Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста.

2017-11-16 1564
Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых

К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.

Социальные условия жизни пожилых людей определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у индивидов происходит неодинаково, самооценки различаются. Другой показатель состояния здоровья — активная жизнедеятельность, которая снижается в силу заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых. Также пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания.

Технологии социальной работы с пожилыми:

а) Социальное обслуживание на дому. Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения. Основная цель службы социальной помощи на дому – максимально продлить нахождение пожилых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы. Поэтому социальное обслуживание на дому является приоритетной моделью социального обслуживания пожилых и престарелых людей.

Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 мес.). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, а в городской местности – не менее 120 пожилых и инвалидов.

Основные направления деятельности отделения социального обслуживания на дому:

· выявление и учет пожилых людей, нуждающихся в обслуживании;

· оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи;

· содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ.

б) Полустационарное социальное обслуживание Отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки пожилым людям. Отделения дневного пребывания предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пожилых людей, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни.

Отделения создаются для обслуживания в количестве не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. В отделении дневного пребывания оказываются следующие виды услуг:1) организация питания, быта и досуга; 2) социально-медицинские услуги; 3) содействие в организации правовых услуг; 4) содействие в организации ритуальных услуг.

в) Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. К государственным стационарным учреждениям социально-бытового обслуживания относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Они являются медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии создаются лечебно-трудовые мастерские, а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того – подсобное хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.

К другим учреждениям данного типа относится также психоневрологический интернат – медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

В стационарные учреждения для престарелых принимаются граждане пенсионного возраста, не имеющие трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших военнослужащих, умерших инвалидов и участников войны.

Одним из условий приема является добровольность, поэтому оформление документов производится только при наличии письменного заявления гражданина. Заявление о приеме в дом-интернат с медицинской картой подается в вышестоящую организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. Если лицо является недееспособным, то помещение его в стационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя. Закон предусматривает право граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, отказаться от услуг, но при условии, если у них есть родственники, которые могут их содержать и обеспечить необходимый уход.

Лица, находящиеся в домах-интернатах общего типа, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка в них, могут быть по решению суда, принятому на основании представления администрации, переведены в специальные дома-интернаты. Они создаются главным образом для престарелых и инвалидов ранее судимых, занимающихся бродяжничеством, направленных из учреждений органов внутренних дел и др. лиц, за которыми установлен административный надзор.

В настоящее время в стационарные учреждения поступают в основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода, а также те, кто не имеет жилья. Альтернативой домам-интернатам в скором будущем могут стать специальные жилые дома для пожилых людей.

Клубная работа — один из методов социально-психологической помощи стареющим людям. Задача клуба — удовлетворить разнообразные духовные потребности его участников.

Клуб для пожилых людей должен наладить связь с местной общественностью, избирая различные формы сотрудничества. Одновременно он может стать центром, в котором решаются различные вопросы, касающиеся пожилых людей. Программа занятий спланирована и приспособлена к потребностям стареющих людей. Наиболее популярные формы занятий — просветительские лекции, встречи с интересными людьми, коллективное чтение книг и журналов, работа различных кружков. Большое внимание уделяется туризму, организации экскурсий.

В ряде клубов создается секция социальной помощи, задача которой — выявление причин бедственного положения отдельных членов клуба. Устанавливается опека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированных учреждениях.

Вовлечение пожилых людей в деятельность клуба, которая осуществляется под воздействием социального работника, может принести оздоровительный эффект, поскольку в процессе общения восстанавливаются навыки и интерес, создается определенная социальная среда, изменяются личностные установки, возникает более оптимистичное восприятие себя и других.

Группы само- и взаимопомощи пожилых граждан – это стремление к взаимной помощи и поддержке. Это условия и форма организации личного пространства, которое позволяет получить и оказать помощь одновременно.

Общая цель всех групп взаимопомощи – предоставление пожилым гражданам возможности жить полной жизнью, чувствовать себя востребованным в обществе. Задачи:

– создать условия для полноценного общения между членами клуба и обмена опытом; расширить социальные контакты участников клуба;

- содействовать в организации содержательного досуга граждан пожилого возраста и инвалидов;

– поддержать жизненный потенциал пожилого человека;

- поддержать познавательные процессы, подверженные возрастным изменениям, провести психокоррекцию эмоционально-волевой сферы, повысить уровень адаптации пожилых граждан.

Для образования групп самопомощи необходимо:

1. Определить тему и ясно представить связанные с ней цели группы самопомощи. 2. Отыскать других заинтересованных лиц. 3. Отыскать помещение. 4. Определить количество участников. 5. Расходы, которая берет на себя поддерживающая организация.

На первом этапе встречи должны быть частыми и регулярными, чтобы завоевать доверие друг друга. Базой для организации групп самопомощи могут послужить дневные отделения Центров социального обслуживания. Проанализировав ситуации каждого клиента, необходимо собрать людей объединенных одной проблемой.

Особенно распространенным среди лиц старшего поколения является распространение интереса к гимнастическим упражнениям, неутомительным подвижным играм, краеведению и туризму. Плодотворной бывает любительская активность, такая разнообразная и представляющая много возможностей для реализации: огородничество и садоводство, разведение рыбок, декоративных растений, выпечка кондитерских изделий, шитье и другие работы, занятия живописью, музыкой.

Важную роль в организации пенсионного досуга могут играть библиотечные работники, которые могли бы предложить литературу по специально подготовленному списку и заботились об обеспечении библиотек этой литературой. Желательна помощь преподавателей физкультуры и тренеров с опытом проведения занятий с лицами пожилого возраста и пропагандирующих этот способ проведения свободного времени в учреждениях, клубах и домах культуры.

Многие пожилые выполняют материальные занятия, наполовину связанные с отдыхом (шитье, изготовление игрушек на продажу и т. д.), которые приносят не только материальную выгоду, но и заполнение приятным делом свободного времени.

Некоторые лица пожилого возраста участвуют в деятельности различных учреждений в качестве членов научных, общественных советов. Роль наставника является наиболее популярной, т. к. в этой роли пожилые люди чувствуют себя наиболее компетентными и в тоже время ответственными, а результаты их деятельности высоко ценятся всеми окружающими.

Пожилой человек часто выступает в роли организатора общественной жизни, культурной и просветительской деятельности. Обычно этих людей охотно принимают во всех организациях, прежде всего в тех, членами которых являются люди этого же возраста, например в домах пенсионеров, в ассоциациях инвалидов войны и т. п.

2. Жизненный цикл семьи.

Жизненный цикл семьи - это история жизни семьи, её протяженность во времени, собственная динамика семейной жизни. Выделяют стадии жизненного цикла. Стадия жизненного цикла - это расстояние от одного семейного события до другого. Каждая стадия перед супругами ставит выполнение определенных задач. Так, семья, которая с успехом преодолевает возникающие трудности, поставленные внутренние и внешние задачи, называется функциональной. В противном случае – дисфункциональной

.

Кризисы: 1.- связан с изменением образа партнера, с понижением его психологического статуса. В начале семейной жизни он\она казались «самыми-самыми», то в ходе кризиса наступает момент, когда на первый план выступают недостатки близкого человека. Разрешение: перестаать критиковать друг друга, переход к сбалансированному состоянию, спокойно выделяя как достоинства, так и недостатки друг друга. При этом акцент в своих отношениях они делают именно на достоинствах. 2 - это психологическая усталость друг от друга, тяготение к свежести и новизне в отношениях. Нередко этот период особенно остро переживают мужчины. Разрешение: Этот кризис семейной жизни менее болезненно переживают те семьи, в которых «ослабевает поводок» - обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности друг друга,. 3 – Рождение ребенка. Обычно его тяжело переносят и мужчины и женщины. Но мужчинам достается много страданий в первый год после рождения ребенка, а женщине во второй. Мужчины часто говорят о том, что у них в первый год очень много страха и тревоги за семью, жена теряет работоспособность и все финансовое бремя ответственности ложиться на мужчину, это очень напряженная ситуация. В этот момент женщина почти не способна оказывать мужу поддержку, она целиком посвящает себя ребенку. Второй год жизни ребенка очень сложен для жены. Она долго была дома, вся ее жизнь была расписанием кормлений. Вот тут у женщины возникают сомнения, а интересна ли она еще мужу, а стоит ли она еще чего нибудь, как специалист. Разрешение: Обычно выживают те семьи где муж и жена не прекращают разговаривать друг с другом. У мужа и жены в этот период очень разные задачи и живут они, как говориться «про разное» к тому же полностью поглощенные в свое дело. 4 –. Это возраст семьи семь лет. Обычно кризис этого периода связывают со скукой в семейной жизни, но если задуматься молодой семье еще не от чего скучать. Муж на вершине карьеры, жена продолжает профессиональный путь, ребенок стремительно растет и радует родителей ежедневными «новостями роста». Все дело в том, что в семь лет обычно в семье дети идут в школу. значит это то, что молодой семье в первый раз придется показать миру, что они вырастили. Это время первых экзаменов для ребенка, а ребенок плод союза. Разрешение: Так же помнить об идеализации/обесценивании. Наш ребенок может и не лучше чем у остальных, но уж точно не хуже. Обычно мир хорошо принимает детей, главное чтоб родители не создали дополнительного напряжения. 5 – Это кризис семейной жизни, когда ребенок превращается в подростка. Первый этап отделения ребенка от семьи, сначала это отделение только мнения. Для подростка появляются авторитеты помимо его родителей. Семьей этот период может восприниматься, как развал семьи, для мужчины и женщины это нечто новое – ребенок приносит в дом еще какие то мнения и взгляды. Разрешение: семья будет крепнуть если немного ослабит свои границы. Это прекрасный период когда можно проверить семью на прочность того, что она не разрушается под воздействием нового, нового которое приносит в семью ребенок. 6- семья опять становиться из двух человек, дети выходят из дома. Обычно это самый сложный период для семьи. Множество пар расстаются, когда супругам по сорок лет. Обычно сложный и для женщин и для мужчин. Жизнь практически приходится перекраивать заново, искать в ней новые смыслы. Мужчины увлекаются молодыми женщинами в надежде еще раз пройти цикл от создания семьи до ухода детей, женщины часто уделяют больше внимания карьере. Отношения на этом этапе иногда понимаются как исчерпанные, миссия выполнена. Разршение: Обычно помогает учиться заново,,занятиматься любимым делом, общаться с с друзьями и родственниками. Развод — прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. Концепция развода: Некоторые психологи пытались объяснить развод через концепцию «толчка» — существовала благополучная семья, все было хорошо, но вдруг что-то случилось (измена, смерть, арест, болезнь и пр.), произошел толчок — и семья развалилась. Развод — это процесс. Другая концепция пытается объяснить развод как «обратное развитие» (любовь —- охлаждение — раздражение — распад) и утверждает, что это происходит в каждом браке. Но если в семье высокий уровень взаимоотношений, откровенности, гармоничность и удовлетворенность в сексуальных отношениях, то эта теория не подтверждается. Причины развода:. Утрата и недостаток любви, 2. Супружеская измена,.3. Алкоголизм 4. Притязания одного из супругов на единоличное главенство, 5. Несправедливое распределение домашних обязанностей6. Вмешательство прародителей в семейную жизнь молодых супругов. 7. Несогласованность и противоречивость взглядов на воспитание детей. 8. Отсутствие общих увлечений и интересов супругов. 9. Несходство характеров, 10. Неадекватность мотивов заключения брака, 11. Сексуальная дисгармония супружеских отношений. 12. Насилие в семье, агрессивное поведение супруга, включающее все формы проявления агрессии от физического насилия до ворчливости и раздражительности.13. Принадлежность супруга к определенной профессии или включенность в виды деятельности, которые не могут быть приняты партнером в силу ценностных, религиозных, политических, этических и других убеждений и принципов.14. Совершение супругом уголовно наказуемого деяния, асоциальное и противоправное поведение.15. Неудовлетворенное желание иметь детей одним из супругов 16. Материальные, финансовые и жилищные проблемы семьи, Структура развода Развод – это процесс, не только с юридической точки зрения (бракоразводный процесс), но и с психологической. Для описания развода можно воспользоваться моделью Кюблер-Росс, включающей в себя ряд стадий: Стадия отрицания, Стадия озлобленности., Стадия переговоров.,Стадия депрессии.,Стадия адаптации. Цель – перейти в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни..Постразводная ситуация. Окончание супружеских отношений — это не просто изменение семейного статуса человека, оно влечет за собой изменение всего уклада его жизни — экономического, социального, сексуального. К социально-психологическим последствиям развода относят:• снижение рождаемости;• ухудшение условий семейного воспитания; снижение работоспособности человека;• ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности;• рост алкоголизации; увеличение суицидальных исходов;• увеличение риска психических заболеваний.

Билет 36


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.