Составитель: А. В. Алепко доктор исторических наук, профессор — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Составитель: А. В. Алепко доктор исторических наук, профессор

2017-11-16 333
Составитель: А. В. Алепко доктор исторических наук, профессор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рег. № _________

 

© ФГОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры», 2011


СОДЕРЖАНИЕ:

 

  ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……………….  
1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА………………………………………………………………………………  
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ……………………………………………  
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА..………………………………………………………  
4. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………  
5. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ……….. ……………………………………………  
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА..  
7. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)………………………………….............  
8. ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ……………………………………………….  
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...............  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Курс «Основы регионоведения» занимает особое место в системе подготовки специалистов ХГИИК поскольку наделяет будущего специалиста знаниями, которые послужат теоретической базой для осмысления процессов

регионализации происходящих в современном мире

Изучение курса тесно связано с другими гуманитарными дисциплинами.

Курс предусматривает ознакомление с понятийным аппаратом, изучение существующих концептуальных подходов к регионоведению в отечественной и зарубежной литературе.

Целью курса является изучение студентами основных факторов регионализма и прежде всего культурно-цивилизационных.

Основными задачами являются:

- Овладение студентами информацией по базовым формам и категориям регионоведения;

- Ориентация студентов в основных историко-географических, социально-экономических, культурологических, демографических, этнологических и геополитических методологических подходах к изучению регионов

- Систематизация, углубление и совершенствование знаний студентов в области основ регионоведения.

 

 


 

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

 

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, самостоятельная работа с первоисточниками.

В ходе изучения курса «Основы регионоведения» студент посещает лекции, практические занятия, семинары, где идет проработка ключевых моментов курса. При этом осуществляется уяснение терминологии курса, обсуждение теоретических вопросов, формирование собственных суждений и оценок студентами различных процессов и явлений в изучаемой области.

Подготовка к занятиям, далее, предполагает самостоятельное изучение понятийного аппарата, работу с источниками. Кроме того, в ходе изучения курса в рамках самостоятельной работы большая роль отводится изучению работ отечественных и зарубежных авторов.

Особое место при изучении курса отводится самостоятельной работе студентов с литературой.

Логика программы и тематического плана ориентируется на всестороннее и систематическое изучение основных культурно-исторических проблем и категорий. Специфика учебной дисциплины, её место в системе гуманитарных наук требует от студентов глубокого и всестороннего знания смежных дисциплин: философии, этики, культурологии, эстетики и других наук. Это расширит возможности формирования высокой культуры, компетентности и профессионализма выпускников в их будущей деятельности.

В ходе изучения учебной дисциплины студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат науки, уметь поводить сравнительный анализ историко-культурных регионов, уметь пользоваться существующими источниками;

Систематическое посещение лекционного курса позволит студенту приобрести целостное преставление о регионоведении, его месте, и роли в системе современных гуманитарных знаний. Всё это должно повысить специальную подготовку студента.

Объем курса 52 часа изучается в течение двух семестров (очная форма обучения). Итогом обучения в первом семестре является зачет.

Курс завершается экзаменом. Обязательным условием допуска студентов к зачету является овладение понятийно-терминологическим аппаратом, а также написание реферата.


2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ОСНОВЫ РЕГИОНОВЕДЕНИЯ»

(очная форма обучения)

 

 

№ п/п Наименование разделов и тем курса Кол-во часов
Всего Лекц. Сем. СРС
           
Первый семестр обучения
    Формы пространственной дифференциации. Понятие, типы, иерархия регионов          
  Природная среда и социально-экономическая система как факторы регионализма        
  Этнический фактор регионального развития        
  Демографический фактор регионального развития        
    Конфессиональный фактор        
    Геополитический фактор        
    Культура и цивилизация как факторы регионализма        
ВСЕГО В ПЕРВОМ СЕМЕСТРЕ:        
Второй семестр обучения
    Западная Европа        
    Восточная Европа и Евразия        
  Афро-азиатские макрорегионы        
  Америка, Австралия и Океания        
  Административно-территориальное деление России: этапы формирования        
  Северо-Западный регион и Центральная Россия        
    Центральное Черноземье          
           
  Северный Кавказ и Поволжье        
  Урал и Сибирь        
17. Забайкалье и Дальний Восток        
ВСЕГО ВО ВТОРОМ СЕМЕСТРЕ:        
ИТОГО:        

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Т.1.Формы пространственной дифференциации. Понятие, типы, иерархия регионов

Предмет, метод и задачи курса. Представления о пространстве. Структурность геопространства. Единицы геопространства. Концентрация и стратификация. Типы пространственных образований. Принципы организации пространства.

Соотношение понятий регион и район. Определение региона. Типы регионов. Физико-географические регионы. Иерархия регионов. Регионы и регионализм. Регионализм как научное течение.

Т. 2. Природная среда и социально-экономическая система как факторы регионализма

Зональность и азональность природы. Регионализация отдельных элементов и свойств природной среды. Классификация ландшафтных единиц. Регионализм Мирового океана. Основные ландшафтные зоны мира. Природно-ресурсный фактор регионализма. Методологические вопросы экологии.

Регион как общественно-географическая система. Социальная структура общества, его основные социальные группы. Массовые социальные движения и их состав. Политические и общественные организации. Формы государственного и административно-территориального устройства. Принципы функционирования законодательных, исполнительных и судебных органов власти в центре и на местах.

Воспроизводственные функции региональных социально-экономических систем. Региональные различия воспроизводства. Факторы хозяйственной динамики. Трудовые и производственные ресурсы.

Проблема устойчивости социально-экономических систем. Структура региональной социально-экономической системы Центр и периферия: тенденции взаимодействия. Трансформация региональных социально-экономических систем.

Т. 3. Этнический фактор регионального развития

Генезис этнического регионализма. Пространственная диффузия рас. Месторазвитие этноса. Этноценозы и этносфера. Этнические признаки. Сущность этничности и этнической принадлежности. Этнические контакты. Этническая культура. Этногенез, пассионарное и этническое поле. Динамика этноса во времени. Этнология и Л.Н.Гумилев.

Материальная культура народов. Ритуалы, обычаи, верования. Системы родства и семейно-брачных отношений. Традиционные типы и формы поведения, присущие народам. Системы воспитания. Психологические особенности.

Т. 4. Демографический фактор регионального развития

Понятия населения, социума и демографии. География населения и геодемография. Геодемографическая обстановка. Рост численности населения мира. Воспроизводство, характер и темпы роста или снижения численности населения. Рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости. Региональные различия в рождаемости населения. Региональные различия в смертности населения. Показатель смертности. Структура смертности. Естественный прирост и продолжительность жизни населения. Структура населения. Многосемейность. Семейный состав населения. Миграция населения. Урбанизация. Оценка состояния трудовых ресурсов. Региональные рынки труда. Возрастная структура и занятость населения.

Факторы расселения. Миграция как фактор расселения. Размещение населения. Георуралистика и геоурбанистика. Крупные города и агломерации. Системы расселения.

Т. 5. Конфессиональный фактор

Понятие веры. Вероучение. Культ. Конфессии. Деноминации. Церковь. Храм. Религиозный культ. Политеизм. Монотеизм. Формирование религиозного пространства. Структура религиозной подсистемы. Мировые религии. География национальных религий. Этнические и нетрадиционные религии. Евразийское религиозное пространство. Вероисповедания Российской империи. Религиозная обстановка в современной России.

Изучение особенностей религиозной жизни региона: истории формирования религиозных институтов и их влияние на социальные и политические процессы; мифологии, культов, религиозно-философских систем; отношений религий региона и мировых религий.

Т. 6. Геополитический фактор

Границы регионов. Понятие рубежной коммуникативности и рубежной энергетики. Рубежная энергетика и «конфликт цивилизаций». Соотношение государственных и экономических границ. Специфика пограничных регионов Российской Федерации.

Политическая география и геополитика. Специфика внешней политики. Территориально-политические системы. Типы суверенных стран. Специфика связи внешней и внутренней политики. Дифференциация стран мира. Интеграция стран мира. Характерные черты и этапы становления внешнеполитических доктрин. Теория «большого пространства». Основные геополитические воззрения западных ученых. Евразийская геополитическая школа.

Т. 7. Культура и цивилизация как факторы регионализма

Культура и цивилизация. Культурная интеграция мира и регионализм.. Культура как результат общественно-политических территориальных формирований. Культурно-религиозная идентичность. Региональное сознание. Социальная унификация и социальная исключительность как факторы регионализма.

«Осевые линии» распространения цивилизации. Современные цивилизации: ареалы и «разломы». Цивилизации Востока. Индуистская цивилизация. Китайско-конфуцианская цивилизация. Японская цивилизация. Исламская цивилизация. Негро-африканская цивилизация. Цивилизации Запада. Латиноамериканская цивилизация. Православная цивилизация.

Т. 8. Западная Европа

 

Западноевропейская идентичность. Физико-географический регионализм. Геополитическая и экономико-географическая регионализация. Культурно-исторические регионы. Европа XX в. и регионализм.

 

Т. 9.Восточная Европа и Евразия

 

Методологические подходы к понятию «Восточная Европа». Средняя и Восточная Европа. Восточная Европа как маргинальное пространство. Физико-географический регионализм. Экономический регионализм. Культурно-исторические провинции. Восточноевропейский регион в XXI в.

Концепция евразийства. «Истернизация» России. Политика реформ и попытки «вестернизации» постсоветской России. Физико-географическая регионализация. Культурно-исторический регионализм. Дикое поле. Казакия. Другие русские субкультуры: поморы, сибирские старожильцы, полехи, мещера и др. Регионы преобладания в РФ неславянской идентичности. Регионы преобладания в РФ мусульманской и буддийской идентичности.

Регионы, составлявшие западный «фасад» бывшего СССР. Закавказский регион. Централыноазиатский регион. Этнонационализм в СССР как фактор регионализма.

 

Т. 10.Афро-азиатские макрорегионы

 

Культурно-историческая дифференциация. Ближний Восток. Средний Восток. Арабский регион. Культура и религия как интеграционный фактор в Азии. Иерусалим - уникальный регион религиозной коммуникативности. Этнический регионализм. Административно-политическая регионализация. Физико-географическая регионализация Азии. Физико-географическая регионализация Африки. Экономический регионализм.

 

 

Т. 11. Америка, Австралия и Океания

 

Североамериканская англосаксонская идентичность. Латиноамериканская идентичность. Административно-территориальная регионализация. Аборигенная американская идентичность. «Квебекский регионализм». Физико-географическая регионализация Северной Америки. Физико-географическая регионализация Южной Америки. Экономический регионализм. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА).

Австралийская идентичность. Административно-территориальная регионализация. Этнологическая регионализация Океании. Физико-географическая регионализация Австралии. Физико-географическая регионализация Океании. Австралийцы-аборигены и регионализм. Экономическая регионализация Австралии и Океании.

 

Т. 12. Административно-территориальное деление России: этапы формирования

 

Дробление и консолидация русских земель в период феодализма. Административно-территориальное устройство Российской империи. Внутреннее устройство СССР и РСФСР. Административно-территориальное устройство РФ. Проблемные вопросы регионализации РФ.

 

Т. 13.Северозападный регион и Центральная Россия

 

Древняя земля России: Новгородская и Псковская области. Русский Север: Архангельская, Вологодская, Кировская области. Невский край: Санкт-Петербург и Ленинградская область. Республики-«близнецы»: Карелия и Коми. «Баренцрегион»: Мурманская область, Ненецкий автономный округ. Анклав России — Калининградская область.

Столичный регион: Москва и Московская область. Верхневолжье: Ярославская, Тверская и Костромская области. Московско-Волжский регион: Владимирская, Ивановская, Нижегородская области. Приокье: Калужская, Тульская, Рязанская области. Западное пограничье: Брянская и Смоленская области.

 

Т. 14.Центральное Черноземье

 

Бывшее Дикое поле: Воронежская, Липецкая и Тамбовская области. Руда и чернозем: Белгородская, Курская, Орловская области. Черноземное Приволжье: Пензенская область, Республика Мордовия.

 

Т.15.Северный Кавказ и Поволжье

 

Казакия: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края. Северо-Западный Кавказ: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария. Северо-Восточный Кавказ: Дагестан, Чечня и Ингушетия. Республика Северная Осетия – Алания и Республика Калмыкия - Хальмг Тангч.

Республики Среднего Поволжья: Марий Эл, Чувашия, Татарстан. Области Среднего Поволжья: Ульяновская и Самарская области. Нижнее Поволжье: Саратовская, Волгоградская и Астраханская области.

 

Т. 16.Урал и Сибирь

 

Специфика региона Средний Урал - Свердловская область. Западный Урал: Пермский край, Коми-Пермяцкий автономный округ, Удмуртская Республика. Юго-Западное Предуралье: Республика Башкортостан и Оренбургская область. Юго-Восточный Урал и Зауралье: Челябинская и Курганская области.

Общие особенности освоения Сибири. Северо-Западная Сибирь: Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Серединная Сибирь: Омская, Томская, Новосибирская и Кемеровская области. Южная Сибирь: Алтайский край, республики Алтай, Тыва, Хакасия. Восточная Сибирь: Красноярский край, Иркутская область, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа.

 

Т. 17. Забайкалье и Дальний Восток

Забайкалье: Бурятия, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ. Приамурье: Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край. У Тихого океана: Приморский и Камчатский край, Сахалинская область, Корякский автономный округ. Северо-Восток России: Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Часа


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.