Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Понятие и классификация учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности. Научные основы учетов.

2017-11-15 3015
Понятие и классификация учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности. Научные основы учетов. 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Добывание сведений (информации), касающихся преступного деяния, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь по судебному решению и при наличии соответствующей информации (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД). В этих целях используются различные средства, позволяющие повысить эффективность мер по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений.

Под термином «средство» понимается «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности».

В ОРД в качестве специальных средств используются оперативный учет, оперативная техника, служебные собаки и иные средства1В литературе в группе «средства ОРД» выделяют средства финансового, материально-технического и силового обеспечения, которые подразделяются в зависимости от решаемых задач ОРД в соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД не должны угрожать жизни и наносить ущерб здоровью людей, а также причинять вред окружающей среде.

Важнейшим средством, используемым в целях борьбы с преступностью, является учет, который позволяет осуществлять сбор, хранение и систематизацию оперативной информации и выполняет задачу информационного обеспечения ОРД, повышающего эффективность данного вида деятельности.

Оперативные учеты — это регламентируемая нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их признакам, предназначенная для информационного обеспечения ОРД.

Значение оперативных учетов заключается в том, что концентрируемая в них информация способствует:

своевременной организации наблюдения за лицами, представляющими оперативный интерес;

выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих или уже совершивших преступления, и проведению в отношении этих лиц соответствующих ОРМ в целях предупреждения и раскрытия преступлений;

наиболее эффективному розыску скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших;

обнаружению похищенных вещей и предметов;

координации мероприятий по выявлению лиц, представляющих интерес для ОВД;

подбору конфиденциальных сотрудников для оперативных подразделений.

Основными требованиями, предъявляемыми к оперативным учетам, являются:

централизация, т.е. сосредоточение сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, в централизованных структурах — Главном информационном центре (ГИАЦ МВД России), Информационном центре (ИЦ МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ);

полнота — предоставление исчерпывающих сведений в регистрационной документации, в том числе в унифицированной форме, пригодной для последующей автоматизированной обработки:

своевременность, состоящая в постановке на учет в сроки, указанные в подзаконных нормативных актах (приказах, инструкциях, наставлениях);

целевой характер, заключающийся в использовании учетов для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

правомерность постановки на учет, т.е. осуществление сбора, регистрации и хранения только объектов, закрепленных в подзаконных нормативных правовых актах;

конспиративность, обусловленная тем, что большая часть сведений, содержащихся в информационном массиве, является секретной.

Централизованные учеты функционируют в интересах МВД России, органов прокуратуры, ФНЕ России, ФМС России, Государственной фельдъегерской службы России, а также государств участников СНГ.

На федеральном и региональном уровнях существует единая информационная система, позволяющая интегрировать по всей стране от 10 до 14 различных криминалистических и розыскных учетов, доступ к которым имеется во всех ОВД.

Учеты ОВД формируются на прочной правовой основе, которую составляют следующие законодательные акты: Конституция РФ (ст. 23, 24); Закон о полиции (п. 32, 33 ч. 1 ст. 13); Закон об ОРД (ч. 8 ст. 5, ч. 1 ст. 10); Федеральный закон «О персональных данных»; Закон РФ «О государственной тайне»; Федеральный закон от 25 июня 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др.

Конституция РФ (ст. 24) запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Однако в соответствии с п. 7 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 преступное деяние не относится к частной жизни лица и соответственно указанные сведения, необходимые для обеспечения оперативно-розыскной функции, не могут рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. Вместе с тем должностным лицам, осуществляющим ОРД, запрещено разглашать указанные сведения без согласия граждан (ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД).

Оперативно-розыскное законодательство (ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД) закрепляет возможность оперативно-розыскных органов для решения стоящих перед ними задач создавать и использовать информационные системы. Под информационной системой персональных данных понимается информационная система, которая представляет собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных»).

Полиция при осуществлении своей деятельности имеет право использовать информационные системы; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно- криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах (п. 33 Закона о полиции).

Существенное значение для правового регулирования данного вида деятельности имеют подзаконные нормативные акты МВД России и других ведомств, в которых детализируются положения федеральных законов.

 

 

Объекты учета. Виды учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности (оперативно-розыскные, криминалистические, профилактические, административные, централизованные, местные, автоматизированные, ручного обращения).

Статья 10 ФЗ об ОРД, Комментарий к статье.

Для информационного обеспечения оперативно - розыскной деятельности органы внутренних дел создают и используют различные оперативные учеты - массивы сведений, собираемых и систематизируемых в автоматизированных банках данных, автоматизированных информационно - поисковых системах, картотеках, фототеках, коллекциях и следотеках, в основе которых лежат точные сведения о разнообразных объектах, попадающих в сферу ОРД. Оперативные учеты создаются исходя из практической потребности правоохранительных органов для получения при обращении к этим учетам такого рода информации, которая помогала бы в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и неопознанных трупов, принадлежности имущества.

Объекты оперативных учетов условно подразделяются на три группы: лица; факты, события; предметы, вещи.

В основе каждой группы лежат определенные признаки объекта, позволяющие его идентифицировать.

Основными объектами первой группы, подлежащими оперативному учету, являются лица: от которых можно ожидать совершения преступлений; замышляющие, подготавливающие либо совершившие преступления; скрывшиеся от следствия и суда, совершившие побег из мест лишения свободы; пропавшие без вести. В эту группу входят также приметы неустановленных лиц, подозреваемых в совершении преступлений; неопознанные трупы; лица, доставленные в медицинские учреждения, личность которых не установлена; дети, которые не могут сообщить свои данные; граждане, осуществляющие конфиденциальное содействие органам внутренних дел.

Основные объекты второй группы - зарегистрированные преступления, как раскрытые, так и нераскрытые, информация, поступившая от конфиденциальных источников.

Третью группу объектов информационных систем составляют: орудия совершенных преступлений; автотранспортные средства; огнестрельное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций, а также похищенное; разыскиваемые предметы, документы и вещи, служившие предметом преступных посягательств, а также обнаруженные и изъятые, принадлежность которых не установлена.

Организация, порядок ведения и использования информационных систем в органах внутренних дел регламентируются ведомственными нормативным актами МВД РФ.

Виды учёта:

1. Оперативно-розыскной. Это регламентируемая нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их признакам, предназначенная для информационного обеспечения ОРД. Значение оперативных учетов заключается в том, что концентрируемая в них информация способствует:

своевременной организации наблюдения за лицами, представляющими оперативный интерес; выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих или уже совершивших преступления, и проведению в отношении этих лиц соответствующих ОРМ в целях предупреждения и раскрытия преступлений; наиболее эффективному розыску скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших; обнаружению похищенных вещей и предметов; координации мероприятий по выявлению лиц, представляющих интерес для ОВД; подбору конфиденциальных сотрудников для оперативных подразделений.

2. Криминалистический. В рамках криминалистических учетов, кᴏᴛᴏᴩые ведутся в ОВД, накапливается, обрабатывается и используется информация, характеризующая: способы совершения преступлений; лиц, пропавших без вести; неопознанные трупы граждан; похищенное, утерянное и добровольно сданное огнестрельное оружие; пули, гильзы со следами оружия, найденные на месте преступления; следы пальцев рук, ног и др.; следы орудий взлома, примененных на месте происшествия; документы (например, поддельные денежные знаки и т. д.); нераскрытые преступления.

Существуют следующие формы криминалистических учетов:

· картотеки;

· коллекции;

· альбомы;

· списки;

· АИПС (автоматические информационно-поисковые системы);

· АСДИ (автоматические системы дактилоскопической идентификации).

3. Профилактический. Ведётся службой участковых инспекторов, паспортно-визовой службой, подразделениями лицензионно-разрешительной системы и др.

Объектами профилактического учета являются лица, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения правонарушений (освобожденные из мест лишения свободы, особо опасные рецидивисты и др.).

4. Административный. Ведётся службой участковых инспекторов, паспортно-визовой службой, подразделениями лицензионно-разрешительной системы и др.

Объектами административного учета являются лица, совершившие административные правонарушения в соответствии с КоАП РФ, лица, зарегистрированные в паспортно-визовых службах, а также огнестрельное и холодное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций, полиграфическое оборудование и др.

5. Централизованный. Предназначен для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных межрегиональных и региональных, преступлений.

6. Местный. На местном уровне (в отделах полиции, ОМВД, УМВД России по району, городу субъекта Федерации) ведутся:

1. Картотеки:

- лиц, проходящих по делам оперативного учета;

- разыскиваемых лиц;

- лиц, событий и предметов, проходящих по материалам оперативной проверки, сведения, полученные от лиц, оказывающих содействие и негласное сотрудничество.

2. Фото-, видеотеки: на всех лиц, представляющих оперативный интерес.

3. Дела оперативно-розыскного производства (виды дел определяются ведомственным нормативным актом ограниченного доступа).

4. Журналы учета:

- лиц, оказывающих негласное содействие ОВД;

- информации, поступающей от лиц, оказывающих содействие и негласное сотрудничество ОВД;

- дела оперативного учета и накопительно-наблюдательного производства.

7. Автоматизированный. Ручного обращения. Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные. Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляется в региональных банках криминальной информации (РБКИ). Автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) используются для выполнения основных ункций органов внутренних дел. Их особенность заключается в накоплении и постоянном корректировании больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих оперативный интерес. АИПС работают преимущественно по принципу «запрос – ответ», поэтому обработка информации в них связана в основном не с преобразованием первичных данных, а с их поиском. Автоматизированные информационно – поисковые системы принято подразделять на документальные и фактографические. Такое деление основано на различии объектов поиска. В документальных - объектами поиска являются документы, их копии или библиографическое описание. В фактографических – искомыми объектами могут быть записи, характеризующие конкретные факты или явления. В системе органов внутренних дел АИПС решают задачи сбора, хранения, поиска и выдачи оперативно-розыскной и справочной информации.

Понятие оперативно-розыскные мероприятия, их виды и классификация. (ст. 6 ФЗ об ОРД)


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.459 с.