Восточная и западная философия — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Восточная и западная философия

2017-11-16 232
Восточная и западная философия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из наиболее важных признаков для упорядочения фи­лософских концепций является противопоставление Запада и Востока. Восточная философия - это явление, не похожее на евро­пейскую философию. Это обусловлено уникальностью пути восточных цивилизаций. Поэтому выделение в истории восточных философских, моральных и религиозных учений тех же периодов и закономерностей, которые присущи европейской философии, будет ничем иным, как навязыванием того, что им не присуще.

Восточные учения были конкретны. Учения Востока создавались как мо­ральные, научные или религиозные. Статус философских учений они приобретают только с точки зрения европейского сознания. Однако можно считать такое рассмотрение этих учений вполне оправданно, поскольку основная черта философии - это попытка ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых сторон бытия чело­века как особого существа. Возникновение философии показывает зрелость культуры. Функционирование философских идей в конкретной самобытной культуре может отличаться способом фор­мирования философских идей. Поэтому, для выявления философской специфики культуры необходимо, прежде всего, ответить на вопрос о степени осо­знания философии как самостоятельного культурного явления или же она «растворена» в культуре, искусстве и религии.

Восточная философия не представляет собой единого целого. На Востоке существовало две культуры, в которых практически одно­временно с Древней Грецией зародилась философия: Индия и Китай. Эти культуры крайне самобытны, а потому их объединение под име­нем восточной философии достаточно условно. В частности, некото­рые исследователи считают Индию тем местом, где жили племена, ко­торые переместились на территорию современной Европы и стали прародителями для европейских народов. С этой точки зрения индий­ская культура гораздо ближе для европейцев, чем китайская. По край­ней мере, нас объединяет общее происхождение и общий языковой и культурный фон, которые и определяют наш взгляд на мир. Кстати, это подтверж­дается тем, что индийцев, как и греков, всегда интересовали вопросы, связанные с сущностью материи, первоэлементом, который лежит в основе всего мира: в основе первых философских концепций лежали преображенные мифы. В дальнейших разделах будет видно, что у китайских мыслителей философские проблемы ставятся совершенно иначе, они в меньшей степени интересовались проблемой первоэле­мента (или решали эту проблему качественно по-другому).

 

Периодизация истории европейской философии

Историю европейской философии принято делить на пять этапов.

Первый этап - это философия античности, которая существовала с VI в. до н. э. до III в. н. э. Это этап зарождения философии как таковой. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Именно к этому стремились первые греческие философы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее - пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие. Затем благодаря Сократу, Аристотелю и Платону, а также их последователям и противникам из более поздних эпох философия приобретает черты, которые будут присущи ей на протяжении всей ее истории.

Следующий этап - это философия Средних веков. Она возникла в IV в. и просуществовала вплоть до XIV в. Философия этой эпохи была тесно сопряжена с теологией (богословием), а фактически составляла ее неотъемлемую часть. Философ, мудрец, богослов, пророк и учитель этики в Средние века представлены одной фигурой. Основная проблема, которую пыталась решить философия Средних веков – проблема бытийного отношения между Богом и человеком. Любая другая проблематика, связанная с фи­лософией в античности (онтология, гносеология, этика, эстетика), рассматривалась под углом зрения отношения Бога и человека. Как и теолог, философ строил свои системы, отвечая на запросы религии и ориентируясь на заповеди и веру. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее критическим свойством - сомнением, а также со способностью разума эти сомнения разрешать и приходить к качественно новой истине, отражающей сложившиеся социальные отношения и способность человека осмыслять эти процессы.

Качественно новым этапом развития философской мысли ста­ла философия Возрождения (XV-XVI вв.). Начиная с XV века, происходят многочисленные изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, которые были связаны в первую очередь с процессом секуляризации постепенное освобождения мировоззрения европейца от религиозных представлений об устройстве бытия. Если в центре внимания античности был космос, в Средние века - бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. По этой причине философию Возрождения обычно характеризуют как антропоцентрическую. В эту эпоху человек становится гораздо более самостоятельным. В результате возникает и новая общественная позиция человека, который испытывает теперь гордость, сознавая собственную силу и талант.

Важнейшая отличительная черта эпохи Возрождения - его ори­ентация на искусство. Это напрямую связано с изменениями в отно­шении к человеку: художник - это фактически творец, который создает мир, а, следовательно, он может претендовать на свое равенство Богу, достигая высшего мастерства, выраженного в своих творениях.

За философией Возрождения сформировалась философия Нового времени (XVII-XIX вв.). Для нее характерна почти безгра­ничная вера во всемогущество разума, который, как кажется филосо­фам, способен познать природу и привести человека к прекрасному будущему. Новое время - это период развития и становления науки, которая мыслится как средство улучшения человеческой жизни и счи­тается едва ли не естественным явлением. На первый план выступают уже проблемы не бытия Бога или превосходства человека, а проблемы гносеологии, т.е. науки о познании, а, следовательно, филосо­фия во многом становится «служанкой науки» (точно так же, как в Средние века она была «служанкой теологии»): философов крайне беспокоят проблемы методов, способностей и путей, при помощи которых мы познаем мир.

Однако уже в философии Нового времени возникают сомнения в том, что разум настолько всемогущ. Кроме того, человек этого вре­мени сталкивается с непредсказуемыми последствиями своей соб­ственной деятельности, которые, как оказывается, могут быть очень опасными. Поэтому в философии всё более отчетливо начинают про­являться иррационалистические мотивы, выражающие неудовлетворенность настоящим и неспособность поверить в светлое будущее, кото­рое пророчат сторонники прогресса.

Последний этап развития философии - это новейшая фило­софия (XX в.), которую называют также современной. Современ­ная философия - это очень сложное явление, сочетающее в себе все вопросы, которые когда-либо ставила философия. Впрочем, такое присутствие тем предыдущих эпох в философии определенного пе­риода - естественное явление, и вряд ли философия наших дней от­личается в этом отношении от философии предыдущих эпох. Основ­ное, наиболее важное для нас, людей XXI века, различие между совре­менной философией и философией прошедших эпох состоит в том, что говорить о современной философии объективно крайне сложно, поскольку она является реакцией на ту жизнь, которая нас окружает, а, следовательно, любая оценка, выносимая в этом отношении, будет в той или иной степени предвзятой.

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.