Психологические особенности дошкольного возраста. Основные закономерности развития игровой деятельности. Кризис семи лет. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Психологические особенности дошкольного возраста. Основные закономерности развития игровой деятельности. Кризис семи лет.

2017-11-15 476
Психологические особенности дошкольного возраста. Основные закономерности развития игровой деятельности. Кризис семи лет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная ситуация развития (ССР) Ребенок впервые выходит за пределы семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующий в мире взрослых людей. Противоречие ССР дошкольника заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра.
Форма общения (ФО) Внеситуативно-познавательная (3-5 лет) Мотив общения - познавательный
Внеситуативно-личностная (к 6-7 годам) Мотив общения – личностный (ребенок стремится к взаимопониманию и сопереживанию)
Ведущий тип деятельности (ВТД) Игры: сюжетно-ролевые, срежессированные, игры-драматизации, игры с правилами (подвижные и настольные) Различные формы продуктивной деятельности: рисование, лепка, вырезание, аппликация, природные материалы, конструирование из различных материалов, Восприятие сказки, Начинает складываться учебная деятельность
Ближайшая зона развития (БЗР)  
Основные новообразования 1.В структуре психических функций центральное место начинает занимать память 2. Начинает интенсивно работать воображение,возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственностных. 3.Расширяются познавательные интересы, складывются основы детского мировоззрения. 4. Возникает произвольное поведение 5. Формируется личное самомознание ребенка.
По Фрейду  
По Пиаже  
По Эриксону  
Складывающиеся линии развития 1.Линия формирования произвольного поведения 2.Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности 3.Линия перехода от эгоцентризма к децентрации. 4.Развитие по этим трем линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению, складывается соподчинение или иерархия мотивов. 5.Если связь между мотивом и результатом действия понятна ребенку и опирается на его личный опыт, он еще до начала действия предвосхищает значение будущего продукта и эмоционально настраивется на процесс его изготовления

Дошкольное детство - игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра).

Значение игры:

Благодаря особым игровым приемам (принятие ребенком на себя роли взрослого и его общественно-трудовых функций, обобщенный изобразительный характер воспроизведения предметных действий и перенос значений с одного предмета на другой) ребенок моделирует в ней отношения между людьми. Когда предметное действие включается в систему человеческих отношений, раскрывается его подлинно общественный смысл. Ролевая игра-деятельность, в которой осуществляется ориентация ребенка в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности. На этой основе формируется стремлелние к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое выступает основным показателем готовности к школьному обучению.

Характеристика игры как ведущего типа деятельности ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст (3-7 лет) считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, кот^ый в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических про­цессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произволь­ное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачи­ваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель - со­средоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Т.о., игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в обрь ах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается, гл. обр., в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельной значение, независимое от игры.

Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит взрос­лый, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Вы­полняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.