История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-17 | 331 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет управления
Кафедравысшей математики и информатики
На правах рукописи
Тема
Нестандартные задачи как средство формирования исследовательских умений обучающихся в курсе алгебры 8 класса
Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
профиль Математическое образование
Квалификация
Бакалавр
Исполнитель: Гончаров Герман Александрович, группа Б3051
________________________________________
(подпись)
Научный руководитель: Суханова, Н.В, к.п.н, доцент ____________________________
(подпись)
Заведующий кафедрой: Суханова, Н.В, к.п.н, доцент _________________________________
(подпись)
Дата допуска к защите «____» ________20___г.
Оценка _________________________________
Протокол № ___ от «____» _________ 20___г.
Председатель ГЭК ________/_______ _______
(подпись)(расшифровка подписи)
Сургут 2017
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты по заданной теме. 6
1.1. Особенности обучения алгебре в 8 классе, направленные на формирования исследовательских умений. 6
1.2. Различные подходы к определению нестандартной задачи и её дидактических функций в методике обучения и воспитания математике. 26
Выводы по первой главе. 47
Глава 2. Разработка комплекса нестандартных задач по некоторым темам курса алгебры 8 класса и его апробация. 49
2.1. Разработка системынестандартных задач по некоторым темам курса алгебры 8 класса. 49
2.2. Экспериментальная проверка эффективности системы нестандартных задач в курсе алгебры 8 класса, способствующей формированию исследовательских способностей обучающихся. 51
|
Выводы по второй главе. 52
Заключение. 53
Список используемой литературы.. 54
Введение
Система образования, являясь одним из главных социальных институтов любого государства, определяет, как нынешнее состояние, так и будущий прогресс общества и страны в целом. В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.» одной из задач значится «модернизация образовательных программ, внедрениесовременных стандартов общего образования, обновление содержания». В этом направлении многое уже сделано, и принятые федеральные государственные стандарты общего среднего и полного образования активно осваиваются педагогами и учащимися.
Целью современного образования является, в первую очередь, развитие свойств личности, необходимых человеку для осуществления социально-значимой деятельности. Так, ожидаемыми результатами образования согласно принятым федеральным государственным стандартам старшей школы является выпускник, обладающий наряду с другими следующими личностными характеристиками («портрет выпускника школы»):
· креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно
познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и
творчества для человека и общества;
· владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
· мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
· готовый к сотрудничеству;
· способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Как показывает практика, успешность человека в обществе определяется способностью грамотно планировать, предсказывать результаты и находить эффективные средства проверки правильности и значимости своей деятельности и, безусловно, способностью качественно осуществлять, внедрять результаты и анализировать последствия своей деятельности на благо общественного прогресса. Все вышеперечисленные действия в точности соответствуют логике проведения любого научного исследования, а обычно человек сталкивается с такого рода деятельностью ещё на школьной скамье. Таким образом, необходимость формирования и развития исследовательских умений учащихся является одной из первостепенных задач современного образования.
|
Вопросу развития исследовательских умений личности посвящен ряд работ психологической направленности, среди которых исследования Е.В. Амахиной, Т.А. Егоровой, А.Н. Поддъякова, Е.М. Раздульевой, А.В. Савенкова, Н. Л. Стефанова, Далингер В.А и др. Существует большое количество исследований, посвященных проблеме диагностики и развития исследовательских умений, однако, она остается не до конца решенной. Среди ученых нет единого мнения относительно структуры, критериев оценки и уровней развития исследовательских умений.
Все вышеуказанное доказывает актуальность выбранной темы исследования.
Поставленная цель данной выпускной квалификационной работы –обосновать возможности комплекса нестандартных задач по алгебре, для формирования исследовательских умений обучающихся 8 класса.
Объект исследования: средства формирования исследовательских умений школьников 8 класса при обучении алгебре.
Предмет исследования - нестандартные задачи по алгебре, направленные на формирование исследовательских умений обучающихся 8 класса.
Для раскрытия темы была сформулирована проблема: каким должен быть комплекс нестандартных задач, способствующий формированию исследовательских умений обучающихся 8 класса при обучении алгебре?
Гипотеза исследования: формирование исследовательских умений школьников будет успешным, если при обучении алгебре в 8 классе использовать разработанный комплекс нестандартных задач.
В соответствии с поставленной целью и для проверки сформулированной гипотезы определили следующие частные задачи:
· выделить особенности обучения алгебре в 8 классе, направленные на формирования исследовательских умений обучающихся;
· выявить различные подходы к определению нестандартной задачи и её дидактических функций в методике обучения и воспитания математике;
|
· разработать комплекс нестандартных задач по некоторым темам курса алгебры 8 класса;
· провести апробацию разработанного комплекса нестандартных задач в курсе алгебры 8 класса, способствующего формированию исследовательских умений обучающихся.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, эксперимент.
Результаты проведенного исследования докладывались на студенческой научной конференции (Сургут, 25 апреля 2017 г.).
Выводы по первой главе
В данной главе, исходя из анализа различных подходов к пониманию структуры исследовательской деятельности, формулируется определение исследовательских умений, рассматриваемых затем по отношению к общеобразовательной школе. Производится классификация исследовательских умений, согласующаяся со свойствами математики как науки. Описываются механизмы педагогических воздействий, направленных на формирование исследовательских умений учащихся, обосновывается их адекватность и согласованность с актуальными дидактическими концепциями и подходами.
В этой главе рассмотрено определение нестандартной задачи, цель их использования, функции. Какие задачи относят к нестандартным. Рассмотрены требования, предъявленные к нестандартным задачам. Сформулированы методические условия применения нестандартных задач в курсе математики.
Нестандартные задачи по своему содержанию должныудерживать учащегося на определенном уровне когнитивной и творческойактивности. Этот результат достигается лишь в том случае, если они будутэту активность стимулировать и управлять ею, а тем самым формировать.
Учащийся может сознательно участвовать в учебном процессе, если онспособен самостоятельно находить способы решения нестандартных задач.
Для этого начинать обучение по каждой из тем следует с овладения общим принципом решения нестандартных задач.
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т. Новодидактика. Книга1.Методология и технологииразвивающегообучения: в поискахразвивающегоресурса [Текст] / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, В.Т. Фоменко. М.: Изд-во«КРЕДО», 2013. - 162 с.
|
2. Алферьева М.К. Практико-ориентированныйподход в обученииинформа-тике. – Саратов, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/ 2013/section/206/92368/
3. Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательскихспособностей и умений [Текст] / Е. В. Амахина // ИзвестияРоссийскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаимени А.И.Герцена. Аспирантскиететради [Текст]. - СПб., 2007. - N 13(36). - С.161-168.
4. Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 88 с.
5. Биянова Е. Б. Педагогическиеусловияорганизацииисследовательскойдеятельностиучащихсяосновнойшколы: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук –Ижевск, 2011. - 21 с.
6. Гаврилина О. В. Основныекомпонентыструктурыисследовательскихматематическихуменийстаршеклассников [Текст] / О. В. Гаврилина // Молодойученый. —2012. —№12. —С. 34-39.
7. Гордиенко О.В., КулаеваГ.М.Компетентностно-ориентированныезаданиякаксредстводиагностикисформированностипрофессиональныхкомпетенцийстудентов // Педагогическоеобразование в России. – 2015. – № 5. – С. 93-98.
8. Гусев В. А. Система исследовательскихуменийучащихся при реше-ниишкольныхгеометрических задач как основа функционирования ЕГЭ // Функциональныепространства. Дифференциальныеоператоры. Общаятопо-логия. Проблемыматематическогообразования: Тез. докл. IV Междунар. конф., посв. 90-летию со дня рождениячлена-корр. РАН, академикаЕвро-пейскойакадемии наук Л. Д. Кудрявцева. – М.: РУДН, 2013. – С. 518–522.
9. Егупова М.В.Практико-ориентированноеобучениематематике в школекак предмет методическойподготовки учителя. Монография. – М.: МПГУ, 2014.– 284 с.
10. Использованиепрактико-ориентированных заданий при обученииматематике с цельюразвитияматематическойграмотностишкольников[Электронный ресурс]. URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-16692
11. Карпов А. О. Исследовательскоеобразование: ключевыеконцепты // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 20–30.
12. Клековкин Г.А., Максютин А.А. Задачныйподход в обучениима-тематике. – М. –Самара: СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2009. –184 с.
13. Менькова С. В. Исследовательскиеработышкольников в области математики // Педагогическиетехнологииматематическоготворчества:сборник статей участниковмеждународнойнаучно-практическойконферен-ции. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 146–150.
14. Медведева, О.С. Психолого-педагогические основы обучения математике. Теория, методика, практика / О.С. Медведева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 204 с.
15. Миронов, А.Н. Как построить урок в соответствии с ФГОС: пособие для учителя / А.Н Миронов. - Волгоград: Учитель, 2015 - 147 с.
16. Панкратова Л. В. О формированииисследовательскойкомпетент-ностишкольников в условияхсовременногоматематическогообразования // ВестникВятГГУ. Педагогика и психология. – 2011. – № 4 (3). – С. 84–90.
|
17. Куимова Е. И., Куимова К. А., Титова Е. И. Функции задач в обученииматематике // Молодойученый. — 2014. — №12. — С. 280-281.
18. Острикова Е. А. Психолого-педагогическиеосновыформированияисследовательскихумений и навыковшкольников [Текст] / Е. А. Острикова // Молодойученый. —2012. —№10. —С. 358-361.
19. Сабирова Ф.М. О механизме реализации практико-ориентированного подхода в преподавании дисциплин математического и естественно-научного цикла в педагогических вузах России. Инновации в современном мире Сборник статей Международной научно-практической конференции. Изд-во: Европейский Фонд Инновационного Развития. М. -2015. -С. 74-77.
20. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. 5-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И.Ф. Харламов.- Мн., 2011.- 344с.
21. Царева, С.Е. Методика преподавания математики / С.Е. Царева // Методическое пособие для учителей начальных классов. - М.: Академия, 2014. - 496 с.
22. Чекин, А. Л. Математика: учебное пособие / А.Л Чекин - Самара: ИД Федоров, 2012 - 256 с.
23. Дроздина, В. В. Механизм творчества решения нестандартных задач: учебное пособие / В. В. Дроздина, В. Л. Дильман. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 255 с.
24. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. I / под ред. Ю. М. Колягина. — М.: Просвещение, 1977.
Приложения
Приложение 1
Содержание
1. «Неполные квадратные уравнения».
2. «Формула корней квадратного уравнения».
3. «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
4. «Теорема Виета».
5. «Решение дробных рациональных уравнений».
6. «Решение задач с помощью рациональных уравнений».
7. «Уравнения с параметром».
8. «Числовые неравенства».
9. «Свойства числовых неравенств».
10. «Сложение и умножение числовых неравенств».
11. «Погрешность и точность приближения».
12. «Пересечение и объединение множеств».
13. «Числовые промежутки».
14. «Решение неравенств с одной переменной».
15. «Решение систем неравенств с одной переменной».
16. «Доказательство неравенств».
Тема: «Теорема Виета»
Тема: «Числовые промежутки»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Бюджетное учреждение высшего образования
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!