Основные этапы развития языкознания и его современные задачи. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основные этапы развития языкознания и его современные задачи.

2017-11-16 81
Основные этапы развития языкознания и его современные задачи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, где исследовались грамматические структуры шумерского языка, в Сирии, Малой Азии (по мере распространения клинописи в 3-2 м тыс. до н. э.) и Египте, а также в Индии и Китае. Сознательное изучение языка стало необходимым в связи с изучением письменности и с появлением обусловленных социальной структурой особых языков, отличных от разговорных (литературных и культовых письменных языков в Передней Азии и специально разработанного литературного языка- санскрита – в Индии). Для обучения письму и письменному языку в Месопотамии и Северной Сирии, а позднее и в других странах Передней Азии составлялись списки слоговых знаков и грамматических форм, а также словари, создавались способы выделения на письме слов разных языков, но теоретическое рассмотрение языковых фактов ещё отсутствовало. Необычайно высокого уровня описательное и теоретическое языкознание достигло в древней Индии. Практическим стимулом для его развития было стремление к строгому определению норм санскрита и к точному описанию языка священных текстов. Грамматика санскрита, составленная Панини (около 5 в. до н. э.), является одновременно наиболее полным и предельно сжатым описанием языковой системы (преимущественно на фонологическом и грамматическом уровнях). Достижения индийских учёных в области фонетического описания звуков речи оказали значительное влияние на развитие языкознания в средине века в Тибете, Китае, Корее и Японии, но грамматические исследования в странах Дальнего Востока отличаются самостоятельностью результатов, из которых наиболее существенным является установленное китайскими учёными деление слов на полные (знаменательные) и пустые (служебные).

В отличие от Индии, где описательное языкознание получило свой формальный аппарат и особые методы исследования, в Греции языкознание долгое время оставалось частью философии. Если в Индии формальное исследование языка часто приобретало сугубо эстетический характер, то в Греции на первый план выдвигалось изучение языка как средства познания. Греческая философия языкознания была атомистической, так как она строилась на изучении отдельного слова (а не целой языковой системы и целого высказывания, составлявших предмет анализа в индийском языкознании). В греческой концепции языка отдельные слова складываются в предложения, тогда как для индусов целостное предложение разлагается на элементы лишь в грамматическом описании.

2. В античные времена существовало две теории: Флюсей и Тесей. Флюсей (за был Гераклид) - наименование предметов определенной самостоятельной природой и в каждом имени- сущность обозначаемой вещи. Изучая слово, можно изучить сущность предмета. Тесей – по установленному соглашению между людьми, то есть по обычаю, отрицали связь природы и предмета.

Особенно отчётливо атомистическая концепция языка была сформулирована Аристотелем, отмечавшим дискретный характер речи. Несмотря на преимущественно логический подход к грамматике у Аристотеля, ему принадлежит заслуга установления некоторых собственно языковых фактов, в частности выделения значащих и незначащих членов предложения (соответствующих полным и пустым словам китайских грамматиков). Описательное языкознание как самостоятельная дисциплина постепенно оформляется в работах стоиков и александрийской школы, а в Риме — в трудах Варрона, но в античном мире оно находится на гораздо более низком уровне, чем в Индии. Языкознание европейского средневековья продолжало традиции античной философии языкознания, в особенности Аристотеля. Развитие грамматических учений греков и индийских фонетических теорий было осуществлено в средневековом арабском языкознании.

3.Родственные отношения между отдельными языками внутри языковых семей Европы устанавливаются Данте, Скалигером и другими учёными позднего средневековья и Возрождения. Однако эти наблюдения над родственными связями между языками ещё не создают особой научной дисциплины — сравнительно-исторического языкознания, возникшего лишь в 19 в. на основе открытий конца 18 в. Философское изучение языка с новой силой возрождается в 17 и 18 вв. и достигает вершины в творчестве Г. В. Лейбница, исследовавшего язык в сопоставлении с другими знаковыми системами и тем самым предвосхитившего семиотическое изучение языка, а также и многие положения лингвистической семантики.

4.На рубеже предромантической философии языка 18 в. и нового сравнительно-исторического языкознания находится концепция В. фон Гумбольдта, выдвинувшего тезис о том, что язык является творчеством, а не мёртвым продуктом созидания. Идеи Гумбольдта о связи языка с мировоззрением народа получили широкий отклик в психологическом направлении в языкознании (19 в.) и в этнолингвистике 20 в.; гумбольдтовские идеи о связи языка и искусства были развиты в 20 в. К. Фосслером и его школой.

5. В 70‑хгг. 19 в. СоссюриБодуэндеКуртенэприходяткустановлениюпринциповисследованияязыка (вчастности, его звуковой стороны) как системы. Исследования учёных казанской лингвистической школы закладывают основы фонологии и морфонологии. Независимо друг от друга Бодуэн де Куртенэ и Соссюр вводят разграничение синхронического (статического) и диахронического (динамического) подходов к изучению языка. Соссюр (и независимо от него американский логик Ч. Пирс) определяет место языка среди других систем знаков и место языко­зна­ния среди семиотических дисциплин. Учение Соссюра о языковой системе знаков послужило основой для структурной лингвистики, сформировавшейся во 2‑йчетверти 20 в.

Принципы структурной лингвистики применительно к фонологии, морфонологии и отчасти морфологии были разработаны лингвистами пражской лингвистической школы (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, В. Матезиус и другие). ТДля учёных школы было характерно преиму­ще­ствен­ное внимание прежде всего к структурной типологии языков, что сближало пражскую школу с работами Сепира и его последователей.

6.В советском языко­зна­нии были созданы концепции стадиальной типологии, фонологические теории московской и ленинградской школ; заложены основы теории поэтического языка и истории литературных языков, лингвистической стилистики и лингвистической поэтики. Постоянной чертой языко­зна­ния в СССР является внимание к прикладной лингвистике, сказавшееся, в частности, в сотрудничестве фонетистов (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер и другие) и инженеров связи, а также в разработке принципов лексикографического описания языков, методов составления учебных словарей и грамматик (Щерба), в использовании фонологических принципов для создания алфавитов языков народов СССР (Яковлев, Л. И. Жирков, Поливанов и другие). В последние десятилетия работы советских учёных в области семиотического подхода к языку определяются вниманием к принципам и методам тех отраслей языко­зна­ния, которые служат теоретической основой для автоматического перевода и решения других задач вычислительной («инженерной») лингвистики, становящейся в мировой науке наиболее бурно растущей областью языко­зна­ния. Вместе с тем языко­зна­ние 2‑йполовины 20 в. характеризуетсявозвратомкисторическойпроблематикесучетомвозможностейсинхроннойтипологии, выявленныхвсоветскомязыко­зна­нииещёв 30‑хгг., идиахроническихзаконо­мер­но­стей).

 

ЗАДАЧИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ: 1. Установить природу и сущность языка.

2. Рассмотреть структуру языка.

3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосязаны и взаимообусловлены.

4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;

Как и когда возникли и то и другое;

5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;

6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.

7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.

8. Языкознание стремится быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.

9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.

10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).

 

Язык и мышление.

Концепция Гумбольдта: Язык и мышление тесно взаимосвязаны, между ними он ставил знак равенства. Язык и мышление не могут существовать по отдельности, потому что язык- орган формирования и выражения мысли. Язык влияет на мышление (мировоззрение) народа.

Гипотеза Сепира Уорфа: язык не только средство общения, но и важнейший элемент человеческой жизни, который устанавливает нормы поведения и мышления, прослушивает все стороны индивидуальной и общественной жизни. Согласно этой теории – язык преобладает над мышлением. Язык предопределяет мировоззрения, хотя в последнее время все больше это подвергается критике. Человек обладает не только языковым (вербальным) мышлением, но и невербальным (образным) мышлением. Сейчас данной проблемой занимается психолингвистика и нейропсихология. Человек оперирует различными мышлениями: вербальным, чувственно-образным и интуитивным. В конце 70 г 20 в появляется когнитивное учение. изучающее процессы познания человеком окружающей действительности. А лингвистика – составная часть данного направления.

Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании. Вместе с тем, образуя теснейшее диалектическое единство, язык и мышление не составляют, однако, тождества: они разные, хотя и взаимосвязанные явления, их области пересекаются, но не совпадают полностью.

Так же, как и общение мышление может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени уже у некоторых животных, и именно это обеспечивает животному правильную ориентировку в ситуации и принятие целесообразного решения. Высокоразвитые формы невербального мышления (в сочетании с мышлением вербальным) находим у человека. Так, невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма).

Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи. Можно сказать, что язык определенным образом организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Так, математик или физик оперирует понятиями, закрепленными в условных символах, мыслит не словами, а формулами и с помощью формул добывает новое знание.

 

Учет всех этих фактов говорит о том, что мышление человека многокомпонентно, что оно есть сложная совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга. Вербальное, речевое мышление является, таким образом, лишь одним из компонентов человеческого мышления, хотя и важнейшим.

Теории происхождения языка.

Существуют две теории происхождения языка: Религиозная и научная. Теория божественного происхождения заключается в том, что, согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков: каждый человек стал говорить на своем языке, и расселились они по всей земле.

Данную теорию поддерживали: Лосев и Флоренский.

Не поддерживали: Лейбниц (Звукоподрожания), Руссо, Кудрявский, (Выкрики междометий), Томас Гоббс, Адам Смит (Общественного договора), Нуарэ (Трудовых ритмических выкриков).

Теорий научного, или по-другому сознательного происхождения языка существует несколько. Первая теория –звукоподражания или по-другому ономатопоэтическая (от греч ономатопея- создание имен). То есть человек подражал звуковым признакам называемых вещей и объектов. Например: гав, гав, шуршать, жужжать, knock, crash и тд. Отдельные звуки- другие слова. Например: Р- резкий (резать, рвать) или Л – мягкий (походка льва). Современные лингвисты называют связь звуковым символизмом. Но данная теория подвергалась критике (очень мало таких слов) + трудно объяснить сложные слова. Принципы звукоподражательной теории попытался обосновать в конце 17 начале 18 века Лейбниц. По мысли Лейбница, звукоподражание имело место прежде всего в корневом языке и лишь в той мере, в какой "производные языки" развивали дальше основы корневого языка, они развивали вместе с тем и принципы звукоподражания.

Принимая звукоподражание как принцип происхождения языка, как принцип, на основании которого возник "дар речи" у человека, Лейбниц отвергает значение этого принципа для последующего развития языка. Недостатком звукоподражательной теории можно назвать следующий: сторонники этой теории рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное) явление.

 

Теория эмоциональных выкриков. Важнейшим её представителем был Ж-Ж Руссо. По Руссо получалось, что первые языки были гораздо более богаче последующих. Но цивилизация испортила человека. Вот почему и язык, и по мысли Руссо, испортился из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался сухим рассудочным и методическим.

Эмоциональная теория Руссо получила своеобразное развитие в19- 20 веке и стала называться теорией междометий.

Один из защитников этой теории русский лингвист Кудрявский (1863-1920) считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека. Междометия являлись наиболее эмоциональными словами, в которые первобытный человек вкладывал различные значения в зависимости от той или иной ситуации. По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан с возникновением членораздельной речи.

Третья теория называется теория общественного договора. Она появилась с середины 18 века. Сущность этой теории состоит в том, что в более поздние этапы развития языка возможно договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии.

Но совершенно очевидно, прежде всего для того, чтобы "договориться о языке", надо уже иметь язык, на котором "договариваются".

Теория ритмических выкриков- эта теория возникла в 19 веке в трудах вульгарных материалистов (немцев Нуаре, Бюхера). Она сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти трудовые выкрики могут быть только средством ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоции, а являются лишь внешним, техническим средством при работе.

Человеческое происхождение языка - Немецкий философ Гердер говорил о чисто человеческом происхождении языка.

Гердер считал, что язык человека возник не для общения с другими людьми, а для общения с самим собой, для осознания своего собственного я.

 

Разграничение языка и речи.

Язык и речь представляют собой неразделенное целое. Речь реализуется в конкретных актах общения. Понятие речи шире понятия языка. Формула: все, что есть в языке, обязательно проявляется в речи, но не все, что есть в речи, проявляется в языке.

По Соссюру: «Оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно

предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку».

1. Основным понятием надо считать я з ы к. Это действительно важнейшее средство человеческого общения. Тем самым язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной и профессиональной речи, разновидности устной и письменной формы речи. Нет языка индивида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет людей и разные группировки индивидов, которые могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произношения. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах.

2. Самое трудное определить, что такое р е ч ь. Прежде всего это не язык и не отдельный речевой

акт. Мы говорим об устной и письменной речи, и это вполне правомерно, мы говорим о речи ребенка, о речи молодежи, о сценической речи, о прямой и косвенной речи и т. д. Все это разные

использования возможностей языка, отображения для того или иного задания, это разные формы

применения языка в различных ситуациях общения. И все это является предметом языковедения.

 

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности Л. В. Щербой и его учениками. Заметим, что под речью (у Соссюра «la parole») современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух.

Язык (у Соссюра «la langue») того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов — единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов и т. д.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют и инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т. е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правилего понимания грамматикой этого языка.

 

Функции языка.

Язык – знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Язык – многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации.

* Коммуникативная

o Экспрессивная (с помощью языка мы передаем не только фактическую информацию, но и даем оценку, эмоции, чувства; влияет на душевное состояние слушателя.)

o Апеллятивная (возможность с помощью языка повлиять на человека; реализуется в вопросительных, побудительных и восклицательных предложениях)

o Репрезентативная (передача информации)

* Познавательная (с помощью языка мы узнаем окружающий мир),

* Мыслеформирующая (мысль формируется в слове, то есть без языка невозможно сформулировать ясной четкой мысли)

* Фатическая, или контактоустанавливающая (устанавливается и поддерживает контакт с собеседником)

* Указательно-номинативная (язык служит средством именования предметов, названия)

* Поэтическая (эстетическая) (сфера творчества)

* Метаязыковая (позволяет говорить о самом языке в процессе изучения языка)

* Диакритическая (появляется способность языка для создания нового слова)

* Идеологическая (использование языка для выражения идеологических предпочтений)

* Магическая (язык оказывает воздействие на волю человека).


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.