Урок 10. Изменения в жизни птиц, насекомых, зверей и других животных осенью — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Урок 10. Изменения в жизни птиц, насекомых, зверей и других животных осенью

2017-11-16 769
Урок 10. Изменения в жизни птиц, насекомых, зверей и других животных осенью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: учить объяснять причины осенних изменений в жизни диких животных, различать несколько видов птиц.

Задачи: сформировать представления о нескольких видах птиц, о перелетных птицах, причинах осенних изменений в жизни диких животных (насекомых, птиц, зверей, других животных);

–способствовать воспитанию гуманного отношения к животным, развитию интереса к их изучению, а также логического мышления.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся перечисляют изменения в жизни диких животных осенью, объясняют их причины, перечисляют и узнают несколько видов перелетных и зимующих птиц.

Оборудование: мультимедиапрезентация, мяч.

 

Ход урока

Оргмомент: демонстрируются на несколько секунд рисунки животных (слайд 2); задание учащимся – назвать лишнее животное.

Актуализация ранее изученного учебного материала. Игра с мячом «Назови нужное» направлена на актуализацию представлений о диких и домашних животных, неживой и живой природе. Учитель называет одно из понятий и бросает мяч учащемуся, который должен назвать объект, относящийся к данному понятию.

Введение в тему, целеполагание. Учащихся просят посмотреть на рисунки на с. 24 – 25 и сказать, каким животным будет посвящен урок. Если учащиеся называют конкретно животных, то учитель просит назвать их всех одним словом (дикие). Далее называется тема урока и его задачи: узнать, какие изменения происходят в жизни диких животных осенью и почему.

Изучение нового учебного материала. Осенние изменения в жизни насекомых, зверей, других животных. Организуется игра «Хлопаем в ладоши»: учитель поочередно называет диких животных (например, пчела, бабочка-крапивница, лягушка, змея, белка, аист, ящерица, еж, воробей, галка), а учащиеся хлопают в ладоши в том случае, если называется животное, которое нельзя увидеть поздней осенью. Учащимся предлагается объяснить, почему нельзя их увидеть поздней осенью. Обучающихся подводят к выводу, что лягушки, змеи, ящерицы не могут переносить зимних морозов – нет теплой перьевой и шерстяной «шубы». Кроме того им нечем было бы питаться. Это же можно сказать и о насекомых. Они вынуждены прятаться на зиму до весны или, как некоторые бабочки улетать в теплые края. Самыми ярыми путешественниками среди наших бабочек являются репейница, самая, что ни на есть банальная капустница и адмирал (слайд 3).

После игры учащиеся отвечают на вопросы: Почему ежам не надо запасать корм на зиму? (Еж впадает в спячку). Почему еж вынужден погружаться в спячку? Сделайте правильный вывод, если известно, что еж питается насекомыми, лягушками. (Этих животных еж не может найти зимой, поэтому он вынужден погружаться в спячку). Какие еще животные, известные вам, впадают в спячку? (Медведь, барсук). Где спит зимой медведь? Сообщается краткая информация о барсуке на основе демонстрации слайда 4 (сначала демонстрируется верхний левый рисунок). Это довольно крупные животные, длина тела которых может достигать 90 см. Отличительная черта барсуков – две темные полосы, которые тянутся наот носа к ушам Барсуки роют огромные норы с множеством разветвленных туннелей. Тело барсука хорошо приспособлено к рытью земли.Голова клиновидной формы с заостренной мордой, с маленькими ушами, на конце с короткой, почти незаметной шеей. Конечности короткие и массивные с длинными когтями на пальцах, которые отлично подходят для рытья земли (появляется правый верхний рисунок слайда).

Как вы думаете, почему медведь, барсук могут проспать всю зиму и не умереть с голода? О чем может говорить тот факт, что масса этих животных за осень сильно увеличивается, почти наполовину?

Обобщив ответы учащихся, учитель сообщает, что эти животные накапливают большое количество жира, которым они питаются во время спячки. Так, масса барсука в летний период составляет 20-24 кг, перед зимней спячкой его вес может увеличиваться до 34 кг (демонстрируются два нижних рисунка; учащиеся определяют, где рисунок барсука летом и где осенью).

Почему белка не впадает в спячку, и круглый год мы ее можем увидеть прыгающей с ветки на ветку? (Запасает корм, имеет «теплую шубку»). Сообщается, что белка очень аккуратная и запасливая. Всё лето и осень белка делает запасы и укладывает их аккуратно в свои кладовые. В одном уголке она складывает грибы, в другом – орехи, в третьем – шишки.Грибы она вначале высушивает, нанизывая их на голые сучки.Запасают корм и другие животные, например, мыши.

Поможет обобщить информацию о том, как готовятся звери к зиме слайд 5 и его комментирование учителем. Следует подчеркнуть, что шерсть становится гуще у всех зверей.

Далее выполняются задания 2-4 к с. 24. После текста учащиеся отвечают на вопросы: Почему осенью становится все холоднее? (Солнце над землей все ниже, греет слабее, дни короче). Почему исчезает корм для многих животных? Почемумы не видим многих животных – бабочек, пчел, змей, лягушек, ящериц поздней осенью? (Прячутся, уходят на зимовку). Сообщается, что эти животные проводят зиму в неактивном состоянии, в состоянии покоя. До этого они также запасают питательные вещества, которое очень экономно используют зимой.Учащиеся рассуждают, смоли бы эти животные быть активными зимой, если бы был корм. (Нет, так как не имеют «теплой одежды» - не перьевого, ни шерстяного покрова, а сами они не могут поддерживать температуру тела).

Получить ответ на вопрос, куда же прячутся некоторые насекомые, где «спят» змеи, ящерицы, поможет чтение учителем текста на с. 24.

Текущая рефлексия: Что мы узнали о диких животных? (Об изменениях в их жизни осенью). Почему происходят изменения в жизни диких животных осенью? (Становится холодно, исчезает корм или уменьшается его количество). Как насекомые готовятся к зиме? Как змеи и ящерицы готовятся к зиме? Почему эти животные вынуждены отправится на зимовку? (Им холодно, нет у них «теплой одежды»). Почему некоторые звери, как например, медведь, несмотря на наличие теплой «шубы» впадают в спячку? (Нет корма).

Осенние изменения в жизни птиц. Выполняется сначала первая часть задания 1 к с. 25, после чего учитель говорит о том, что каждая птица имеет свое «имя» или название. Предлагается игра«Назови меня по имени»: зачитывается загадка, а учащиеся называют «имя» птицы, о которой идет речь в загадке.

Кто по тропочке идёт Быстрыми шажками, Длинным хвостиком трясёт? Догадайтесь сами! (Трясогузка) Угадайте, что за птичка – Темненькая невеличка? Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, зернышки собирает. (Воробей) Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту, За лягушками в болото. (Аист)

Вторую часть задания №1 можно предложить на карточке (слайд 6; с помощью эффектов анимации на этом же слайде появляется эталон ответа, на основе которого учащимися осуществляется самопроверка). Задание выполняется под руководством учителя; управление самостоятельной работой целесообразно осуществлять с помощью вопросов-подсказок, например: Вспомните, за чем летает аист на болото? Рисунок нам подсказывает, что еще является пищей аиста? (Змеи). Ласточка питается в полете, что для нее является кормом? (Летающие насекомые). Найдите рисунок с летающими насекомыми. О каком корме воробья подсказала нам загадка? Вспомните, где можно увидеть трясогузку? Рассмотрите рисунок и скажите, какой корм она может найти на земле? (Дождевые черви, жуки).

Далее выполняются задания № 2 – 4 к с. 25 учебного пособия. Последнее задание выполняется с помощью слайдов 7-8, где даны фотографии зимующих и перелетных птиц. Задание к слайду 7: Можно ли назвать изображенных птиц одним словом? Какие птицы улетают первыми? Какие за ними? Какие позже всех? Ответы учащиеся сравнивают с текстом учебного пособия (читает учитель) на с. 25 или с эталоном ответа (с помощью эффектов анимации рисунки птиц в нужном порядке исчезают со слайда).

На слайде 8даны зимующие птицы, которых нужно назвать с помощью первой и последней букв. На основе анализа рисунков учащиеся называют признаки, по которым можно узнать некоторых из птиц. Очень важно подчеркнуть, что многие птицы остаются зимовать, и они уже сейчас нуждаются в нашей помощи – подкормке потому, что им голодно не только холодной зимой, но и поздней осенью.

Текущая рефлексия: О каких животных шла речь на этом этапе урока? Какие изменения в жизни птиц происходят осенью? Почему перелетные птицы улетают в теплые страны?

Закрепление учебного материала с помощью игры «Лови ошибку»: учащиеся хлопают в ладоши, если учитель произносит фразу с ошибкой, а также исправляют ошибку.

Зимой нельзя увидеть многих насекомых, которые не находят корм, например, пчелу, бабочку, божью коровку.

Звери, которые не могут найти пищу зимой, погружаются в спячку.

Погружаются в спячку белка, еж, медведь.

Птицы, которые не могут найти пищу зимой, улетают в теплые края.

Улетают в теплые края сойка, аист, ласточка, дикие гуси.

Не улетают в теплые края дятел, галка, синица, снегирь, журавль.

Итоговая рефлексия: Похлопайте в ладоши те, кто удовлетворен своей работой на уроке. Но для этого сначала вспомним, какая должна быть работа, которой можно быть довольным/ой? (Успешной, активной, старательной и т.п.)

Задания для наблюдения: понаблюдайте, каких птиц вы увидите возле дома, по дороге в школу, на прогулке в парке или сквере, узнаете ли вы синичку, воробья. Не забудьте покормить птиц в холодную и дождливую погоду.

На уроке можно организовать упражнение со скороговоркой: У ежа и ёлки иголки колки.

Дополнительный материал к уроку.Медведь утепляет шубу, нагуливает толстый слой жира, очищает кишечник корнями крушины, готовит свою берлогу – устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом, корой молодых елок. Поздней осенью, когда промерзнет земля и выпадет первый снег, медведь укладывается спать в свою тёплую берлогу. Но медведь спит довольно чутко и, если его потревожить, может проснуться и выйти из берлоги.

Перед спячкой барсук притаскивает в нору мох сфагнум, ромашку, клевер. Оказывается, барсук очень хорошо знает полезные свойства растений. Мох сфагнум используется в случае необходимости для заживления ран, ромашка убивает вредных насекомых, клевер используется для устройства постели, так как он при высыхании не шелестит.

Ёж приглядывает себе норку, устилает ее сухими опавшими листьями. Д. Зуев описывает, как ёж переносит листья в свою норку. Ёж кубарем катается по траве и накалывает листья на свои иголки. Когда ёж возвращается в своё жилище с наколотыми листьями, его трудно узнать: копна копной. Ёж не делает запасов на зиму. Когда наступают холода, он забирается в свою теплую норку и крепко спит до весны.

Птицы - великие путешественники. Перед отлетом птицы часто образуют стаи. Стаями и в одиночку летят они из мест, где родились, в теплые края на зимовку. Некоторые пролетают тысячи километров, но с первыми весенними днями спешат вернуться на родину. Птицы собираются в стаи или небольшие стайки потому, что так они замечают опасность на более далеком расстоянии, и ее легче избежать. Сигналом опасности служит крик вожака. При длительных перелетах это имеет очень важное значение.

Птичьи стаи в основном летят по ночам. Только большие хищные птицы (орлы, ястребы) летят самостоятельно, в одиночку. Длямногих видов характерен определенный порядок расположения птиц в стае, например, гуси и журавли летят «углом» или «клином», а мелкие птицы (скворцы, дрозды летят скученной стаей) (Слайд 9).

 

 

Урок 11. Изменения в жизни домашних животных осенью. Влияние изменений в неживой природе, в жизни растений на труд людей осенью

 

Цель: создать условия для осознания учащимися того, как изменения в природе осенью влияют на жизнь домашних животных, труд людей.

Задачи: расширить представления учащихся о домашних животных, их использовании человеком, труде людей осенью;

– содействовать развитию мышления, наблюдательности, интереса к изучению мира животных;

– способствовать воспитанию заботливого отношения к домашним животным, осознанию ответственности за их жизнь.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся называют домашних животных, объясняют, почему их называют домашними, какую пользу они приносят людям; объясняют, как изменения в природе осенью влияют на жизнь домашних животных (коров, овец, коз не выгоняют на пастбища, содержат в специальных помещениях, кормят заготовленным кормом), на труд людей (осенью созревает урожай – капусты, картофеля, свеклы – который нужно убирать; после уборки урожая вспахивают поля, готовят их к новым посевам; поздней осенью обворачивают стволы плодовых деревьев и т.п.).

Оборудование: мультимедиапрезентация, рисунки домашних животных, карточки с заданиями.

Ход урока

Оргмомент: демонстрируется несколько рисунков домашних животных и одного дикого. Задание учащимся после демонстрации: Кто здесь лишний? Почему? Какое животное было показано вторым, предпоследним?

Введение в тему, целеполагание. Учитель просит открыть учебное пособие на с. 26–27 и сказать, каким животным будет посвящен урок. Учитель говорит о том, что на прошлом уроке учащиеся узнали, как осенние изменения в природе повлияли на жизнь диких животных, а на этом уроке узнают, как изменения в природе осенью и как повлияли на жизнь домашних животных, на труд людей.

Изучение нового учебного материала, актуализация ранее изученного. Актуализация представлений «дикие» и «домашние» животные. Учащимся предлагается два ряда рисунков с животными (слайд 2);необходимо определить, рисунок какого животного нужно взять из нижнего ряда, чтобы дополнить верхний, почему; каким животным можно дополнить нижний ряд рисунков вместо зубра.Выясняется, можно ли расположить в верхнем ряду таких животных, как воробей, синица; смогли ли учащиеся увидеть и узнать этих птиц, покормить им.

Далее выполняется задание, предложенное на слайде 3: Можно ли назвать одним словом изображенных животных? Почему? После демонстрации слайда (закрытия его) учитель спрашивает: Сколько всего животных было на слайде: кто назовет более точное число? Кого было больше: собак или котов?

Конкретные представления о некоторых домашних животных, их внешнем виде, использовании человеком. С этой целью сначала используется игра «Загадаю-отгадай»: учитель читает загадку, а учащиеся с помощью фотографий слайдов 4-5 (или соответствующих рисунков) отгадывают их, объясняют указанные в загадке признаки.

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова). Объясните, что такое зеленое, а что такое белое? Рыжий молокозавод День жует, ночь жует. Ведь траву не так легко Переделать в молоко! (Корова)
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, лыки дерет, лаптей не плетет (козел).   Даёт молоко, но не корова, Шерстью своей делиться готова. Она непоседа и егоза... Как называем её мы?...(Коза) / В.-Г. Ступников
Круторогий и упрямый, Твердолобый в степи самый. Шуба из сплошных кудряшек... Как зовут его?...(Барашек) / В.-Г. Ступников Не прядёт, не ткёт, А людей одевает. Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца)
Спереди - пятачок, сзади - крючок, Посередине спинка, а на ней щетинка. На ногах ее копытца. Ест и пьёт она из корытца. (Свинья) Задремлю я и пою Песенку тебе свою. Но когда я на охоте - Неленивый я в работе. (Кот)
Не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. С подстриженной гривой, Скачет ретиво, Чуть шпорами тронь, Кто же это?... (Конь) Ушки чуткие торчком, Хвост взлохмаченный крючком, В дом чужого не пущу, Без хозяина грущу. Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается. На цепи, сидит, Дом сторожит. (Собака)

С этой же целью используется игра «Кто спрятался» (слайд 6), в которой нужно узнать домашнее животное по его части. Если нет возможности использовать мультимедиапрезентацию, применяются рисунки животных, на которых бумагой закрывается его основная часть.

Может быть использовано и другое задание. С целью развития памяти учащихся можно показать в течение нескольких секунд рисунки 5 домашних животных, например, коня, свиньи, коровы, козы, овцы (слайд 7). После закрытия слайда учащимся предлагается назвать, сколько животных было на слайде, перечислить их, какие животные были размещены в нижнем ряду.

Текущая рефлексия: Каких животных мы учились с вами узнавать по их признакам?

Как изменилась домашних животных осенью. С начала организуется игра «Угадай-ка»: учитель называет изменения, а учащиеся должны догадаться, о каких животных идет речь, например:

Линяют (белка, заяц-беляк), запасают корм (белка, мыши), погружаются в спячку (медведь, еж, барсук); прячутся под старые пни, корни деревьев (змеи, ящерицы), прячутся под кору деревьев, зарываются в землю (некоторые насекомые), улетают в теплые страны (перелетные птицы, некоторые бабочки).

По ходу игры учащиеся объясняют причины тех или иных изменений.

Затем организуется работа по выяснению изменений в жизни домашних животных. Учитель подчеркивает, что изменяется жизнь не только диких животных, но и некоторых домашних – коров, коз, овец, а также гусей, уток. В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы: Чем питаются летом коровы, козы, овцы? ( Травой на пастбище ). Почему поздней осенью этих животных уже не выгоняют на пастбище? ( Нет зеленой сочной травы) .Почему нет сочной и зеленой травы? ( Становится холодно, увядают травянистые растения ). Как человек осенью заботиться о своих домашних питомцах? ( Кормит заготовленным кормом, утепляет помещения, где содержаться животные ). Знаете ли вы, чем кормят корову? Козу? ( Сеном, свеклой, тыквой и др.).

Текущая рефлексия: О чем шла речь на этом этапе урока?

Использование человеком домашних животных или что дают человеку коза, овца, корова, свинья, домашние птицы. Для решения поставленной задачи выполняется задание 3 к с. 26 учебного пособия.

Можно устроить небольшую выставку продуктов, которые дают нам домашние животные (вместо молочных продуктов используются упаковки).

Учитель подчеркивает, что домашние животные щедро снабжают нас очень ценными продуктами.

Человек вывел множество пород кошек и собак, больших и маленьких, пушистых и даже бесшерстных, разнообразной окраски. Кошки, собаки являются незаменимыми помощниками и друзьями человека. Как преданно и превосходно выполняют свой долг служебные собаки, которые являются поводырями слепых, находят и спасают людей при пожарах, из-под завалов при землетрясениях, взрывах, ловят нарушителей на границах, отыскивают потерявшихся детей, вытаскивают из воды тонущих… Конечно, же человек должен с благодарностью относится к своим питомцам, правильно о них заботиться.

Очень печально, что есть некоторые люди, которые сначала заводят кошку или собаку, а потом, когда им они им надоедают, безжалостно выбрасывают их на улицу. Животные становятся никому не нужными бродячими, бездомными, нередко опасными для человека.

Учитель спрашивает учащихся, что нужно знать о животных, которых содержат дома, какую помощь они могут оказать по уходу за домашними питомцами, например, кошками, собаками, другими животными.

Может быть подготовлена выставка фотографий о домашних питомцах, которую на уроке просто рекламируют для просмотра; обязательно говорится, кто ее создал, если в ее создании участвовали родители учащихся.

Влияние изменений в неживой природе, в жизни растений на труд людей осенью. Выполняются задания к с. 27 учебного пособия.

Текущая рефлексия: О каких осенних изменениях мы узнали сейчас?Почему происходят изменения в труде людей?

Закрепление и контроль изученного на уроке можно провести на основе использования игры «Верно ли, что …» или «Лови ошибку» (если учащиеся не согласны с утверждением, можно хлопать в ладоши):

Жизнь всех домашних животных не изменяется осенью. (Нет)

Поздней осенью коров, коз, овей не выгоняют на пастбища, потому что им холодно. (Нет)

Поздней осенью коров, коз, овец не выгоняют на пастбища, потому нет уже зеленой и сочной травы.

Осенью поля готовят под новые посевы.

Урожай картофеля, свеклы, капусты убирают осенью.

Осенью убирают зерновые культуры. (Нет)

Итоговая рефлексия: Похлопайте в ладоши те, кому понравился урок; кто доволен тем, как работал на уроке.

Для того, чтобы показать, что домашние животные дают человеку не только разнообразные продукты, но и радость общения, наблюдения за ними на слайдах, в заключение урока можно продемонстрировать слайды 8-10 с фотографиями, отражающими интересные факты из их жизни, а также различные породы кошек, собак. После демонстрации слайдов важно спросить, понравились ли им фотографии, какое настроение у них после просмотра.

Задание для наблюдения: понаблюдайте за домашними питомцами (если есть), как они проявляют свое удовольствие или недовольство, что им нравится и т.п.

Дополнительный материал к уроку. Собака – первое животное, которое приручил человек; предком ее был волк. Прошло много времени, и постепенно волк превратился в собаку, а человек приобрел верного помощника и друга.

Кошку человек приручил гораздо позже, чем собаку. Возле поселений человека жила дикая кошка; люди ее подкармливали за то, что она ловила мышей и помогала сохранить зерно.

Свинья – второе после собаки животное, которое одомашнил человек. Домашняя свинья происходит от дикого кабана

Коза – это первое животное, от которого человек получил молоко. Предками ее были дикие козы.

Скороговорка к уроку: У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.

Урок 12. Осенние явления в природе» (обобщающий урок)

 

Цель: создать условия для обобщения и систематизации представлений учащихся об изменениях в природе осенью и их причинах.

Задачи: учить видеть и понимать последовательность изменений в жизни природы осенью, а также зависимость изменений в жизни растений и животных от изменений в жизни неживой природы;

– продолжить формирование умения объяснять причинно-следственные связи в природе, содействовать развитию логического мышления;

– содействовать воспитанию чувства природы, восприятия и осознания ее красоты, гуманного отношения ко всему живому.

Основные ожидаемые результаты: перечисляют изменения в природе осенью, объяснять и устанавливают причинно-следственные связи в природе: между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; между изменениями в жизни растений и в жизни животных.

Оборудование: мультимедиапрезентация, карточки с заданиями, рисунки с изображением птиц, мяч, карточки «светофора».

Ход урока

Оргмомент. Можно использовать задание «Открой нужный квадрат» (слайд 2); суть ее состоит в том, что животное закрывается четырьмя отдельными пронумерованными квадратами. Учащиеся называют, какой квадрат открыть, чтобы узнать по открывшейся части, какое животное спряталось.

Целеполагание. Учитель спрашивает учащихся о том, какому времени года были посвящены все предыдущие уроки по предмету «Человек и мир»; предлагает проверить, что узнали на уроках, чему научились.

Обобщение и систематизация учебного материала, его закрепление. Последовательность изменений в природе осенью. Сначалавыполняются первые два задания к с. 28 – 29 учебного пособия (с. 90). На доске на карточках написаны названия осенних месяцев, а также название одного летнего – август. Учащимся предлагается назвать лишний месяц, а затем кто-то из учащихся размещают карточки с названиями месяцев в нужной последовательности.

Затем учащимся предлагаются загадки, которые нужно отгадать:

В щедром поле колосится Золотистая пшеница. Ягоды в лесу поспели, Пчелы прячут мед по сотам. Много и тепла, и света, Так бывает только... (Летом) Желтой краской крашу я Поле, лес, долины. И люблю я шум дождя, Назови-ка ты меня! (Осень)  
Урожай нам дарит сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябр ь) Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился... Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле черно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А еще похолодало – Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц? Подскажи. (Ноябрь)  

Изменения в жизни неживой природы осенью. Учащиесявыполняют сначала задание № 3 к с. 28 – 29, а затем в парах – на карточке (задание дано на слайда 3): Отметьположение Солнца (кружочком) относительно верхушки березы во время золотой и поздней осени (после выполнения учащимися задания с помощью эффектов анимации на слайде 3 дается эталон ответа).Но перед началом выполнения задания выясняется, в какой период осени изображена березка на других рисунках, а затем учитель просит «зажечь» светофор (прием «Зажги светофор»). Дальше учитель действует по ситуации; если много учащихся не знают, как выполнять задание, работа организуется под руководством учителя. Учащимся, которые уверены в своих силах, могут выполнять задание самостоятельно.

Затем организуется работа по анализу рисунка на с. 22: Какое время осени отражено на рисунке? По каким признакам вы это определили? ( Солнце очень низко на небе; цвет неба более темный, серовато-синий; по одежде детей видно, что холодно; идет дождь; на деревьях почти нет листьев, не видно цветов, насекомых). Какое явление природы мы часто наблюдаем поздней осенью? (Дождь) Почему летнему дождику мы радуемся, а осенний не очень любим? (Потому, что он холодный, иногда идет целый день).

Текущая рефлексия: О каких изменениях в природе осенью мы сейчас с вами говорили?

Изменения в жизни растений и животных осенью. Целесообразно организовать работу по закреплению умения распознавать несколько деревьев по их листьям и плодам. Лучше использовать натуральные объекты – засушенные листья и плоды. Учитель просит найти плоды и листья клена, березы, рябины, дуба, листья осины.

Далее организуется работа (метод моделирования) на основе слайда4мультимедиапрезентации(или картиной): Какое время осени отражено на слайде? (Золотая осень). По каким признакам определили? Что осенью не бывает? Какие ошибки допустил художник на этой картине?( После ответов детей с помощью эффектов анимации рисунки бабочки, колокольчика, земляники вылетают за край листа). Какую ошибку допустилхудожник в рисунке зайца-беляка? Может ли в это время года он быть белого цвета? (Нет, он еще серого цвета ). Какие птицы летят клином? Куда они улетают? Почему?Какие еще перелетные птицы вы знаете? Давайте картину золотой осени сменим на картину поздней осени. Как изменяется высота Солнца на небе поздней осенью? Как изменение высоты Солнца влияет на температуру воздуха? (Температура воздуха понижается, становится холоднее). Какие изменения произойдут с деревьями и кустарниками?( С деревьев и кустарников опадут листья или наступит листопад ). Почему происходит листопад? ( Это подготовка растений к зиме. Без листьев деревьям и кустарникам легче переносить зиму, холода. Листопад предохраняет деревья от облома веток под тяжестью снега ).Каких животных мы уже не увидим поздней осенью? (Лягушек, ежей). Почему? (Лягушки боятся холода, ежам нет корма).

Чтобы проверить, как учащиеся усвоили представление о перелетных и зимующих птицах, умеют ли распознавать некоторые перелетные птицы, используется задание на карточке (слайд 5; он используется также для организации самопроверки учащихся): Рассмотри рисунки птиц. Отметить зеленым кружком перелетные птицы. Отметь знаком «+», те, которые ты видел в природе.

Рисунки зимующих птиц на слайде 6 используются для закрепления умения распознавать зимующих птиц и стимулирования желания подкармливать в трудный период их жизни – осенью, зимой и в первой половине весны. После того, как учащиеся назовут птиц, появляется с помощью анимации эталон ответа (названия птиц на слайде); далее учащиеся объясняют, что между изображенными птицами общего (это зимующие птицы).

Далее организуется игра «Что осенью бывает?» на основе рисунков слайдов 7– 10 (количество слайдов и фото на них учитель может сократить с учетом темпа работы учащихся). Если демонстрируются рисунки, изображающие не осенние явления, учащиеся встают (или легко стучат пальчиками по парте). В ходе игры обращается внимание, что снег может выпадать и осенью (фото рябины со снегом, белка на дереве, рисунок дождя и снега), уточняется, когда это бывает (когда понижается температура). Если первое фото с грибами учащиеся относят к осенним явлениям, нужно обратить внимание на то, что на этой фотографии видны кустики черники и брусники с ягодами, которые поспевают летом. Второе фото с грибами относится к осени.

Для обобщения и систематизации знаний о связях в природе, развития умения устанавливать причинно-следственные связи в природе можно использовать игру «Потому, что…». Учитель начинает предложение и бросает кому-либо из учащихся мяч; ученик, поймавший мяч, завершает фразу – называет причину явления и возвращает мяч. Примерное содержание для игры:

Стало холоднее, потому что Солнце над землей … (опустилось ниже).

Листья на деревьях пожелтели, потому что стало … (холоднее).

Начался листопад, потому что стало еще … (холоднее).

Исчезли бабочки, пчелы, потому что не стало … (цветущих растений).

Улетели перелетные птицы, потому что исчезли … (насекомые или корм, которым они питались).

Еж, медведь в зимней спячке, потому что не стало для них … (корма).

Исчезли лягушки, ящерицы потому, что стало … (холодно) и не стало для них … (корма).

Учитель делает вывод, что в природе все взаимосвязано и комментирует схему, которая дана на слайде 11 (все детали схемы появляются последовательно с помощью эффектов анимации):Солнце осенью находится ниже над землей, поэтому становится холоднее. Становится холоднее и на деревьях желтеют, краснеют листья, желтеет трава; затем становится еще холоднее и листья с деревьев опадают, увядают травянистые растения. Становится холоднее, увядают травы, прячутся насекомые, лягушки, змеи, улетают перелетные птицы, некоторые звери впадают в спячку.

Текущая рефлексия: О каких изменениях в природе мы сейчас говорили? Почему происходят изменения в жизни растений и животных?

Итоговая рефлексия. Используется прием «Зажги светофор». Учащиеся оценивают свою работу на уроке следующим образом. Поднимают карточку с зеленым цветом те учащиеся, кто активно участвовал в работе, с заданиями справлялся успешно, доволен собой. Урок понравился.

Карточка желтого цвета означает: учащийся вполне доволен собой, так как с заданиями справлялся, хотя и было трудно.

Красный цвет означает, что задания на уроке были очень сложными, сам не мог справиться. Поможет учащимся самоопределиться содержание слайда 12.

В заключение урока можно прочитать стихотворение (чтение сопровождается демонстрацией слайдов 13– 14):

Осень - любимая мною пора!

Осень - и красок ярких игра!

Красиво листва в хороводе кружится,

На землю ковром она пёстрым ложится

Приятно пройтись по такому ковру,

Листочки шуршат под ногами.

Я сейчас их в осенний венок соберу,

Венок в жёлто-розовой гамме…/ М. Мюллер; «Осень – любимая мною пора»

 

 

ЗИМНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ, В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

 

Экскурсия (13). Изменения в неживой природе зимой. Как зимуют растения ( экскурсия в парк или тематическая прогулка в школьный двор)

Цель: создать условия для получения учащимися опыта наблюдений за зимними изменениями в неживой и живой природе.

Задачи: содействовать формированию представлений о зимних изменениях в природе, осознанию того, что изменения в живой природе обусловлены изменениями в неживой природе;

– способствовать развитию умения наблюдать, видеть связи в природе, учить различать известные деревья в зимнее время;

– создать условия для формирования чувств восхищения красотой зимней природы; убедить учащихся в том, как тяжело жить зимующим птицам, как они ощущают потребность в помощи человека.

Основные ожидаемые результаты: устанавливают зимние изменения в природе, видят связи между изменениями в неживой и живой природе; различают несколько известных растений в зимнее время.

Ход экскурсии

Проводится в тоже место, что и предыдущая экскурсия или тематическая прогулка, чтобы учащиеся более наглядно увидели, какие изменения произошли с приходом зимы с уже известными объектами. Объекты выбираются те, которые есть на месте проведения экскурсии или тематической (целевой) прогулки. Количество растительных объектов по сравнению с осенней экскурсией ограничивается – не более 3-4.

Подготовительная работа проводится в классе: сообщаются задачи – что должны узнать (какие изменения произошли в природе зимой по сравнению с осенью), чему научиться (различать знакомые деревья в зимнее время).

Остановка 1. Сначала обращается внимание на краски, звуки и запахи зимы: Какие цвета преобладают зимой? Почему? Какие цвета украшают зиму (добавляются к черно-белым краскам зимы)? Какие звуки можно услышать зимой? (Если получится, можно услышать «тиньканье» синиц).

Остановка 2 (там, где осенью наблюдали за положением Солнца на небе). Устанавливаются изменения в неживой природе: Как изменилось положение Солнца на небе по сравнению с осенью? (Солнце стало ниже относительно наблюдаемого объекта – деревьев, построек). Как изменилась погода? Почему? Какие осадки выпадают зимой? Почему? Установился ли снежный покров на земле? Почему?

Остановка 3. Наблюдение за растениями. Береза. Работу учащихся можно организовать следующим образом. Учитель просит посмотреть вокруг и сказать, могут ли учащиесяузнать какие-нибудь деревья? Какие? (Березу – по стволу, рябину – по ягодам). В процессе наблюдения, учащиеся устанавливают, висят ли на березе плоды-орешки. Учащиеся берут в руки плоды березы. Учитель обращает внимание на то, что сережки березы сразу же рассыпаются и с них легко сыплются семена, значительно легче, чем осенью. Теперь даже при слабом ветерке семена будут рассыпаться и разноситься далеко от самого дерева.

Рябина. Устанавливается, стало ли меньше ягод на рябине, почему. Зимой птицы уже начинают лакомиться ягодами рябины, поэтому их становиться все меньше. Учитель обращает внимание на то, как они красиво смотрятся в морозный день после снегопада, когда на веточках рябины лежит снег и еще больше оттеняют красный цвет плодов.

Клен. Учитель спрашивает, знакомы ли учащимся плоды, оставшиеся на дереве. Однако не всегда на дереве есть плоды. В этом случае учитель организует (еще в классе, перед экскурсией) опознание клена по веточкам и просит сравнить его веточки с веточками другого дерева (лучше липы): «Посмотрите, как расположены почки на ветке клена и липы. (На ветке липы друг за другом, а на ветке клена друг против дружки). Рассмотрите веточки и скажите, у какого дерева они прямые, а у какого извилистые, у какого толще. Устанавливается, что веточки клена прямые, а веточки липы извилистые (из


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.