Тема 1. Генезис брачно-семейных отношений — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 1. Генезис брачно-семейных отношений

2017-11-16 345
Тема 1. Генезис брачно-семейных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

Тема 1. Генезис брачно-семейных отношений

План

I. Семьеведение как наука.

II. История образования семьи.

III. Брак и семья в современном мире.

 

Основные понятия по теме

ü Фамилистика

ü Семьеведение

ü Демография

ü Брак

ü Семья

ü Групповой брак

ü Моногамия

ü Эндогамия

ü Экзогамия

ü Полигамия

ü Расширенная семья

ü Нуклеарная семья

ü Матриархат

ü Патриархат

ü Эгалитарная семья

ü Альтернативные формы брака

 

Вопросы к семинару

  1. Эволюция половых и семейных взаимоотношений в истории человеческого общества.
  2. Социальная сущность семьи и брака.
  3. Типология семейных структур и их основные разновидности.
  4. Современные формы брака.

Тема 2. Основные функции современной семьи

План

I. Функции современной семьи.

II. Демографические аспекты состояния и развития семьи.

 

Основные понятия по теме

ü Функции семьи:

§ репродуктивная

§ воспитательная

§ хозяйственно-бытовая

§ экономическая

§ первичного социального контроля

§ духовного общения

§ социально-статусная

§ эмоциональная

§ сексуальная

§ функция безопасности

§ фелицитологическая

§ гедонистическая

§ экзистенциальная

ü Репродуктивное поведение

ü Репродуктивная установка

ü Репродуктивная мотивация

ü Демография

 

Вопросы к семинару

  1. Специфические и неспецифические функции семьи.
  2. Общественное и индивидуальное значение функций современной семьи.
  3. Демографический кризис в современной России и его последствия.
  4. Социально-экономические формы репродуктивного поведения.

 


Тема 3. Структура жизненного цикла семьи и социальные проблемы его отдельных стадий

План

I. Жизненный цикл семьи.

II. Особенности формирования молодой семьи.

III. Проблемы зрелой семьи.

 

Основные понятия по теме

ü Жизненный цикл семьи

ü Стадии жизненного цикла семьи:

§ добрачный период

§ семья молодоженов

§ семья с маленькими детьми

§ зрелая семья с детьми школьного возраста

§ «опустевшее гнездо»

§ семья людей старшего возраста

§ кризис семьи

 

Вопросы к семинару

  1. Психологические особенности добрачных отношений.
  2. Стадия молодой семьи.
  3. Стадия рождения ребенка и взаимодействия с ним.
  4. Зрелая семья.
  5. Стадия ухода взрослых детей от родителей.
  6. Семья людей старшего возраста.

 


РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема 1. Семья как система

План

I. Семья как система.

II. Параметры семейной системы.

 

Основные понятия по теме

ü Система

ü Параметры семейной системы:

§ стереотипы взаимодействия

§ семейные правила

§ семейные границы

§ стабилизаторы семьи

§ семейные мифы

§ семенная история

ü Ролевая структура семьи

ü Семейная роль

ü Семейно-брачные отношения

ü Родственные отношения

ü Супружеские отношения

 

Вопросы к семинару

  1. Историческое распределение мужских и женских ролей.
  2. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура.
  3. Проблема совместимости и дисгармонии в браке.

Тема 2. Генезис брачно-семейных отношений

План

I. Ценности семьи в системе брачно-семейных отношений.

II. Родовые ценности семьи.

III. Православные ценности семьи и брака.

 

Основные понятия по теме

ü Ценность

ü Жизненная ценность

ü Семейная ценность

ü Православные ценности семьи и брака

ü Родовые ценности семьи:

§ любовь

§ рождение детей

§ чувство стабильности и защищенности

 

Вопросы к семинару

  1. Любовь как главная семейная ценность.
  2. Феномен любви и ее типы.
  3. Источники и стили любви.
  4. Условия сохранения эмоциональных отношений.

 


Тема 3. Семья как источник психологической травматизации личности

План

I. Причины семейного неблагополучия.

II. Кризисные периоды брака.

III. Проблема насилия в современной семье.

 

Основные понятия по теме

ü Проблемная семья

ü Семейный кризис

ü Насилие в семье

ü Психическая травма

ü Супружеский конфликт

ü Развод

 

Вопросы к семинару

  1. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения.
  2. Конфликт в семье: причины и последствия.
  3. Развод как социально-психологический феномен.

 


РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Тема 1. Особенности воспитания ребенка в семье

План

I. Родительская любовь как основа воспитания.

II. Стили воспитания ребенка в семье.

III. Семейные установки и сценарии.

IV. Родительские директивы

 

Основные понятия по теме

ü Родительская любовь

ü Типы родительской любви

ü Семейные установки

ü Сиблинг

ü Сиблинговая позиция

ü Близнецовая ситуация

ü Стиль воспитания

ü Гиперопека

ü Гипоопека

ü Гиперпротекция

ü Гендер

ü Гендерные особенности

ü Гендерные роли

ü Гендерные схемы

ü Языки любви

 

Вопросы к семинару

  1. Типы и стили семейного воспитания
  2. Порядок рождения ребенка в семье: проявление и способы коррекции.
  3. Пять языков любви: их проявления и диагностика.

 


План

I. Родители как субъекты воспитательной деятельности.

II. Личностные свойства родителей.

III. Мотивация воспитательной деятельности родителей.

 

Основные понятия по теме

ü Родительское отношение

ü Принятие ребенка

ü Одобрение ребенка

ü Родительские убеждения

ü Родительская ответственность

ü Родительская власть

ü Родительская отзывчивость

 

Вопросы к семинару

  1. Основные компоненты родительства.
  2. Особенности женского и мужского воспитания: типологии родителей.
  3. Особенности материнской и отцовской воспитательных ролей.

 


План

I. Факторы, влияющие на развитие личности ребенка.

II. Эффективная похвала.

III. Профилактическое обучение.

IV. Корректирующее обучение.

V. Обучение самоконтролю.

 

Основные понятия по теме

ü Эффективная похвала

ü Профилактическое обучение

ü Корректирующее обучение

ü Обучение самоконтролю

ü Позитивное внимание

 

Вопросы к семинару

  1. Скрытые мотивы «плохого» поведения ребенка: привлечение внимания, власть, месть, симуляция неспособности.
  2. Приемы и способы коррекции «плохого» поведения ребенка.

 


План

I. Определение жестокого обращения с детьми.

II. Физическое насилие.

III. Сексуальное насилие.

IV. Психологическое насилие.

V. Пренебрежение нуждами ребенка.

 

Основные понятия по теме

ü Синдром жестокого обращения с ребенком

ü Насилие

ü Агрессия

ü Фрустрация

ü Физическое насилие

ü Сексуальное насилие

ü Инцест

ü Психологическое насилие

ü Пренебрежение нуждами ребенка

ü Посттравматическое стрессовое расстройство

ü Правовая помощь

ü Медицинская помощь

ü психологическая помощь

ü Кризисная помощь

 

Вопросы к семинару

  1. Синдром жестокого обращения с ребенком.
  2. Причины жестокого обращения с детьми.
  3. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия.
  4. Помощь «трудным» родителям.

 


РАЗДЕЛ 4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СЕМЬИ

План

I. Исторический анализ методик обследования семьи.

II. Схема психологического анализа семьи как системы.

III. Классификация методов психологического обследования семьи.

 

Основные понятия по теме

ü Супружеская подсистема

ü Детская подсистема

ü Родительско-детская подсистема

ü Гендерная подсистема

Ø семейный диагноз

Ø системный тест Геринга

Ø методика «Семейная доска»

Ø методика «Линия жизни семьи»

Ø генограмма

 

Вопросы к семинару

  1. Схема психологического анализа семьи как системы.
  2. Методы диагностики семейных отношений:

а) проективный тест «Скульптура семьи»;

б) метод генограммы;

в) метод «Семейное пространство»;

г) проективный тест «Рисунок семьи».


План

I. Схема психологического анализа детско-родительских отношений.

II. Классификация методов психологического обследования детско-родительских отношений.

 

Основные понятия по теме

ü Методики, предлагаемые ребенку

ü Методики, предлагаемые родителям

ü Методики, предлагаемые независимо и детям, и родителям

ü Методики, предлагаемые диаде ребенок – родитель

ü Методики, одинаково пригодные и для детей и для детей (подростков), и для взрослых

ü Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка

 

Вопросы к семинару

  1. Опросник для родителей «Типы воспитания детей».
  2. Тест «Незаконченные предложения».
  3. Методика диагностики родительского отношения к ребенку А. Я. Варга, В.В. Столина.
  4. Методика «Как ваш ребенок оценивает внутрисемейные отношения».

 

 

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

Тема 1. Генезис брачно-семейных отношений

План

I. Семьеведение как наука.

II. История образования семьи.

III. Брак и семья в современном мире.

 

Основные понятия по теме

ü Фамилистика

ü Семьеведение

ü Демография

ü Брак

ü Семья

ü Групповой брак

ü Моногамия

ü Эндогамия

ü Экзогамия

ü Полигамия

ü Расширенная семья

ü Нуклеарная семья

ü Матриархат

ü Патриархат

ü Эгалитарная семья

ü Альтернативные формы брака

 

Вопросы к семинару

  1. Эволюция половых и семейных взаимоотношений в истории человеческого общества.
  2. Социальная сущность семьи и брака.
  3. Типология семейных структур и их основные разновидности.
  4. Современные формы брака.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.