Языкознание в древней Индии. Грамматика Панини. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Языкознание в древней Индии. Грамматика Панини.

2017-11-18 161
Языкознание в древней Индии. Грамматика Панини. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Языкознание в древней Индии. Грамматика Панини.

Люди давно задумыв. о языке. Слово превращ. в дело: клятвы, проклятия, магич.формулы играли важн. роль в жизни древн.чела. Многие культуры, обладающ. письменностью, не оставили сведений о концепц. языка. Древнейш.лингв.традиции: индийск, античн, китайск-формировались в 1 тыс.до н.э. независимо др.от др.

Др.Инд. – колыбель языкозн, т.к. в этой стране впервые появился интерес к изуч.языка. Это вызвано практич. причинами. Классич.яз.Др.Инд. – санскрит (С.) – стал отличаться от разгов.языков-пракритов (П.).

С. – единый лит.яз., яз.религ.гимнов - вед. Гл.причина изучения языка - стремление уберечь С. от П.

Трудно говорить о времени формир-я инд.традиции, т.к. в инд.культуре категории времени и календарь не имели значения. Предполагается, что наиболее важные свящ.гимны написаны за 1500 лет до н.э., а С. перестал употребляться в 5 в. до н.э., он оставался орудием религ. и интеллект. жизни.

Вопр.яз. трактуются уже в самих ведах. 4 веданги:

1) Трактует вопросы фонетики и орфоэпии

2) Метрикак и стихосложение

3) Грамматика

4) Этимология и лексика

Начало изуч.я. связ. с Панини (4 в до н.э.). был неграмотен, грам-ка передавалась в устн.форме, записали ч-з неск.веков после его смерти. Гр-ка П. – «восьмикнижие», содерж. ок 4 тыс.кратк.стихотв. правил (сутры). Исчерп. описана фонет, морфол, словообр-е, синтаксис. Суждения об уровне развития яз-знания у др. инд. опираются на работу Панини. До этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться до XIX в., научившись многому у индийцев.

Яска составил комментарии к языку Вед(списки непонятных в Ведах слов) + 1ая известн. классифик. Ч.Р.

Для д/инд. грам.традиции характерны научн.выводы:

a) Осн. ед-ца яз. – предложение, т.к. только оно способно выразить мысль. Слово лишено этой способн., потому вне предложений не существует. При этом не отриц.возможность анализа предложения по составным ч.р.

b) 4 ч.р.: имя, глагол, предлог, частица. Имя – слово, обознач.идею субстанции. Глагол - слово, обознач.действие. Предлоги определяют значение имен и глаголов, рассматриваются не как значимые элементы, а как указывающие частицы. 3 группы: 1) соединительные 2) сравнительные 3) пустые, используемые как формальные элементы при стихосложении. Местоимения и наречия распределялись между именами и глаголами.

c) У имен 7 падежей: именит, род, дат, вин, твор (орудийный), отложительный (аблатив) и местный. Тогда называли 1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д. падеж.

d) Слово разлагается на его первичн.эл-ты. Обратили внимание на сходн. по форме и значению слова, выделяют формы одного слова. Сравнивая сходн. слова, выделяют корень, а те части слов, кот.не обнаруживают сходства – это окончания. Панини приводит списки корней с указанием значения. Корни: 1) простые (первичн.) 2) корни в кач-ве образующих эл-тов слова. 3) производные корни, включающ.в себя определенные аффиксы.

Фонетика достигла необыкн.уровня. Фон.явления трактуются совместно с морфолог. Уже в ведах выделены гласный, полугласный, взрывной, фрикативн. звуки. Описание строится на физиологич. принципе. Различаются место артикуляции (зубы, небо, мягк.небо и т.д.), орган- артикулятор (корень, середина, кончик языка). Трактовка слога: в кач-ве основы слога – гл.звук, а согл.присоединяются к гл., поэтому гл.считаются самост фон. элементами, а согл – подчиненными (поэтому название всех согл., кроме Р сопровожд-ся гл.)

После Панини инд.традиция приобрела комментаторск.хар-р: комментирование Вед и грамматики Панини, ничего оригинального после него в Инд.создать не удалось. Инд.традиция дошла до 18в., когда с ней познакомились Европейцы.

Китайск лингвист традиция

Историческое изучение китайск языкознания (Я) в китае насчитывает б.2 тыс лет. китайск Я представляет собой одну из немногих независимых лингвист традиций, котор заметно повлияло на Я в японии и других соседних странах. В основном. Оно осталось в стороне от пути развития мирового Я в силу отличий китайского языка от европейских и он ориентируется на собственные традиции написания: 1 пиктография 2 идеография 3 иероглифы. Китайск письмо зародилось в середине 2 тыс-летия до н э. основн графическая единица – иероглиф. Общее число – почти 50 тыс, но в современном языке используется 4-7 тыс. глав объект – иероглиф, имеющий написание, чтение, значение. В связи с изучением разн сторон иероглифов в науке о языке в китае выделилось 3 направления: 1 толкование древних слов 2 изучение структуры и этимологии 3 функциональная фонетика. В китае не было необходимости выделять особую граммматич дисциплину, т.к. нет словоизменения и грамматической аффиксации. Первая написанная грамматика кит языка – в конц 19 в (1898). На протяжении тысячелетий в китае активно развивалась лексикография: велика роль словарей, т.к. много иероглифов, превосходящие возможности памяти человека, поэтому потребовались словари-иероглифы, где они толковались. Наиб известный словарь: «ши чжоу нянь», список иероглифов для заучивания (9 в до н э). первый классик китайск Я был СюШэнь (1 в до н э), кот предложил классифицировать иероглифы и выделил их составные части. Фонеика формировалась в китае под воздейств буддизма. Кот принес интерес к звучащей речи à к рифме, мелодике, тону. В последующем, китайск традиция не изменилась. Составляли новые словари, кот достигали гигантских объемов. Самый большой – в нач 18 в, содерж более 47 тыс иероглифов и пости 2 тыс вариантов (добалили к нач 20 в). С 1892 года появл-ся проекты алфавитов для китайск языка. С 1958 в китае действует звуковой алфавит на латинск основе (24 знака). Но он используется для телеграфа, связи и учебников для иностранцев. Полный переход к алфавитному письму не планируется: 1 в силу чрезвычайн раздробленности диалектной 2 нежелательна утрата гигантского культурного наследия. Основн тенденция в современ. Я в китае – работа по упрощению начертания иероглифов.


3. Арабск лингвистич традиция. В 632г было основано гос Арабский Халифат. Гос религия – ислам, деловой и научный яз – арабский. Арабский яз принял на себя роль релии, гос управления науки и образован. Мусульманск религ около 1 млн чел. 28 странах ислам – гос религ. У них нет разделен на светск и дух жизнь. Религия во всех сферах жизни. Ислам не имеет единой организац струк-ры. Для них хар-но разделение на своих и чужих, убежденность в священности в войне с неверными. Осн религиозн книга – Коран (прямо сл бога к пророку Муххамеду). Состоит из 114 сурок. 2-ой источник веры – Сунна (примеры из жизни Музам, эталоны поведения). 5 столпов (вера в Аллаха, 5 раз молитва, пост-рамадан, налог нуждающимся, паломничество). Преобл словесн формы искусства – изобр живых сущ запрещено. Яззнан развивалось т.к. было большое расхождение между классич, но мертвым яз корана и живым диалектным. Появилась потребность объяснения корана и уберечь классич яз от диалектов. Главн язведческ школы: басрийская, куфийская, багдадская. Между шк Басры и Куфы – спор о гр яз-ка. Басра – пуританск традиции. Куфийцы допускали отклонения с учетом разговорн речи. В 762 Багдад – центр, объединились 2 традиции. Первая, дошедшая до нас гр «Al-Kitab»,автор – Сибавайх. Дтально описал все части яз., много примеров из корана и др поэзии. Достижения арабск ученых: 1) четкое различие между буквой и звуком. Звуки с голосом и без, напряжен и ненапряжен, откр и закрыт, приподнят и неприподн. 16 мест обр зв. Описаны отдельн комбинаторные сочетания зв. 2) В частях речи – за Аристотелем (гл, имя, частица). 3) Ввели понятие «трехсоглаского» корня, специфич для семитских яз. 4) Изуч др яз: турецк, монгольск, персидск. 5) Наибольш достижения – лексика, лексикографика. Словари: толков, синоним,предметн, рифм, переводные. Подчеркивали лексич богатство яз. Ученый Фирузабади – 60-ти томный словарь лексики «Камус», потом так наз все словари. Уч Махмуд аль Кашгари, труд «Диван арабск яз-ов». Указания о племенах, их расселении, истор, фольклоре, сведен о тюркск истор, фонет и гр. Пояснения отдельн слов, пословицы, стихи. Был потерян, нашелся. Опубл в Стамбуле 1915г. 1256 монголы развалили Багдад и классич период арабск кул законч. Создана арабск, персидск, тюркск лит. Поэты: Низами, Саади, Саари, Хафис, О. Хайям.

4. Греч.языковедч.традиция. Теория именования. Древнегреческих мыслителей разделил на два враждующих лагеря спор о природном или условном характере слов. Лагерь фюсей (Гераклит) 'по природе' (наименование определяется самой природой предмета), тесей (Демокрит) 'по положению' (наименования избираются по условному соглаш-ю, по обычаю, по установлению самих людей, сознательно, произвольно, без связи с природной сущностью предметов). Аргументы тесей: 1) наличие в яз.омонимов и многозначн.слов 2) наличие синонимов 3) возм-сть переименовать предмет 4) многие предметы не имеют названий

В ходе этих споров формулировались и 1е лингвистич.наблюдения:Продик заним-ся проблемой синонимов,Протагор изуч.4типа высказыв-я(вопрос,ответ,просьба,поручение)

Этот спор об отнош-ях между предметами и их назв-ями отраж.в диалоге Платона (428—348 гг. до н. э.) «Кратил»– шаг вперед в развитии взглядов на яз. Сократа(в роли арбитра)+ 2собеседника – Гермоген (имена по договору и соглашению) и Кратил (за согласованную с самим предметом «правильность» имени по природе).

Платон, в лице Сократа, занимает среднюю линию. По его мнению, вначале м-ду звуками слова и обозначаемыми понятиями существовала какая-то внутр.связь (символика звуков, ономатопоэтический принцип). От этих первонач.слов люди образовали такое множ-во слов,что теперь уже нельзя усмотреть внутр.связь м-ду звуком и значением.

Эта дискуссия не привела к определенному результату, но имела большое значение для развития языкознания. Так, напр., Платон на логич.основе классифицир.слова в яз. на имя (без оттенка времени) и глагол (с оттенком времени). + Открыл поним-е внутр.формы слова,разгранич.производн. и непроизв.слова.+разгранич.слово и предлож-е.Разгранич.2 компонента высказ-я:субъект и предикат. Но не разделяет букву и звук.

 

Вопрос 5. Стоики

Свой вклад внесли философы эллинистического периода – школа стоиков: Зенон, Хрисипп, Диоген Вавилонский. Сторонники фюсей (именование по природе). Разработали типологию переноса названий. Они дали наименование многим грам. Явлениям, напр перенесли логический термин «часть речи» в языкознание.

Стоики серьёзно продвинулись по сравн. С Платоном и Аристотелем в разработке частей речи. Важный шаг в учении о падежах – ограничили это понятие только в Имени. Создали обознач для падежей, кот потом было взято в лат. Грам., а затем и в др. европ. Яз. Было развито учение о временах глагола. Стоики предложили классиф. высказываний: полн/неполн. Детальную классиф. предложений по цели высказ.: повестоват, вопрос, побуждение, желательность, мольба, заклинание, клятва, обещание. Разганичили простое и сложное предл. Была выдвинута тщательн. классиф.сложн. Предложения


Деятельность М. Ломоносова.

Ломоносов (1711 – 1765), естественнонаучный материализм.
Источник мышления – в чувствах, ощущениях, вызываемых действительностью. Неоднократно подчеркивает отражение действительности в языке. Основная функция Я – коммуникативная.
Стремился представить природу как постоянно изменяющуюся → эту идею исторического развития он переносит и на язык.
«Российская грамматика» В 30-е г. 18 века пишет свою грамматику Ломоносов. Ее он делит на 6 наставлений, в которых рассматр.: фонетику, орфограф., словообраз-е, особенности отдел.ч.р., синтаксис. Л. выдел. 8 ч.р.: имя, местоимен., глагол, причастие, наречия, предлог, союз, междометия. Ломоносов рассмотр. вопросы орфоэпии р.я., защищает нормативный статус московского «аканья». Л описывает морфолог. принципы орфогр. Л внес большой вклад в разработку научной терминологии из корней родного языка. Многие созданные им термины живут до наст.вр.: предл. падеж, земная ось, удельный вес, маятник и мн.др.


12. Лингвистика 18в.

18в. в отличии от предыдущ. и последующ. вв. не дал новых теорий. В течении века увеличилось количество языков в европе, появились многоязычные словари. Для большинства языков формируется литературная норма. Среди стран, где активно велась деятельность по нормализации языка, следует назвать Россию. Если до этого времени в вост. Ев. Объектом изуч. служил старославянский яз., то с Петров. времен начинает формироваться рус.яз. В 30-е гг. 18в. Адодуров пишет 1-ую в России грамм. рус.яз. Потом появл. российск. грамм. М.Ломоносова. Он делит ее на 6 наставлений, в кот. рассматривает фонетику,орфографию, словообразование, особенности отдельн. ч.р., синтаксис. Он выдел. и др. ч.р.: имя, местоим., глаг., прич., нареч., предлог., союз, междометие. Ломоносов рассм. вопросы орфоэпии р.я. Ломоносов опис. морфологич. пр-и в орфографии. Он внес большой вклад в разработку науч. терминологии из корней родного яз. Многие созданн. Им термины живут до наст. времени(предложный падеж, земная ось, удельный вес, кислота, маятник, чертеж). В 18в. в центр обсужд. Стала проблема происх. яз.
-----------------==================

Компьютерная лингвистика

В совр.мире при проведении разл.лингв.исследований все более активно исп-ся КЛ.Л-обл.знаний, связанная c решением задач автоматической обработки информ,представленной на естественном языке. Центр.науч.проблемами КЛ явл.проблема моделирования процесса понимания смысла текстов (перехода от текста к формализованному представлению его смысла) и проблема синтеза речи (перехода от формализованного представления смысла к текстам на естественном языке). Эти проблемы возникают при решении ряда прикладных задач и задач автомат-го обнаружения и исправл.ошибок при вводе текстов в ЭВМ, автомат.анализа и синтеза устной речи, автомат.перевода текстов с одних языков на другие, общения с ЭВМ на естест.языке, автомат.классификации и индексирования текстовых документов, их автомат.реферирования, поиска документов в полнотекстовых базах данных.

Лингв.ср-ва, создаваемые и применяемые в КЛ, можно условно разделить на две части: декларативную и процедурную. К декларативной части отн-ся словари единиц языка и речи, тексты и различного рода грамм.табл., к процедурной части – ср-ва манипулирования ед-ми Я и Р, текстами и грамм.табл-ми.Комп.интерфейс отн.к процедурной части КЛ..

В ряде стран (Россия, США, Япония, и др.) построены эксперим.и промышл. системы машинного перевода текстов с одних языков на другие, построен ряд эксперим. систем общения с ЭВМ на естест. языке, ведутся работы по созданию терминолог. банков данных, тезаурусов, двуязычных и многоязычных машинных словарей (Россия, США, Германия, Франция и др.), строятся системы автомат.анализа и синтеза устной речи (Россия, США, Япония и др.), ведутся исследования в области построения моделей естест.языков.

Перед компьютерной лингвистикой стоят, прежде всего, задачи лингв.обеспечения процессов сбора, накопления, обработки и поиска информации. Наиболее важными из них являются:1. Автоматизация составления и лингвистической обработки машинных словарей;2. Автоматизация процессов обнаружения и исправления ошибок при вводе текстов в ЭВМ;3. Автоматическое индексирование документов и информационных запросов;4. Автоматическая классификация и реферирование документов;5. Лингвистическое обеспечение процессов поиска информации в одноязычных и многоязычных базах данных;6. Машинный перевод текстов с одних естественных языков на другие;7. Построение лингвистических процессоров, обеспечивающих общение пользователей с автоматизированными интеллектуальными информационными системами (в частности, с экспертными системами) на естественном языке, или на языке, близком к естественному;8. Извлечение фактографической информации из неформализованных текстов

 


52. Лингвополитология (=полит.лингвистика) - отрасль лингвистики, возникшая на стыке двух самост.наук - лингвистики и политологии - и тесно связанная с др.совр.лингвистич.дисциплинами (в особенности - с прагмалингвистикой, коммуникативной и когнит.лингвистикой).

А. П. Чудинов отмечает: для совр.полит.лингвистики в полной мере хар-рны ведущие черты совр.языкозн-я: антропоцентризм (языковая личность становится точкой отсчета при изуч-и языковых явл-ий), экспансионизм (включение в область исслед-я лингвистики ряда смежных проблем, то есть ее расширение), функционализм (изуч-е яз.в действии, в функционировании), экспланаторность (стремление не только описать языковые факты, но и дать им объяснение).

В сер.90-х гг появился ряд интересных работ в этом направл-и (Алтунян, Проскуряков, Шейгал и др.). В 2003 году было опубликовано 1е учебное пособие по новой дисциплине на рус.яз. - книга А. П. Чудинова "Политич.лингвистика". Это 1я попытка в учебн.лит-ре обобщить опыт отечеств.исследователей полит.коммуникации. Для хар-ристики полит.коммуникации автор выделяет след.антиномии: 1) ритуальность и информативность; 2) институциональность и личностный хар-р; 3) эзотеричность и общедоступность; 4) редукционизм и многоаспектность информации в политич.тексте; 5) авторство и анонимность полит.текста; 6) интертекстуальность и автономность полит.текста; 7) агрессивность и толерантность в полит.коммуникации.

Центральным понятием полит.лингвистики является полит.дискурс, кот.представляет собой особую разновидность дискурса и имеет своей целью завоевание и удержание полит.власти. В лингвистич.лит-ре полит.дискурс представлен как многоаспектное и многоплановое явл-е. Полит.дискурс - это совок-сть "всех речевых актов, используемых в полит.дискуссиях, а также правил публичной политики, освященных традицией и проверенных опытом" (широкий подход к содержанию понятия "полит.дискурс").

В лингвистич.лит-ре термин "полит.дискурс" употребляется в 2смыслах: узком и широком. В широком - включает такие формы общения, в которых к сфере политики относится хотя бы одна из составляющих: субъект, адресат либо содержание сообщения.В узк.смысле полит.дискурс - это разновидность дискурса, целью которого является завоевание, сохранение и осуществление полит.власти.

Общепринятого определения полит.дискурса на сегодняшн.день не существует.

Предназначение полит.дискурса - не просто "описать, а убедить, пробудив в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию".

Полит.власть в значит.степени осуществляется посредством яз., кот.помогает политику войти в личностную сферу реципиента как с помощью простых приемов (частое употребление местоимения "мы" (вместо "я"), выбор языка (в условиях билингвизма), так и более сложных приемов манипуляции (языковая игра и др.). Манип-ция – пр-сс навязывания населению взглядов, мнений, сп-бов действий, кот.адресант может считать заведомо ложными, но выгодными д/себя; это связано с использ-ем спец.приемов, направленных на понижение критич.мышления со стор.реципиентов. Причем власть языка используется в любых обществах(диктатура,демократия).

Умелый политик оперирует символами, архетипами и ритуалами, созвучными массовому сознанию. В русск.полит.речи широкое употр-е метафор, кот.построены, преимущ-но на военной и "больничной" лексике: битва за избирателя, информац. война; шоковая терапия, общество находится на пути к выздоровлению.

Речь политика не всегда аргументирована и логически связна: иногда достаточно просто дать понять, что позиция, в пользу которой выступает говорящий, лежит в интересах адресата. + воздействие на эмоции, играть на чувстве долга, на др.моральных установках.

1.Языковая игра. Напр.: Страна и государство в обыденном языке чаще всего используются как синонимы. Но в речи политиков гос-во приобретает то положит., то отрицат. коннотации: Мы за сильное гос-во (лозунг) – положит.коннотация; и отрицательная: Скажу вам истину одну, / Хоть сил она и не придаст вам: / Любую чудную страну / Испортить можно государством (А. Михневич).

2. Манипулирование номинациями: в выборе слова для наименования объекта, которое обеспечит сдвиг объекта по оси модальности в нужную говорящему сторону. Напр., представить объект, к которому аудитория относится положительно, как отрицательный, то есть переместить его по оси модальности вправо. Д/создания отрицат.образа объекта используются слова, обладающие устойчивым отрицательным оценочным компонентом, в т.ч. ярлыки.

Изменить коннотацию и модальность того или иного слова помогают эвфемизмы - слова, не имеющие ярко выраженного оценочного компонента.

Часто слова, используемые политиками, совпадают в области денотатов, но различаются по коннотации: сепаратисты и освободители, контртеррористическая операция и война. М. Н. Эпштейн называет их прагмемами, находящимися м-ду собой в отношениях предметной синонимии. При этом создаются различия не только в области коннотации, но и в области осн.значения, причем эти отличия часто выходят на первый план, соответственно, коннотативные смыслы затушевываются. Политик, манипулируя словами, может доказать, что "черное - это хорошо замаскированное белое, т.е строит свое доказательство по формуле "X - это Y":

Т.о., лексич.манипулир-е активно проявл-ся в полит.дискурсе либо ч-з изменение значений слов, либо ч-з выбор определенных слов для обозначения объектов. Такие хар-ки яз., как подвижность семантич.стр-ры слова, трудность отграничения коннотаций от основных значений, вариативность этих значений и значений одних и тех же языковых знаков, свободная замена объективного субъективным и, наоборот; акцентирование синонимических и ассоциативных связей слов, модальность высказываний, оценочность семантики и др., преднамеренно и целенаправленно используются политиками. Всё это может стать в речи политиков демагогич.злоупотреблениями.

 

Языкознание в древней Индии. Грамматика Панини.

Люди давно задумыв. о языке. Слово превращ. в дело: клятвы, проклятия, магич.формулы играли важн. роль в жизни древн.чела. Многие культуры, обладающ. письменностью, не оставили сведений о концепц. языка. Древнейш.лингв.традиции: индийск, античн, китайск-формировались в 1 тыс.до н.э. независимо др.от др.

Др.Инд. – колыбель языкозн, т.к. в этой стране впервые появился интерес к изуч.языка. Это вызвано практич. причинами. Классич.яз.Др.Инд. – санскрит (С.) – стал отличаться от разгов.языков-пракритов (П.).

С. – единый лит.яз., яз.религ.гимнов - вед. Гл.причина изучения языка - стремление уберечь С. от П.

Трудно говорить о времени формир-я инд.традиции, т.к. в инд.культуре категории времени и календарь не имели значения. Предполагается, что наиболее важные свящ.гимны написаны за 1500 лет до н.э., а С. перестал употребляться в 5 в. до н.э., он оставался орудием религ. и интеллект. жизни.

Вопр.яз. трактуются уже в самих ведах. 4 веданги:

1) Трактует вопросы фонетики и орфоэпии

2) Метрикак и стихосложение

3) Грамматика

4) Этимология и лексика

Начало изуч.я. связ. с Панини (4 в до н.э.). был неграмотен, грам-ка передавалась в устн.форме, записали ч-з неск.веков после его смерти. Гр-ка П. – «восьмикнижие», содерж. ок 4 тыс.кратк.стихотв. правил (сутры). Исчерп. описана фонет, морфол, словообр-е, синтаксис. Суждения об уровне развития яз-знания у др. инд. опираются на работу Панини. До этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться до XIX в., научившись многому у индийцев.

Яска составил комментарии к языку Вед(списки непонятных в Ведах слов) + 1ая известн. классифик. Ч.Р.

Для д/инд. грам.традиции характерны научн.выводы:

a) Осн. ед-ца яз. – предложение, т.к. только оно способно выразить мысль. Слово лишено этой способн., потому вне предложений не существует. При этом не отриц.возможность анализа предложения по составным ч.р.

b) 4 ч.р.: имя, глагол, предлог, частица. Имя – слово, обознач.идею субстанции. Глагол - слово, обознач.действие. Предлоги определяют значение имен и глаголов, рассматриваются не как значимые элементы, а как указывающие частицы. 3 группы: 1) соединительные 2) сравнительные 3) пустые, используемые как формальные элементы при стихосложении. Местоимения и наречия распределялись между именами и глаголами.

c) У имен 7 падежей: именит, род, дат, вин, твор (орудийный), отложительный (аблатив) и местный. Тогда называли 1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д. падеж.

d) Слово разлагается на его первичн.эл-ты. Обратили внимание на сходн. по форме и значению слова, выделяют формы одного слова. Сравнивая сходн. слова, выделяют корень, а те части слов, кот.не обнаруживают сходства – это окончания. Панини приводит списки корней с указанием значения. Корни: 1) простые (первичн.) 2) корни в кач-ве образующих эл-тов слова. 3) производные корни, включающ.в себя определенные аффиксы.

Фонетика достигла необыкн.уровня. Фон.явления трактуются совместно с морфолог. Уже в ведах выделены гласный, полугласный, взрывной, фрикативн. звуки. Описание строится на физиологич. принципе. Различаются место артикуляции (зубы, небо, мягк.небо и т.д.), орган- артикулятор (корень, середина, кончик языка). Трактовка слога: в кач-ве основы слога – гл.звук, а согл.присоединяются к гл., поэтому гл.считаются самост фон. элементами, а согл – подчиненными (поэтому название всех согл., кроме Р сопровожд-ся гл.)

После Панини инд.традиция приобрела комментаторск.хар-р: комментирование Вед и грамматики Панини, ничего оригинального после него в Инд.создать не удалось. Инд.традиция дошла до 18в., когда с ней познакомились Европейцы.

Китайск лингвист традиция

Историческое изучение китайск языкознания (Я) в китае насчитывает б.2 тыс лет. китайск Я представляет собой одну из немногих независимых лингвист традиций, котор заметно повлияло на Я в японии и других соседних странах. В основном. Оно осталось в стороне от пути развития мирового Я в силу отличий китайского языка от европейских и он ориентируется на собственные традиции написания: 1 пиктография 2 идеография 3 иероглифы. Китайск письмо зародилось в середине 2 тыс-летия до н э. основн графическая единица – иероглиф. Общее число – почти 50 тыс, но в современном языке используется 4-7 тыс. глав объект – иероглиф, имеющий написание, чтение, значение. В связи с изучением разн сторон иероглифов в науке о языке в китае выделилось 3 направления: 1 толкование древних слов 2 изучение структуры и этимологии 3 функциональная фонетика. В китае не было необходимости выделять особую граммматич дисциплину, т.к. нет словоизменения и грамматической аффиксации. Первая написанная грамматика кит языка – в конц 19 в (1898). На протяжении тысячелетий в китае активно развивалась лексикография: велика роль словарей, т.к. много иероглифов, превосходящие возможности памяти человека, поэтому потребовались словари-иероглифы, где они толковались. Наиб известный словарь: «ши чжоу нянь», список иероглифов для заучивания (9 в до н э). первый классик китайск Я был СюШэнь (1 в до н э), кот предложил классифицировать иероглифы и выделил их составные части. Фонеика формировалась в китае под воздейств буддизма. Кот принес интерес к звучащей речи à к рифме, мелодике, тону. В последующем, китайск традиция не изменилась. Составляли новые словари, кот достигали гигантских объемов. Самый большой – в нач 18 в, содерж более 47 тыс иероглифов и пости 2 тыс вариантов (добалили к нач 20 в). С 1892 года появл-ся проекты алфавитов для китайск языка. С 1958 в китае действует звуковой алфавит на латинск основе (24 знака). Но он используется для телеграфа, связи и учебников для иностранцев. Полный переход к алфавитному письму не планируется: 1 в силу чрезвычайн раздробленности диалектной 2 нежелательна утрата гигантского культурного наследия. Основн тенденция в современ. Я в китае – работа по упрощению начертания иероглифов.


3. Арабск лингвистич традиция. В 632г было основано гос Арабский Халифат. Гос религия – ислам, деловой и научный яз – арабский. Арабский яз принял на себя роль релии, гос управления науки и образован. Мусульманск религ около 1 млн чел. 28 странах ислам – гос религ. У них нет разделен на светск и дух жизнь. Религия во всех сферах жизни. Ислам не имеет единой организац струк-ры. Для них хар-но разделение на своих и чужих, убежденность в священности в войне с неверными. Осн религиозн книга – Коран (прямо сл бога к пророку Муххамеду). Состоит из 114 сурок. 2-ой источник веры – Сунна (примеры из жизни Музам, эталоны поведения). 5 столпов (вера в Аллаха, 5 раз молитва, пост-рамадан, налог нуждающимся, паломничество). Преобл словесн формы искусства – изобр живых сущ запрещено. Яззнан развивалось т.к. было большое расхождение между классич, но мертвым яз корана и живым диалектным. Появилась потребность объяснения корана и уберечь классич яз от диалектов. Главн язведческ школы: басрийская, куфийская, багдадская. Между шк Басры и Куфы – спор о гр яз-ка. Басра – пуританск традиции. Куфийцы допускали отклонения с учетом разговорн речи. В 762 Багдад – центр, объединились 2 традиции. Первая, дошедшая до нас гр «Al-Kitab»,автор – Сибавайх. Дтально описал все части яз., много примеров из корана и др поэзии. Достижения арабск ученых: 1) четкое различие между буквой и звуком. Звуки с голосом и без, напряжен и ненапряжен, откр и закрыт, приподнят и неприподн. 16 мест обр зв. Описаны отдельн комбинаторные сочетания зв. 2) В частях речи – за Аристотелем (гл, имя, частица). 3) Ввели понятие «трехсоглаского» корня, специфич для семитских яз. 4) Изуч др яз: турецк, монгольск, персидск. 5) Наибольш достижения – лексика, лексикографика. Словари: толков, синоним,предметн, рифм, переводные. Подчеркивали лексич богатство яз. Ученый Фирузабади – 60-ти томный словарь лексики «Камус», потом так наз все словари. Уч Махмуд аль Кашгари, труд «Диван арабск яз-ов». Указания о племенах, их расселении, истор, фольклоре, сведен о тюркск истор, фонет и гр. Пояснения отдельн слов, пословицы, стихи. Был потерян, нашелся. Опубл в Стамбуле 1915г. 1256 монголы развалили Багдад и классич период арабск кул законч. Создана арабск, персидск, тюркск лит. Поэты: Низами, Саади, Саари, Хафис, О. Хайям.

4. Греч.языковедч.традиция. Теория именования. Древнегреческих мыслителей разделил на два враждующих лагеря спор о природном или условном характере слов. Лагерь фюсей (Гераклит) 'по природе' (наименование определяется самой природой предмета), тесей (Демокрит) 'по положению' (наименования избираются по условному соглаш-ю, по обычаю, по установлению самих людей, сознательно, произвольно, без связи с природной сущностью предметов). Аргументы тесей: 1) наличие в яз.омонимов и многозначн.слов 2) наличие синонимов 3) возм-сть переименовать предмет 4) многие предметы не имеют названий

В ходе этих споров формулировались и 1е лингвистич.наблюдения:Продик заним-ся проблемой синонимов,Протагор изуч.4типа высказыв-я(вопрос,ответ,просьба,поручение)

Этот спор об отнош-ях между предметами и их назв-ями отраж.в диалоге Платона (428—348 гг. до н. э.) «Кратил»– шаг вперед в развитии взглядов на яз. Сократа(в роли арбитра)+ 2собеседника – Гермоген (имена по договору и соглашению) и Кратил (за согласованную с самим предметом «правильность» имени по природе).

Платон, в лице Сократа, занимает среднюю линию. По его мнению, вначале м-ду звуками слова и обозначаемыми понятиями существовала какая-то внутр.связь (символика звуков, ономатопоэтический принцип). От этих первонач.слов люди образовали такое множ-во слов,что теперь уже нельзя усмотреть внутр.связь м-ду звуком и значением.

Эта дискуссия не привела к определенному результату, но имела большое значение для развития языкознания. Так, напр., Платон на логич.основе классифицир.слова в яз. на имя (без оттенка времени) и глагол (с оттенком времени). + Открыл поним-е внутр.формы слова,разгранич.производн. и непроизв.слова.+разгранич.слово и предлож-е.Разгранич.2 компонента высказ-я:субъект и предикат. Но не разделяет букву и звук.

 

Вопрос 5. Стоики

Свой вклад внесли философы эллинистического периода – школа стоиков: Зенон, Хрисипп, Диоген Вавилонский. Сторонники фюсей (именование по природе). Разработали типологию переноса названий. Они дали наименование многим грам. Явлениям, напр перенесли логический термин «часть речи» в языкознание.

Стоики серьёзно продвинулись по сравн. С Платоном и Аристотелем в разработке частей речи. Важный шаг в учении о падежах – ограничили это понятие только в Имени. Создали обознач для падежей, кот потом было взято в лат. Грам., а затем и в др. европ. Яз. Было развито учение о временах глагола. Стоики предложили классиф. высказываний: полн/неполн. Детальную классиф. предложений по цели высказ.: повестоват, вопрос, побуждение, желательность, мольба, заклинание, клятва, обещание. Разганичили простое и сложное предл. Была выдвинута тщательн. классиф.сложн. Предложения



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.