Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-11-16 | 2202 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цель:
1.Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.
Задачи:
Образовательная: Познакомиться с концертной симфонией В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»; показать как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание музыкальных и художественных произведений.
Познакомить с понятиями: «музыкальный орнамент», «фреска». Историей возникновения фрески.
Развивающая: развивать осознанное восприятие музыки и живописных полотен, воображение, словарный запас. Развить навыки анализа музыкального произведения; Развивать исполнительские навыки:, пение в активной певческой позиции, работа над дикцией в исполняемых песнях.
Воспитательная: приобщать к духовной национальной культуре, воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к шедеврам музыкального и изобразительного искусства. Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость.
ТИП УРОКА: Урок - экскурсия
ТЕХНОЛОГИИ: информационная (защита презентаций)
деятельностная («создание образа под музыку»);
здоровьесберегающая (метод пластического движения,
вокальные упражнения, подвижный способ обучения);
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер,
магнитофон, бубны, треугольник, два
колокольчика (большой, маленький), трещотки, колпаки,
рубахи, музыкальные инструменты для скоморохов
(муляжи).
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, видео,
музыкальные файлы. (В.Г.Кикта концертная симфония
|
для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»,
фрагменты: «Орнамент»; «Групповой портрет дочерей
Ярослава Мудрого»; «Скоморохи». Песня «Пришли
скоморохи» (ансамбль «Русь изначальная», поэма для
хора и оркестра и русских народных инструментов,
композитор М. Фирсов).
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы,
альбомы для рисования, карандаши.
^ ХОД УРОКА
«Есть музыка, которая к нам идет,
и — другая, которая требует,
чтобы мы к ней шли».
венгерский композитор XIX в. Ференц Лист
i.
Орг. момент. (2мин):
Слайд 1 (Звучит песня «Сто церквей»)
Учитель ИЗО:
Выберите одну из 4-х картинок на доске которой соответствует ваше сегодняшнее настроение и прикрепите самоклеющийся листочек зеленого цвета на доске около соответствующей картинки (учащиеся прикрепляют на доске свои листочки около соответствующих картинок)
Слайд 2,3
Учитель музыки:
- Угадайте, какое произведение звучит, назовите его композитора?
(звучат отрывки из произведений П. Чеснокова «Да исправится молитва моя», М.С. Березовского «Не отвержи мене во время старости», «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»)
- К какому жанру музыки относятся эти произведения?
Слайд 4
(Русская духовная музыка, Русская народная музыка или русский музыкальный фольклор)
«Есть музыка, которая к нам идет, и — другая, которая требует,
чтобы мы к ней шли». Ференц Лист
Слайд 5
Эти слова великого венгерского композитора, подходят к нашему сегодняшнему уроку, на котором мы совершим экскурсию.
^ III. Объяснение нового материала (25 мин.)
Учитель ИЗО:
- Внимание на экран.
(Фото города Киева,Украина, Собор Софии Киевской
на фоне колокольного звона)
- Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся с вами путешествовать?
(ответы детей: В собор, в храм, в церковь)
- Да, сегодня мы совершим с вами экскурсию в г. Киев в Собор Софии Киевской, который является памятником архитектуры мирового значения
|
- Мы с вами совершим путешествие по Древней Руси, возвратимся к истокам её культуры. На сегодняшнем уроке мы сможем:
Слайд 6
(Видео о соборе Софии Киевской, картинки с фресками.
на фоне музыки В. Кикта «Орнамент»)
^ Слайд 7 (видео)
По велению князя Ярослава Мудрого в начале XI ВЕКА В Киеве воздвигли величественный собор святой Софии. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. Вплоть до нашего времени собор продолжает поражать удивительной пышностью, уникальным многоцветьем фресок, белоснежной резьбой алтаря, золотом мозаичных сводов.
^ Учитель ИЗО:
- Обратите внимание, что собор украшен фресками.
- А кто знает, что такое фреска?
Слайд 8
Фре́ска (от итал. affresco — свежий),выполняется она по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.
^ Учитель ИЗО:
- О истории возникновения фрески нам расскажет ученик.
История
Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.
|
В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).
- Давайте повнимательнее рассмотрим элементы, которые украшают Киевский собор.
Слайд 9
-Да, украшает их орнамент. Давайте вспомним, а что такое орнамент?
Ответ детей.
Орнаменты — это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.
^ Учитель ИЗО:
-А какие виды орнаментов вам уже известны?
Слайд с картинками видов орнаментов.
По своим мотивам орнамент может быть:
- геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;
- меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
- растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды.
^ Учитель музыки:
Слайд 10
- Все это великолепие уже в XX веке навеяло композитору Валерию Григорьевичу Кикте прекрасные, яркие образы, которые он воплотил в Концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей под купола храма в Бесконечность.
^ Краткое сообщение о композиторе учащегося с презентацией.
Слайд 11
Примерная информация.
^ Валерий Григорьевич Кикта́ (р. 22 октября 1941 в поселке Владимировка Волновахского р-на Донецкой области Украина) —композитор, профессор консерватории. В 1960 году окончил Московское хоровое училище, в 1965 г. — композиторское отделение Московской консерватории. В 1967—1993 годах ведущий музыкальный редактор издательства «Советский композитор». С 1968 года — член Союза композиторов СССР, с 1989 г. — член правления Союза композиторов Москвы и председатель комиссии музыкального театра Союза композиторов Москвы, с 2006 г. — секретарь Союза композиторов России. С 1989 г. — член редакционной коллегии журнала «Балет».Выступал на Мировом конгрессе арфистов в Женеве на тему «Музыка для арфы в России» (2002).С 2004 г. — председатель Русского хорового общества (Москва).Автор сочинений различных жанров — В. Г. Киктой написано 11балетов («Дубровский», «Владимир-креститель» и др.), симфонические произведения («Украинские колядки, щедривки и веснянки», «Фрески Св. Софии Киевской»), оратории и кантаты, инструментальные концерты, хоровые произведения, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества и другие. Вокальный цикл на стихи А.Пушкина " Пробуждение".
|
- Итак, мы знакомимся с его симфоническим произведением «Фрески Софии Киевской» написал он ее в честь 1000 –летия крещения Руси.
И мы продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора. Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного скрепляет музыкальная тема, которая является путеводителем в симфонии, которая как рефрен повторяется в них несколько раз.
Проведём маленькое исследование. Рассмотрите рисунки у вас на столе.
- Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл?
- Объясните ход своих мыслей.
^ Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом).
- Послушайте фреску с которой начинается симфония.
^ Слушание фрагмента
- Попробуйте дать ему название?(орнамент) Какие ощущения вас охватили когда вы слушали «Орнамент»?
- Как вы думаете, почему композитор назвал эту часть произведения «Орнаментом?»
- С каким жанром русского музыкального фольклора имеет сходство эта тема?
- Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор в этой теме? (гусли)
Слайд 12
Такое жанровое сходство с русским фольклором не случайны – так композитор отражает эпоху Древней Руси: «Орнамент» - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль – сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте»…
|
В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название.
Слайд 13
1.
Орнамент 1
2.
Зверь нападает на всадника
3.
Орнамент 2
4.
Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого
5.
Михайловский Придел
6.
Борьба Ряженых
7.
Музыкант
8.
Скоморохи
9.
Орнамент 3
Учитель ИЗО:
- Откройте учебник Музыка 6 класс на 60 стр., перед нами живописная фреска «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».
Слайд 14
Учитель музыки:
- Четвертая часть концертной симфонии носит название «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»
- Вы уже знаете, что такое фреска (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Во время прослушивания фрагмента вам необходимо определить общие черты музыки и ИЗО.
- У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности.
(раздаточные, тестовые справочные материалы)
МУЗЫКА | ЖИВОПИСЬ |
Мелодия – поступенная, скачкообразная | Линия – прямая, ломаная |
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. | Колорит – ясный, мерцающий, яркий. |
Форма – рондо, вариация, двухчастная | Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное |
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст | Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба |
МУЗЫКА | ЖИВОПИСЬ |
Мелодия – поступенная, скачкообразная | Линия – прямая, ломаная |
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. | Колорит – ясный, мерцающий, яркий. |
Форма – рондо, вариация, двухчастная | Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное |
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст | Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба |
^ Учитель ИЗО:
- У вас в таблице одной из характеристик живописной выразительности является – калорит.
- Давайте вспомним, что такое колорит?
Слайд 15
Колорит изображения (отлат.
color — краска, цвет) — общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.^ Учитель музыки:
- Одной из характеристик музыкальной выразительности является форма и среди указанных форм это рондо.
Слайд 16
Рондо - музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами: A B A C A... А - главная тема - рефрен.
Двухчастная Форма рондо
А В A + B + A + C + A, где А – рефрен, ВС – эпизоды
IV. Самостоятельная работа учащихся в парах (2мин).
- Работаем в парах один из вас – художник, определяет, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, другой – музыкант, находит в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяете его.
Слайд 17
Проверьте друг друга, музыканты проверят художников, а художники проверят музыкантов и поставьте количество правильных ответов…
^ Правильный вариант ответов
Слайд 18
Мелодия – поступенная | Линия – прямая |
Тембр – арфа, скрипка-тремоло | Колорит – мерцающий |
Форма – вариация | Композиция – расположение частей повторное |
Развитие музыки – динамическое, темповое | Развитие худ. идеи – приближение |
- Давайте проанализируем музыку:
Слайд 19
1.
Как вы считаете, где происходит действие, запечатленное на этой фреске?
2.
Что свидетельствует об этом?
3.
Как вы считаете, в изображении девушек будущих королевы Франции, Норвегии, Венгрии больше фантастичности, сказочности или реальности?
4.
Какими чертами наделена музыкальная фреска? Найдите эти черты на стенах нашего кабинета.
^ Слова на стенах кабинета:
трепетность,
изящность,
загадочность,
тревожность,
взволнованность,
восторженность,
страсть,
грусть,
смятение,
вдохновение,
меланхолия,
мрачность,
грозность,
праздничность,
радость.
^ Учитель музыки:
- Попробуйте дать название следующей фреске
Слайд 20
звучит фреска «Скоморохи»
- Какие, на ваш взгляд, элементы музыкальной речи здесь проявляются ярче всего?
(бряцанье струнных инструментов, безостановочное движение, перезвон бубенцов, балалаечный и свирельный наигрыш)
- Какое название вы дали бы этой музыке? О чем, на ваш взгляд она рассказывает?
(«Скоморохи»)
Слайд 20
(Слушание части полностью, ответы на поставленные вопросы).
- Вспомните, кто такие скоморохи? За что этих людей так любили на Руси?
Слайд 21
(Вокально-театрализованная разминка 4 мин.)
- Давайте попробуем отправиться в наше прошлое и примерим на себя скоморошье ремесло. А поможет нам в этом русская народная песня «Пришли скоморохи» (ансамбль Русь изначальная». Прослушайте…
^ Слайд 21(гиперссылка видео песни со словами)
- работа с текстом на экране; (слова песни проговариваются)
- разучивание мелодической линии;
- исполнение с театрализацией: (раздаются инструменты, колпаки, рубахи).
- Перевоплощаемся, а по окончанию этого выступления, мы с вами выберем лучшего скомороха- певца, скомороха-музыканта, скомороха- танцора.
-Победителям вручаются медали: «Скомороха- певца», «Скомороха-музыканта», «Скомороха- танцора».
Слайд 22
-Внимание звучит следующая фреска («Музыкант»)
- Догадались, какое название имеет эта фреска? («Музыкант»)
^ Учитель ИЗО:
Слайд 23
- Попробуйте изобразить, какая фреска была перед глазами композитора во время ее написания, украсьте эту фреску соответствующим орнаментом. Таким образов вы выполните свой собственный мини-проект.
(Учащиеся рисуют эскизы фресок с орнаментом- мини проект фрески)
^ V. Самостоятельная работа учащихся под музыку «Музыкант»
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!