Как люди ухаживают за домашними животными зимой. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Как люди ухаживают за домашними животными зимой.

2017-11-16 498
Как люди ухаживают за домашними животными зимой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учащимся (работа в парах) предлагается карточка со словами: помещение, раздают, подают, чистят, следят. (Можно написать на слайде). Задание: составьте рассказ (предложения) об уходе за домашними животными зимой. После составления учащимися рассказа читается текст на с. 37 учебного пособия; свой рассказ учащиеся сравнивают с его содержанием.

Выполняются задания к с. 36-37 – задания 2 (кроме чтения текста), 4, 5.

Текущая рефлексия: На какой вопрос мы сейчас отвечали?

Труд людей зимой в сельской местности. Учащиеся рассматривают рисунки на с. 38-39 и определяют, какие из них отражают труд людей в сельской местности (работа в парах). Далее выполняются первых два задания к этим страницам (с.92).

Текущая рефлексия: О чем сейчас шла речь на уроке? Какая главная забота у работников сельского хозяйства зимой? (Позаботиться о новом урожае).

Труд людей зимой в городе. Выполняются задания 3- 5 к с. 38 – 39.

Можно предложить загадку:

Рукастая, зубастая,

Идёт-бредёт по улице,

Идёт и снег грабастает,

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина)

Текущая рефлексия: О чем сейчас шла речь на уроке?

Закрепление, обобщение учебного содержания. Предлагается выполнить задание на слайде 6 (обсуждается предварительно в парах).

Следующее задание для выполнения на карточке (дано слайде 7): Соедини стрелкой центральный круг с теми фигурами, в которых называются виды труда людей зимой ( работа в парах). С помощью этого же слайда учащиеся проверяют, правильно ли они выполнили задание (эталон ответа появляется с помощью эффектов анимации). Учитель просит «зажечь светофор» по итогам выполнения задания: кто выполнил правильно, поднимает карточку с зеленым цветом; если допущены ошибки, поднимается карточка с красным цветом.

Далее выполняется задание «Восстанови пословицу». Учащимся предлагается завершить 2-3 пословицы:

Корми корову сытнее, молоко у неё будет… / белее.

Будут на ферме корма – не страшна… / зима.

Много снега – много…/ хлеба.

Что летом родится, зимой … /пригодится.

После завершения пословицы, учащиеся объясняют, как они их понимают.

Домашнее задание: постараться запомнить хотя бы одну пословицу о труде, которая больше всего понравилась (пословицы о труде вывешиваются на стенде в классе).

Итоговая рефлексия: Что больше всего понравилось на уроке? Как вы думаете, почему на доске у нас записаны эти две пословицы (учитель зачитывает их)? Чему вы сегодня научились?

Дополнительный материал к уроку. Пословицы для размещения на стенде:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

Кто не работает, тот не ест.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Всякое уменье трудом дается.

Кончил дело – гуляй смело.

Делу – время, потехе – час.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Труд кормит, а лень портит.

Скороговорка к уроку:

Стоит воз овса, возле воза - овца.

 

 

Урок 16. З абота человека о своем здоровье зимой

 

Цель: сформировать представление о том, как заботиться о своем здоровье зимой.

Задачи: формировать представление о способах закаливания организма зимой, стимулировать стремление выполнять процедуры по закаливанию организма с целью укрепления здоровья;

– учить правильно выбирать одежду и обувь для прогулок в зимнее время, соблюдать правила безопасности при катании на коньках, санках, лыжах;

– содействовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся перечисляют процедуры, способствующие закаливанию организма, объясняют их назначение; знают, как правильно одеваться для прогулок зимой; перечисляют правила безопасного поведения при катании на коньках, санках, лыжах и обосновывают их необходимость.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедиа-презентация, мяч.

Ход урока

Оргмомент. Демонстрируется первый рисунок или слайд, на котором содержаться рисунки домашних и диких животных в геометрических фигурах (слайд 2), а затем этот же рисунок, но уже с изменениями, например, тот же рисунок дается в другой геометрической фигуре или другое животное в этой же геометрической фигуре (слайд 3). Учащиеся должны назвать, что изменилось.

Контроль, актуализация ранее изученного учебного материала. Сначала организуется игра «Назови нужное»: учитель бросает мяч учащемуся и называет одно из понятий «дикое животное/ домашнее животное / перелетная птица / зимующая птица»; учащийся, поймавший мяч, называет любой объект, относящийся к названному понятию, и возвращает мяч.

Далее учащиеся выполняют индивидуально задание на карточке (слайд 4): Отметь красным кружком тот вид труда, которым не занимаются зимой. После выполнения учащиеся объясняют свой выбор. Эталон ответа дан на том же слайде.

Введение в тему, целеполагание. Читается отрывок из стихотворения «Что такое за окошком?»:

Подбежал к окну Серёжка:

–Что такое за окошком?

Валит снег густой стеной,

(Так бывает лишь зимой!)

Мушки белые летят,

То-то радость для ребят!

Для Серёжки нет проблем,

Шустро примеряет шлем..,

Клюшку достаёт, коньки,

Вот и зимние деньки!!!

То, чего так долго ждали,

Наконец-то увидали...

Вот так, зимушка – зима!

К нам надолго ль, ты пришла?

В белоснежные одежды

Землю нарядишь, как прежде.

 

Рада, рада детвора,

Закричит:–"Ура!У-ррра!..

А Серёжка снова рад,

На хоккей зовёт ребят.

Зря ли, клюшку доставал,

И зимы так долго ждал!? / М. Бажанова

После чтения учитель спрашивает, почему так рады зиме дети. Далее говорит о том, что он не случайно прочитал это стихотворение и просит рассмотреть рисунки на с. 40-41 учебного пособия, после чего учащиеся определяют, о чем пойдет речь на уроке. Называется тема, формулируются задачи урока. Читается пословица на с. 40 учебного пособия, которая может стать эпиграфом урока.

Изучение нового учебного материала. Чем полезно заниматься зимой для укрепления здоровья? Учащимсяпредлагается отгадать загадки, чтобы определить, чем можно заниматься зимой. Загадки можно написать на карточках и организовать работу с ними в микрогруппах или парах (предлагается 1–2 загадки); загадку о катке и пляже читает учитель после работы учащихся в микрогруппах. При отгадывании загадок учащимся можно порекомендовать пользоваться рисунками учебного пособия на с. 40.

Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры — Помчались с горы. (Санки). Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед И мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки).
На ледяной площадке крик, К воротам рвётся ученик. Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!" Весёлая игра... / хоккей. Можно в воду понырять Или на песке играть Много замков ты создашь Из песка ведь это…/ пляж. Вот серебряный лужок, Не видать барашка, Не мычит на нём бычок, Не цветёт ромашка. Наш лужок зимой хорош, А весною не найдёшь. Нелегко иногда забираться туда, Но легко и приятно прокатиться обратно. (Каток)
Ног от радости не чуя, С горки снежной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе Кто помог мне в этом? (Лыжи).  

После работы с загадками учитель организует беседу по вопросам: О каких полезных зимних занятиях нам напомнили загадки? Какая загадка не относится к зиме? Почему? О чем нам напоминает загадка о катке? (О том, что нужно кататьсяна коньках и играть в хоккей на специальных катках). Далее выполняются задания к с. 40 учебного пособия.

Текущая рефлексия: На какой вопрос мы ответили в этой части урока? О каком важном правиле безопасного поведения мы должны помнить? ( О том, что кататься на коньках, играть в хоккей нужно на специальных катках, которые есть в ледовых дворцах, есть также открытые).

Как и для чего нужно закаляться? О чем пойдет дальше речь на уроке, подскажут стихотворения, которые читает учитель, хорошо читающий учащийся.

Знают папы, знают мамы, Польза есть в воздушных ваннах! Воздух, Солнце, физкультура Вам полезней, чем микстура,…   Ты не бойся умываться, Телу надо закаляться! Чтобы исключить болезни, Очень плавать всем полезно, Очень плавать всем полезно, А к тому же интересно!...   Если будешь вместе с нами Выполнять все предписанья, Никогда и нипочем Ты не встретишься с врачом…/ А. Шуманский …Чтобы носом не сопеть, И не кашлять сильно, Обливайся каждый день, Лей весьма обильно. Чтоб в учебе преуспеть, И была смекалка, Всем ребятушкам нужна Водная закалка. / Т.Семисынова  

После чтения стихотворений организуется беседа: Для чего нужно закаляться? Как автор второго стихотворения советует нам закаляться? Можно ли следовать его советам? Чтобы ответить на последний вопрос, учащимся предлагается выполнить задания к с. 41 учебного пособия.

Текущая рефлексия: Удалось ли нам решить поставленную задачу? Что позволяет нам сделать такой вывод?

Закрепление изученного на уроке. На слайде 5 предлагаются рисунки, фотографии, на которых показаны зимние занятия детей и летние; учащимся предлагается определить, чем зимою не занимаются и почему. На следующих слайдах – 6–7 – учащиеся определяют, на каких рисунках дети одеты по зимней погоде; можно ли определить, какая погода – очень холодно или нет (конкретные задания даны на слайдах).

На слайде 8предлагаются рисунки, на которых показаны занятия, способствующие закаливанию организма. Задание учащимся: Для чего нужны эти занятия? Слайд № 9 напоминает учащимся, что полезно не просто гулять зимой, любоваться зимней природой, радоваться ее красоте, но и позаботиться о зимующих птицах – синицах, воробьях.

Итоговая рефлексия: Чему учились на уроке? Что полезного для себя узнали? Что больше всего понравилось? Была ли наша работа на уроке успешной? Что позволяет вам сделать такой вывод? Урок можно закончить стихотворением:

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег – упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Все вокруг белым-бело…

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек! … / С. Михалков, «Белые стихи»

Скороговорка к уроку:

Вез на горку Саня за собою сани,

Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.

Урок 17. Зимние явления в природе» (обобщающий урок)

 

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об изменениях в жизни неживой и живой природы, их влиянии на труд людей.

Задачи: содействовать формированию умений учащихся объяснять и устанавливать связи между объектами и явлениями неживой и живой природы, узнавать растения и животные;

– учить воспринимать красоту зимней природы, содействовать поддержанию желания заботиться о зимующих птицах на основе осознания необходимости помощи человека животным зимой;

– продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, строить умозаключения.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся перечисляют изменения в жизни неживой и живой природы зимой, умеют их объяснять на основе освоенных знаний о связях в природе.

Оборудование: мультимедиапрезентация, карточки с заданием, снежинки, рисунок или макет снеговика, мяч.

Ход урока

Оргмомент: Учитель просит учащихся посмотреть учащихся на доску (вокруг) и определить, что изменилось в классе (класс украшен снежинками), как они думают, почему.

Введение в тему, целеполагание. Учитель говорит о том, что сегодня последний урок, посвященный зиме. «На этот урок Зима-волшебница прислала свои подарки – снежинки. В гости пришел симпатичный, умный и веселый Снеговик (демонстрируется слайд 2), чтобы у нас было хорошее настроение, чтобы нам было интересно. И, наверное, не только поэтому. Снеговику Зима-волшебница дала задания, которые он должен выполнить. Ему, конечно, трудно одному это сделать и он просит нашей помощи. Поможем Снеговику?

Обобщение и систематизация учебного материала. Почему зимнюю природу называют сказочной, волшебной? Учитель говорит о том, что подарки не только получать приятно, но и их дарить. Предлагается подарить Зиме-волшебнице стихотворения, посвященные ей. Учащиеся, учитель читают стихотворения (на фоне демонстрации слайдов; может тихо звучать музыка П.И. Чайковского или Вивальди «Зима»).

Идет волшебница - зима, Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы. / А. Пушкин Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит…/ Ф. Тютчев   Разукрасилась зима: На уборе бахрома Из прозрачных льдинок, Звездочек-снежинок. Вся в алмазах, жемчугах, В разноцветных огоньках,…/ М. Пожаров,«Разукрасилась зима»

После чтения стихотворений организуется беседа: Как поэты называют зиму, какие комплименты ей дарят ( Учитель может еще раз прочитать первые строки стихотворений – волшебница-зима, Чародейкою Зимою)? Как вы думаете, почему зиму называют волшебницей, чародейкою? Чем вам нравится зима?

Далее читается стихотворение «Мороз» В.Берестова:

“Бураны, вьюги и метели…

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни!

Как надоели мне они!” -

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лед сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.

Выясняется, какое отношение поэта в этом стихотворении; почему не нравится зима; подчеркивается, что зима в зависимости от погоды нравится или не нравится человеку, но больше дарит положительные эмоции.

Зимние месяцы, зимние явления в неживой природе. Учитель: «И вот первое задание, которое получил Снеговик; он его выполнил, но не уверен правильно ли. Давайте и мы выполним его». Учащимся предлагается прочитать слова, у которых спрятались буквы:д- - - - - -ь, я- - - - ь, ф- - - - - ь. Затем ученики объясняют, что объединяет эти месяцы (это месяцы зимы), в правильном ли порядке они названы. Затем учащиеся отгадывают «зимние загадки», которые нужно отгадать Снеговику (количество загадок определяет учитель в зависимости от темпа работы учащихся):

Кто знает верную примету, Высоко солнце, значит лето. А если холод, вьюга, тьма И солнце низко, то … / зима. Я тепла не потерплю: Закручу метели, Все поляны побелю, Разукрашу ели, Замету снежком дома, Потому что я … / зима.
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. / Декабрь - Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? По счёту первым он идёт, С него начнётся новый год. Открой скорее календарь, Читай! Написано – … / январь.
По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? После брата Января Служить очередь моя. Помогают мне два друга: Снежная метель и вьюга. Последний зимний месяц жаль, Короткий самый я – … / февраль. Дом её на белой туче, Но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, Шестигранная... / снежинка.   Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. / Снег -
Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице... / мороз. Он когда-то был водой, Но сменил вдруг облик свой. И теперь под Новый год На реке мы видим... / лед.

Учитель: «Загадки нам напомнили, без чего нельзя представить зиму. П еречислите «зимние слова» или зимние явления в неживой природе. (Мороз или холод, снегопад, метель, вьюга, лед на реке). Почему зимой холодно? (Солнце низко, слабо греет). Почему зимой идет снег, речка замерзает? (Потому, что холодно.) А бывает ли дождь? (Да, когда оттепель.) Я думаю, что Снеговик нам очень благодарен за помощь в выполнении трудных заданий. Вместе ведь выполнять задания гораздо легче и быстрее».

Текущая рефлексия: Как мы справились с загадками Зимы? Можем ли мы сказать, что знаем, какие изменения происходят зимой в неживой природе? Как вы думаете, о каких изменениях в жизни природы мы будем говорить дальше?

Изменения в жизни живой природы. Организуется работапо выполнению заданий к с. 42-43 (кроме задания 2) учебного пособия в соответствии с избранным игровым сюжетом.

Текущая рефлексия: Как вы думаете, может нас похвалить любознательный Снеговик за хорошую работу, за правильные ответы?

Контроль ранее освоенного. Кроме заданий, предлагаемых к данным страницам учебного пособия, можно предложить и дополнительные, предполагающие применение освоенных знаний в измененной ситуации.

Задание (слайд 5): Рассмотрите рисунок, назовите птицу. (Снегирь). Каким цветом вы бы раскрасили грудку снегиря? Крылья и хвост? (Фронтальная работа)Уточняется, на ветке какого дерева нарисована птица. После ответов учащихся на слайде появляется рисунок самца и самки снегиря, обращается внимание, что только у самца красная грудка.

Задание на слайде 6 (фронтальная работа). Рассмотрите рисунок. Скажите, какие животные «заблудились» и попали не на ту картину? (После ответа учащихся с помощью эффектов анимации рисунок божьей коровки и ежа «улетают за край листа»). На картине какого времени года должна быть божья коровка? (Лета). Ежа? (Осени). Как вы думаете, почему белку можно встретить зимой прежде всего в еловом или сосновом лесу? (Основной пищей зимой для белки становятся семена шишек). Как вы думаете, каких птиц можно встретить в хвойном лесу? (Клеста, дятла).

Задание на карточке (слайд 7; выполняется индивидуально или в парах). Рассмотри рисунки. Отметь голубым цветом те рисунки, на которых показаны «зимние рисунки», красным – лишний рисунок. Перед выполнением задания учащиеся «зажигают светофор»: те, кто уверен в том, что сможет выполнить задание, поднимает карточку с зеленым цветом, кто сомневается – карточку с желтым цветом. Учитель использует полученную информацию для планирования своих дальнейших действий. Правильность выполнения проверяется на основе эталона ответа – слайд 8, после чего «светофор зажигается» вновь (поднимают карточки с зеленым цветом те, чьи ожидания оправдались).

Вместо некоторых выше предложенных заданий можно провести игру с мячом «Потому, что…»: учитель начинает предложение, а заканчивают его те учащиеся, которым брошен мяч:

Зимой холодно, потому что Солнце на небе … (опускается ниже или не поднимается высоко).

Часто зимой идет вместо дождя снег, потому что … (холодно или температуры опускается ниже 0 градусов).

Деревья, кустарники «спят» потому, что … (холодно).

Птицы весь день находятся в поисках пищи, потому что … (холодно, мало корма или холод страшен голодным птицам).

Белки, дятлы, клесты переходят на корм семенами шишек, потому что …(мало корма; нет насекомых, другого корма).

Многие птицы зимой перебираются поближе к жилью человека, потому что… (здесь легче найти корм).

Люди подкармливают зимой животных, потому что … (мало корма).

Демонстрируя слайды 9–10, учитель спрашивает: Рассмотрите, чем занимаются дети на этих рисунках? Что вы можете сказать об этих занятиях? (полезные занятия зимой). Чем полезны такие занятия? Правильно ли одеты дети? После демонстрации можно спросить, где дети катались на лыжах, какое животное сидело под елью на переднем плане, сколько снеговиков слепили дети (последние задания направленные на развитие внимания).

Перед демонстрацией слайда 11 учитель предлагает вопрос: Рассмотрите следующие фотографии и скажите, какие птицы изображены на них, что хотели нам напомнить или попросить птицы, хотя зима уже по календарю заканчивается. (Не забудьте нас подкармливать). После демонстрации слайда 12 учитель спрашивает, каким животным человек помогает таким образом – насыпая корм в такие кормушки. (Лосям, зубрам).

Итоговая рефлексия. Что вам больше всего понравилось на уроке? Почему? Поднимите руки те, кому были сложными задания Снеговика; интересными. Как вы думаете, что мог бы нам сказать Снеговик в конце урока? Достойны мы его похвалы? А что можно сказать Волшебнице Зиме, Снеговику?

В заключение учитель показывает два последних слайда со словами о том, что в награду за хорошую работу главные герои урока дарят нам улыбки, которые обязательно будут при просмотре последних забавных фотографий.

К следующему уроку несколько учащихся учат отрывки стихотворения С. Волкова (см. разработку следующего урока).

 

 

Экскурсия (18). Мой город / деревня» (экскурсия по родному городу/микрорайону/ улице / деревне)

 

Цель: создать условия для формирования конкретных представлений о памятных местах, культурно-просветительских учреждениях, главных предприятиях своего города (микрорайона)/ деревни.

Задачи: содействовать формированию у учащихся интереса к истории родного населенного пункта, его достопримечательностям, достижениям;

– создать условия для формирования практического опыта выполнения правил дорожного движения, безопасного поведения пешеходов зимой в реальной обстановке.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся называют основные достопримечательности своей местности, перечисляют их некоторые особенности; выполняют правила дорожного движения, безопасного поведения.

Оборудование: корм для птиц, фотоаппарат.

 

Рекомендации по проведению экскурсии

В классе учащимся сообщается тема и цель экскурсии, место ее проведения, напоминается о необходимости соблюдения правил дорожного движения, актуализируются правила безопасного движения по дороге зимой. Если требуется перемещение на городском транспорте, учащимся напоминают правила поведения в транспорте.

На местности учитель заранее определяет маршрут движения, объекты наблюдения, помня правило, что лучше более обстоятельно познакомить с 2- 3 объектами, чем поверхностно со многими. Иногда целесообразно познакомить только с одним объектом, например, каким-то предприятием, памятником, другим историческим и знаменательным объектом, местом, улицей и т.п. Определяются места подкормки птиц (лучше те, которые находятся в районе школьного двора, вблизи школы).

Перед экскурсией с помощью фотографий на слайдах можно создать целостный образ своего населенного пункта или микрорайона.

Рассказ учителя во время экскурсии должен быть очень кратким (чтобы учащиеся долго не стояли на одном месте), ярким, образным, охватывать только те аспекты, что доступны для восприятия учащихся первого класса и требуют их наблюдения. Более детальную информацию лучше сообщить в классе. Предпочтение отдается информации, которая подчеркивает уникальность, особенность объекта. В классе экскурсоводами могут быть и отдельные учащиеся, которые могут сопровождать рассказ демонстрацией слайдов о своем любимом уголке, объектах родного населенного пункта. (К созданию мультимедиапрезентации привлекаются родители, а точнее к созданию фотоматериалов).

Если погода или другие обстоятельства не позволяют провести экскурсию на местности, ее можно заменить заочной, т.е. демонстрацией мультимедиа-презентаций, имеющихся видеоматериалов. Учитель предусматривает приемы учебной работы во время и после демонстрации, например, предлагает учащимся узнать объекты во время демонстрации, назвать те объекты, которые им больше всего нравятся и объяснить, почему; рассказать, где они любят гулять со своими родителями. Можно попросить учащихся сообщить родителям о том, что они узнали нового, интересного о своем населенном пункте или своей местности; где бы они хотели побывать и т.п. Заочная экскурсия может сопровождаться чтением стихотворений о родном крае, рисунками учащихся.

К следующему уроку отдельным учащимся предлагается выучить стихотворения о семье.

 

 

Урок 19. Я и моя семья

Цель: обеспечить осознание учащимися значения семьи в жизни человека.

Задачи: сформировать представление о семье как родных людях, об обязанностях и правах детей в семье, а также всех членов семьи;

– содействовать воспитанию уважительных и заботливых отношений детей к членам их семьи.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся объясняют, что означает понятие «семья», ее значение в жизни каждого человека; перечисляют свои права и обязанности в семье.

Оборудование: мультимедиапрезентация, карточки с заданиями, карточки «светофора».

Ход урока

Оргмомент. Демонстрируется рисунок семьи (слайд 2), после чего он закрывается, а учащиеся отвечают на следующие вопросы: Как вы думаете, кто изображен на рисунке? (Папа, мама, сын, дочь; семья). Что делает мама?Сколько цветков стоит на подоконнике? Кто нарисован на картине, которая висит на стене?

Введение в тему, целеполагание. Учитель просит еще раз посмотреть на рисунок семьи (слайд 2) и спрашивает: Правильно ли вы ответили на предыдущие вопросы? Как вы думаете, какое настроение у всех членов семьи? Почему?

Далее учащимся предлагается отгадать загадки:

Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голyбит И заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз? / Мама Кто же трудную работу Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой Строит, трудится наш... / папа. Она лучше всех на свете Без неё прожить нельзя Есть она у Кати,Пети И конечно у меня. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша... / бабушка.
Он – мужчина, и он сед, Папе – папа, мне он –… / дед.   Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший …/ брат.
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... / семья. Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» – Что получится? / семья.

После отгадывания загадок учащиеся определяют тему урока, учитель формулирует задачи: выяснить, знают ли учащиеся, что означает слово «семья», какие обязанности должен выполнять каждый ребенок в семье.

Изучение нового учебного материала. Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. Учащиеся рассматривают рисунки на с. 80 учебного пособия и пытаются ответить самостоятельно на вопросы: Что означает слово «семья»? Что такое семья? После ответов детей читается стихотворение «Семья» (М. Шварц).

Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! … / М. Шварц

После чтения стихотворения учитель просит перечислить тех семь человек, которые составляют семью. Выясняется, почему называют семьей семья, в которой 3 или 5 человек, больше 7.

Далее учащиеся выполняют задание на карточке (индивидуально), которое дано на слайде 3: Отметь знаком «+» те слова, которые отражают значение семьи в нашей жизни. После проверки (с использованием метода самоконтроля на основе эталона ответа на том же слайде) данного задания организуется работа в микрогруппахпо составлению пословиц о семье; каждое слово пословицы или поговорки пишется на отдельной карточке. После составления пословиц, учащиеся зачитывают их и объясняют, как понимают их смысл.

Пословицы для выполнения задания (на выбор):

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Сердце матери греет лучше солнца.

Дружная семья не знает печали.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать

Далее учащиеся читают стихотворения:

Семья – это громкое слово! Семья – это звонкое слово! Семья – это слово важное, Об этом вам скажет каждый. Семья – это солнце светит, Семья – это звезды на небе, Семья – это всё любовь. Любовь сыновей и отцов, Любовь дочерей и мам. Любовь свою дарим вам!... / А.В. Сидорова   Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты… Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья! / М. Лангер, «Семья это счастье, любовь и удача»

Текущая рефлексия: На какие вопросы мы ответили в этой части урока?

Доброжелательные отношения в семье. Права и обязанности детей и родителей в семье. Выполняются задания к с. 81 учебного пособия. Задание № 3 лучше заменить следующим (слайд 4): Прочитайте слова в прямоугольниках. Назовите обязанности детей в семье. Кого еще нужно слушаться в семье? (Бабушек, дедушек, старших сестер, братьев). Назовите обязанности общие для всех членов семьи.После выполнения задания под № 4 к с. 81 можно предложить также стихотворение «Мамины слезы»:

Зачем у меня вырвалось снова

Злое, жестокое, гадкое слово?

Как нелегко мне теперь подойти,

Как трудно сказать: «Мама, прости!»

Обидел тебя я, родная, словами.

– Но только не плачь,– умоляю я маму,

Ну, отругай, накажи меня строго.

Но только прости, не сердись, ради Бога!

А мама моя улыбнулась вдруг мило

И тихо сказала: «Я давно уж простила».

Я маминых слез никогда не забуду,

И больше грубить никому я не буду. / Т. Петухова

Вопросы для анализа стихотворения: Почему так названо стихотворение? Что так огорчило маму? Что нужно делать для того, чтобы ваши мамы не плакали?

К стихотворению на с. 101(задание 7 к с. 81) можно добавить и следующее –«Памятки»:

Прихожу домой – записки

Мне для памяти повсюду:

«Замени водичку киске»,

«Съешь обед – помой посуду»,

«Повторить уроки надо»,

«Телевизор не включай»,

И «Поменьше шоколада –

С мёдом пей зелёный чай».

Список этот – он не полный,

Но не надо добавлять,

Я и так об этом помню –

Не забуду погулять! / О.С. Бундура

Примерные вопросы для анализа: Как вы думаете, сделал ли герой стихотворения все то, о чем напоминала ему мама? О каких обязанностях в своей семье забыл герой стихотворения?

Текущая рефлексия: О чем шла речь последние несколько минут? Почему важно знать не только свои права в семье, но и обязанности?

Если время позволяет, можно продемонстрировать рисунки, фотографии на слайдах 5, 6 и спросить, что могут учащиеся сказать о семьях, изображенных на них.

Итоговая рефлексия: Как вы думаете, можно ли считать нашу (или свою) работу на уроке успешной? Интересной? (Учащиеся поднимают карточку с зеленым цветом, если согласны; если нет – карточку с красным цветом).

Учитель советует учащимся: «Постарайтесь, придя домой, обязательно сказать приятные слова маме, папе, бабушке, дедушке, выполнить особенно старательно те обязанности по дому, которые определены вам в вашей семье».

Нескольким учащимся предлагается выучить стихотворения к следующему уроку (см. разработку следующего урока).

 

Урок 20. Опасные ситуации в доме. Сигналы тревоги

Цель: создать условия для осознания учащимися необходимости выполнения правил безопасного поведения при обращении с предметами домашнего обихода, учить обращаться за экстренной помощью в случае опасных ситуаций в доме.

Задачи: сформировать представление об опасных ситуациях в доме, их причинах и последствиях, сигналах тревоги;

– содействовать формированию умений анализировать опасные ситуации в доме, прогнозировать последствия опасного обращения с предметами домашнего обихода, формулировать правила безопасного поведения в быту, принимать правильное решение в различных ситуациях;

– способствовать развитию мышления, продуктивной коммуникации в процессе совместной работы.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся различают опасные ситуации в доме, объясняют причины их возникновения, возможные последствия; знают, куда обращаться за экстренной помощью в случае возникновения опасных ситуаций в доме.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедиапрезентация, кастрюля с крышкой, сковорода, прихватка, удлинитель, карточки «светофора».

Ход урока

Оргмомент. Учитель может продемонстрировать в течение нескольких секунд несколько предметов на слайде, например, утюг, электрочайник, газовая плита, ножницы, ножи. После закрытия кадра учащихся просят сказать, сколько предметов было на слайде, перечислить, какие предметы были показаны (слайд 2).

Введение в тему, целеполагание. Учащихся просят открыть учебное пособие на с. 82 – 83, рассмотреть рисунки и сказать, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Формулируется тема урока, учащиеся пробуют формулировать вопросы к названной теме, объясняют, почему так важно знать об опасных ситуациях в доме, почему каждый должен знать правила безопасного обращения с некоторыми опасными предметами в доме. Можно спросить, что объединяет все предметы, которые были показаны в начале урока.

Изучение нового учебного материала. Опасные ситуации в доме и их причины. Учащиеся объединяются в микрогруппы или в пары, каждая из которых выполняет одно из следующих заданий (задания даются на карточках).

Задание 1 (слайд 3): Рассмотрите рисунки. Отметьте красным кружком те предметы, которые могут стать источником пожара в доме.

Задание 2 (слайд 4): Рассмотрите рисунки. Отметьте красным кружком те предметы, которые могут стать причиной ожогов, ран.

Задание 3 (слайд 5). Рассмотрите рисунки. Отметьте красным кружком те предметы, которые могут стать причиной отравления.

Проверка правильности выполнения задания может осуществляться на основе предложенных эталонов ответов (слайды 6-8). В процессе обсуждения результатов выполнения заданий выясняется, в каком случае: утюг, газовая плита, свеча, спички, елочная гирлянда могут стать причиной пожара; утюг, кастрюля, сковородка, горящий газ, кипящая вода, духовка и т.п. могут стать причиной ожога, а острые предметы – причиной разнообразных ран; газ, таблетки, другие лекарства, а также моющие и другие средства – причинойотравления (ситуации выбираются по усмотрению учителя).

В процессе обсуждения результатов выполнения заданий может быть организована игра «Что будет, если…». Каждой микрогруппе или паре предлагается порассуждать над следующими ситуациями (предлагается по одной ситуации): Что может быть, если:

оставить утюг включенным? ( Может случиться пожар)

оставить на плите кастрюлю с кипящей водой? (Вода может залить горящий газ, произойдет утечка газа, люди могут отравиться).

бегать рядом с плитой, где на огне стоит сковородка с готовящей


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.