Стратегии МНК на мировых рынках.

Тема 4. Организация управления международным бизнесом компаний.

Тема 5. Особенности планирования в МНК.

Тема 6. Конкурентные преимущества МНК.

Тема 7. Стратегические альянсы как способ вхождения на мировые рынки.

Тема 8. Слияния и поглощения как способ вхождения на мировые рынки.

Тема 9. Перенесение национальных особенностей менеджмента за рубеж.

II.II. Программа курса

Введение в курс.

Объект исследования, цели и задачи международного менеджмента. Связь дисциплины с другими предметами. Деятельность многонациональных компаний (МНК) и прямые зарубежные инвестиции, динамика, тенденции. МНК как системообразующий фактор всемирного хозяйства. Источники информации о многонациональных компаниях. Показатели деятельности МНК.

Тема 1. Многонациональные компании и национальная среда бизнеса.

Геополитические факторы взаимоотношений принимающей страны и страны базирования МНК. Факторы внешней среды прямого воздействия в международном бизнесе: национальные потребители, национальные и иностранные конкуренты, национальные поставщики, рабочая сила и каналы распределения, интересы инвесторов (национальных и зарубежных акционеров, институциональных инвесторов и др.), административное и правовое регулирование. Факторы внешней среды косвенного воздействия в международном бизнесе: состояние мировой экономики, национальной макроэкономики, технологические циклы, политические факторы, социокультурные факторы. Особенности национальной среды. Понятие и содержание национальной культуры: система ценностей, правил, порядков, социальная структура, религия и религиозная этика, язык, образование, политическая и экономическая философия. Модель Гефштеде. Воздействие и учет особенностей национальной среды на принятие решений МНК.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.