Формирование Советского государства — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Формирование Советского государства

2017-11-18 253
Формирование Советского государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(1917 – 1921 гг.)

 

Цель: рассмотреть социально-экономическое, внутриполитическое развитие и международное положение Советской России в 1917 – 1921 гг.

 

План семинарского занятия

1. Гражданская война и иностранная интервенция, их результаты и последствия:

- социальные группы, классы и партии в 1918 – 1920 гг.

- основные этапы Гражданской войны; белый и красный террор летом 1918 г., убийство царской семьи.

2. Политика «военного коммунизма» и ее последствия. Кронштадтский мятеж 1921 г.

3. Складывание Советской государственности. Конституция РСФСР 1918-го года.

Глоссарий

Дайте определения следующих терминов:

Гражданская война, иностранная интервенция, политика «военного коммунизма», белое движение, террор, национализация, социализация, продовольственная диктатура, продразверстка, конституция, лишенцы, бывшие люди.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

Вопросы для обсуждения

1. Почему большевистская партия одержала победу в Гражданской войне?

2. Какой точки зрения Вы придерживайтесь относительно хронологических рамок Гражданской войны?

3. В чем заключались причины перехода Советского правительства к политике «военного коммунизма»?

Задания для самостоятельной работы студентов

Общие:

1. Составьте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:

а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки России и других стран 1918–1921 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту (атлас), изучите ход Гражданской войны.

3. Прочитайте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 415 – 448); используйте их при подготовке вопросов и заданий.

Творческие:

1. Составьте таблицу «Основные этапы Гражданской войны» (в таблице укажите главные события каждого из этапов).

2. Составьте сравнительную таблицу «Основные движущие силы Гражданской войны (социальные группы, партии и т.д.) и их программные требования».

3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «Учредительное собрание 1918 г.»;

б) «Брестский мир 1918 г.»;

в) «Мятеж чехословацкого корпуса»;

г) «Советско-польская война».

4. Напишите мини-сочинение на тему: «Гражданская война в России» (выскажите свое аргументированное мнение о том, почему стала возможна в России Гражданская война; какие меры Вы, будучи одним из политических лидеров того времени, предложили бы по недопущению братоубийственной войны в стране?).

5. Составьте путеводитель по важнейшим местам и событиям Гражданской войны, в том числе на территории Курской губернии.

6. Напишите тексты (или подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея: «Галерея портретов политических лидеров Гражданской войны» (история жизни, политическая, военная карьера и т.п.).

 

Задания в тестовой форме [14]:

1. Основными мероприятиями политики «военного коммунизма» были:

а) введение ограниченной свободы торговли хлебом с целью снизить количество и размах крестьянских восстаний

б) введение денежной продразверстки

в) введение натуральной продразверстки

г) ускоренная национализация всех отраслей промышленности

д) открытие бирж труда с целью привлечь к делу обеспечения фронта все безработное население

е) введение всеобщей трудовой повинности

ж) трудовая мобилизация населения для выполнения лесозаготовительных, дорожных, строительных и подобных им работ

з) натурализация зарплаты

и) уравнительная оплата труда

к) фактическое упразднение товарно-денежных отношений

л) выпуск первых советских денег и изъятие из обращения других валют

м) отмена платы за жилье, коммунальные услуги, транспорт

н) запрет на продажу продовольственных товаров

о) запрет на продажу товаров широкого потребления, распределявшихся государством в форме натуральной заработной платы

п) полная ликвидация рыночной торговли

р) создание сверхцентрализованных хозяйственных органов, ведающих учетом и распределением всей имеющейся продукции

 

2. Соотнесите события и даты:

1. восстание чехословацкого корпуса 2. расстрел царской семьи 3. левоэсеровский мятеж в Москве 4. борьба между Красной армией и войсками А.В. Колчака 5. борьба Советского правительства против объединенных сил Юга России под командованием А.И. Деникина 6. Советско-польская война 7. борьба между Красной армией и войсками генерала П.Н. Врангеля а) декабрь 1918 г.–январь 1920 г.   б) май 1918 г. в) 16 июля 1918 г.   г) 6 – 7 июля 1918 г.   д) апрель – ноябрь 1920 г.   е) июль 1919 г. – март 1920 г. ж) апрель – октябрь 1920 г.  

 

3. Восстановите хронологическую последовательность событий, связанных с формированием однопартийной системы в Советской России:

а) уход меньшевиков и правых эсеров со II съезда Советов

б) включение левых эсеров в состав Советского правительства

в) подписание Брестского мира

г) первый кризис Советского правительства, связанный с выступлением Викжеля

д) формирование Советского правительства из представителей только большевистской партии

е) запрет партии кадетов и арест ее лидеров

ж) левоэсеровский мятеж в Москве

з) III Всероссийский съезд Советов

и) расстрел демонстрации в поддержку Учредительного собрания

к) проведение выборов в Учредительное собрание

л) исключение левых эсеров из состава Советов всех ступеней

м) роспуск Учредительного собрания

н) выход левых эсеров из Советского правительства

о) протест левых эсеров против создания комбедов

 

4. Вооруженной борьбой различных социальных групп населения страны, в основе которой лежат глубокие социально-экономические и политико-идеологические противоречия, называется ____________________________.

 

Основная литература

1. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 305 – 321.

2. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 59 – 106.

3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 549 – 574.

4. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 109 – 115, 250 – 258, 335 – 337, 469 – 480, 635 – 640.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 263 – 295.

6. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – С. 353 – 368.

7. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 338 – 353, 389 – 391.

8. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 2: Россия в XX – начале ХХI века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 163 – 208, 237 – 243.

9. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 355 – 385.

10. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 497 – 500.

11. Ильина З.Д., Кузьмина В.М. Из истории культуры Курского края: 1917 – 1930-е годы: (учеб. пособие). – Курск: Изд-во КГСХА, 2004. – 120 с.

12. Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 704 с.

13. Хрестоматия по истории России. 1917 – 1940. – М.: Аспект-Пресс. – С. 172 – 173 и др.

 

Дополнительная литература

1. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 т. Т. 1. – М.: Международные отношения, 1990.– С. 90 – 109.

2. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. – М.: Прогресс–Академия, 1992. – С. 115 – 147.

3. Деникин А.И. Путь русского офицера. – М.: Прометей, 1990. – 304 с.

4. Какурин Н.Е. Как сражалась революция. – М., 1990. Т.1.- С. 26-30, 190-230; т.2. –С. 48-62, 115-184.

5. Красная книга ВЧК. Т. 1 и т.2. – М.: Политиздат, 1990.

6. Медведев Р. Трудная весна 1918 года. – Воронеж, 1990. – С. 73 – 83, 91 – 118.

7. Слащев – Крымский Я.А. Белый Крым. – М., 1990. – С. 35 – 135.

8. Ушаков А.И. История Гражданской войны в литературе русского зарубежья. – М.: Россия молодая, 1993. – 143 с.

9. Хоскинг Д. История Советского Союза. 1917 – 1991. – М.: Вагриус, 1995. – С. 59 – 97.

10. Хазиев Р.А. Система налогообложения в 1917 – 1921 годах: от революционных столиц до уральской провинции // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 95 – 109.

11. Гребенкин И.Н. Генерал Корнилов: штрихи к портрету // Отечественная история. – 2005. – № 4. – С. 108 – 123.

12. Зубачевский В.А. Геополитическая страница истории Гражданской войны. 1918 – 1919 годы // Отечественная история. – 2005. – № 5. – С. 118 – 130.

13. Новоселов Д.С. Кризис ВЧК в конце 1918 – начале 1919 годов // Отечественная история. – 2005. – № 6. – С. 66 – 77.

14. Мишина А.В. Большевики и крестьянское повстанческое движение Н.И. Махно (1918 – 1921 гг.) // Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 65 – 73.

15. Ходаков И.М. Политические взгляды генерала А.И. Деникина // Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 141 – 147.

16. Ганин А.В. Александр Ильич Дутов // Вопросы истории. – 2005. – № 9. – С. 56 – 84.

17. Шекшеев А.П. Крестьянское повстанчество на Енисее. 1918 – 1932 гг. // Вопросы истории. – 2006. – № 2. – С. 103 – 112.

 

 

Тема 11.

Социально-экономическое и


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.