Нравственно-философская проблематика и художественное своеобразие русского романа 20-30-х годов (А.Платонов, М.Булгаков, С.Леонов, М.Пришвин, А.Грин - на выбор). — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Нравственно-философская проблематика и художественное своеобразие русского романа 20-30-х годов (А.Платонов, М.Булгаков, С.Леонов, М.Пришвин, А.Грин - на выбор).

2017-11-16 408
Нравственно-философская проблематика и художественное своеобразие русского романа 20-30-х годов (А.Платонов, М.Булгаков, С.Леонов, М.Пришвин, А.Грин - на выбор). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Период революции и гражданской войны был временем расцвета поэзии. Проза этого времени характеризуется напряженным сюжетом, отражением острого социального конфликта. Роман, повесть, рассказ, очерк в том виде, в каком эти жанры сложились в прежней рус.лит., в 20-е годы встречаются редко. Русская проза 20-хг. Отличалась большим тематическим и жанровым разнообразием. Начав с книг о революции и гражданской войне, об изменениях в деревне, где ростки нового обнаруживали себя наиболее явно, к середине десятилетия литература уже имела в своем активе произведения исторического, сатирического, фантастического содержания.

Многие писатели обратились к теме деревни. Появился новый взгляд на семью, на отношения между мужчиной и женщиной. В то время были распространены веяния, в соответствии с которыми личная жизнь передового человека непременно изображалась не в семье, а в разных увлечениях, любовных интригах и т.п.

Русский роман 1920-х показал свою жизнеспособность практически во всех своих жанрах: социально-психологическом – «Белая гвардия» М.Булгакова; социальном – «Дело Артамоновых» М.Горького, художественно-документальном – «Чапаев» Д. Фурманова;историческом и историко- биографическом – «Смерть Вазир-Мухтара», «Кюхля» Ю.Тынянова; научно-фантастическом «Человек-амфибия» А. Беляева; в жанре антиутопии – «Мы» Е.Замятина.

При изображении человека в прозе 1920-х гг писатели опирались на богатый опыт предшественников: искусство психологического анализа, «энергию заблуждения» в построении сюжета, мастерство использования хронотопа.

Изображая большевиков – героев времени писатели описывали преимущественно внешность, одежду, поступки своих персонажей. Возник стереотип показывать их людьми громадного роста и физической силы, с зычны м голосом, не ведающим сомнений и человеческих слабостей, прямолинейными в мыслях и поведении.

Развитие прозы в первое послереволюционное и послевоенное десятилетие можно охарактеризовать как движение от малых жанров рассказа и очерка к жанрам крупным – роману и эпопее, от зарисовки, документально-точной картины к развернутым проблемным художественным исследованиям.

Проза 1930-хгг. В 1930-е в русской прозе произошли существенные изменения. Отошли на задний план рассказ и повесть. Сузился жанровый диапазон романа. Центральное положение заняли многотомные романы-эпопеи – «Тихий Дон», «Хождение по мукам», «Петр первый», и т.д. В 1930 – е началось интенсивное развитие «производственной» прозы. Объектом изображения стали труд, трудовые отношения рабочих и крестьян. На фоне индустриального пейзажа создавался образ героя времени – строителя, руководителя и организатора трудовых процессов, землекопа и токаря. Если судить по произведениям, печатавшимся на страницах советских изданий, то большинство писателей полностью переключились на изображение трудовой деятельности персонажей: духовная жизнь стала вне поля их зрения.

В «производственной» прозе отчетливее всего проявились негативные процессы, выводившие художественную литературу за рамки искусства и превращавшие ее в идеологическое средство агитации и пропаганды. Соответственно изменялся инструментарий.

Булгаков обращается к традиционной для 1920-х годов теме революции и гражданской войны. Своеобразным произведением становится роман «белая гвардия». Первые главы появились на страницах журнала «Россия» в 1924. В центре произведения –несколько эпизодов гражданской войны. Действие разворачивается в Киеве в 1918-1919гг. Необычными оказались и действующие лица. Булгаков сознательно отходит от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагической коллизии, из которой нет выхода. События революции в романе «максимально очеловечены».

Особому впечатлению способствовала и необычная композиция. Автор конструирует оригинальное пространство, используя летописный стиль. Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

Центральным образом произведения становится символ Дома, родного очага. Собрав в него героев накануне Рождества, автор задумывается о возможной судьбе не только персонажей, но и всей России. Малому пространству Дома противопоставлено пространство Города. Изменение пространственно-временных параметров приводило к необходимости самоопределения в событиях времени, принятии или отвержении происходящего. Город становится той ареной, где и происходят исторические события, требующие принятия конкретных решений. Как только размеренная жизнь уходит на второй план, меняется тон повествования, из объективно- нейтрального он становится ироническим. Иногда оказывается возможной и разоблачительно - публицистическая интонация, она нередко соседствует с экспрессивной или романтической.

21 Своеобразие художественных исканий М. Горького – прозаика и драматурга (концепция личности, национальное, историческое и экзистенциональное содержание конфликта, поэтика на материале 1-2 произведений на выбор).

Ещё до Октябрьской революции известность Горького драматурга вышла за пределы России. Его пьесы «Мещане», «На дне», «Враги» с успехом шли на многих сценах театров многих стран мира. Содержание пьес характеризует широта охвата русск. действительности, в них представлены почти все слои русск. общества.

«Егор Булычёв», Действие разворачивается в доме Б. в годы империалист. Войны, накануне революционных событий 1917 г. Хозяин дома—богатый купец, предприниматель, неизлечимо болен.Родственники на его глазах грызутся за его наследство.Жадность и эгоизм огорчают Б. Но больше всего его огорчает то, что

Вся его жизнь, отданная погоне за капиталом, все его убеждения, что именно его класс --носитель правды и создатель ценностей-всё это заблуждение. Егор Б. –человек, выламывающийся из своего класса, фигура, характерная для худ. мира Горького. Предсмертный бунт Егора против того порядка, созданию кот. была отдана его жизнь, глубоко символичен. Системой выразит-ных худ. деталей Горький передаёт ужасное состояние безысходности, овладевшее им. И за этими конкретно бытовыми деталями открывается глубокий соц. смысл происшедшего с ним.В тупике оказался не он один --в тупике русский капитализм. В заключительной сцене Шурка Б. бросается к окну, в кот. врывается революционная песня, -идёт демонстрация. Старый мир обречён.

Пьеса «На дне2. напис. в 1902г., впервые поставлена на сцене в декабре того же года и не исчезает из репертуара театров и по сегодняшние дни. В драме Горький показал противоречия русской жизни накануне 1-й революции.

В произв. Показан глубокий соц.— философ. Конфликт, конфликт «души и тела: люди, оказавшиеся на дне. рассуждают о добре и правде, о человеке, поднимают проблему гуманизма.

Герои пьесы—городская нищета на последней ступени обездоленности. Люди лишены возможности заниматься привычным делом и не сумевшие адаптироваться к «низкой среде».

Каждый из них несчастлив по-своему. Интересен образ Луки. Старик –бродяга привносит в ночлежку нечто новое, давно забытое, а некоторым и вовсе незнакомое—чувство жалости и сострадания.Его теория—идея спасительной лжи. Для него высшая цель-правда и каждому обитателю ночлежки он даёт её. Эта, правда, нужна насте, верящей в любовь, нужна актёру. Поверившему в излечение. Но каждый, кто поверил в эту правду, несчастен.Лука кажется им единственным защитником несчастных. Когда же начинаются несчастья, Лука исчезает. А с ним и призрачные надежды на перемены и спасение. Гибель актёра., ссылка Пепла,смерть Анны, возвращение остальных обитателей ночлежки в прежне безысходное состояние—сам ход событий отвергает философию Луки. Уход старика свидетельствует о его поражении. Но из всех обитателей Лука один мог рассмотреть в каждом что-то хорошее, веру в добро, в любовь, желание изменить мир и себя, смог увидеть в других то, что даже не пытались искать другие.

Драматургия Г. хар-ся глубоким историзмом. Писатель ставил и решал центральные проблемы эпохи. Пьесы Горького оказали огромное влияние на становление и развитие театра.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.