Ф.А.Искандер.Любимыерассказы («Тринадцатый подвиг Геракла»). — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Ф.А.Искандер.Любимыерассказы («Тринадцатый подвиг Геракла»).

2017-11-18 205
Ф.А.Искандер.Любимыерассказы («Тринадцатый подвиг Геракла»). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» был напечатан в 1964 году.Автор не случайно именно к детям обращается с вопросами чести и бесчестия, достоинства и трусости, предательства и коварства. Столь важные вопросы человек должен решить для себя еще в детстве. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» читается весело, но речь в нем идет о серьезных вещах.

С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией. Название рассказа напоминает о мифах. Мы знаем о двенадцати подвигах Геракла, и нам интересно узнать, о каком еще подвиге может пойти речь. А подвиг оказывается вовсе и не подвигом. «Геракл совершил свои подвиги как храбрец. А этот молодой человек совершил свои подвиги из трусости», – говорит учитель. Харлампий Диогенович – учитель математики. Отчество напоминает о философе Диогене. Педагог во время пауз рассказывал «что-нибудь поучительное и древнегреческое», упоминаются басни Эзопа.

По воспоминаниям главного героя, Харлампий Диогенович «властно и спокойно держал класс», не было слышно криков, он не грозил вызвать родителей. Главным оружием был смех.

В эпизоде «На контрольной работе» ученик Авдеенко, чтобы списать, сидит в неестественной позе, вытянув шею. Он выглядит смешно и нелепо. Харлампий Диогенович тут же находит для него сравнение: «Авдеенко думает, что он лебедь». Учитель хочет, чтобы в ученике проснулось чувство собственного достоинства, ведь уважающий себя человек не захочет поставить себя в смешное положение из-за лени, невнимательности или, того хуже, нечестности. Смешным не хотелось выглядеть никому, поэтому ученики старались выполнять все задания.

Герой тоже поставил себя в смешное положение на уроке, хотя делал все возможное, чтобы этот урок не состоялся. Не выучив урока, он чувствует себя в руках учителя. Весь класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался подольше.

Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним зада­ниям». Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души». Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». Возможно, обзаведись в свое время римские императоры шутами, не погиб бы Древний Рим.

Рассказкакжанрлитературы.

Рассказ–этоэпическийжанрнебольшогообъёма.Малаяформаэпическойпрозы,соотносимаясповестьюкакболееразвернутойформойповествования.Илипо«Литературномуэнциклопедическомусловарю»КожевниковаиНиколаева:«Малаяэпическаяжанроваяформахудожественнойлитературы-небольшоепообъемуизображенныхявленийжизни,аотсюдаипообъемутекста,прозаическоепроизведение».

Особенностирассказа:

Ø Небольшойобъём

Ø Ограниченноечислодействующихлиц

Ø Однасюжетнаялиния,часто–этосудьбаглавногогероя.

Ø Врассказеповествуетсяонескольких,ночащеодном,важномэпизодеизжизничеловека.

Ø Второстепенныеиэпизодическиегерои,такилииначе,раскрываютхарактерглавного,проблему,связаннуюсэтимглавнымгероем.

Ø Поколичествустраницрассказможетбытьиобъёмным,ноглавноето,чтовсёдействиеподчиненооднойпроблеме,связаносоднимгероем,однойсюжетнойлинией.

Ø Большуюрольврассказеиграютдетали.Иногдадостаточнооднойдетали,чтобыпонятьхарактергероя.

Ø Врассказеповествованиеведётсяотодноголица.Этоможетбытьрассказчик,геройилисамавтор.

Ø Рассказыимеютметкое,запоминающеесяназвание,вкоторомужесодержитсячастьответанаподнятыйвопрос.

Ø Рассказынаписаныавторамивопределённуюэпоху,поэтому,конечно,ониотражаютособенностилитературытойилиинойпоры.Известно,чтодоXIXвекарассказыбылиблизкикновеллам,вXIXвекепоявилсяврассказахподтекст,чегонемоглобытьвболеераннююэпоху.


БИЛЕТ№22

1.А.П.Чехов«Вишнёвыйсад».Идейноесодержание.Образыпьесы.

ДействиепьесыпроисходитвимениипомещицыЛюбовиАндреевныРаневской.Социальныйконфликтпьесы–этоконфликтуходящегодворянстваспришедшейемунасменубуржуазией.Другаясюжетнаялиния–социально-романтическая.МечтаАнииПетиТрофимоваразбиваетсяопрактицизмЛопахина,поволекотороговырубаетсявишневыйсад.

Дворянство,привыкшеепраздножить,тратить,ноненаживать,несумелоперестроитьсявновыхусловиях.ЛюбовьАндреевнадавноуже«спустила»всесвоесостояние,ееимениезаложеноиперезаложено,ноона,всилупривычки,неможетизменитьсвойрасточительныйобразжизни.Раневскаянепонимает,чтонаступившеевремятребуетотнеепостоянныхусилий,необходимыхдляматериальноговыживания.ЕебратГаев–этосмесьтупогосамомненияосвоейзначительностииполнейшейничтожностивовсем.Втаком-товозрастестарыйлакейФирсодеваетемуштаны.Гаевзаявляет,чтовсесвоесостояниеон«проелналеденцах».Гаевзавершаетгалерею«лишнихлюдей»врусскойклассическойлитературе.

БеспечностиинепрактичностистарыххозяеввишневогосадапротивопоставленыэнергияихозяйственнаяцелеустремленностьЛопахина.Онпрямойпотомоктех,«чьилицаглядятскаждоговишневогодеревавсаду».Лопахин–потомоккрепостных,которыеработалинаРаневских.Онликует,купивимение.Чеховясновиделхищническуюприродукапитала.Приобретательствокалечитчеловека,становясьеговторойнатурой.Тонкая,нежнаядушаЛопахинараноилипозднозагрубеет,потомучто«коммерсант»внемвсегдабудетбратьверх.Эмоцииинажива–этоабсолютнонесовместимыепонятия.ЛопахинапотрясаютслезыРаневской,онуменипонимает,чтоневсеможнокупитьипродать,нопрактицизм«мужика»побеждаетвнем.Нокакуюновуюжизньможнопостроить,загубивпрекрасныйвишневыйсадиотдавземлюподдачи?

Чеховчеткопоказалполнуюдеградациюиморальноеоскудениедворянства,разложениеегокаккласса.Распаддворянскойкультурызавершаетихэкономическоеразложение.Но,помнениюЧехова,капитализмтожевременноеявление,потомучтонесетссобойразрушение.ПетясоветуетЛопахину«неразмахиватьруками».ВэтисловаЧеховвкладываетбольшоесомнениевцелесообразностидействийЛопахина.

Героипо-разномувидятсвоебудущее.Раневскаясчитает,чтоеежизнькончена,ТрофимовиАнядажегде-торадыпродажесада,потомучтоэтодаетимшансначатьновуюжизньивыраститьсвойсад.Вишневыйсад–этосимволпрожитого,иснимуходятФирсиРаневская.СтароголакеяФирсазабывают,оностаетсявпустом,заколоченномдоме,где,вероятно,умретнеотстарости,аотголодаижажды.Фирспокорноприметсмерть,понимая,чтосвоеужепрожиливегогодысмешноцеплятьсязажизнь.ЧеховпоказалРоссиюнаперепутье,вкоторойещенеизжитодоконцапрошлое,гдеещененаступилоокончательнонастоящее,ноужепроглядываетбудущее.

ПетяТрофимов,этотпассивныймечтательиидеалист,представляетсяЧеховучеловеком,которыйуничтожитвластьисможетизменитьжизнь.Егомечтыоравенстве,братстве,справедливости,помоемумнению,всеголишьмечты.УРаневскихегозовут«облезлымбарином»нетолькоиз-завнешности,ноииз-затого,чтооностаетсяюношейвсвоихмечтах.

АняверитТрофимовуисогласнауехатьснимвМоскву.Скореевсего,онапоступитнакурсыилистанетреволюционеркой.

Пьесакончаетсявозгласом:«Здравствуй,новаяжизнь».Чеховнепоказал,какойонабудет,даонинемогпоказать,потомучтоэтобыл1904год.ТрофимовиАняполнынадежд,испытываяприливсилинеудержимоежеланиетрудитсянаблаголюдей.Петя,помнениюЧехова,долженсменитьЛопахина,потомучтоименновегоустаавторвкладываетценнуюмысльотом,что«всяРоссия–нашсад».

Чеховбылглубокоубежден,чточеловеку,чтобыбытьсвободным,нуженвесьземнойшар.Пьеса«Вишневыйсад»–этопрошлое,настоящееибудущееРоссии.ДаливысокуюоценкуЧеховумногиеписатели.ЭтойпьесойЧеховзавершилидейноеразвенчаниедворянства,начатоероманомТургенева«Отцыидети».

Засороклет,прошедшихпослеотменыкрепостногоправа,дворянствовзначительнойстепениутратилосвоиэкономическиепозиции,онопостепенносходилосареныгосподствующегокласса.

В«Вишневомсаде»Чеховвпервыедалразвернутыйбойдворянствукакклассу.Паразитизмдворянства,пустозвонство,привычкакнезаслуженнойроскоши–всеглубокоомерзительнописателю.

Сменяющийихновыйвладелецвишневогосадатоженеявляетсяположительнымгероем.Онболеежизнеспособен,обладаеткрепкойхваткой,новпогонезаприбыльюбуржуазия,несомненно,уничтожитдуховныеценности.

2.Авторскаяпесня(напримерепроизведенияБ. Окуджава «Нам нужна одна победа»).

Авторскаяпесня,илибардовскаямузыка–песенныйжанр,возникшийвсерединеXXвекавразныхстранах.Егоотличительнымиособенностямиявляютсясовмещениеводномлицеавторамузыки,текстаиисполнителя,гитарноесопровождение,приоритетзначимоститекстапередмузыкой.

ПредшественникомавторскойпесниможносчитатьгородскойромансипесенныеминиатюрыА.Вертинского.

Поначалуосновужанрасоставлялистуденческиеитуристскиепесни,отличавшиесяот«официальных»(распространявшихсяпогосударственнымканалам)доминирующейличностнойинтонацией,живым,неформальнымподходомктеме.Отдельныепроизведенияжанрапоявилисьещёв1930-х(сочинённыеП.КоганомиГ.Лепскимромантическиепесни,самойизвестнойизкоторыхстала«Бригантина»,атакжеранниепесниМ.Анчарова).Чащевсегоавторыпесенэтогожанраявляютсяодновременноавторамиистихов,имузыки–отсюдаиназвание.

Широкуюпопулярностьприобрелаавторскаяпеснявсередине1950-х,споявлениеммагнитофона.ВэтовремяначалисистематическисочинятьпесниБ.ОкуджаваиН.Матвеева.

Позднее,в1960-хи70-х,классикамижанрасталиВ.Высоцкий,А.Галич,В.Туриянский,в80-хи90-хкнимдобавилисьМ.ЩербаковитворческийдуэтАлексеяИващенкоиГеоргияВасильева(«Иваси»).

РядпесенА.ГаличаиЮ.Кимабылипрямопосвященысоветскимдиссидентам.

ВажноеместовтворчествемногихбардовзанималатемаВеликойОтечественнойвойны.Приэтом,вотличиеотгероическогопафосапесен«официальнойкультуры»,вавторскойпесненапервоеместовыходил«человеческийаспект»войны,причинённыеейстрадания,еёантичеловечность(«Досвидания,мальчики!»Б.Окуджавы,«Балладаовечномогне»А.Галича,«Такслучилось,мужчиныушли»В.Высоцкогоимногиедругиепесни).

«Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон») – песня Булата Окуджавы, написанная для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970). В картине её поёт сестра милосердия Рая (Нина Ургант). В финале фильма музыкальная тема повторяется в оркестровой аранжировке без слов.

Драмакакжанрлитературы.

Драмакакжанрлитературы–этоодинизосновныхжанров(видов)драмыкакродалитературынарядустрагедиейикомедией.Какикомедия,драмавоспроизводитпреимущественночастнуюжизньлюдей,однакоглавнаяеецельнеосмеяниенравов,аизображениеличностивеедраматическихотношенияхсобществом.

Приэтом,какитрагедия,драматяготеетквоссозданиюострыхпротиворечий,новместестемэтипротиворечиянестольнапряженыидопускаютвозможностьблагополучногоразрешения.

ПонятиедрамакакжанрсложилосьвовторойполовинеXVIIIв.упросветителей.ДрамаXIX-XXвв.являетсяпреимущественнопсихологической.Отдельныеразновидностидрамысмыкаютсясосмежнымижанрами,используяихсредствавыразительности,напримерприемытрагикомедии,фарса,театрамасок.

Каклитературныйжанрдрамаимеетустойчивыеподжанры:

Ø Мелодрама

Ø Психологическаядрама

Ø Мещанскаядрама(вXVIIIвеке)

Ø Драмаабсурда

Ø Символистскаядрама

Ø Экзистенциальнаядрама


БИЛЕТ№23

1.А.П.Чехов–обличительмещанстваипошлости(напримерепроизведения«Ионыч»).

«Пошлостьпошлогочеловека»-этото,противчеговсюжизньборолся Чехов.Протестпротивобыденщины,мещанства–главноевегопроизведениях.

Пошлостьимещанствожизнилюдей-вотчемнаполненырассказыЧехова«Крыжовник»,«Ионыч»,«Душечка»,«Человеквфутляре»,«Палат№6»имногихдругих.

Всловарепошлостьюназываетсявсенизкоевнравственномотношении,амещанами–людисмелкими,сугуболичнымиинтересами.

Такоепониманиепошлостиимещанствамывидим,преждевсего,рассказе«Ионыч»,вкоторомзнакомимсясДмитриемСтарцевым,врачом,назначеннымвуезднуюземскуюбольницу.Вначалерассказаэтохорошийврач,прекрасновыполняющийсвоиобязанности:годонпроводитв«трудахиодиночестве».Молодой,целеустремленный,свысокимиидеалами-такимрисуетсяглавныйгерой.Онтерпетьнеможет«картежников,алкоголиков,крикунов»-обывателейгорода,которыедолгоевремяраздражалиСтарцева«своимиразговорами,взглядаминажизньидажесвоимвидом».Докторневписываетсявэтуобщуюмассу.Ондругой.

Сначала-семьяТуркиных.Этоограниченные,зацикленныеначем-тоодномлюди:госпожаТуркинапишетникомуненужныероманы,Котикиграетнафортепиано,хотянеумеетэтого,Паваизображаетоднупьеску.

Вэтойатмосфереформируется«новый»докторСтарцев.Еслипостепенноонжирееттолькофизически,топотомпроисходитиегоморальное«ожирение».Ивотонуженеходитпешком,непоетпесенки,неумеетлюбить,неимеетвысокихустремлений.Онживетвсвоемограниченноммаленькоммирке,гдеважнылишьбумажки(деньги)да,позже,смотрдомовиихпокупка.Этоуженепрежниймолодойчеловек,бегущийнасвиданиеночьюнакладбище.Онобленилсянетолькофизически,ноидуховнонастолько,чтосталтакимжеобывателемимещанином,какивсежителивгородеС.

Носамоестрашное–то,чтоСтарцевсамзнает:он«стареет,полнеет,опускается»,нонижелания,ниволикборьбесобывательщинойунегонет.Геройдеградировал.Онсталпошлымчеловекомвпошломмещанскомобществе,котороестакоюправдивостьюиреалистичностьюизображаетЧеховикотороетаксмелообличает.



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.