Синтаксические связи и синтаксические отношения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Синтаксические связи и синтаксические отношения

2017-11-17 345
Синтаксические связи и синтаксические отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УПРАЖНЕНИЯ

Синтаксические связи и синтаксические отношения

Задание 1. Назовите синтаксическую единицу или конструкцию, в которой имеется синтаксическая связь описанного ниже характера, приведите пример такой единицы или конструкции:

 

1. Присловная, однонаправленная.

 

__________________________________________________________________________________

 

2. Присловная, двунаправленная.

 

__________________________________________________________________________________

 

3. Предложенческая, двунаправленная связь между двумя словоформами.

 

__________________________________________________________________________________

 

4. Однонаправленная связь между двумя неравноправными предикативными частями.

 

__________________________________________________________________________________

 

5. Связь между словом и словоформой.

 

__________________________________________________________________________________

 

6. Связь между двумя равноправными предикативными частями.

 

__________________________________________________________________________________

 

7. Связь уровня предложения, соединяющая ряд равноправных словоформ.

 

__________________________________________________________________________________

 

8. Связь уровня предложения, соединяющая два неравноправных компонента: слово и предикативную часть.

 

__________________________________________________________________________________

 

9. Связь между двумя равноправными компонентами: словоформой и словоформой.

 

__________________________________________________________________________________

 

 

Задание 2. Определите характер синтаксических отношений между частями сложного предложения:

 

1. Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала… (Лермонтов).

 

__________________________________________________________________________________

2. Наступила и вторая кадриль, которую я танцевал с Сонечкой (Л.Толстой).

 

__________________________________________________________________________________

 

3. Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет... (Гоголь).

 

__________________________________________________________________________________

 

4. Я ему верю, да суд-то ему на слово не верит (Достоевский).

 

__________________________________________________________________________________

 

5. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон (Серафимович).

 

__________________________________________________________________________________

 

6. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба... (Пушкин).

 

__________________________________________________________________________________

 

7. Дивизия тайно сосредоточилась в этих огромных лесах, с тем чтобы неожиданным ударом деблокировать город Ковель (Казакевич).

 

__________________________________________________________________________________

 

8. То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Каверин).

 

__________________________________________________________________________________

 

9. Отец готов был всё сделать, только бы любимому сыну было хорошо.

 

__________________________________________________________________________________

 

10. Я сделал то, чего всегда боялся.

 

__________________________________________________________________________________

 

11. Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (Салтыков-Щедрин).

 

__________________________________________________________________________________

 

12. Не только ученики выбежали встречать автофургон, но даже старая нянечка не могла усидеть в школе (В.Панова).

 

__________________________________________________________________________________

 

13. Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма (Короленко).

 

__________________________________________________________________________________

 

14. Ежели какая непредвиденная задержка в наших сборах, то вы отправляетесь с эшелоном (Федин).

 

__________________________________________________________________________________

 

15. Он имеет шанс спастись даже в том случае, если эти трое поднимут запоздалую тревогу (Казаков).

 

__________________________________________________________________________________

 

16. Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй (Пословица).

 

__________________________________________________________________________________

 

17. Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Арсеньев).

 

__________________________________________________________________________________

 

18. Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжали летать сюда... (Сергеев-Ценский).

 

__________________________________________________________________________________

 

19. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые (Куприн).

 

__________________________________________________________________________________

 

20. Усевшись рядом с нею, я почувствовал чрезвычайную неловкость и решительно не знал, о чём с ней говорить (Л.Толстой).

 

__________________________________________________________________________________

 

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Синтаксические ирреальные наклонения

Сослагательное:

__________________________________________________________________________________

 

Условное:

__________________________________________________________________________________

 

Желательное:

__________________________________________________________________________________

 

Побудительное:

__________________________________________________________________________________

 

Долженствовательное:

__________________________________________________________________________________

 

2. [Столяру хорошо, а инженеру – лучше, я бы строить дом пошёл,] пусть меня научат! (В.Маяковский).

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Синтаксические ирреальные наклонения

Сослагательное:

__________________________________________________________________________________

 

Условное:

__________________________________________________________________________________

 

Желательное:

__________________________________________________________________________________

 

Побудительное:

__________________________________________________________________________________

 

Долженствовательное:

__________________________________________________________________________________

 

 

3. Чума на оба ваши дома! [Я пропал.] (В.Шекспир, «Ромео и Джульетта»; перевод Т.Л.Щепкиной-Куперник)

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Синтаксические ирреальные наклонения

Сослагательное:

__________________________________________________________________________________

 

Условное:

__________________________________________________________________________________

 

Желательное:

__________________________________________________________________________________

 

Побудительное:

__________________________________________________________________________________

 

Долженствовательное:

__________________________________________________________________________________

 

 

4. Опытному человеку ничего не будет стоить сбить его с толку (Ю.Нагибин).

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Синтаксические ирреальные наклонения

Сослагательное:

__________________________________________________________________________________

 

Условное:

__________________________________________________________________________________

 

Желательное:

__________________________________________________________________________________

Побудительное:

__________________________________________________________________________________

 

Долженствовательное:

__________________________________________________________________________________

 

5. Вокруг меня все прибавляется матросов (Ю.Казаков)

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Синтаксические ирреальные наклонения

Сослагательное:

__________________________________________________________________________________

 

Условное:

__________________________________________________________________________________

 

Желательное:

__________________________________________________________________________________

 

Побудительное:

__________________________________________________________________________________

 

Долженствовательное:

__________________________________________________________________________________

 

6. Золотая всё-таки женщина Нюшка! (Ю.Нагибин)

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

Структурная схема

__________________________________________________________________________________

Синтаксический индикатив

Наст. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Прош. вр.

__________________________________________________________________________________

 

Буд. вр.

__________________________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЯ

Синтаксические связи и синтаксические отношения

Задание 1. Назовите синтаксическую единицу или конструкцию, в которой имеется синтаксическая связь описанного ниже характера, приведите пример такой единицы или конструкции:

 

1. Присловная, однонаправленная.

 

__________________________________________________________________________________

 

2. Присловная, двунаправленная.

 

__________________________________________________________________________________

 

3. Предложенческая, двунаправленная связь между двумя словоформами.

 

__________________________________________________________________________________

 

4. Однонаправленная связь между двумя неравноправными предикативными частями.

 

__________________________________________________________________________________

 

5. Связь между словом и словоформой.

 

__________________________________________________________________________________

 

6. Связь между двумя равноправными предикативными частями.

 

__________________________________________________________________________________

 

7. Связь уровня предложения, соединяющая ряд равноправных словоформ.

 

__________________________________________________________________________________

 

8. Связь уровня предложения, соединяющая два неравноправных компонента: слово и предикативную часть.

 

__________________________________________________________________________________

 

9. Связь между двумя равноправными компонентами: словоформой и словоформой.

 

__________________________________________________________________________________

 

 

Задание 2. Определите характер синтаксических отношений между частями сложного предложения:

 

1. Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала… (Лермонтов).

 

__________________________________________________________________________________

2. Наступила и вторая кадриль, которую я танцевал с Сонечкой (Л.Толстой).

 

__________________________________________________________________________________

 

3. Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет... (Гоголь).

 

__________________________________________________________________________________

 

4. Я ему верю, да суд-то ему на слово не верит (Достоевский).

 

__________________________________________________________________________________

 

5. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон (Серафимович).

 

__________________________________________________________________________________

 

6. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба... (Пушкин).

 

__________________________________________________________________________________

 

7. Дивизия тайно сосредоточилась в этих огромных лесах, с тем чтобы неожиданным ударом деблокировать город Ковель (Казакевич).

 

__________________________________________________________________________________

 

8. То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Каверин).

 

__________________________________________________________________________________

 

9. Отец готов был всё сделать, только бы любимому сыну было хорошо.

 

__________________________________________________________________________________

 

10. Я сделал то, чего всегда боялся.

 

__________________________________________________________________________________

 

11. Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (Салтыков-Щедрин).

 

__________________________________________________________________________________

 

12. Не только ученики выбежали встречать автофургон, но даже старая нянечка не могла усидеть в школе (В.Панова).

 

__________________________________________________________________________________

 

13. Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма (Короленко).

 

__________________________________________________________________________________

 

14. Ежели какая непредвиденная задержка в наших сборах, то вы отправляетесь с эшелоном (Федин).

 

__________________________________________________________________________________

 

15. Он имеет шанс спастись даже в том случае, если эти трое поднимут запоздалую тревогу (Казаков).

 

__________________________________________________________________________________

 

16. Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй (Пословица).

 

__________________________________________________________________________________

 

17. Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Арсеньев).

 

__________________________________________________________________________________

 

18. Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжали летать сюда... (Сергеев-Ценский).

 

__________________________________________________________________________________

 

19. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые (Куприн).

 

__________________________________________________________________________________

 

20. Усевшись рядом с нею, я почувствовал чрезвычайную неловкость и решительно не знал, о чём с ней говорить (Л.Толстой).

 

__________________________________________________________________________________

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.247 с.