Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-11-17 | 193 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ.. 6
1.1 Экономическая сущность налогов и сборов и их виды.. 6
1.2 Современное состояние системы налогов и сборов: правовой аспект. 11
1.3 Способы обеспечения и проблемы уплаты налогов и сборов. 22
ГЛАВА II. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАЧЕТУ И ВОЗВРАТУ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ.. 30
2.1 Понятие и признаки обязательства по зачету и (или) возврату излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм.. 30
2.2 Понятие и способы образования переплаты.. 38
2.3 Зачет и возврат как способы исполнения обязательств. 48
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЧЕТА И ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ЛИБО ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 53
3.1 Проблемы правового регулирования зачета излишне уплаченных сумм 53
3.2 Проблемы правового регулирования возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.. 64
3.3 Новые направления развития норм о зачете и возврате излишне уплаченных налогов и сборов. 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 81
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 89
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Развитие государственных и общественных институтов на современном этапе требует постоянного совершенствования законодательства о налогах и сборах, не только составляющего наряду с иными отраслями законодательства правовую основу функционирования органов государственной власти и гражданского общества, но и имеющего колоссальное значение для самого существования государства и общества.
Данные обстоятельства, тенденции вызвали необходимость проведения налоговой реформы, которая продолжается до сих пор. Соответственно возникают и изучаются новые проблемы налогового права, теряют актуальность ранее существовавшие.
|
Однако «иногда позитивное право в силу присущего ему формализма дает сбои, приводя к ситуациям, когда баланс интересов различных участников имущественных отношений оказывается нарушенным».
В процессе исполнения данной обязанности возможны ситуации, как в результате действий налогоплательщика, так и в результате действий налогового органа, обладающего правом на бесспорное изъятие средств налогоплательщика при взыскании налоговой задолженности, что в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд будет внесена большая денежная сумма, чем необходимо в соответствии с положениями закона. В таких ситуациях имущество одного лица несправедливо увеличивается за счет имущества.
В настоящем исследовании освещен ряд наиболее важных проблем, возникающих у налогоплательщиков, налоговых органов и судов при разрешении вопросов о возврате и зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм, а также приведены способы их устранения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации прав налогоплательщиков на зачет и (или) возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, актов, регулирующих и обеспечивающих нормальную реализацию вышеуказанных прав, проблемы, возникающие в процессе их реализации, пути решения имеющихся коллизий, предупреждение возникновения новых, а также перспективы развития института зачета и (или) возврата излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов.
Целью данной работы является комплексное изложение содержания института зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм, системное исследование его наиболее сложных теоретических и практических проблем, а также поиск и обоснование возможных их решений.
Для достижения заявленных целей исследования были поставлены следующие задачи:
|
1) раскрытие правовой природы переплаты, зачета и возврата переплаты;
2) рассмотрение соотношения обязательства по зачету и возврату переплаты с другими, схожими по конструкции, обязательствами (установление целесообразности соотношений, выявление отличительных и сходных черт и т.п.);
3) выявление недостатков законодательного регулирования зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм;
4) определение новых направлений развития норм о зачете и возврате переплаты.
Теоретическую основу данной работы составляют труды таких ученых как Е.Ю. Грачева, О.Н. Горбунова, Н.И. Химичева, Н.М. Артемов, Е.М. Ашмаринаи других.
О степени научной разработанности темы и научной новизне исследования многое говорит даже один только факт, что по исследуемой теме до сих пор нет ни одного предметного исследования, посвященного целиком и полностью проблемам возврата и зачета излишне уплаченных и ли излишне взысканных сумм налогов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения углубляют научные знания об обязательстве зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, вводят новые идеи и дискуссионные положения.
В работе изучено большое количество нормативных актов, регулирующих механизм зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, а также дан анализ обширной арбитражной практики по исследуемой теме.
Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства, применения в судебно-арбитражной практике, в ходе дальнейших теоретических исследований обязательств по зачету и возврату излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм, для дальнейших научных исследований в данной области, а также в учебном процессе.
Методологической основой является современная доктрина финансового права, вобравшая в себя достижения мировой цивилизации и концептуальные положения отечественной науки финансового права, а также теория обязательств гражданского права.
В процессе исследования использовались методы: логический, сравнительный, комплексного и системного анализа.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
|
Структура работы обусловлена поставленными в ней целями и задачами, методами исследования, отражает логику исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статья 78 Налогового Кодекса России описывает процедуру зачета излишне уплаченных налогов, сборов и штрафов, а также регламентирует процесс их возврата. Статья 79 Налогового Кодекса Российской Федерациитак же касается механизма возврата налогов и других бюджетных платежей, но тех, которые были излишне взысканы.
Для разрешения споров в суде, связанных с применением отдельных статей и положений Налогового Кодекса Российской Федерации, Пленумом ВАС было принято Постановление № 57 от 30 июля 2013 года, которое разъясняет некоторые спорные вопросы.
Пункт 32 данного Постановления определяет зачет как форму принудительного взыскания налогов, по которой должны применяться общие положения и нормы Налогового Кодекса Российской Федерации. Таким образом, зачет излишне уплаченных или взысканных пеней не может быть произведен по инициативе налоговой инспекции, если:
- возможность такого взыскания утрачена;
- задолженность подлежит взысканию по решению суда (согласно статье 45 Налогового Кодекса Российской Федерации).
При осуществлении зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей Российская Федерация вмешивается в процесс исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по доходам, в то время как принцип самостоятельности бюджетов, закрепленный в ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, предполагает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии некоторого противоречия между положениями Бюджетного кодекса РФ, определяющими принципы бюджетной системы и регулирующими осуществление бюджетного процесса, которое вряд ли может быть оценено положительно.
По проблемам зачета и возврата, излишне уплаченных и излишне взысканных сумм нет ни одного информационного письма по обзору судебной практики от Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
|
Высшим судебным инстанциям целесообразно уделять больше внимания проблемам института, поскольку, несмотря на все законодательные изменения, новые правоотношения будут ставить новые не урегулированные законодательством вопросы и только судебные органы могут давать необходимые ответы более оперативно, тем самым, закрывая пробелы права.
В ходе работы по усовершенствованию института возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов при тщательном и взвешенном подходе с учетом существующих отраслевых различий могут быть успешно использованы многие наработки гражданского права, а именно категории обязательства вследствие неосновательного обогащения.
Практически все проблемы правоприменения в данной области - это проблемы законодательства, которое либо не отвечает реально сложившимся отношениям, либо отсутствует вовсе. Законодателю необходимо внести изменения и дополнения в ст.ст. 78 и 79 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно: целесообразно применить к обязательствам по зачету или возврату излишне уплаченных (взысканных) сумм нормы о возмещении убытков (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации); четко указать в каких случаях суммы налогов, сборов и пени признаются излишне уплаченными (взысканными); предоставить налогоплательщикам право на зачет в счет предстоящих платежей излишне взысканные суммы налогов; разрешить налогоплательщикам подавать заявлениео зачете или о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в течение 3 лет со дня обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога; распространить нормы о сверке платежей и на отношения по возврату излишне взысканных сумм; обязать налоговые органы возвращать излишне уплаченные суммы налога со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченных сумм и распространить данное правило и на отношения по возврату излишне взысканных сумм налогов; предоставить налогоплательщикам право выбора зачета или возврата основных сумм налогов отдельно от сумм процентов, подлежащих уплате за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм, начисленных на суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов; распространить правила начисления процентов за нарушение налоговым органом установленных сроков возврата излишне уплаченных сумм налогов, (сборов, пени) на случаи зачета указанных сумм; установить ответственность налоговых органов за неисполнение обязанности по информированию налогоплательщика об обнаруженных фактах излишней уплаты (взыскания) налога; установить в ст.78 Налогового Кодекса Российской Федерациичеткие сроки начала и окончания исчисления процентов.
|
Большинство вносимых изменений практически не меняют общего смысла действующих норм: они по большей части только уточняют отдельные моменты, которые выработала наука финансового права и судебная практика по вопросам зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, однако некоторые предлагаемые поправки являются новационными.
Рассмотренные проблемы свидетельствуют о том, что стремление законодателя к максимально возможному урегулированию налоговых споров во внесудебном порядке пока не нашло полноценного воплощения в нормах Налогового кодекса РФ.
В связи с этим рекомендуется внести законодательные изменения, четко регламентировав порядок взаимодействия налоговых органов при обращении налогоплательщика за возвратом излишне уплаченной суммы налога.
Налоговые органы любых уровней могут и обязаны обеспечить внутренний обмен и передачу информации в электронном виде.
Следует обратить внимание на необходимость разграничения переплаты в зависимости от субъекта, у которого она возникла.
Налогоплательщик вправе выбрать способ восстановления нарушенного права.
Таким образом, в Налоговый кодекс Российской Федерации включены лишь некоторые нормы, регулирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов. Часть пробелов ликвидирована на подзаконном уровне, порой с некоторым искажением положений Налогового кодекса РФ. Как результат, наличие значительного числа вопросов теоретического и практического характера.
Существующие пробелы в законодательстве остаются без должного внимания со стороны высших судебных инстанций, в то время как «суды путем прецедентного регулирования способны оказать позитивное воздействие на становление новой правовой системы, выработку единых общих правил поведения в конкретных фактических ситуациях».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 03.03.2014. – № 9. – Ст. 851.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. от 23.06.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 № 464-ФЗ, от 28.12.2016 № 475-ФЗ.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2017).
5. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 01.05.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.06.2017).
Электронные ресурсы
1. Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года. Официальный сайт «Финансовый базис» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://finbazis.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2016-goda/.
2. Обзор изменений в налоговом законодательстве, вступающих в силу с 2015 и 2016 года Официальный сайт PwC.– Режим доступа: http://www.pwc.ru/en/tax-consulting-services/assets/legislation/tax-flash-report-2-2015-rus.pdf.
3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147172/.
4. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Электронный ресурс – Режим доступа: http://www22.ria.ru/economy/20140930/1026202242.html
5. Улюкаев А.В. Проект бюджета на 2015–2017 годы лучший в сложившейся ситуации / А.В. Улюкаев // - Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.vz.ru/news/2014/10/2/708477
ПРИЛОЖЕНИЯ
[1]Титов, А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации / А.С. Титов // Финансовое право. - 2015. - № 5. – С.34.
[2]Будаева М.С. Формирование инвестиционного потенциала хозяйствующего субъекта на основе модифицированной амортизационной политики// Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2016. – № 2 (34). – С. 76-78.
[3]Петух, А.В. Особенности проведения проверок целевого и эффективного расходования бюджетных средств в области государственного управления в социальной и производственной сферах / А.В. Петух // Вестник академии знаний №1 (4). - 2013. – С.312.
[4]Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 № 464-ФЗ, от 28.12.2016 № 475-ФЗ.
[5]Сулейманов М.М., Алиев Б.Х. Модернизация российской модели налогового федерализма как фактор повышения эффективности налоговой системы // Налоги и финансовое право. - 2014. - № 7. - С. 178.
[6]Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года. Официальный сайт «Финансовый базис» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://finbazis.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2016-goda/.
Интервью с Шевелевой Н.А., деканом юридического факультета СПбГУ // Закон. - 2013. - № 5. - С. 13.
[7]Будаева М.С. Формирование инвестиционного потенциала хозяйствующего субъекта на основе модифицированной амортизационной политики// Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2016. – № 2 (34). – С. 76-78.
[8]Евдокимова, Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ / Ю.В. Евдокимова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 296–299.
[9]Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. – 2012. – № 9. – С. 53
[10]Черник Д.Г. Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь, 2015. – С. 231
[11]Мусаева Х.М. К вопросу о развитии налогового федерализма в РФ: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. - 2013. - № 36(372). - С. 19.
[12]Нечаев А.С. Методика начисления амортизации с учетом ликвидационной стоимости и фондоотдачи // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 135-137.
[13]Черник Д.Г. Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь, 2015. – С. 233
[14]Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147172/.
[15]Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 01.05.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.06.2017).
[16]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 51
[17]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 54
[18]Будаева М.С. Формирование инвестиционного потенциала хозяйствующего субъекта на основе модифицированной амортизационной политики// Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2016. – № 2 (34). – С. 76-78.
[19]Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. – СПб.: Юридический центр ПРЕСС, 2015. – С. 155
[20]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 53
[21]Караваева И.В. Подоходный налог - регулятор политических процессов в России. // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). – С. 22-25.
[22]Караваева И.В. Подоходный налог - регулятор политических процессов в России. // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). – С. 22-25.
[23]Титов, А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации / А.С. Титов // Финансовое право. - 2015. - № 5. – С.34.
[24]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 65
[25]Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года. Официальный сайт «Финансовый базис» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://finbazis.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2016-goda/.
[26]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 65
[27]Налоговое право России: учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю. А. Крохина. – М.: Норма, 2014. – С. 309
[28]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 67
[29]Комкова Е. И. Статья: Уплата НДФЛ предпринимателями (Начало) // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2014. - № 8. – С. 13.
[30]Черник Д.Г., Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит, 2012. - С. 111
[31]Евдокимова, Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ / Ю.В. Евдокимова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 296–299.
[32]Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года. Официальный сайт «Финансовый базис» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://finbazis.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2016-goda/.
[33]Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года. Официальный сайт «Финансовый базис» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://finbazis.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2016-goda/.
[34]Запольский С.В. Публичное и частное в правовом регулировании финансовых отношений // Налоги и финансовое право. - 2012. - № 6. - С. 170-179.
[35]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 123
[36] Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. - М.: Приоритет, 2014. - С. 109.
[37]Караваева И.В. Подоходный налог - регулятор политических процессов в России. // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). – С. 22-25.
[38]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 127
[39]Интервью с Шевелевой Н.А., деканом юридического факультета СПбГУ // Закон. - 2013. - № 5. - С. 13.
[40]Лыкова Л.Н. О возможности возврата к прогрессивному подоходному налогообложению физических лиц в России. // Вестник Института экономики РАН. - 2013. - № 6.- С. 34-35.
[41]Кадиева Р.А., Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Налоговый потенциал региона: проблемы и перспективы роста // Финансы и кредит. - 2014. - № 4(436). - С. 2-7.
[42]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 129
[43]Караваева И.В. Подоходный налог - регулятор политических процессов в России. // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). – С. 22-25.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ.. 6
1.1 Экономическая сущность налогов и сборов и их виды.. 6
1.2 Современное состояние системы налогов и сборов: правовой аспект. 11
1.3 Способы обеспечения и проблемы уплаты налогов и сборов. 22
ГЛАВА II. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАЧЕТУ И ВОЗВРАТУ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ.. 30
2.1 Понятие и признаки обязательства по зачету и (или) возврату излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм.. 30
2.2 Понятие и способы образования переплаты.. 38
2.3 Зачет и возврат как способы исполнения обязательств. 48
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЧЕТА И ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ЛИБО ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 53
3.1 Проблемы правового регулирования зачета излишне уплаченных сумм 53
3.2 Проблемы правового регулирования возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.. 64
3.3 Новые направления развития норм о зачете и возврате излишне уплаченных налогов и сборов. 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 81
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 89
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Развитие государственных и общественных институтов на современном этапе требует постоянного совершенствования законодательства о налогах и сборах, не только составляющего наряду с иными отраслями законодательства правовую основу функционирования органов государственной власти и гражданского общества, но и имеющего колоссальное значение для самого существования государства и общества.
Данные обстоятельства, тенденции вызвали необходимость проведения налоговой реформы, которая продолжается до сих пор. Соответственно возникают и изучаются новые проблемы налогового права, теряют актуальность ранее существовавшие.
Однако «иногда позитивное право в силу присущего ему формализма дает сбои, приводя к ситуациям, когда баланс интересов различных участников имущественных отношений оказывается нарушенным».
В процессе исполнения данной обязанности возможны ситуации, как в результате действий налогоплательщика, так и в результате действий налогового органа, обладающего правом на бесспорное изъятие средств налогоплательщика при взыскании налоговой задолженности, что в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд будет внесена большая денежная сумма, чем необходимо в соответствии с положениями закона. В таких ситуациях имущество одного лица несправедливо увеличивается за счет имущества.
В настоящем исследовании освещен ряд наиболее важных проблем, возникающих у налогоплательщиков, налоговых органов и судов при разрешении вопросов о возврате и зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм, а также приведены способы их устранения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации прав налогоплательщиков на зачет и (или) возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, актов, регулирующих и обеспечивающих нормальную реализацию вышеуказанных прав, проблемы, возникающие в процессе их реализации, пути решения имеющихся коллизий, предупреждение возникновения новых, а также перспективы развития института зачета и (или) возврата излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов.
Целью данной работы является комплексное изложение содержания института зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм, системное исследование его наиболее сложных теоретических и практических проблем, а также поиск и обоснование возможных их решений.
Для достижения заявленных целей исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрытие правовой природы переплаты, зачета и возврата переплаты;
2) рассмотрение соотношения обязательства по зачету и возврату переплаты с другими, схожими по конструкции, обязательствами (установление целесообразности соотношений, выявление отличительных и сходных черт и т.п.);
3) выявление недостатков законодательного регулирования зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм;
4) определение новых направлений развития норм о зачете и возврате переплаты.
Теоретическую основу данной работы составляют труды таких ученых как Е.Ю. Грачева, О.Н. Горбунова, Н.И. Химичева, Н.М. Артемов, Е.М. Ашмаринаи других.
О степени научной разработанности темы и научной новизне исследования многое говорит даже один только факт, что по исследуемой теме до сих пор нет ни одного предметного исследования, посвященного целиком и полностью проблемам возврата и зачета излишне уплаченных и ли излишне взысканных сумм налогов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения углубляют научные знания об обязательстве зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, вводят новые идеи и дискуссионные положения.
В работе изучено большое количество нормативных актов, регулирующих механизм зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, а также дан анализ обширной арбитражной практики по исследуемой теме.
Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства, применения в судебно-арбитражной практике, в ходе дальнейших теоретических исследований обязательств по зачету и возврату излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм, для дальнейших научных исследований в данной области, а также в учебном процессе.
Методологической основой является современная доктрина финансового права, вобравшая в себя достижения мировой цивилизации и концептуальные положения отечественной науки финансового права, а также теория обязательств гражданского права.
В процессе исследования использовались методы: логический, сравнительный, комплексного и системного анализа.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Структура работы обусловлена поставленными в ней целями и задачами, методами исследования, отражает логику исследования.
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!