Специальность 5В012000 - «Профессиональное обучение» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Специальность 5В012000 - «Профессиональное обучение»

2017-11-17 569
Специальность 5В012000 - «Профессиональное обучение» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Специальность 5В012000 - «Профессиональное обучение»

 

 

 

 

 

Уральск 2014

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

 

Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана

«Допущен к защите»

Заведующий кафедрой

«ПиТО» _________Джаналиев. Е.М

«____»____________2014 г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Формирование творческого мышления обучающихся на занятиях по специальным учебным предметам в колледже»

 

 

Специальность 5В012000 - «Профессиональное обучение»

 

 

Выполнилстудент группы ПО-42:_____________________ Башпаков. М. Т.

 

Научный руководитель:_____________________________ Сарбалина. Б.Д.

 

 

Уральск 2014

Западно - Казахстанский аграрно-технический университет

Им. Жангир хана

 

 

Факультет: политехнический

Кафедра: Профессиональное и техническое обучение

Специальность: 5B012000- «Профессиональное обучение»

 

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

«П и ТО»_____Джаналиев Е.М.

«____»__________2013 г.

 

ЗАДАНИЕ

На дипломную работу

Студент Башпаков Мейрбол Тынысович

(фамилия, имя, отчество)

Тема дипломной работы: Формирование творческого мышления обучающихся на занятиях по специальным учебным предметам в колледже

Утверждена приказом по университету №___ от «__»_______________2013г.

Срок задачи студентом законченного проекта (работы): 2014

Исходные данные к проекту (работе): Учебно-методическая документация школы М. Маметовой, ЗКО, Бокейординкого района

Перечень подлежащих разработке в дипломной работе вопросов и краткое содержание:

1. Психолого – педагогические основы развития творческого мышления студентов.

2. Экспериментальное исследование уровня сформированности творческого мышления старших подростков

 

 


График подготовки дипломной работы

 

  № п/п   Наименование разделов, перечень разрабатываемых вопросов Срок представления научному руководителю   Примечание
  Введение 16.02  
  1.1Понятиеи проблема творческого мышления 24.02  
  1.2 развития творческого мышления 27.02  
  1.3 Условие формирования творческого мышления студентов 12.03  
  1.4 Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления 15.03  
  2.1Методики диагностики мышления в колледже. 06.04  
  2.2Результаты диагностики уровня сформированности творческого мышления у младших подростков 14.04  
  2.3 Программа формирующего эксперимента 20.04  
  2.4 Анализ результатов повторной диагностики 05.05  
  Заключение 20.05  

 

 

Дата выдачи задания: «___»____________2013г.

 

 

Научный руководитель______________________________ Сарбалина.Б.Д

(подпись) (Ф.И.О.)

Задание принял к исполнению,

Студент_____________________________________________ Башпаков.М.Т (подпись) (Ф.И.О.)

 

 


Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…6

1.Психолого – педагогические основы развития творческого мышления студентов.

1.1 Понятие творческого мышления ……………………………………………8

1.2 Проблема развития творческого мышления……………………………….12

1.3 Условия формирования творческого мышления студентов……………..14

1.4 Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления……………………………………………….18

Экспериментальное исследование уровня сформированности творческого мышления старших подростков

 

2.1 Методики диагностики мышления в колледже……………………………22

2.2 Результаты диагностики уровня сформированности творческого мышления у младших подростков……………………………………………...25

2.3 Программа формирующего эксперимента…………………………………31

2.4 Анализ результатов повторной диагностики………………………………32

Заключение……………………………………………………………………...46

Список литературы…………………………………………………………….50

 


Введение

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать нестандартные жизненные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины XX века. Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех студентов с нормальным интеллектом. При этом очень важна помощь взрослых: педагогов и родителей.

Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у студентов творческого мышления одна из важнейших задач в колледже. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Особо важное внимание должно уделяться проблемному обучению: студенты часто не мо­гут решить проблему только потому, что их исходные зна­ния формировались не в соответствии со структурой мыс­лительной деятельности, что у них оказались несформированными необходимые тактические и стратегические способы мыслительной деятельности. Поэтому мы вправе утверждать, что, прежде чем приступать к внедрению проумного обучения как оптимально организованной ди­дактической системы, надо научить учащихся правильно мыслить, т. е. заложить основы самостоятельного мыш­ления. А в условиях развивающего и воспитывающего обучения это значит не только воспитывать потребность в знаниях, вооружать учащихся системой знаний, умений и навыков, но и современными способами познания.

Одна из главных задач, стоящих перед колледжем на новом этапе ее развития, - вооружать студентов осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Колледж, стоящий на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Каждый преподаватель должен понимать, что научить студентов творчески мыслить - это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания - всестороннего и гармонического развития личности. Призвание колледжа - формировать у студентов способность к самостоятельному, творческому мышлению.

 

Для того, чтобы достаточно хорошо учиться в колледже, совсем не обязательно мыслить творчески - надо иметь необходимый и достаточный запас знаний по предметам, преподаваемым в колледже, а так же уметь решать задачи по заранее заданным шаблонам и формулам. Ввиду того, что социальная и экономическая ситуация в нашей стране значительно изменилась, то развитие творческих способностей сегодня является решающим фактором успешности. Творчески развитые люди более гибки в определениях проблем и их решениях; результаты отличаются большей глубиной, оригинальностью, эффективностью.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

- индивидуализация образования;

- исследовательское обучение;

- проблематизация

В дипломной работе я хочу доказать, что в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.

Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективные методы формирования творческого мышления студентов в колледже.

Объект: творческое мышление студентов.

Предмет: психолого-педагогические способы формирования творческого мышления студентов.

Гипотеза: Комплексная развивающая программа, содержащая в себе как когнитивные, так и личностные компоненты, способствует формированию творческого мышления, развивает показатели логического мышления, повышает уровень обученности студентов.

 

1 Психолого – педагогические основы развития творческого мышления студентов.

1.1 Понятие творческого мышления

 

Способность творить - полезное качество, которое может пригодиться как в деловой сфере, так и обыденной жизни, но развить творческие способности непросто.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей[16,С.380].

Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

У многих из нас творческий потенциал остается неразвитым в течение всей нашей жизни; мы не можем знать, на что именно мы способны, пока не попробуем свои силы. Все мы имеем творческое (правое) полушарие мозга, и следовательно, все мы способны к творчеству. Конечно, кто-то рождается с задатками великого композитора, кто-то - художника, а кто-то - спортсмена. Так, В. А. Моцарт начал писать музыку, когда ему было четыре года. А вот А. М. Робертсон (1860-1961) - американская художница-самоучка, провела большую часть своей жизни в качестве жены фермера. Только когда ей было уже за семьдесят, она для собственного удовольствия вдруг стала писать сельские пейзажи. К тому времени, когда ей исполнилось восемьдесят лет, в галерее Сент-Этьен в Нью-Йорке открылась ее первая авторская выставка, а перед ней самой открылась карьера художника. В данном случае старое изречение «никогда не знаешь, на что ты способен, пока не попробуешь», оказалось как никогда справедливым.[17,C.5].

Творчество в общем смысле - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового[16,С.382].

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Согласно определению Я. А. Пономарёва, творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития. Творчество - необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм[18,С.16].

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет: «…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…» [19,С.43].

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Если говорить о творчестве как о процессе, тогда речь пойдет о творческом мышлении. Согласно словарю терминов, творческое мышление - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового[20].

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Г. Уоллес [66] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация - временное отвлечение от задачи.

Озарение - появление интуитивного решения.

Проверка - испытание и/или реализация решения.

Надо заметить, что это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами [21,C.112].

Стадии

1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и нерешённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает А.Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

. И, наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

Любопытно отметить, что сходные с описаннымиА.Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.

. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».

. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода [18,С. 145].

Повышенный интерес к проблеме творческой одаренности (креативности) связан с социальной необходимостью общества в творческих кадрах, исполнителях, которые легко адаптируются к научным открытиям, изобретениям, быстро меняющемуся потоку информации.

Впервые понятие «креативность» (творческая одаренность) использовал Д.Томпсон в 1922 году, обозначив этим термином способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Изучение творческой одаренности началось в 50-х годах ХХ века, когда понятие «креативность» было введено в психологическую науку. По Дж.Гилфорду, который одним из первых занялся исследованием творческой одаренности, креативность понимается как общая способность к творчеству; это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

В психологической энциклопедии дается такое определение: креативность (от англ. create - создавать) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды[20].

По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Р. Клайном (R.Klein) из Стэнфордского университета, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека[20].

Критерии креативности:

· беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;

· оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

· гибкость;

Важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и, во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.

· восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

· метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.

· удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

 

 

По П. Торренсу

· Беглость - способность продуцировать большое количество идей;

· Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

· Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

· Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.

· Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

· Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

Таким образом, креативный акт есть создание нового. Новое есть впервые мыслимое или делаемое данным субъектом, ранее неизвестное ему (фиксируемое таковым с разрешающей способностью индивидуального восприятия и на основании накопленного содержимого индивидуальной памяти со всеми ее текущими несовершенствами). Иными словами, креативный акт квалифицируется как таковой по критериям новизны самого субъекта. Тогда максимально креативен ребенок: он все делает впервые. Важно создать для ребенка такие условия, в которых творческое мышление ребенка будет развиваться.

Далее я уделю внимание раскрытию проблемы развития творческого мышления и посвятим ей следующий пункт первой главы.

 

Заключение

В завершении моего дипломного проекта подведу итог.

Все поставленные задачи исследования выполнены.

Я сделал вывод:

Творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Показателем, характеризующим творческое мышление являются: беглость, гибкость, оригинальность мысли.

Условиями формирования творческого мышления, являются три стратегии:

1) индивидуализация образования;

2) исследовательское обучение;

3) проблематизация.

Главный принцип формирования мышления обучающих­ся—системность. Все основные компоненты мыслитель­ного развития (целевой, содержательный, операционный, мотивационный и контрольно-коррекционный) неразрыв­но связаны между собой: знания—основа мыслительного развития; чем целесообразнее способы добывания знаний, тем они полноценнее; учение с интересом, с увлечением активизирует процесс мышления, воспитания положитель­ных качеств личности. Если, пользуясь аналогией, целе­направленно добытые знания можно представить в виде фундамента здания, то способы мыслительной деятель­ности — это орудия труда, а мотивы деятельности — это энергия, которая движет строителями. И если в данной системе не будет какого-то компонента, то не будет и «здания».

Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, кото­рыми овладевают обучающиеся. Поэтому, предлагая студентам ту или иную задачу, мы прежде всего учитываем наличие знаний по данному вопросу, так как знаем, что «пустая голова не рассуждает» (П. П. Блонский). И вместе с тем бывает, что студент долгое время лихорадочно заполнял «ем­кости» своей памяти самой разнообразной информацией, а самостоятельно применять знания не умеет. По выра­жению академика А. Л. Минца, такой человек напомина­ет фаршированную рыбу, которая плавать неспособна.

Известно, что если у студента нет желания учиться, от­сутствует интерес к знаниям, к способам их освоения, то и нет надежды воспитать из него человека-творца. Вот почему содержательная сторона обучения, являясь веду­щей, не должна умалять роли мотивационной и опера­ционной сторон. Поэтому не случайно, как подчеркивал П. П. Блонский, развитое мышление проявляет себя в ра­циональных способах запоминания и припоминания. И только низким уровнем развития мышления, его опера­ционных структур можно объяснить те случаи, когда студенты заучили материал, но не умеют выделить в нем глав­ное, сопоставить факты, явления, обобщить, доказать свою мысль и т. п. Наряду с этим нельзя развивать мыш­ление вне мотивационного аспекта. С какой целью, для чего учится студент? С каким настроением? Каковы мотивы и потребности обучающегося? Все это есть своеобраз­ный движитель мысли, ее пытливости, глубины, широты и т. п. В этой связи следует заметить, что принцип созна­тельности в обучении иногда трактуется упрощенно: по­нимают обучающиеся материал, уверенно отвечают на воп­росы преподавателя, значит и усваивают сознательно. Истин­ная же сознательность заключается в том, что студент убежден, знает, почему ему необходимо учиться, зачем нужны те или иные знания, умения, навыки, как и где применить.

Студент учится, думая и думает, учась: там, где нуж­но найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление. Однако думает, мыслит каждый студент по-своему. Поэтому, изучая характер мышления студента, важно выяснить, как он преимущественно мыслит: поня­тиями или образами? Известно, что И. П. Павлов на этой основе различал «мыслителей», «художников» и смешан­ный тип людей. На практике нетрудно и среди обучающихся отличить «мыслителя» от «художника» по приемам его работы. Например, составляя план, студенты с развитым понятийным мышлением кратко, обобщенно формулируют пункты, делают пометки в виде вопросов, выводов и др. Студенты с образным типом мышления делают план в ри­сунках, цитатный план. При этом надо учитывать, что развитие мышления студентов в возрастном аспекте осуществляется от наглядно-действенного в дошкольном возрасте к образно-речевому в младшем и к понятийному, теоретическому в среднем и старшем школьных возрастах. Конечно, границы эти подвижны, динамичны; многое тут зависит от характера и качества процесса обучения, ко­торое «ведет за собой развитие». Данное положение Л. С. Выготского имеет методологическое значение для понимания подросткового мышления.

Таким образом, учить мыслить студентов в процессе обучения - это значит, учитывая их природные особеннос­ти, опираться на методологические и психологические ос­новы их развития, обеспечивать усвоение содержания учебных предметов при одновременном учете операцион­ного и мотивационного аспектов учения.

Данное исследование было посвящено содержанию, развитию и формированию творческого мышления студентов, а также установлению взаимосвязи между уровнем сформированности творческого мышления и уровнем развития логического мышления, между уровнем сформированности творческого мышления и успеваемостью.

В качестве гипотезы нашего исследования было выдвинуто предположение о том,что комплексная развивающая программа, содержащая в себе как когнитивные, так и личностные компоненты, способствует формированию творческого мышления, развивает показатели логического мышления, повышает уровень обученности старших подростков.

На первом этапе работы была проведена диагностика уровня творческого мышления подростков, а также уровня их логического мышления. В исследовании были использованы следующие методы сбора данных:

· Тест креативности П. Торренса;

· Тест вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда(в модификации Е. Туник);

· Методика отдаленных ассоциаций С. Медника (вербальная креативность);

· Методика Зака

Применяя данный инструментарий, была проведена первичная диагностика 30 обучающихся 1-2 курсов (15 человек - экспериментальная группа, 15 - контрольная). Полученные в ходе экспериментального исследования данные стали отправной точкой для проведения формирующего эксперимента.

Была составлена программа по развитию творческого мышления, которая состоит из четырех связанных между собой блоков:

ü Блок формирования коммуникативных умений;

ü Блок формирования у подростков уверенности в себе;

ü Блок развития доверия к себе и окружающим;

ü Блок развития творческого мышления.

Занятия проводились в форме психологического тренинга, в ходе которого эти блоки тесно переплетались между собой.

При разработке данной программы было учтено, что для того чтобы сформировать у обучающихся умения творчески решать задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. С этой целью в каждое занятие вводились задания, упражнения, которые помогали обогатить багаж знаний старших подростков.

На занятиях особой внимание уделялось созданию атмосферы открытости, благожелательности, в которой подростки могли бы свободно выражать свои мысли, чувства, делиться своими идеями, предлагать необычные способы решения заданий без страха быть осужденными.

По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика в экспериментальной группе с помощью того же инструментария. Данные показали, что если в контрольной группе они изменились незначительно, то в экспериментальной группе виден заметный рост по всем показателям. Например, после проведения повторной диагностики по тесту вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда по показателю «оригинальность» мы выяснили, что в экспериментальной группе среднее значение показателя изменилось с 38,5 до 76,8, а контрольной группе роста не было совсем. Диагностика по методике отдаленных ассоциаций С. Медника показала, что индекс оригинальности в экспериментальной группе изменился с 0,2 до 0,45, а в контрольной группе - с 0,2 до 0,23. По методике А.З.Зака данные следующие: в экспериментальной группе количество правильных ответов изменилось в среднем с 17 до 19, а в контрольной группе с 17,1 до 17. То есть данный показатель в контрольной группе даже снизился. То же мы видим и с уровнем обучаемости. Если в экспериментальной группе у обучающихся средний балл за первую четверть был 8,87, то за четвертую - 9,04. А в контрольной группе уровень обучаемости снизился с 8,53 до 8,51. Следовательно, можно говорить, что комплексная развивающая программа, содержащая в себе как когнитивные, так и личностные компоненты, способствует формированию творческого мышления, развивает показатели логического мышления, повышает уровень обученности старших подростков. Таким образом, после проведенной работы можно говорить, что разработка и проведение подобных программ целесообразна и необходима.

 

 

Список литературы

 

1. Джапаров, Р.Р. Методика выполнения дипломных работ. / Р.Р. Джапаров, К.А. Байдалиев, Е.М. Джаналиев. – Уральск, РГКП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана», 2010.

2. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения//Начальная школа. - 1995. - №3.

3. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. - 1973. - №6.

4. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания// Начальная школа. - 1996.

5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Институт практической психологии, Воронеж НПО и МОДЭ1996

6. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973.

7. Селье,Г. Формирование творческого мышления/ Г.Селье -М.: Издательский центр «Академия», - 1987.

8. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления у детей-дошкольников / А.Э. Симановский. - Ярославль, 1999.

9. Козырев А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Пенза: НМЦ ПГОО, 1994.

10. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976.

11. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990.

12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.

13. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 1996.

14. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М.,

15. Марцинковская. Т. Д, Григорович. Л. А. Психология и Педагогика «Проспект» 2009

16. Психология для студентов вузов. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 560 с.

17. Картер, Ф. Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мыщления,памяти, сообразительности и интеллекта/ Ф.Картер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 239с.

18. Пономарёв, Я. А. Психология творчества/ Я.А. Понамарев - М.:Политиздат, 1976. - 218с.

19. Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества/ Р. Мэй. - Львов: Инициатива, 2001, - 212с.

20. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.bookap.by.ru/genpsy/psyenc/gl26.shtm - Дата> доступа: 12.02.2010.

. Пуанкаре, А. Математическое творчество / Пуанкаре А. - М.:ВЛАДОС, 1970. - 418с.

21. Развитие творческого мышления [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.superidea.ru/tm/ - Дата доступа: 04.11.2009.

 

22.Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Специальность 5В012000 - «Профессиональное обучение»

 

 

 

 

 

Уральск 2014

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

 

Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана

«Допущен к защите»

Заведующий кафедрой

«ПиТО» _________Джаналиев. Е.М

«____»____________2014 г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Формирование творческого мышления обучающихся на занятиях по специальным учебным предметам в колледже»

 

 

Специальность 5В012000 - «Профессиональное обучение»

 

 

Выполнилстудент группы ПО-42:_____________________ Башпаков. М. Т.

 

Научный руководитель:_____________________________ Сарбалина. Б.Д.

 

 

Уральск 2014

Западно - Казахстанский аграрно-технический университет

Им. Жангир хана

 

 

Факультет: политехнический

Кафедра: Профессиональное и техническое обучение

Специальность: 5B012000- «Профессиональное обучение»

 

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

«П и ТО»_____Джаналиев Е.М.

«____»__________2013 г.

 

ЗАДАНИЕ

На дипломную работу

Студент Башпаков Мейрбол Тынысович

(фамилия, имя, отчество)

Тема дипломной работы: Формирование творческого мышления обучающихся на занятиях по специальным учебным предметам в колледже

Утверждена приказом по университету №___ от «__»_______________2013г.

Срок задачи студентом законченного проекта (работы): 2014

Исходные данные к проекту (работе): Учебно-методическая документация школы М. Маметовой, ЗКО, Бокейординкого района

Перечень подлежащих разработке в дипломной работе вопросов и краткое содержание:

1. Психолого – педагогические основы развития творческого мышления студентов.

2. Экспериментальное исследование уровня сформированности творческого мышления старших подростков

 

 


График подготовки дипломной работы

 

  № п/п   Наименование разделов, перечень разрабатываемых вопросов Срок представления научному руководителю   Примечание
  Введение 16.02  
  1.1Понятиеи проблема творческого мышления 24.02  
  1.2 развития творческого мышления 27.02  
  1.3 Условие формирования творческого мышления студентов 12.03  
  1.4 Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления 15.03  
  2.1Методики диагностики мышления в колледже. 06.04  
  2.2Результаты диагностики уровня сформированности творческого мышления у младших подростков 14.04  
  2.3 Программа формирующего эксперимента 20.04  
  2.4 Анализ результатов повторной диагностики 05.05  
  Заключение 20.05  

 

 

Дата выдачи задания: «___»____________2013г.

 

 

Научный руководитель______________________________ Сарбалина.Б.Д

(подпись) (Ф.И.О.)

Задание принял к исполнению,

Студент_____________________________________________ Башпаков.М.Т (подпись) (Ф.И.О.)

 

 


Содержание

Введение ……………………………………


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.