Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Описание учебной дисци пліни

2017-11-17 309
Описание учебной дисци пліни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ ПЛІНИ

 

 

Наименование показателей Область знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
дневная форма учебы заочная форма учебы
Количество кредитов - 1 Область знаний 00203 - Гуманитарные науки   Нормативная
Направление подготовки 6. 020302 - История  
  Модулей - 1   Специальность (профессиональное направление): 6. 020302 - История Год подготовки:
  Содержательных модулей -   1-й -
Индивидуальное научно-исследовательское задание Семестр
  Общее количество часов - 72   1-й -
Лекции
Недельных часов для дневной формы учебы: аудиторных - 1 самостоятельной работы студента - 1 Образовательно-квалификационный уровень: специалист 36 час. -  
Практические, семинарские
36 час. 2 час.
Лабораторные
час. час.
Самостоятельная работа
час.   -  
Индивидуальные задания: час.
  Вид контроля: экзамен

 

 

 


  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели:

v На основе знакомства с важнейшими историографическими источниками помочь студентам овладеть навыками анализа научных текстов;

v способствовать выработке гражданской, патриотической и нравственной позиции как основы личностного развития, воспитывать уважение к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, на основе ознакомления с исторически сложившимися культурными традициями народа формировать ценностные ориентиры студенчества

 

 

Задачи:

§ Приобрести знания об основных этапах развития исторической науки;

§ сформировать системные знания и представления о главных направлениях и течениях отечественной и мировой исторической мысли

знать:

§ В соответствии с установленными целью и задачами, студенты, осваивающие содержание курса «Историография», должны знать:

§ теоретические проблемы историографии отечественной истории,

§ развитие ее методологии,

§ борьбу мнений по коренным теоретическим и методологическим положениям;

§ проблемы постепенного расширения и изменения как тематики, которой занимались историки, так и источников, привлекаемых при этом;

§ совершенствование источниковедческих приемов исследования и критики источников.

уметь:

§ В процессе освоения содержания курса студенты должны уметь:

§ оперировать понятийными знаниями;

§ разбираться в специальной литературе,

§ критически подходить к ней;

§ выбирать самостоятельно темы для исследовательской работы.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержательный модуль 1. Историография: теория и практика

Тема 1. Предмет и задачи историографии.

Место историографии в системе исторических дисциплин. Понятие «историография». Предмет историографии: эволюция взглядов на данный вопрос. Взаимодействие с другими направлениями исторического знания. Историографический факт. Историографический источник. Типология историографических источников. Основные факторы развития исторической науки. Специфика исторического познания. Объективность и достоверность исторического знания. Структурные уровни исторической науки. Научные направления и школы. Принципы и методы историографического исследования. Взаимосвязь теоретико-методологических воззрений исследователя и его конкретной историографической практики. Социальные функции исторического знания. Историческое сознание и историческая память. Пространство историографии в современном обществе. Связь развития исторической науки и современности. Значение историографических исследований.

Тема 18. Проблемы историографии русского зарубежья.

Евразийство как идейное и общественно-политическое течение русской эмиграции. (Н.С.Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Г. В. Вернадский, В.Н. Ильин и др.). Историческая концепция евразийцев: особенности исторического развития России. Работа П. Н. Милюкова «Главные течения русской исторической мысли». Основные периоды развитие исторической науки в России. Вопрос о значение «внутренних» и «внешних» интеллектуальных традиций. «Очерки по истории науки в России» Г.В. Вернадского. Попытка «проследить главные линии русской исторической мысли». Обращение к проблемам интеллектуального развития человечества и методологии истории. Отношение к эмигрантской советской исторической науки. Современное евразийство.

 

Структура УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Название содержательных модулей и Количество часов
дневная форма заочная форма
всего В том числе всего В том числе
л п лаб инд с.р. л п лаб инд с.р.
Модуль 1
Содержательный модуль 1. Историография: теория и практика  
Тема 1. Предмет и задачи историографии                        
Тема 2. Развитие исторических знаний в древности                        
Тема 3. Средневековая западноевропейская историография VI - XV вв.                        
Тема 4. Начальные этапы древнерусской историографии                        
Тема 5. Развитие исторических знаний на Руси в XVI - XVII вв.                        
Тема 6. Развитие исторических знаний в XVII вв.                        
Тема7. Западноевропейская историография в XVIII вв.                        
Тема 8. Исторические концепции Века Просвещения в России.                        
Тема 9. Российская историография конца XVIII — первой половины XIX вв.                        
Тема10. Западноевропейская историография в первой половине XIX века.                        
Тема 11. Европейская историография второй половины XIX века                        
Тема 12. Основные направления в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв.                        
Тема 13. Теория и практика европейской историографии в начале ХХ века.                        
Тема 14. Марксизм и материалистическое понимание истории                        
Тема 15. Историческая наука в СССР.                        
Тема 16. Основные тенденции развития ведущих национальных исторических школ в ХХ в.                        
Тема 17. Современная российская историография.                        
Тема 18. Проблемы историографии русского зарубежья.                        
Всего по содержательному модулю 1                        
Всего                        
                                 

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ из/п Название темы Количество часов
  Предмет и задачи историографии  
  Развитие исторических знаний в древности  
3. Средневековая западноевропейская историография VI - XV вв.  
4. Начальные этапы древнерусской историографии  
5. Историография эпохи Возрождения.  
6. Развитие исторических знаний в XVII вв.  
7. Западноевропейская историография в XVIII вв.  
8. Исторические концепции Века Просвещения в России.  
9. Российская историография конца XVIII — первой половины XIX вв.  
10. Западноевропейская историография в первой половине XIX века.  
11. Европейская историография второй половины XIX века  
12. Основные направления в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв.  
13. Теория и практика европейской историографии в начале ХХ века.  
14. Марксизм и материалистическое понимание истории  
15. Историческая наука в СССР.  
16. Основные тенденции развития ведущих национальных исторических школ в ХХ в.  
17. Современная российская историография.  
18. Проблемы историографии русского зарубежья.  

 

 

Темы практических занятий

№ из/п Название темы Количество часов
  Не предусмотрены  

 

 

Темы лабораторных занятий

№ из/п Название темы Количество часов
  Не предусмотрены  

 

Самостоятельная работа

№ з/п Название темы Количество часов
  Не предусмотрены  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. В соответствии с задачами семинаров

МЕТОДЫ обучения

Лекции

Практические занятия

Индивидуальные консультации относительно организации самостоятельной работы

 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

8.1. Методы текущего контроля:

- выполнение тестовых заданий;

- участие в обсуждении проблемных вопросов во время лекции,

- конспектирование монографии;

- выполнения индивидуального творческого задания (на семинаре)

Вопросы к экзамену

  1. Предмет, задачи, методы историографии
  2. Дискуссии по вопросу определения предмета историографии как науки
  3. Развитие исторических знаний в традиционных обществах древности
  4. Развитие исторических знаний в античную эпоху
  5. Средневековая западноевропейская историография VI - XV вв.
  6. Историография Византии
  7. Творчество Августина и его значение для западноевропейской исторической мысли.
  8. Начальные этапы древнерусской историографии
  9. Процессы в русском летописании XIV-XVI вв.
  10. Историография эпохи Возрождения.
  11. Античность в историческом сознании и историографии Ренессанса.
  12. Развитие исторических знаний в XVII вв. на Руси.
  13. Историческая мысль в XVII в. в Европе.
  14. Западноевропейская историография в XVIII вв.
  15. Развитие идей просвещения в странах Европы.
  16. Исторические концепции Века Просвещения в России.
  17. Петровские преобразования в России и их роль в развитии исторических знаний.
  18. Российская историография конца XVIII — первой половины XIX вв.
  19. Формирование основных исторических концепций в трудах ведущих российских историков.
  20. Западноевропейская историография в первой половине XIX века.
  21. Философия истории Г. Гегеля.
  22. Европейская историография второй половины XIX века
  23. О. Конт как теоретик позитивизма.
  24. Основные направления в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв.
  25. Формирование основных исторических концепций в трудах ведущих российских историков.
  26. Развитие идей позитивизма в российской историографии.
  27. Изучение истории украинского народа в Российской империи и Австро-Венгрии.
  28. Теория и практика европейской историографии в начале ХХ века.
  29. Вебер о природе исторического познания.
  30. Марксизм и материалистическое понимание истории.
  31. Становление марксистской концепции истории России.
  32. Историческая наука в СССР. Общий обзор.
  33. Последние годы существования дореволюционных научных школ в исторической науке СССР.
  34. Советская историография 40 – конца 80-х гг.
  35. Основные тенденции развития ведущих национальных исторических школ в ХХ в.
  36. Школа «Анналов» и ее влияние на развитие исторической мысли.
  37. Постмодернизм и историческая наука.
  38. Современная российская историография.
  39. Проблемы историографии русского зарубежья.
  40. Современный этап развития украинской историографии.

 

 


12. распределение баллов, которые получают студенты

Дневное отделение

Поточный контроль (max 100 баллов) Общее количество баллов    
Содержательный модуль 1
  Работа в аудитории   СРС   Творческое задание Сумма баллов за СМ1
3х9=27 Самостоятельное изучение литературы: конспект - 23      

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1993.

2. Историография истории России до 1917 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М., 2003.

Учебники и учебные пособия

1. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.;Л., 1964.

2. Герасименко Г.А. История Российской исторической науки (дооктябрьский период). Учеб. пособие. – Псков, 1998.

3. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. Учеб. пособие // Под ред. И.П.Дементьева. – М., 1990.

4. Историография истории России до 1917г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. // Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М., 2003.

5. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Пособие для вузов. – М., 2004.

6. Сахаров А.М. Историография истории СССР. Досоветский период. Курс лекций. – М., 1978.

7. Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец ХVIII – первая треть ХIХ в.). Учеб. пособие // Под ред. И.Д. Ковальченко. – М., 1990.

8. Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец ХIХ – начало ХХ в.). Учеб. пособие // Под ред. И.Д. Ковальченко. – М., 1985.

9. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до ХVIII в. Курс лекций. – Л., 1982.

10. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917г. Учебное пособие. – Л., 1993.

11. Шеуджен Э.А. Историография: Вопросы теории и методологии. Курс лекций. – Майкоп, 2005.

12. Шеуджен Э.А. Историография: История исторической науки. Курс лекций. – Майкоп, 1999.

РекомендованНаЯ література

 

1. Августин Аврелий. О Граде Божьем. Т. 1-4. – М.,1994.

2. Алексеева Г.Д. Октябрьская революция и историческая наука //Историческая наука России в ХХ веке. – М., 1997.

3. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (ХVIII – первая половина ХIХ в.). – М., 1985.

4. Анналы на рубеже веков: антология. – М., 2002.

5. Аристотель. Политика. Афинская полития. – М., 1997

6. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. – СПб., 2003.

7. Бестужев-Рюмин К.Н. Биографии и характеристики (летописцы России). – М., 1997.

8. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

9. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. – М., 1986.

10. Богданов А.П. От летописания к исследованию. Русские историки последней четверти ХVII в. – М., 1995.

11. Боден Ж. Метод легкого познания истории. – М., 2000.

12. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура. Субъективные заметки об истории советского общества. – М., 1992.

13. Брачев В.С. «Дело историков» 1929 – 1931 гг.– СПб., 1997.

14. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV – ХVIII вв. В 3 т. – М., 1986 - 1992.

15. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Сочинение. В 2т. Т.1.– М., 1977.

16. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

17. Вернадский Г.В. Русская историография. – М., 1998

18. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. – М.; Киев, 1994.

19. Полибий. Всеобщая история. – СПб., 1994.

20. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб., 1993.

21. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1976.

22. Геродот. История. В 9 кн. – М., 1993

23. Гуревич А. Избранные труды. В 2 т. – М.; СПб., 1999.

24. Гуревич А. История и историки. – М., 2004.

25. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

26. Дройзен И. Историка. – СПб., 2004

27. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – М., 1997.

28. Историки Греции: Геродот, Фукидид, Ксенофонт. – М., 1976.

29. Историки Рима. – М., 1970.

30. Историческая наука России в ХХ в. – М., 1997.

31. Исторические исследования в России: Тенденции последних лет. – М., 1996.

32. История в Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. – Л., 1978.

33. Кареев Н.И. Отчет о русской исторической науки за 50 лет (1876-1926 гг.) // Отечественная история. 1994. №2.

34. Киреева Р.А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины ХIХ в. до 1917 г. – М., 1983.

35. Ключевский В.О Лекции по русской историографии. Соч. В 9 т. Т.VII. - М., 1989.

36. Ключевский В.О. М.П. Погодин, С.М. Соловьев, Н.И.Костомаров. Соч. В 9 т. Т.VII. – М., 1989.

37. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987.

38. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. – М., 1980.

39. Копосов Н.Е. Как думают историки. – М., 2001

40. Кроче Б. Теория и история историографии. – М., 1998.

41. Ксенофонт. Греческая история. – СПб., 2000.

42. Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры ХVII – ХVIII вв. – М., 1990

43. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. – СПб., 2003.

44. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. – СПб., 2008.

45. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. – М., 2007.

46. Мабли Г.-Б. Об изучении истории. О том, как писать историю. – М., 1993.

47. Макиавелли Н. История Флоренции. – М., 1973.

48. Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. – М,, 2008.

49. Мейер Э. Труды по методологии и истории исторической науки. – М., 2003.

50. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1990.

51. Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. – М., 1992.

52. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. – М., 1990.

53. Полибий. Всеобщая история. В 3 т. – СПб., 1994-1995.

54. Про А. Двенадцать уроков по истории. – М., 2000.

55. Пушкарева Н. Гендерная теория и историческое знание. –СПб., 2007.

56. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. – М., 1998

57. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

58. Сахаров А.М. Методология истории и историографии. Статьи и выступления. – М., 1981.

59. Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. – М.,1990.

60. Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом, или знают ли американцы историю. – М., 2008.

61. Соловьев С.М. Писатели русской истории XVIII в. Соч. В 18 кн. Кн. XVI. – М., 1995.

62. Татищев В. Н. Избранные произведения. – Л.,1979.

63. Тацит К. Сочинения. В 2 т. – Л., 1969.

64. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991.

65. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. – М.,2000.

66. Февр Л. Бои за историю. – М., 1991

67. Фукидид. История. – СПб., 1999.

68. Фуко М.Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994.

69. Хаттон П. История как искусство памяти. – СПб., 2003.

70. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992

71. Шиллер И.Ф. В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения. Собр.соч. В 8т. Т. VII. Исторические работы.– М.; Л., 1937.

72. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой культуры. В 2 т. – М., 2004.

73. Экштут С. Битвы за храм Мнемозины: Очерки интеллектуальной истории. – СП б., 2003.

74. Эйнгард. Жизнь Карла Великого. – М., 2000.

75. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 23-178.

 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ ПЛІНИ

 

 

Наименование показателей Область знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
дневная форма учебы заочная форма учебы
Количество кредитов - 1 Область знаний 00203 - Гуманитарные науки   Нормативная
Направление подготовки 6. 020302 - История  
  Модулей - 1   Специальность (профессиональное направление): 6. 020302 - История Год подготовки:
  Содержательных модулей -   1-й -
Индивидуальное научно-исследовательское задание Семестр
  Общее количество часов - 72   1-й -
Лекции
Недельных часов для дневной формы учебы: аудиторных - 1 самостоятельной работы студента - 1 Образовательно-квалификационный уровень: специалист 36 час. -  
Практические, семинарские
36 час. 2 час.
Лабораторные
час. час.
Самостоятельная работа
час.   -  
Индивидуальные задания: час.
  Вид контроля: экзамен

 

 

 


  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели:

v На основе знакомства с важнейшими историографическими источниками помочь студентам овладеть навыками анализа научных текстов;

v способствовать выработке гражданской, патриотической и нравственной позиции как основы личностного развития, воспитывать уважение к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, на основе ознакомления с исторически сложившимися культурными традициями народа формировать ценностные ориентиры студенчества

 

 

Задачи:

§ Приобрести знания об основных этапах развития исторической науки;

§ сформировать системные знания и представления о главных направлениях и течениях отечественной и мировой исторической мысли

знать:

§ В соответствии с установленными целью и задачами, студенты, осваивающие содержание курса «Историография», должны знать:

§ теоретические проблемы историографии отечественной истории,

§ развитие ее методологии,

§ борьбу мнений по коренным теоретическим и методологическим положениям;

§ проблемы постепенного расширения и изменения как тематики, которой занимались историки, так и источников, привлекаемых при этом;

§ совершенствование источниковедческих приемов исследования и критики источников.

уметь:

§ В процессе освоения содержания курса студенты должны уметь:

§ оперировать понятийными знаниями;

§ разбираться в специальной литературе,

§ критически подходить к ней;

§ выбирать самостоятельно темы для исследовательской работы.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.