Значение критской культуры и ее типологическая принадлежность. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Значение критской культуры и ее типологическая принадлежность.

2017-11-16 218
Значение критской культуры и ее типологическая принадлежность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эгейская культура создала великолепные памятники искусства. Украшавшие дворцы Крита и крепости Пелопоннеса фрески не уступают по своему совершенству наиболее знаменитым росписям Древнего Египта и отличаются особенным, своеобразным стилем.

Справедливо ли, как это делали многие зарубежные ученые, объяснять достижения эгейского искусства исключительно влиянием и прямыми заимствованиями у народов древневосточных стран? Влияние было взаимным, но бездумного копирования не было. Эгейское искусство глубоко отличается от современного ему древневосточного искусства. В критском искусстве, несмотря на ясно различимые следы восточных влияний, многое уже предвосхищает такие хорошо известные каждому особенности классического греческого искусства, как подчеркнутое изящество силуэтов, гармоничность пропорций, жизнерадостность и т. д.[76]

Все еще остается нерешенной и чрезвычайно важная проблема типологической принадлежности эгейских цивилизаций. Ученые все еще не могут с уверенностью сказать, какой тип общества и культуры существовал на Крите и в Микенах, какое место занимает эти цивилизации среди других древнейших цивилизаций, включая прежде всего синхронные им цивилизации Передней Азии и Египта, а также и более позднюю, в каком-то смысле являющуюся их преемницей цивилизацию классической Греции.

Некоторые специфические особенности эгейских цивилизаций могут быть названы ≪праэллинскими≫ или ≪протоевропейскими≫.

Такими чертами могут считаться, по мнению Ю.В. Андреева[77]:

- ярко выраженный динамизм, проявившийся в необыкновенно быстрых темпах развития цивилизаций Крита и Микен (в сравнении с общими темпами истории Древнего мира до начала I тыс. до н. э.);

- готовность к контактам и, более того, активные поиски таких контактов с другими культурами в сочетании с очевидной самобытностью, т. е. со способностью к избирательному усвоению чужого опыта;

- ясно выраженная в критской культуре установка на досуг и обычно сопутствующие ему наслаждения, явно занимающие одно из главных мест в минойской системе жизненных ценностей;

(В искусстве Крита мы практически не встречаем сцен труда, столь популярных, например, в искусстве Египта. Зато очень много места занимают в нем сцены всевозможных обрядовых действ и церемоний, трактованные в достаточно непринужденной и даже в несколько легкомысленной манере, это одна из наиболее любимых минойцами форм приятного времяпрепровождения. Минойцы не разграничивали сакральное и профанное так, как мы. Радость, ужас, боль, веселье - все это было "от природы", а потому считалось божественным.)

- удивительная способность радоваться жизни во всех ее проявлениях, соединенная с обостренной восприимчивостью к красоте окружающего мира.

(Болезненно переживая очевидное несовершенство мира, как греки, так и минойцы стремились по мере возможности внести в него элементы гармонии и порядка и постоянно преобразовывали его если не в действительности, то хотя бы в своем воображении. Отсюда ярко выраженная идеализирующая окрашенность их искусства, наглядно свидетельствующая о явно гипертрофированном эстетическом чувстве, в равной мере свойственном обоим народам.)

- внутренние структуры эгейских обществ эпохи бронзы отличались большей пластичностью и подвижностью, а следовательно, заключали в себе больше потенций дальнейшего развития, чем жесткие ≪кристаллические≫ структуры синхронных обществ Передней Азии, что в общем было бы вполне закономерно, если учесть явное смещение ≪центра тяжести≫ их экономики в сторону таких мобильных видов хозяйственной деятельности, как мореплавание и торговля.

Но с этими ≪европеоидными признаками≫, по мнению того же ученого, в облике минойской и микенской цивилизаций парадоксально уживаются достаточно архаичные черты.

Например, это - ярко выраженная жизнеспособность традиций родовой и общинной солидарности, проявившуюся в особой устойчивости обычая массовых захоронений в больших клановых усыпальницах-толосах, а в более позднее время в преобладании чрезвычайно плотной застройки критских поселений.[78] С другой стороны, не этот ли архаизм как раз и способствовал пластичности и подвижности социальной структуры общества, которые заключали в себе потенции дальнейшего развития? Не так всё однозначно.

К архаическим же чертам Ю.В. Андреев относит и ≪матриархальную≫ окрашенность общественной жизни Крита. "Торжество пассивного и косного женского начала над активным, творческим мужским началом особенно ясно проявило себя", по мнению ученого, "в определенной притупленности исторического чувства, с одной стороны, и в ясно выраженной тенденции к растворению личности в коллективе, подавлению ее индивидуального своеобразия и в особенности ее героических потенций — с другой."[79] Дело в том, что научно невозможно доказать существование таких "начал", да еще намертво связанных с биологически полом. Действительно, в искусстве Крита эти черты наблюдаются, но причины их нужно искать не в области гендерных домыслов.

Также можно назвать такие архаичные свойства минойского менталитета, проявившиеся в искустве, как отсутствие чувства истории, героического начала, невнимание к личности, поглощение ее коллективом, склонность к состояниям транса, которые уводили человека от осмысления своего места в мире. Верно замечено Ю.В. Андреевым, что миноец шел навстречу стихии, чтобы быть поглощенным ею, а не чтобы вступить с ней в борьбу, пусть неравную и заведомо проигрышную, как это было свойственно "мужественым" грекам. Итак, "минойская цивилизация возникла и развивалась как бы на ≪ничьей земле≫. Оторвавшись от евразийского берега, она не пристала и к берегу азиатскому", и не стала подлинно европейской."[80]

Все архаичные особенности, от которых жители древнего Крита не смогли (а может, и не захотели) избавиться, возможно, и привели их цивилизацию к гибели, их - к порабощению и растворению в другом народе. Это лишь одна из версий. И то, справедливости ради необходимо заметить, что ведь все народы рано или поздно гибнут или ассимилируются, главное для народа - не жить вечно, а создать вечные ценности или хоть их предпосылки, а критяне их создали.Также необходимо сказать, что и у самих эллинов "личность" родилась не сразу. Это был долгий и противоречивый процесс, и каждый успех на этом пути видится чудом. Прометей рядом с Эдипом - чудо (да ведь Прометей и не человек, а титан). Да, "личность" человека не сформировалась полностью даже у них, понадобился долгий и мучительный путь до эпохи Возрождения и дальше, чтобы выработать хотя бы ясную концепцию этой самой личности и ее прав, а уж стать ею и по сей день далеко не всем удается.

Эгейская культура не прошла бесследно, она внесла свой вклад в историю мирового искусства и явилась той основой, на которой выросло искусство классической Греции. Археологические открытия последних десятилетий подтверждают близость позднемикенской и раннегреческой культуры и тем самым значение эгейского искусства для сложения ранних этапов собственно греческого искусства.[81]

Заключение

В данном реферате предполагалось кратко рассмотреть особенности фресок Крита и то, как они отражали общественное устройство и религию данной цивилизации.

В результате работы получена и осмыслена новая информация по данному вопросу. И в то же время можно сказать, что, с расширением "горизонта" знаний вопросов стало еще больше.

Высокая культура Крита цвела не более двух-трех столетий, однако она дала миру как минимум потрясающие образцы изобразительного искусства и повлияла на последующие цивилизации, в том числе на классическую Грецию. Вместе с тем очевидно влияние египетского искусства на критское.

Крит относится к типу "дворцовых цивилизаций". Вероятно, при всей значимости административных и хозяйственных функций критских дворцов они были лишь производными от их основной сакральной функции.

Архитектурный образ Кносского дворца определяется не монументальностью, а живым богатством развитого внутреннего пространства. Огромную роль играли здесь стенные росписи, отличающиеся исключительной декоративностью, красочностью, миниатюрностью. На первый взгляд - в искусстве установка на мир, радость и наслаждения, прелестный гедонизм. В то же время оно утонченное, рафинированное. Это не "реализм, а движение и живой трепет жизни. Его справедливо называют кинетическим и экстатическим.

Поражают идеалы человеческой красоты этого древнего народа. На фресках изображены прекрасные женщины и мужчины, красота их совершенно не архаичная и даже не "естественная", напротив - красота очень цивилизованная, искусственная, "сделанная" - потому-то и восхитительная.

Очень важно осознание того факта, что критская живопись, несмотря на свою неканоничность - религиозная. Критяне обожествляли природу, в частности, в лице Великой богини и бога-быка, находящихся между собой в сложных, амбивалентных отношениях. Вследствие чего их религия логично имеет "дневную" (которую мы все видим на фресках) и "ночную стороны" (обнаружены остатки человеческих жертвоприношений, предполагается также существование ритаульного канннибализма). Впрочем, у эллинов тоже была напряженная дихотомия Аполлон-Дионис - возможно, и в этом они духовные наследники критян.

Интереснейшую проблему представляет собой "минойский матриархат" - фрески явно говорят о том, что женщина в обществе не только не были принижена, но и занимала некое особое положение. Вероятно, женщины управляли прежде всго культом. Более конкретно определить, что есть "минойский матриархат" пока не представляется возможным, однако у ученых есть определнные соображения на этот счет.

Критская культура, создавшая замечательные произведения искусства, обладающие непреходящей ценностью, внесла свой вклад в историю мирового искусства и явилась той основой, на которой выросло искусство классической Греции. Археологические открытия последних десятилетий подтверждают близость позднемикенской и раннегреческой культуры и тем самым значение эгейского искусства для сложения ранних этапов собственно греческого искусства.

В то же время фактически на данном этапе у нас очень мало достоверных сведений об истории, религии, социальном устройстве и форме правления на Крите.

 

 

Список использованной литературы

 

1.«Всеобщая история искусств» в шести томах. Т. 1. Искусство Древнего мира/ ред. А.Д. Чегодаев. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1956.

2. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002.

3. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и древней Греции. — Москва: Искусство, 1970.

4. Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972.

5. Рабинович Е. Г. Богиня-мать // Мифы народов мира. М., 1980.


[1] Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и древней Греции. — Москва: Искусство, 1970. С. 5.

[2] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху Колпинский бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 117.

[3] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 116.

[4] Там же.

[5] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 99.

[6] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 12.

[7] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 46.

[8] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 195

[9] «Всеобщая история искусств» в шести томах. Т. 1. Искусство Древнего мира/ ред. А.Д. Чегодаев. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1956. С. 287.

[10] Там же.

 

[11] «Всеобщая история искусств» в шести томах. Т. 1. Искусство Древнего мира/ ред. А.Д. Чегодаев. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1956. С. 287.

[12] Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972. С. 82.

[13] Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972. С. 83.

[14] Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и древней Греции. — Москва: Искусство, 1970. С. 11

[15] Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972. С. 83.

[16] «Всеобщая история искусств» в шести томах. Т. 1. Искусство Древнего мира/ ред. А.Д. Чегодаев. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1956. С. 289.

[17] Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и древней Греции. — Москва: Искусство, 1970.С. 12.

[18] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 100.

[19] Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972. С.105.

[20]Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972.С. 112.

[21] «Всеобщая история искусств» в шести томах. Т. 1. Искусство Древнего мира/ ред. А.Д. Чегодаев. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1956. С. 292.

[22]Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972.С. 109.

[23] «Всеобщая история искусств» в шести томах. Т. 1. Искусство Древнего мира/ ред. А.Д. Чегодаев. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1956. С. 295.

[24] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 116.

[25] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 217.

[26] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 219.

[27] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 270.

[28] Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972. С.106.

[29] Там же.

[30] «Всеобщая история искусств» в шести томах. Т. 1. Искусство Древнего мира/ ред. А.Д. Чегодаев. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1956. С. 293.

[31] Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972.С. 108.

 

[32] Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972.С. 109.

[33] Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972. С.110.

[34] «Всеобщая история искусств» в шести томах. Т. 1. Искусство Древнего мира/ ред. А.Д. Чегодаев. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1956. С. 295.

 

[35] Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972.С. 110.

[36] Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972.С. 111.

[37] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 312.

[38] Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и древней Греции. — Москва: Искусство, 1970. С.15.

[39] «Всеобщая история искусств» в шести томах. Т. 1. Искусство Древнего мира/ ред. А.Д. Чегодаев. — Москва: Государственное издательство «Искусство», 1956. С. 298.

 

[40] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 268.

[41] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 242.

[42] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 247.

[43] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 269.

[44] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 315-316.

[45] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 270.

[46] Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. — Москва: Искусство, 1972.С. 79.

[47] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 276.

[48]Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 370.

[49] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 339.

[50]Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 344.

[51] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 345.

[52] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 374.

[53] Рабинович Е. Г. Богиня-мать // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1. С. 179

[54] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 380.

[55] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 382.

[56] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 384.

[57] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 389.

[58] а Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 395-396.

[59] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 396-397.

[60] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 199.

[61] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 201.

[62] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 201.

[63] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 205.

[64] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 206.

[65] Там же.

[66] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 207.

[67] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 207.

[68] Там же.

[69] Там же.

[70] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 209.

 

[71] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 212.

[72] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 213.

[73] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 214.

[74] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 215.

[75] Там же.

[76] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 218.

[77] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 576-580.

[78] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 583.

[79] Там же.

[80] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.): Санкт-Петербург, "Наука" РАН, 2002. С. 585.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.