Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-16 | 158 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Если в Индии многочисленные философские школы, так или иначе, соотносились с Ведами, то в Китае значимым было противостояние с конфуцианством. Правда, в Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, тогда как в Китае конфуцианство во II в. до н. э. добилось официального статуса государственной идеологии и сумело сохранить его до европейского Нового времени. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве «ста школ» (так китайцы в свойственной им форме обозначили активность философской жизни тех времен) были даосизм, моизм и легизм.
Постепенный экономический прогресс (появление денег и частной собственности), ломка традиционных общинных отношений, формирование зачатков научных знаний (в области астрономии, математики и медицины) - всё вместе создавало благодатную почву для духовных перемен.
В Китае первыми «оппозиционерами», выступившими против традиции, стали бродячие мудрецы-аскеты, подготовившие эпоху Чжаньго (буквально «борющиеся царства»), которая была подлинным «золотым веком» китайской философии.
Философия Китая является целостным образованием - уже хотя бы потому, что она имеет единый источник, культуру Дао. Это очень сложное понятие, поскольку для любого китайца оно нагружено очень богатым смыслом. Понятие Дао не явилась результатом сознательных познавательных усилий мудрецов. Дао можно охарактеризовать как живой символ или живую органическую культуру.
Согласно древним философским представлениям Дао рождается в космической пустоте (сюй). Под действием вселенско-космических ритмов инь-ян пустота-вакуум заворачивается в воронку, происходит вспышка, и в этом огненно-световом спиральном вихре рождается эмбрион Дао (мировое яйцо). В себе он несет телесно-духовно-идеальную и тео-зоо-антропоморфную сущность. Под действием собственного вращения эмбрион Дао расширяется и претерпевает разделение. По горизонтали он делится на пять элементов в виде креста: один элемент остается в центре, четыре другие занимают позиции по сторонам света. По вертикали он тоже делится на пять элементов. Они располагаются один над другим и образуют вертикальный столб. Элементы горизонтали и вертикали являются зеркальными аналогами друг друга. Такой принцип деления играет роль структурно-функционального архетипа Дао и называется син - «пять-на-пять агентов движения».
|
В динамике элементы горизонтального креста вращаются в круговой связи. Каждый из них попеременно заходит в центр. Элементы вертикального столба пронзают центр и снуют туда-сюда. При этом зеркальные аналоги встречаются в центре и сливаются в один бинарный элемент. Полный цикл сопряжения пятичасовой горизонтали и пятичасовой вертикали сплетает 25-частную спираль Дао. Элементы горизонтального кольца улавливают и генерируют вселенско-космический ритм инь. Это «женские» элементы. Элементы вертикального столба улавливают и генерируют ритм ян. Они являются «мужскими» элементами. Бинарные элементы центра соединяют противоположные ритмы и генерируют новый ритм цзы. Это «детские» элементы. Противолежащие относительно центра элементы инь и ян вместе с центральным цзы образуют в вертикали и горизонтали по две зеркальные триады инь-цзы-ян, которые выполняют функции энергетических движителей спирали Дао.
Спираль Дао сепарирует телесно-духовно-идеальную смесь эмбриона Дао и создает космос. Телесная тяжелая и темная сущность осаждается и образует Землю. Идеальная легкая и светлая поднимается и образует из светящихся образов солнца, луны, звезд и созвездий Небо. Духовная (пневматическая) веет невидимым ветром посередине.
|
Аналогичная сепарация осуществляется и с тео-зоо-антропоморфной сущностью: первопредок - бог помещается на Небе, вещи - на Земле, человек - в центре. В едином сферическом объеме Дао они сплетают три генетических спирали, где элементы одной, имея преимущество собственного качества, свободно превращаются в элементы двух других. Таким выглядит организм культуры Дао. Его нескончаемая жизнеспособность обеспечивается ритмами инь-ян, поведенческая сторона выражается в космическом танце (у), словесно-смысловая в песнопении (гэ). Расцвеченный пятью цветами и настроенный на пять тонов сферический организм-космос Дао поет и танцует в ритмах собственного естества (цзы жань). Телесная, духовная и идеальная сущность спирали Дао несут на себе смысловые узоры (вэнь ли), которые человек использует в качестве иероглифических знаков для обозначения ее элементов».
На раннем этапе в культуре Древнего Китая были созданы мифы, описывающие возникновение мира; с этой точки зрения китайская культура не отличается от древнеиндийской или античной культур.
Картина мира, сформированная древними китайцами, в качестве важнейших компонентов включала в свой состав два противопоставленных друг другу начала - инь и ян; инь рассматривалось как пассивное, темное, женское начало, ян - как мужское, активное, светлое начало.
Китайская культура не развивалась изолированно, хотя она и является крайне самобытной. Огромное влияние на философскую мысль Китая оказала философия буддизма, сформировавшаяся в Древней Индии. В Китае даже возникло особое направление - чань-буддизм (дзен-буддизм), которое совмещало в себе идеи индийского буддизма и китайского даосизма.
Надо отметить, что в древнекитайской философии не обнаруживается особого интереса к такому важному для древнегреческой философии понятию как бытие. Философов Китая интересовал мир как целостность и лежащая в его основе иерархия.
Другая отличительная черта древнекитайской философии - акцент на морально-этической стороне учения о мире. В конечном счете, любое, даже самое отвлеченное философское учение стремилось сформулировать «рецепты», при помощи которых можно достигнуть счастья и гармонии в существовании человека и общества.
|
Основы китайской картины мира была заложены в таких произведениях, как «Книга перемен» (известная у нас также как «И цзин»), «Книга истории», «Книга обрядов», «Книга песен» и летопись «Чуньцю». Это были сборники мифов и религиозных текстов, которые отразили самые главные представления китайцев об устройстве мира.
Философия Древнего Китая была многообразной. Ниже будут рассмотрены основные направления, оказавшие наиболее сильное влияние на становление китайской культуры: конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.
Периодизация. Свое начало китайская философия ведет от первых философов даосизма, конфуцианства и авторов учения «Книги перемен». Китайская философия сформировалась на рубеже эпох Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.) и Чжаньго (V-III вв. до н. э.). В этот период правила династия Чжоу (XI-III вв. до н. э.).
В истории философии как науки до сих пор не существует общепринятого критерия периодизации китайской философии. Можно выделить несколько оснований для ее периодизации.
1. В соответствии с европейской традицией выделения основных эпох выделяется четыре периода развития китайской философии:
►древний (XI-III вв. до н. э.);
►средневековый (III в. до н. э. - XIX в.);
►новый (середина XIX в. - 4 мая 1919 г.);
►новейший (с 1919 г. - по настоящее время).
В качестве критерия в этом случае берется выделение эпох, действительное лишь для европейской цивилизации. Фактически это означает, что периоды выделяются искусственно, без учета внутренней логики развития китайской философии. Выражаясь образно, можно сравнить эту классификацию с точкой зрения человека (назовем его N.), который выделяет периоды в жизни другого человека (его мы будем называть М.) в соответствии с периодами своей собственной жизни. А в этом случае молодость может оказаться старостью. И действительно, если N. младше М., то он может сказать: «В молодости М. очень сильно заболел» (хотя на самом деле М. тогда был восьмидесятилетним стариком). Другими словами, в выражение «в молодости» N. будет вкладывать смысл, отличающийся от общепринятого: естественно думать, что «в молодости» в этом случае обозначает «когда М. был молодым», а не «когда N. был молодым».
|
Примерно так поступают исследователи, которые делят историю восточной философии на те же периоды, которые прошла европейская история. Мы можем понять, почему для европейцев (в том числе и для русских) 1917-й и 1919 г. являются «знаковыми». С высокой оценкой их значимости можно соглашаться или не соглашаться, однако эти даты значимы: первая из них - это дата Октябрьской революции (поэтому ее предпочитали авторы в коммунистическое время), вторая - дата окончания Первой мировой войны (поэтому ее предпочитают авторы в настоящее время). Но почему события, важные для нас, должны быть важными для китайцев?
Конечно, в истории китайского общества можно выделить периоды, соответствующие рабовладельческому, феодальному и социалистическому способам производства. Однако смена этих этапов происходила в соответствии с особой логикой, а потому механическое перенесение здесь будет неуместным.
2. История китайской философии может подразделяться на периоды в соответствии со сменой правящих династий. В этом случае развитие философской мысли привязывается к политической истории Китая. С этой точки зрения выделяют следующие периоды:
►философия периода Чуньцю - Чжаньго;
►философия периода двух династий Хань;
►философия периода Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий;
►философия периода династий Суй и Тан и т.д.
Эта классификация более обоснованна, поскольку она отражает внутреннее развитие общественной жизни Китая, а философия - это часть общественной жизни, ее выразитель. Однако европейскому читателю она мало о чем говорит, ее может понять только китаец или специалист по истории или культуре Китая.
3. Еще одна периодизация опирается на выделение периодов, значимых с точки зрения содержания. В этом случае выделяют древнее (раннее) конфуцианство, официальное конфуцианство, сунское неоконфуцианство, современное неоконфуцианство; ранний философский даосизм, религиозный даосизм; древнюю ицзинистику (учение «Книги перемен» - «И цзин»), сунскую ицзинистику и т.д.
Подобный подход и является наиболее целесообразным. С одной стороны, он не навязывает китайской философии рамок, которые ей чужды. С другой стороны, он может быть понятен и неспециалисту. Даже беглый взгляд на указанную классификацию позволяет понять, что первоначально конфуцианство зародилось неофициально и лишь со временем стало официальной религией, что приход к власти династии Сун привел к некоторым изменениям в конфуцианстве и т.д.
Конфуцианство
Основателем конфуцианства был древнекитайский философ Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н. э.). Огромный вклад в становление этого учения внес последователь Конфуция Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э.). Основным текстом конфуцианства является «Четверокнижие», включающее сборник речей Конфуция «Лунь юй», а также книги «Мэн-цзы», «Учение о середине» и «Великое учение».
|
Конфуцианство – это, прежде всего, морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Его сущность можно передать при помощи афоризма Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник -сановником, отец - отцом, сын - сыном».
Конфуцианство было консервативным течением, идеализировавшим прошлое. В его основе лежало два принципа. Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их. Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его последователей идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.
Важную роль в философии Конфуция играет учение о Небе как воплощение судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле.
Центральным для конфуцианства является понятие «жэнь», который можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Конфуций так пояснял это понятие одному из своих учеников: Человеколюбие - это «почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».
Важную роль в конфуцианстве играл и принцип «ли» - соблюдение ритуала (обрядов, порядка, традиций). Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план.
По мнению Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения властей. Идеал Конфуция - благородный государственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни. Другими словами, усилия должны быть направлены не на поддержание порядка или построение справедливого общества, а на поддержание существующего порядка вещей, освященного традицией. На страницах приписываемого Конфуцию трактата «Лунь юй» («Беседы и суждения») можно найти следующее рассуждение: «Если верхи будут строго следовать правилам ли, то простолюдины не осмелятся не уважать своих господ. Если верхи будут строго соблюдать справедливость, то простолюдины не осмелятся не подчиняться. Если верхи будут строго следовать искренности, то простолюдины не осмелятся говорить неправду. Если этому [все] будут следовать, то простолюдины, привязав за спину своих детей, поспешат на поля господ работать».
В своем поведении Конфуций стремился реализовать эти принципы. Будучи верховным судьей, он всегда разрешал жалобы, с которыми к нему обращались в соответствии с традиционными основами общественной жизни.
Учение Конфуция в своей основе рационально. Для него было очевидно, что лишь четкое, строго выверенное знание может быть основой для правильного поведения; он полагал, что если человек понимает, как следует жить, он не может не жить правильно. С этой точки зрения очень показательно высказывание Конфуция, которое выражает всю сущность его учения; в нем во главу угла он ставит именно знание и понимание: «В древности, желавшие высветлить светлую благодать в Поднебесной, предварительно упорядочивали государство, желавшие упорядочить свое государство предварительно выравнивали свою семью, желавшие выровнять свою семью предварительно усовершенствовали свою личность, желавшие выровнять свою личность предварительно выравнивали свое сердце, желавшие выправить свое сердце предварительно делали искренними свои помыслы, желавшие сделать искренними свои помыслы, предварительно доводили до конца свое знание. Доведение знания до конца состоит в выверении вещей».
Даосизм
Даосизм - другое мощное направление древнекитайской мысли. Его основателем считается китайский философ Лао-цзы. Крупным представителем этого направления считают также мыслителя Чжуан-цзы, жившего в IV веке до н. э.
В основе системы даосизма лежит понятие «дао» («путь») - первоначало, безличный мировой закон. Дао - это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, только дао (небытие) вечно, все остальное преходяще. Дао - это первичное небытие, которое не имеет имени; называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделяли дао противоречивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством.
Необходимо иметь в виду, что даосизм формировался в значительной степени как оппозиция конфуцианству. Согласно историческому преданию, Лао-цзы, будучи главным хранителем архивов при дворе Чжоу, встречался с Конфуцием и был хорошо знаком с его учением. Однако со временем он разочаровался в китайской государственности и отправился странствовать. И именно это разочарование стало причиной того, что он создал учение, которое нашло отражение в приписываемой ему книге «Дао дэ цзин», созданной в V—IV вв. до н. э.
Указанное противостояние даосизма и конфуцианства находит проявление в трактовке понятия «дао», которое играет ведущую роль как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций рассматривал дао как следование принципам морали, соблюдение требования человеколюбия (жэнь) и совершенствование личности путем упражнения в искусствах: стрельбе из лука, игре на музыкальных инструментах, каллиграфии и математике. Другими словами, дао рассматривается в конфуцианстве как социальное явление. Даосизм акцентирует внимание главным образом на природном аспекте дао, и это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». В текстах даосизма можно найти и прямую полемику с конфуцианством. Так, один даосский мудрец сказал: «Конфуций разрисовывает даже фазаньи перья. Занимаясь лишь цветистыми речами, выдает побочное за главное. Терпеливо поучает народ, не зная его и ему не доверяя. Воспринимая лишь свои мысли, управляя лишь своим умом, разве достоин он стоять над народом? Он ныне велит народу уйти от сущности, учиться лицемерию - это не то, чему следует учить народ».
При этом дао воспринимается как принцип устройства мира. У Чжуан-цзы можно найти следующие слова: «Путь существует доподлинно и внушает доверие, даром что не существует и не имеет облика. Его можно воспринять, но нельзя передать, можно постичь, но нельзя увидеть. Он сам себе ствол и сам себе корень. Еще до появления Неба и Земли он существовал с незапамятных времен. Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».
Другими словами, дао рассматривается как принцип, внешний по отношению к государственной жизни, он представляет собой принцип, который выше любых социальных порядков, а потому является их источником. Современный индийский философ Бхагаван Шри Раджниш, известный под именем Ошо, так интерпретировал понятие «дао» в даосизме: «Иди к природному, уходя от воспитанного, — вот откровение Дао... Настоящий человек живет мгновением, он не живет прошлым, у него нет никаких мыслей о том, как надо жить, — он просто живет, отвечает каждому мгновению... С чем бы он ни встретился, он отвечает этому весь целиком, он отвечает всей полнотой, от всего сердца».
Нельзя сказать, что даосы были совершенно безразличны к вопросам государственности. В силу присущего древнекитайской философии акцента на морально-этических аспектах учения о мире, учение о дао выразилось и в представлении об идеальном правителе. Такой правитель должен отказаться от вмешательства в жизнь подданных, поскольку лучший правитель — это тот, о существовании которого народ только знает, а вмешательство в жизнь подданных - основная причина их несчастий.
Чань-буддизм (дзэн-буддизм)
Чань-буддизм - это результат рецепции китайской культурой идей индийского буддизма. Основателем чань-буддизма считается индийский монах Бодхидхарма.
Слово «чань» происходит от индийского слова «дхиана», которое можно перевести как медитация. Медитация - это основной путь просветления как в буддизме, так и в чань-буддизме; различие между этими направлениями кроется в том, как понимается медитация. В чань-буддизме предпочтение отдается не целенаправленной практике медитации, а внезапному озарению, интуитивному инсайту, который в Китае называют «дунь-у», а в Японии, где также распространен чань-буддизм в форме дзен-буддизма, - «сатори».
В основе индийского буддизма лежит идея уничтожения, подавления страстей. В целом эта идея была чужда для китайской культуры. Чань-буддисты полагают, что бороться со страстями бесполезно, этот путь не ведет к просветлению; более правильным они считают отпустить страсть, дать ей свободу. Поэтому для чань-буддиста возможна реализация в искусстве, труде или в единении с природой. Это не следует понимать как потакание страстям. Чань-буддисты стремятся к удалению всех различий, и именно в этом они видят естественный путь освобождения и постижения истины. Чань-буддист, например, должен отказаться от любого противопоставления свободы и несвободы, перестать различать свободу и несвободу.
Достижение просветления в даосизме нередко достигается путем особого диалога с учителем. А. Уотс в книге «Путь дзэн» приводит следующий характерный диалог между учителем Сэн-цянем и учеником Дао-синем. Дао-синь спросил учителя, как ему достичь освобождения. Учитель спросил его в ответ: «А кто тебя связывал?» Дао-синь ответил: «Никто», — на что последовал следующий вопрос: «Тогда зачем ты стремишься к освобождению?» И после этого ответа Дао-синь пережил сатори.
Моизм и легизм
Моизм исходит из представления о процветании народа. Управление государством у моистов осмыслялось как забота о благополучии народа. Только в этом случае народ будет любить государя и в государстве установится мир. Забота о народе должна заключаться и в отказе людей, обладающих властью, от роскоши и богатства. Дело в том, что любой предмет роскоши стоит денег, а следовательно желание им обладать не может не привести к попыткам эксплуатировать других. Это означает, что несправедливость будет продолжать свое существование. В своих выводах моисты заходили достаточно далеко, нередко выступая против культуры вообще.
По мнению его основателя Мо-цзы, жившего примерно в VI-V вв. до н. э., всякое зло в качестве источника имеет отсутствие любви к окружающим. Именно в ее отсутствии коренятся причины всех бед и несчастий. Если бы в мире возобладала любовь, то и все несчастья исчезли бы.
Легизм, как и конфуцианство, являлся скорее морально-этическим, чем религиозным учением. Легисты также интересовались проблемами устройства идеального государства. Однако их точка зрения была гораздо более радикальной. Они полагали, что идеальным является лишь такое государство, которое обладает большой силой; вся власть в таком государстве должна быть сосредоточена в руках правителя, который тем самым должен обладать огромными полномочиями. Условием гармоничного развития государства является четко разработанная система обязанностей и наказаний за их невыполнение. Интересно отметить, что легисты так же, как и древнегреческий Платон, легисты выделяли три главных сословия: правителей, военных и крестьян. Однако в их подходе есть и различия: если, по мнению Платона, управление государством должны осуществлять мудрецы, то с точки зрения легистов государственная власть должна находиться в руках императорской династии.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!