СССР в послевоенном мире: 1946 – 1964 гг. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

СССР в послевоенном мире: 1946 – 1964 гг.

2017-11-18 391
СССР в послевоенном мире: 1946 – 1964 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хрущевская оттепель в культуре

 

Цель: изучить социально-экономическое, внутриполитическое, культурное развитие и международное положение СССР в 1946 – 1964 гг.

 

План семинарского занятия

1. «Холодная война» и трудности восстановления народного хозяйства страны. Новая волна политических репрессий и тоталитаризм в культуре.

2. 1953 г. Изменения в политическом режиме страны после смерти Сталина. Берия и попытки демократизации общества.

3. Международные отношения в условиях «хрущевской оттепели».

4. Социально-экономические и культурные изменения в СССР после ХХ съезда КПСС. Политический портрет Н.С. Хрущева.

Глоссарий

Дайте определения следующих терминов:

«Социалистический лагерь», холодная война, Берлинский кризис, Карибский кризис, космополитизм, десталинизация, «хрущевская оттепель», реабилитация, волюнтаризм.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

Вопросы для обсуждения

1. Почему после смерти И.В. Сталина руководство Советского государства изменило курс развития страны?

2. Почему к середине 60-х гг. страна оказалась на пороге социально-экономического кризиса?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Общие:

1. Составьте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:

а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки Советского Союза и других стран 1946 – 1964 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту (атлас), покажите территории государств, вошедших в состав Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

3. Прочитайте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 501 – 518, 527 – 532); используйте их при подготовке вопросов и заданий.

 

Творческие:

1. Составьте сравнительную таблицу «Сельское хозяйство СССР в 1946 – 1964 гг.» (в схеме укажите задачи, результаты и последствия развития аграрного сектора экономики в 1946 – 1953 и 1953 – 1964 гг.).

2. Составьте сравнительную таблицу «Промышленность СССР в 1946 – 1964 гг.» (в схеме укажите задачи, результаты и последствия развития промышленности в 1946 – 1953 и 1953 – 1964 гг.).

3. Составьте таблицу «Культурная жизнь СССР в 1946 – 1964 гг.» (в таблице укажите основные отличительные и схожие черты культурной жизни страны в послевоенный период и годы «хрущевской оттепели»).

4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «Ленинградское дело»;

б) «Аграрная политика Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева»;

в) «Карибский кризис 1962 г.».

5. Напишите мини-сочинение на тему: «Хрущевская оттепель» (выскажите свое аргументированное мнение о том, почему в 1953 – 1964 гг. либерализация различных сторон жизни советского общества имела ограниченный характер).

6. Напишите тексты (или подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре послевоенного периода и «хрущевской оттепели».

7. Подготовьте мини-сценку одного из произведений периода «хрущевской оттепели», в которой отражалась бы противоречивость развития советского общества в это время.

Задания в тестовой форме [16]:

1. Приведите в соответствие события и даты:

а) требование СССР о совместном с Турцией контроле над Черноморскими проливами б) создание Информационного бюро (Коминформа) в) разрыв СССР с Югославией г) установление сухопутной блокады западных секторов Берлина д) создание СЭВ е) начало войны в Корее ж) начало переговоров о мирном урегулировании в Корее з) предложение СССР о мирном объединении Германии а) 1953 г.   б) 1948 г.   в) 1951 г. г) 1945 г.   д) 1949 г. е) лето 1948 г. ж) 1947 г.   з) 1950 г.

 

2. Экономическая политика Н.С. Хрущева была направлена на:

а) на обеспечение подъема сельского хозяйства за счет расширения посевных площадей

б) повышения закупочных цен на сельхозпродукцию

в) внедрение планирования «снизу»

г) сохранение основ планово-директивной экономики

д) свертывание личных подсобных хозяйств

е) ликвидацию отраслевого управления промышленностью

ж) снижение военных расходов

з) допущение частной собственности

и) ликвидация колхозов

 

3. Берлинский кризис имел место в:

а) 1958 г.

б) 1961 г.

в) 1964 г.

 

4. Укажите, что ставилось в вину представителям науки и культуры в послевоенные годы:

а) космополитизм

б) преклонение перед Западом

в) безыдейность

г) декадентство

д) формализм

е) преувеличение личных заслуг Сталина

 

5. Установите хронологическую последовательность событий:

а) создание Совета Экономической Взаимопомощи

б) Берлинский кризис

в) создание Организации Варшавского Договора

г) Карибский кризис

д) начало холодной войны

 

6. Процесс либерализации общественно-политической жизни и внешнеполитического курса страны, развенчания культа личности Сталина называют __________.

 

Основная литература

1. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 445 – 473.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 390 – 399, 404 – 412, 420 – 429.

3. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 119 – 124, 266 – 272, 361 – 373, 530 – 542, 657 – 671.

4. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 416 – 435, 478 – 485.

5. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 376 – 399.

6. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 2: Россия в XX – начале ХХI века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 371 – 442.

7. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 648 – 682.

8. История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. – С. 15 – 137.

9. Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993: Хрестоматия: Для учащихся ст. кл. общеобразоват. шк., гимназий, колледжей, техникумов и студентов вузов / (Сост. Л.Я. Баранова, Н.Н. Баранов, Ю.В. Величко и др.; Ред. М.А. Дашевская и др. / – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1995. – С. 210 – 231, 257 – 275, 280 – 285, 289 – 304, 308 – 317.

10. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – С. 522.

11. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 460 – 470, 475 – 484, 492 – 504, 509 – 517.

12. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 515 – 521.

13. О культе личности и его последствиях Доклад первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 г. // Известия ЦК КПСС. – 1989 –.№ 3. – С. 128 – 170.

Дополнительная литература

1. Безнин М.А., Димони Т.М. Процесс капитализации в российском сельском хозяйстве 1930 – 1980-х годов // Отечественная история. – 2005. – № 6. – С. 94 – 121.

2. Бокарев Ю.П. Еще раз об отношении СССР к плану Маршалла // Отечественная история. – 2005. – № 1. – С. 86 – 97.

3. Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них.– М., 1990.

4. Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР на международной арене // Отечественная история. – 2006. – № 2. – С. 56 – 73.

5. Быстрова Н.Е. Образование Восточного блока // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 38 – 55.

6. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина. – М, 1989.– Кн.4.

7. Ефимов Н.Н., Фролов В.С. Карибский кризис 1962 года (новые данные) // Вопросы истории. – 2005. – № 10. – С. 25 – 35.

8. Зубкова Е.Ю. Опыт и уроки незавершенных поворотов 1956 и 1965 годов // Страницы истории советского общества: Люди, проблемы, факты. – М., 1989. – С. 314 – 326.

9. Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. – М., 1989.

10. Пыжиков А.В. Хрущевские эксперименты в правоохранительной сфере (конец 1950-х – начало 1960-х гг.) // Вопросы истории. – 2006. – № 4. – С. 103 – 110.

 

 

Тема 14.

Стабильность или «застой» в истории СССР:

Гг.

Цель: рассмотреть развитие социально-экономического, политического строя, культуры, науки, образования и международное положение СССР в 1964 – 1984 гг.

 

План семинарского занятия

1. Идеологические последствия отстранения Н.C. Хрущева от власти. Диссиденты в СССР. Политический портрет Л.И. Брежнева.

2. Успехи и просчеты внешней политики советского правительства: обострение советско-китайских отношений, ввод войск в Чехословакию, Программа мира, хельсинский процесс, ввод войск в Афганистан.

3. Экономические реформы и их незавершенность. СССР в условиях научно-технической революции. Нарастание трудностей и противоречий в обществе.

4. Принятие конституции СССР в 1977 г. Развитие культуры, науки, образования.

 

Глоссарий

Дайте определения следующих терминов:

Развитой социализм, «застой», «теневая» экономика, хозрасчет, научно-техническая революция, «разрядка», советский народ, диссидентство, самиздат, тамиздат.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

Вопросы для обсуждения

1. Как Вы считаете, процессы, происходившие в 1964 – 1984 гг., стали для СССР периодом «застоя» или стабильности?

2. Почему Советский Союз оказался к середине 1980-х гг. на пороге глубокого социально-экономического и общественно-политического кризисов?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Общие:

1. Составьте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:

а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР и других стран 1964 – 1984 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту (атлас), покажите районы промышленной и сельскохозяйственной специализации в СССР.

3. Прочитайте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 519 – 527, 532 – 539); используйте их при подготовке вопросов и заданий.

Творческие:

1. Составьте таблицу «Сельское хозяйство СССР в 1964 – 1984 гг.» (в таблице укажите задачи, результаты и последствия развития аграрного сектора экономики в 1964 – 1984 гг.).

2. Составьте таблицу «Промышленность СССР в 1964 – 1984 гг.» (в таблице укажите задачи, результаты и последствия развития промышленности в 1964 – 1984 гг.).

3. Составьте таблицу «Культура, наука и образование СССР в 1964 – 1984 гг.» (в таблице укажите основные достижения в культуре и науке этого периода).

4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «Социально-экономическое и культурное развитие Курской области в 1964 – 1984 гг.»;

б) «История подписания договоров ОСВ-1 и ОСВ-2»;

в) «Пражская весна 1968 г.».

5. В мини-сочинении выскажите свое аргументированное мнение о том, что существовала ли возможность проведения в 1964 – 1984 гг. коренных социально-экономических реформ при условии сохранения советской однопартийной системы.

6. Напишите тексты (или подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре, науке и образованию 1964 – 1984 гг.

 

Задания в тестовой форме [17]:

1. Основными направлениями реформы в промышленности были:

а) сокращение до минимума числа директивно планируемых показателей

б) сохранение жестких нормативов по валовому объему выпускаемой продукции

в) создание предприятий с частным капиталом

г) предоставление предприятиям части доходов для материального стимулирования производителя

д) упразднение совнархозов

е) восстановление отраслевых министерств

 

2. Основными мероприятиями реформы в сельском хозяйстве были:

а) повышение закупочных цен на сельхозпродукцию

б) установление гарантированного 6-летнего плана госзакупок

в) введение надбавок за сданную сверх плана сельхозпродукцию

г) увеличение капиталовложений

д) допущение частной собственности и частного предпринимательства

е) полная свобода торговли сельхозпродукцией

 

3. Установите хронологическую последовательность событий:

а) советско-китайское вооруженное столкновение в районе пограничной реки Уссури

б) ввод советских войск в Афганистан

в) совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе

г) подписание между СССР и США Договора ОСВ-1

д) ввод войск стран ОВД в Чехословакию

 

4. Приведите в соответствие события и даты:

1. Ввод войск стран ОВД в Чехословакию 2. Принятие третьей конституции СССР 3. Отставка Хрущева 4. Подписание между СССР и США Договора ОСВ-1 5. Косыгинская хозяйственная реформа а) 1964 г.   б) 1965 г. в) 1968 г. г) 1972 г.   д) 1977 г.

5. Как назывался внешнеполитический курс СССР 1972 – 1979 гг., направленный на ограничение стратегических вооружений и реализацию новых принципов взаимоотношений и сотрудничества стран, _______________________________.

Основная литература

1. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 2: Россия в XX – начале ХХI века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 443 – 483.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 399 – 404, 412 – 420, 429 – 435.

3. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 436 – 451, 485 – 490.

4. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 699 – 724.

5. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 474 – 486.

6. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 682 – 695.

7. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 124 – 125, 272 – 276, 373 – 381, 542 – 548, 671 – 681.

8. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 400 – 409.

9. История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. – С. 138 – 254.

10. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 470 – 475, 484 – 491, 504 – 509, 517 – 522.

11. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 521 – 522.

12. Качановский В.В. История культуры России. – Минск: Экоперспектива, 1997. – С. 198 – 202.

 

Дополнительная литература

1. Безнин М.А., Димони Т.М. Процесс капитализации в российском сельском хозяйстве 1930 – 1980-х годов // Отечественная история. – 2005. – № 6. – С. 94 – 121.

2. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 – 1994. – М.: Международные отношения, 1996. – С. 9 – 129.

3. Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. – М., 1990.

4. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе / Под общ. ред. В.В. Журавлева; Рук. авт. кол. Ю.С. Аксенов. – М.: Политиздат, 1990. – 447 с.

5. Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР на международной арене // Отечественная история. – 2006. – № 2. – С. 56 – 73.

6. Ильина З.Д. Культура и власть: трансформация духовных ценностей горожан российской провинции (1976 – 1991гг.) – Курск: КГПУ, 1999. – 209 с.

7. Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе: 1953 – 1982 годы. По рассекреченным документам Верховного суда и Прокуратуры СССР // Отечественная история. – 2003. – № 4. – с. 93.

8. Мазур Л.Н. Политика реконструкции российской деревни (конец 1950-х – 1980-е гг.) // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 25 – 37.

9. Маслова И.И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Русская православная церковь (1965 – 1991 гг.) // Отечественная история. – 2005. – № 6. – С. 52 – 65.

10. Маслова И.И. Русская православная церковь и КГБ (1960 – 1980-е годы) // Вопросы истории. – 2005. – № 12. – С. 86 – 96.

Тема 15.

Разрушение партийно-государственной системы управления в СССР и формирование новой российской государственности:

Гг.

 

Цель: изучить особенности социально-экономического, общественно-политического, культурного развития СССР – РФ в условиях коренных преобразований и международное положение страны в 1985 – 2009 гг.

 

План семинарского занятия

1. Советский Союз в 1985 – 1991 гг.:

а) перестройка и новое политическое мышление. Феномен М.С. Горбачева;

б) I Съезд Советов народных депутатов СССР;

в) от экономической реформы к экономическому кризису;

г) формирование многопартийности и «парад суверенитетов»: 1985 – 1991 гг.;

д) август 1991 г., распад СССР и Беловежское соглашение.

2. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации:

а) Конституция РФ 1993 г. и конституционный кризис. Октябрь 1993 г.;

б) культура в современной России;

в) внешнеполитическая деятельность российского правительства в условиях новой геополитической ситуации.

 

Глоссарий

Дайте определения следующих терминов:

Перестройка, новое политическое мышление, гласность, демократия, многопартийность, суверенитет, федерация, правовое государство, референдум, рыночная экономика, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, дефолт, инфляция, сепаратизм, терроризм, постмодернизм, новая проза, концептуализм.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

Вопросы для обсуждения

1. Почему распался Советский Союз? Какие последствия вызвало прекращение существования советской сверхдержавы?

2. Почему в начале 1990-х гг. российское руководство стало проводить радикальные реформы? Как считаете, была ли возможность иного развития России в 1990-е гг.?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Общие:

1. Составьте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:

а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР – РФ и других стран 1985 – 2009 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту (атлас), покажите:

а) «горячие точки», появившиеся на территории СССР в «перестроечный» период;

б) государства, образовавшиеся после распада СССР в 1991 г.

3. Прочитайте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 540 – 563); используйте их при подготовке вопросов и заданий.

 

Творческие:

1. Составьте таблицу «Распад СССР» (в таблице укажите предпосылки и последствия распада страны).

2. Составьте таблицу «Либеральные реформы начала 1990-х гг.» (в таблице укажите задачи, которые должны были решить реформы, их содержание, результаты и последствия).

3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «История основных политических партий России»;

б) «Чеченская война»;

в) «Национальные приоритетные проекты и их реализация».

4. В мини-сочинении выскажите свое аргументированное мнение о том, почему распался СССР; какие социально-экономические и политико-идеологические меры Вы предложили бы по сохранению страны.

5. Напишите тексты (или подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской и российской культуре 1985 – 2009 гг.

Задания в тестовой форме [18]:

1. Экономическая реформа 1987 г. предусматривала:

а) расширение самостоятельности предприятий

б) внедрение хозрасчета и самофинансирования

в) постепенное возрождение частного сектора

г) отказ от монополии внешней торговли

д) более глубокую интеграцию в мировой рынок

е) сокращение численности отраслевых министерств и ведомств

ж) разгосударствление собственности (приватизацию), акционирование

з) либерализацию цен

 

2. В период перестройки впервые были опубликованы следующие произведения:

а) «дети Арбата» А.Н. Рыбакова

б) «Путешествие дилетантов» Б.Ш. Окуджавы

в) «Белые одежды» В.Д. Дудинцева

г) «Зубр» Д.А. Гранина

д) «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана

е) «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина

ж) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

з) «Мы» Е.И. Замятина

 

3. К числу причин трудностей и неудач экономических реформ начала 1990-х гг. можно отнести:

а) нарушение традиционных хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР и странами Восточного блока

б) демонтаж прежнего механизма управления экономикой

в) отсутствие золотовалютных резервов

г) диспропорции в развитии экономики (доминирующая роль ВПК и тяжелой индустрии)

д) обострение политической ситуации в связи с противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти

е) слабое законодательное обеспечение реформ

ж) непоследовательность и половинчатость в проведении твердого экономического курса

з) ошибочность избранного курса на формирование рыночной экономики

и) отсутствие обещанной Западом экономической и финансовой поддержки реформ

 

4. Установите хронологическую последовательность событий:

а) подписание между Россией и США договора ОСНВ-2

б) соглашение между РФ и НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности

в) подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)

г) подписание между СССР и США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

д) подписание в Париже Основополагающего акта между руководителями стран НАТО и России

е) присоединение РФ к программе «Партнерство во имя мира»

ж) роспуск СЭВ и ОВД

 

5. Приведите в соответствие даты и события:

1. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР 2. I Съезд народных депутатов СССР 3. Беловежское соглашение о роспуске СССР и создании СНГ 4. Начало радикальной экономической реформы в РФ 5. Антигосударственный путч в Москве 6. Финансовый дефолт в России 7. Принятие Конституции РФ 8. Вооруженное выступление оппозиции Б.Н. Ельцина в Москве а) 1989 г.   б) 1990 г. в) август 1991 г.   г) декабрь 1991 г.   д) 1992 г. е) 12 декабря 1993 г. ж) октябрь 1993 г. з) 1998 г.

 

6. Как называлась новая концепция советской внешней политики, в которой центральное место отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми интересами, _______________________.

Основная литература

1. История России в новейшее время (1945 – 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. – С. 255 – 422.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 410 – 425.

3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 696 – 749.

4. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 487 – 527.

5. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 725 – 802.

6. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 452 – 477, 485 – 492.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 436 – 471.

8. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 2: Россия в XX – начале ХХI века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 483 – 596.

9. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 125 – 143, 277 – 283, 382 – 391, 548 – 562, 681 – 687.

10. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – С. 523 – 532.

11. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 522 – 588.

12. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 522 – 537.

13. Соглашение о создании Содружества независимых государств. Алма–атинская декларация // Российская газета. – 11 декабря 1991, 1 января 1992.

14. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

 

Дополнительная литература

1. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. – М.: Политиздат, 1987. – С. 9 – 57, 137 – 166, 220 – 268.

2. Горбачев М.С. Августовский путч. – М., 1991. – 380 с.

3. Горбачев М.С. Декабрь – 91: моя позиция. – М., 1992. – 125 с.

4. Горбачева Р. Я надеюсь. – М.: Книга, 1991. – 189 с.

5. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. – М., 1990. – 180 с.

6. Бакатин В. Избавление от КГБ. – М.: Новости, 1992. – 267 с.

7. Боголюбов С.А. КПСС. Хроника суда. – М.: Независимая служба мира, 1993. – 125 с.

8. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 – 1994. – М.: Международные отношения. 1996. – С. 136 – 279.

9. Гайдар Е. Государство и эволюция. – М.: Евразия, 1995. – 203 с.

10. Говорухин С. Великая криминальная революция. – М.: Андреевский флаг, 1993. – 126 с.

11. Из истории партий и общественно-политических движений России и СССР. Многопартийность в России: распад и возрождение (1917 – 1992) / под ред. А. Данилова. – М.: На боевом посту, 1992. – 96 с.

12. Илюхин В.И. Дело М. Горбачева. Речь главного обвинителя. – М.: Унита, 1993. – 26 с.

13. Лукьянов А. Переворот мнимый и настоящий. – Воронеж, 1993. – 139 с.

14. Руцкой А. Лефортовские протоколы. – М.: Палея, 1994. – 200 с.

15. Устав (Основной закон) Курской области // Курские ведомости. – 2000. – № 6. – С. 15 – 31.

16. Турчанинов А. Государственная кадровая политика как ценностный ресурс государственного управления // Курские ведомости. – 2000. – № 4 – 5. – С. 57 – 64.

17. Согрин В.В. 1985 – 2005: три превращения современной России // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 3 – 24.

18. Смолин О.Н. Радикальная трансформация общества в СССР и России: проблемы периодизации // Вопросы истории. – 2005. – № 12. – С. 39 – 47.

19. Воробьев Н.Е. Свобода и социальная справедливость, свобода и патриотизм в современной идеологии российского либерализма // Проблемы развития аграрного сектора региона. Ч. 3. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак, 2006. – С. 71 – 72.

20. Кононов Н.Г. Формирование нормативной правовой базы реформирования аграрного сектора России // Проблемы развития аграрного сектора региона. Ч. 3. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак, 2006. – С. 75 – 78.

21. Иванова В.В. Коррупционные отношения в России и власть // Проблемы развития аграрного сектора региона. Ч. 3. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак, 2006. – С. 66 – 68.


[1] Примерная программа дисциплины «Отечественная история» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. – М.: МО РФ, 2000. – 19 с.

[2] Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII века /Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М. МИРОС – Международные отношения, 1994. – С. 11 – 13.

[3] Степанищев А.Т. История России в вопросах, задачах, графике. – М.: Интерпракс, 1994. – 240 с.

[4] Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Состю: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1994. – 352 с.

[5] Политическая история России: Хрестоматия: В двух частях. Ч. I. / Сост.: В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мощелков. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – С. 29 – 94, 97 – 102.

[6] Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. - Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1994. – С. 257 – 260, 261 – 266.

[7] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 36 – 47.

[8] Заичкин И., Почкаев И. Русская история. М., 1992. – С. 785 – 786.

[9] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 36 – 47, 60 – 79.

[10] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 101 – 117.

[11]Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917. – М., 1990. – С. 31 – 33.

[12] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 136 – 143.

[13] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 173 – 197.

[14] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 197 – 204.

[15] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 375 – 383.

[16] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 401, 403, 406, 409.

[17] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 412 – 413.

[18] История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – С. 419, 421, 424.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.191 с.