Вопрос 1.Конфликтология, ее предмет и задачи — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос 1.Конфликтология, ее предмет и задачи

2017-11-16 268
Вопрос 1.Конфликтология, ее предмет и задачи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1.Конфликтология, ее предмет и задачи

 

Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

Практическое приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением “худой мир лучше доброй ссоры”, люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов.

Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.

Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.

Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.

Вопрос 6.Позитивные функции конфликта.

 

Конфликт является плодоносной почвой для возникновения социальных изменений.

При помощи конфликтов удается примирить законные интересы людей. Большинство конфликтов не кончается тем, что одна сторона выигрывает, а другая проигрывает. Обычно при удовлетворении интересов обеих сторон удается достигнуть некоего синтеза, т. е. вырабатывается интегративное соглашение, соответствующее интересам первой и второй сторон и, следовательно, тех больших групп, представителями которых они являются.

 

Благодаря уже описанным функциям, конфликт сплачивает группу. Без способности к социальным изменениям и без примирения и согласования индивидуальных интересов групповая солидарность будет слабеть, а вместе с этим уменьшается и эффективность действий группы, и удовольствие от пребывания в группе. В результате возможен распад группы.

 

Вопрос 7. Деструктивные функции конфликта.

 

Конфликт способен повергнуть общество в хаос.

Негативные последствия конфликта часто подавляют его позитивные функции.

Негативные последствия вызываются применением жестоких тактик соперничества.

Трудно радоваться положительным сторонам конфликта, если он выливается во взаимные оскорбления, угрозы и даже насилие.

Когда люди пытаются разрешить конфликт с помощью соперничества, стремясь добиться выгоды за счет другого, они используют такие действия и контрдействия, которые усиливают конфликт. Такое усиление конфликта называют эскалацией.

Вопрос 10 Типы конфликтов.

Известны разные классификации конфликтов, и это объяснимо, поскольку конфликтные коллизии различного характера могут возникать между субъектами разных уровней — странами, нациями, предприятиями, работниками и администрацией, мужьями и женами, директорами и учителями, учителями и учениками и т. д. Вполне правомерно говорить о конфликтах политического, экономического характера, а в зависимости от уровня организации — о конфликтах между индивидами, группами, слоями, системами на региональном или глобальном уровне.

Разумеется, нельзя все конфликты представить в виде единой универсальной схемы. Различают конфликты типа "схваток", когда их разрешение возможно только в случае победы; "дебатов", где возможен спор, но возможен и компромисс; "игр", которые бесконечны и вряд ли когда-либо будут завершены. Последнее имеет принципиальное значение, поскольку снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов.

Обобщая наиболее распространенные классификации конфликтов, можно выделить такие базовые основания классификации и типологии конфликтов:

• по составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликта (внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные);

• по проблемно-деятелъностному признаку (управленческие, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие);

• по времени протекания конфликта (острые и хронические; быстротекущие, длительные, вялотекущие и др.);

• по содержанию конфликта (содержательные, или проблемные, и "коммунальные");

• по тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные, или неконструктивные);

• по степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда, война и др.);

• по степени интенсивности конфликта (основные и неосновные, реалистические и нереалистические и т. д.).

В дополнение к обозначенным типам в рамках каждой из названных классификаций конкретизируются виды конфликтов.

Кроме того, в некоторых классификациях конфликты различаются сразу по нескольким основаниям.

• Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на различные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях.

Эти конфликты могут возникать как на уровне макросреды (общества), так и в наиболее малочисленных объединениях, между отдельными лицами. Они могут быть глубокими, острыми и трудноразрешимыми, касаться отношения к политике государства той или иной партии; связанными с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.

• Экономические конфликты, основанные на экономических противоречиях, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновение, глубже и устойчивее конфликты, а потому их трудно (а иногда и невозможно) разрешить. Экономические конфликты могут возникать также между отдельными людьми.

• Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т. п.

• Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, неблагополучии психологической атмосферы в семье. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых неурядиц, морально-бытовой распущенности членов до серьезных идеологических расхождений, прямо или косвенно влияющих на организацию различных сторон ее жизни.

• Социально-психологические конфликты, проявляющиеся как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов лежат нарушения в области взаимоотношений. Причина нарушений — психологическая несовместимость, т. е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающее у одной из сторон или одновременно у обеих сторон неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, влияние, престижное положение, внимание, поддержку окружающих.

• Эмоциональные конфликты, возникающие из-за эмоциональных состояний, которые вызывают напряженную обстановку и в итоге перерастают в действительные конфликты разнообразного характера: от экономических, идеологических до семейно-бытовых. Причины таких конфликтов лежат в сфере состояния здоровья. Это могут быть и отклонения в сфере сексуальных отношений, и навязчивые состояния, и патологические влечения (алкоголь, наркотики).

• Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, которые возникают в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. Эти конфликты нуждаются в гармонизации отношений в системах: "учитель — ученик", "учитель — ученики", "учитель — учитель", "учитель—родители", "учитель—руководитель".

• Конфликты принадлежности, которые возникают из-за двойной принадлежности индивидов, например когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

Ч. Никсон различает такие важнейшие виды конфликтов по смешанным основаниям (количество участников конфликта, направленность и особенности сопряженных с ним переживаний):

• внутренние (проблему переживаем только мы) и внешние (проблему переживаем мы и, по крайней мере, еще один человек);

• прямые (направленные на нас) и косвенные (не направленные непосредственно на нас);

• индивидуальные (внутриличностные и межличностные) и коллективные (участвуют трое и больше).

Поскольку конфликт всегда предполагает участие сторон, наиболее всеохватывающей и фундаментальной является классификация конфликтов по количеству участвующих сторон.

• Межгрупповые конфликты (в больших социальных группах, организациях, малых группах), когда конфликтующими сторонами являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.

• Личностно-групповые конфликты. Возникают при несоответствии поведения личности групповым нормам, ожиданиям, интересам, потребностям, ценностям, целям между отдельной личностью и группой людей.

• Межличностные конфликты. Возникают тогда, когда члены одной группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности либо одновременно в конфликтной борьбе стремятся к достижению одной цели, достичь которую может лишь одна из сторон.

• Внутриличностные конфликты. Проявляются в столкновении примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, потребностей, влечений одного человека.

• Кратковременные острые конфликты. Отличаются большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения друг к другу конфликтующих. Иногда приводят к тяжелым или даже трагическим последствиям. Чаще всего в основе таких конфликтов лежит не столько глубина, острота противоречий, сколько проявление особенностей характера и темперамента личности.

• Длительные острые конфликты. Характеризуются глубокими, устойчивыми противоречиями конфликтующих сторон, контролирующих собственные реакции и поступки.

• Слабовыраженные вялотекущие конфликты. Отмечаются в противоречиях, носящих не очень острый характер, либо в столкновениях, где активна лишь одна из сторон, а другая не стремится обнаружить четко свою позицию или по возможности избегает открытой конфронтации.

• Слабовыраженные быстротекущие конфликты. Наиболее благоприятная форма конфликтного противоречия, в которой стороны оперативно приходят к согласию.

Существуют и иные классификации конфликтов, что вполне естественно, поскольку многогранность и психологическая сложность явления позволяют выбирать разные основания для их анализа.

Так, несколько отличается от общепринятых классификация конфликтов по М. Дойчу:

• подлинный конфликт — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо вариативного фактора;

• случайный конфликт — зависит от переменных факторов", что участниками не осознается; конфликт прекращается после осознания реально имеющихся перспектив;

• смещенный конфликт — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными, лежащими в его основе;

• скрытый конфликт — в силу объективных причин должен наблюдаться, но не актуализируется (он может быть неверно приписан или неверно представлен);

• ложный конфликт — не имеет объективных оснований; в озникает в результате неясных оснований, но после сформирования мотивов и установок участников превращается в подлинный.

Существует еще множество подходов к классификации и типизации конфликтов. Важное место в процессе познания и управления конфликтом занимают психологические исследования, позволяющие вскрывать глубинные основы конфликтного поведения. Накоплены многочисленные данные о причинах возникновения, этапах, механизмах протекания и способах разрешения конфликтов—межличностных, межгрупповых, межнациональных.

Особо выделяется организационный конфликт, возникающий в коллективах из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива.

К каждому работнику организация предъявляет требования, зафиксированные в определенных документах (правилах внутреннего распорядка, должностных инструкциях и пр.), а также закрепленные в сложившихся традициях и нормах поведения. При этом поведение каждого работника индивидуально, он ищет свое место в коллективе, в структуре должностных и неформальных отношений, стремится найти применение своим способностям, удовлетворение в труде, общении с другими членами организации и т. д.

Конфликт возникает, во-первых, если работник по каким-либо причинам не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые к нему организацией. Во-вторых, конфликт возникает, если требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, нечетки, неконкретны. Как правило, к конфликтам приводят низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей или их плохое организационное обеспечение.

Истинный конфликт

Это объективно существующий тип конфликта, воспринимаемый правильно. Он не зависит от легко меняющихся условий среды. Истинные конфликты трудно разрешаются дружественным образом, если только участвующие стороны не начинают сотрудничать в разрешении обоюдной проблемы установления приоритетов или не приходят к соглашению относительно нейтрального и взаимно признанного институционального механизма разрешения конфликта (например, арбитража или подбрасывания монетки).

Случайный конфликт

Существование такого конфликта зависит от некоего набора обстоятельств, не осознаваемого конфликтующими сторонами. Случайный конфликт не имеет места, если признается существование альтернативных ресурсов для удовлетворения нужд конфликтующих. Случайные конфликты трудно разрешать только тогда, когда возможности маневра для конфликтующих слишком узки в результате недостаточных познавательных ресурсов или же сильных эмоциональных трений. Кроме того, если предмет случайного конфликта стал настолько важен, что его замена альтернативой может привести к «потере лица», конфликт теряет свою случайность и легкую разрешаемость.

Подмененный конфликт

При этом типе конфликта стороны спорят, так сказать, по неверному поводу. Выраженный конфликт - это конфликт-манифест, а не выраженный непосредственно - конфликт-основа. Конфликт-манифест обычно отражает конфликт-основу в символической форме; непрямая форма выражения является безопасным путем обсуждения конфликтов, которые могут показаться слишком деликатными или острыми, чтобы говорить о них или заниматься ими напрямую. Кроме того, конфликт-манифест может просто отражать общую нервозность и напряжение между конфликтующими сторонами по поводу нерешенного конфликта-основы - неразрешенных трений, ведущих к повышенной чувствительности, к проявлению неуважения, повышенной агрессивности и т.п. Часто конфликты-манифесты можно разрешить лишь временно - до тех пор, пока не будет разрешен конфликт-основа или конфликт-манифест не будет рассматриваться как отдельный конфликт. С другой стороны, иногда разрешению конфликта-основы способствует работа с его безопасными, подмененными формами, с которыми зачастую легче работать, чем с основным конфликтом.

Безатрибутивный конфликт

Здесь мы имеем дело с неподлинными участниками конфликта и, как результат, с неподлинным основанием конфликта. Это может быть неосознанная ошибка, когда кто-то ругает ребенка за что-либо, сделанное по указанию родителей, или же такая ошибка может поощряться стороной, которая выигрывает от этого. «Разделяй и властвуй» - это известная формула ослабления группы путем разжигания внутреннего конфликта с целью скрыть истинный конфликт между группой и ее завоевателем.

Пример. Если наблюдается дефицит рабочих мест, то белые и черные рабочие скорее будут клеймить не правительство или социальную систему, а друг друга. Такая ошибка может быть следствием косвенного влияния идеологии, которая склонна объяснять экономические проблемы недостатками отдельных людей или групп, а не экономической системы. Одной из задач групп, заинтересованных в изменении социальной системы, является снижение количества безатрибутивных конфликтов и разделяющих внутренних конфликтов, с тем чтобы повысить эффективность сотрудничества маловлиятельных групп.

Латентный конфликт

Конфликт, который должен возникнуть, но не возникает. Это может происходить оттого, что конфликт подменен, подавлен, безатрибутивен или же не существует психологически. Таким образом, одной из задач тех, кто выступает за социальный прогресс, является превращение латентных конфликтов в осознанные. «Повышение сознательности» происходит при одновременном усилении самоидентификации человека (как женщины, как черного, как рабочего) и эскалации конфликта с теми, кто отрицает его идентичность.

Фальшивый конфликт

Имеется в виду возникновение конфликта, когда для этого отсутствуют объективные условия. Такой конфликт всегда предполагает неверное восприятие или неверное понимание. Учитывая известную неадекватность восприятия у индивидов, групп и даже народов, такие конфликты можно назвать всеобъемлющими и они встречаются повсеместно. Возникший фальшивый конфликт может породить новые мотивы, которые превратят его в настоящий. Такое превращение более вероятно в сопернической среде, чем в корпоративной.

Шесть типов конфликта, описанных выше, не являются взаимно исключающими. Подмененный или безатрибутивный конфликт предполагает наличие неосознанного или скрытого конфликта. Более того, в любой конфликтной ситуации взаимодействие между враждующими сторонами может трансформировать конфликт из одного типа в другой. Плюс к этому, конфликт может быть ложным, имеющим несколько основ и несколько участников, т.е. мы можем столкнуться с истинным конфликтом по одному предмету, подмененным - по другому и с элементами безатрибутивного - в отношении третьего и четвертого.

Вопрос 1.Конфликтология, ее предмет и задачи

 

Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

Практическое приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением “худой мир лучше доброй ссоры”, люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов.

Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.

Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.

Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.