Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-11-16 | 186 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятие, предмет, цель и функции теории государства и права. Понятийный и категориальный аппарат теории государства и права.
Цель (то ради чего осуществляется познание, какие законы, закономерности стремится открыть наука) теории государства и права – познание и формулирование основных закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества.
Функции теории государства и права – определенные воздействия данной системы знаний на научный и учебный процесс.
Функции:
1)Онтологическая - теория государства и права даёт представление о государстве и праве.
2)Гносеологическая - теория государства и права получает новые знания о государстве и праве.
3)прогностическая - теории государства и права формулирует модели возможного развития государства и права.
4)эвристическая - теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государства и права.
5)методологическая - теория государства и права обобщает государственно-правовую практику и формулирует идеи и выводы.
6) Аналитическая — осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).
Собственный предмет, метод и принципы исследования, не могут сформироваться без понятийно-категориального аппарата – совокупности собственных или заимствованных понятий. Теория государства и права, изучая государственно-правовые явления, опирается на философское (теоретическое), социологическое и другое знание и использует, прежде всего категории:
|
· философские (сущность и содержание, тип и форма; бытие и сознание, идеализм);
· общенаучные (гипотеза, механизм, функции, система, регулирование, компоненты, элементы, орган);
· общесоциологические (формация, цивилизация, власть, общество, организация, социальные нормы, институт, диспозиция, санкция, порядок, инфантилизм, конфликт, коллизия, интересы и др.);
· исторические и политические (монархия и республика, империя, демократия, авторитаризм, политический режим, легитимность и др.) и др.
Конкретизируя их применительно к государственно-правовым явлениям, теория государства и права вырабатывает свои категории и понятия.
Правовые категории (понятия) теории государства и права имеют:
§ онтологическую – изучение бытия, реальности;
§ гносеологическую– познание
§ и методологическую стороны.
Они взаимосвязаны между собой, создавая единую систему знаний. Юридические понятия (категории) даются в определениях, в которых, как правило, в весьма лаконичной форме раскрывают наиболее существенные признаки данного правового явления.
Виды власти.
Видывласти (по М. Веберу в зависимости от источника власти)
1. Традиционный 2. Харизматический
3. Рационально-правовой
Видывласти (от законности):
1. Легальная 2. Нелегальная
Видывласти (от признания):
1. Легитимная 2. Не легитимная
Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.
Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.
|
В зависимости от сфер деятельности различают: духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.
Государственная власть– это система властеотношений реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.
Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути:
а) убеждение;
б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).
Происхождение права.
Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии.
Асинхронисты считают, что право - признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные авторитетом:
1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Право возникает вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве.
2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство.
|
Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза.
Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права.
Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей.
Позитивное право – это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения.
Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке явилась основной предпосылкой возникновения права.
Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм.
Отличие права от обычаев.
1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты.
2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения.
3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения.
4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права.
|
5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность. Пути происхождения права:
Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные.
Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы.
Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы.
Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента; в) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов.
Виды разделения властей:
1. Горизонтальное разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная власти.
2. Вертикальное разделение властей - в федеративных государствах разделяются федеральная власть и власть субъектов федерации.
Разделение властей состоит в следующем:
1. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который принимает законы, обладающие высшей юридической силой.
2. Исполнительная власть должна заниматься организацией исполнения законов, должна быть ограничена в правотворчестве и должна быть подчинена главе государства или парламенту.
3. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенос центра власти на один из них.
4. Судебные органы независимы, действуют на основе законов и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, независимо от других властей. Каждая из властей имеет собственные исключительные полномочия.
5. Споры о компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти должны решаться на основе конституции в суде.
6. Наличие системы сдержек и противовесов для сбалансированности, уравновешенности властных полномочий различных ветвей.
Экологическая.
Объект и предмет теории государства и права.
Объект науки – Понятие объекта шире, оно охватывает явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объект науки – то, начто направлена познавательная деятельность. Объект есть некая целостность, которая может
изучаться и изучается многими науками.В зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектомизучения теории государства и права являются:
|
1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями.
2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации.
Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами.
В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения.
Предмет же – это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые отдельной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Иными словами, предмет науки – совокупность знаний об объекте, заданных специфическим ракурсом его рассмотрения; это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.
Таким образом, в предмет теории государства и права включаются:
1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества.
2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем.
3. Понятия и категории теории государства и права.
4. Терминология, язык науки теории государства и права.
Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государства и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.
2. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Система курса теории государства и права.
Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТГП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательней и полней соответствующая дисциплина.
Во-вторых различны их цели задачи и субъекты.
Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методологических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки – приращение, накопление
новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала.
В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение асов и личных качеств преподавателя.
Как наука — два подхода: предметный и функциональный.
· Предметный подход (выделение двух основных разделов): теории государства и
теории права.
· Функциональный подход — выделяют юридическую догматику, юридическую технику, социологию права и философию права.
Как учебная дисциплина — Учебная дисциплина «Теория государства и права» представляет собой систему определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенную в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенную для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.
выделение трех разделов:
· вводного (изучению предпосылок возникновения государства и права; теории происхождения этих феноменов)
· общей теории государства ( основные теоретические понятия, характеризующие государство)
· общей теории права. (важные категории в правовой сфере; анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации прав)
Система курса:
1. ТГП как наука
2. Происхождение государства и права
3. Понятие, функции государства
4. Государственная власть и механизм государства
5. Политическая система общества
6. Закономерности развития государства
7. Форма государства
8. ГО и государство
9. Правовое государство
10. Российское государство
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!