Тема 3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

2017-11-16 241
Тема 3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По мнению известного американского ученого австрийского про­исхождения И. Шумпетера, «предпринимателями мы называем хо­зяйствующих субъектов, функцией которых является как раз осу­ществление новых комбинаций и которые выступают как его ак­тивный элемент». Во-первых, быть пред­принимателем — значит делать не то, что делают другие; во-вто­рых, быть предпринимателем — значит делать не так, как дела­ют другие, а это требует качественно иных способностей.

В последние десятилетия XX в. общей тенденцией во многих странах стала усиливающаяся роль государства в поддержке предпринимательства, особенно малого бизнеса. И здесь государство, с одной стороны, гарантирует публичные интересы, а с другой - способствует развитию частной предпринимательской инициативы.

Наиболее актуальное значение проблема поддержки малого бизнеса со стороны государства имеет для России. Так, по данным исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенном Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке компании EY, в 2013 году количество ранних предпринимателей (тех, кто только открывает свое дело, либо чей бизнес не старше трех лет) в России увеличилось на 25% и составило 5,75% от взрослого трудоспособного населения страны. По этому показателю Россия находится на одном уровне с такими странами, как Испания (5,21%), Финляндия (5,29%), Греция (5,51%), Норвегия (6,25%)[3]. Несмотря на то, что в России создается аналогичное европейским странам число предприятий, они быстро умирают. Все это требует проведения активной государственной политики, направленной на устранение негативных воздействий на развитие предпринимательства в России и оказание ему действенной поддержки.

В России уже сегодня сформированы государственные структуры, поддерживающие развитие малого и среднего предпринимательства. Среди них:

- Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства (руководителем является – И.И.Шувалов). Является постоянно действующим органом, образованным для обеспечения координации деятельности органов исполнительной власти и взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества по выработке предложений, связанных с реализацией государственной политики в сфере конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

- Координационные (совещательные) органы по развитию малого предпринимательства при министерствах и ведомствах;

- Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ (руководитель – Н.И.Ларионова).

Усиливается влияние общественных объединений в процессе принятия решений, касающихся бизнес-сообщества. Сегодня успешно функционирует Российское Объединение предпринимателей, или так называемая Большая четверка, которая включает в себя наиболее влиятельные общественные организации России представляющие интересы бизнес-сообщества на государственном уровне:

- Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»;

- Торгово-промышленная палата РФ;

- Российский союз промышленников и предпринимателей;

- Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

В последнее время в России стало уделяться существенное внимание развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. В общем виде, она представляет собой систему государственных и негосударственных органов оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства (см. рис. 2). К примеру, в Германии и Италии существует большое количество консультационных центров для начинающих предпринимателей и представителей МСП.

Рис. 1. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Механизмы поддержки предпринимательства в различных странах разнообразны от прямого финансирования проектов до создания бизнес-инкубаторов в регионах. Что касается России, то основной целью поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) остается прямое субсидирование предприятий или обеспечение их финансовыми ресурсами.

В зарубежных странах поддержка в основном направлена на создание благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов МСП, а также облегчение их доступа к заемным ресурсам (прежде всего - посредством реализации гарантийных программ). В странах с наиболее развитым сегментом МСБ (например, в Швейцарии) регулятивные практики сводятся к минимуму: упрощается система регулирования МСП и пересматриваются нормы, предъявляемые к малому и среднему бизнесу, как в производственном секторе, так и в сфере торговли (например, в Великобритании). При этом налоговая политика в отношении малых и средних предприятий отличается особой лояльностью. Ярким примером гибкой налоговой политики по отношению к малому и среднему бизнесу является практика налоговых льгот в области инновационной деятельности, принятая в Великобритании.

Однако в связи с мировым финансовым кризисом национальные правительства зарубежных стран усилили внимание к финансовой поддержке предприятий МСП и расширили услуги по предоставлению данным предприятиям государственных гарантий по кредитам.

К наиболее действенным мерам по поддержке МСП, принятым в мировой практике, и, которые могут быть адаптированы в России, можно отнести:

1. Налоговые льготы МСП в приоритетных для экономики страны отраслях, а также предоставление налоговых льгот инвесторам, осуществляющим вложения в МСП. Повышение налоговой самостоятельности муниципалитетов в отношении МСП.

2. Упрощение системы регулирования деятельности МСП.

3. Обеспечение МСП доступа к государственному заказу.

4. Проведение политики поощрения муниципалитетов к реализации собственных программ поддержки МСП.

5. Увеличение объемов государственных гарантий (и размера гарантийного покрытия) по инвестиционным кредитам МСП, в том числе привлечение пенсионных фондов для расширения системы гарантий.

6. Предоставление целевых льготных кредитов (в том числе инновационным, экспортоориентированным и производственным предприятиям). А также проведение политики сглаживания сезонных циклов в отношении сельскохозяйственных МСП.

7. Внедрение специальных программ, поощряющих уже добившихся успеха бизнесменов передавать свой опыт начинающим предпринимателям, в обмен на предоставление определенных льгот.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.