Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России

2017-11-17 473
Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

Направление подготовки

37.03.02 – Конфликтология

 

Уровень образования

Академический бакалавриат

Форма обучения – Очная

 

 

г. Ростов-на-Дону, 2017

 


Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 – Конфликтология, утвержденного приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации

от «12» ноября 2015 г. № 1328

 

 

Составитель: ____________________ (В.В. Ковалев)

«06» апреля 2017 г.

 

Программа одобрена на заседании кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований ИСиР ЮФУ

«07» апреля 2017 г., протокол № 12

 

Заведующий кафедрой: _______________________ (Ю.Г. Волков)

«07» апреля 2017 г.


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели:

– формирование исторической компетентности и гражданственности студентов, овладение ими современными историческими знаниями и способами их инструментального использования в образовательной и профессиональной деятельности;

– формирование общекультурной компетентности студентов, основанной на логическом, критическом, рефлексивном и системном мышлении и способности к коммуникации в инновационном обществе.

Задачи:

– развитие познавательной самостоятельности и исторического мышления студентов;

– формирование исторических компетенций студентов, связанных с пониманием и объяснением исторических процессов;

– развитие способностей студентов к актуализации исторических знаний в современных коммуникативных практиках.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «История» относится к общенаучному циклу (базовая часть). Объем дисциплины – 3 зачетных единиц. Всего: 108 час., из них: 54 час. – контактная работа обучающихся с преподавателем (18 час. – лекции, 36 час. – практические); 54 час. – самостоятельная работа студентов.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания и способности к познавательной активности, приобретенные в средней школе:

– исторические знания по всемирной истории и истории России;

– знание исторической терминологии;

– умения использовать исторические знания и терминологию в образовательной деятельности;

– способности к системному и логическому мышлению;

– способности к познавательной активности.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

– История социологии (профессиональный цикл);

Знания:

– теории всемирно-исторического процесса;

– концепции исторического развития России.

Умения:

– использовать теории всемирно-исторического процесса в образовательной и профессиональной деятельности;

– использовать концепции исторического развития России в образовательной и профессиональной деятельности;

– отстаивать гражданскую позицию с помощью исторической аргументации.

Навыки:

– методикой логического анализа и понимания исторических текстов;

– методикой систематизации и концептуализации учебного исторического материала составления письменных и устных текстов;

– технологиями публичных выступлений и участия в дебатах на исторические темы.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных:

– способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

б) общепрофессиональных:

– способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОПК-4).


IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Форма отчетности: письменный экзамен.

4.1 Структура дисциплины

МОДУЛИ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ Семестр Неделя семестра Виды учебной работы и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Лекции Практические занятия В интерактивной форме Самостоятельная работа
1. Модуль 1. Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России.   1-4          
1.1. Введение в изучение учебной дисциплины           Задания для самостоятельной работы.
1.2. Теории всемирно-исторического процесса             Задания для самостоятельной работы
1.3. Концепции исторического развития России             Задания для самостоятельной работы
2. Модуль 2. История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до начала XXI в.   5-18          
2.1. История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до XVII в.   5-6         Задания для самостоятельной работы
2.2. История России во всемирном историческом процессе в XVII – XVIII вв.   7-8         Задания для самостоятельной работы
2.3. История России во всемирном историческом процессе в XIX в.   9-10         Задания для самостоятельной работы
2.4. История России во всемирном историческом процессе в первой половине XX в.   11-12         Задания для самостоятельной работы
2.5. История России во всемирном историческом процессе во второй половине XX в.   13-15         Задания для самостоятельной работы
2.6. История России во всемирном историческом процессе в конце XX – начале XXI в.   16-17         Задания для самостоятельной работы

4.2. План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Недели МОДУЛИ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ Самостоятельная работа Оценочное средство
Виды самостоятельной работы Сроки выполне­ния Затра­ты време­ни (час.)
1-3 Модуль 1. Теории всемирно-историчес­ко­го процесса и кон­цеп­ции исторического развития России.   06.09.17– 27.09.17   Самостоя­тельная работа, тесты, контрольная работа.
  Введение в изучение учебной дисциплины Написание эссе. 13.09.17   Эссе  
  Теории всемир­но-исто­рическо­го процесса Составление концептуальных ответов на вопросы; выполнение учебных заданий. 20.09.17   Логические задачи, учебные задания, доклады
  Концепции исторического развития России Составление концептуальных ответов на вопросы; выполнение учебных заданий. 27.09.17   Логические задачи, учебные задания, доклады
5-18 Модуль 2. История России во всемирном историческом про­цес­се с древнейших времен до начала XXI в.   04.10.17–27.12.17   Самостоя­тельная работа, тесты, контрольная работа.
5-6 История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до XVII в. Составление концептуальных ответов на вопросы; выполнение учебных заданий; решение логических задач; конструирование понятий. 04.10.17   Логические задачи, учебные задания, доклады
7-8 История России во всемирном историческом процессе в XVII – XVIII вв. Составление концептуальных ответов на вопросы; выполнение учебных заданий; решение логических задач; конструирование понятий. 18.10.17   Логические задачи, учебные задания, доклады
9-10 История России во всемирном историческом процессе в XIX в. Составление концептуальных ответов на вопросы; выполнение учебных заданий; решение логических задач; конструирование понятий. 15.11.17   Логические задачи, учебные задания, доклады
11-12 История России во всемирном историческом процессе в первой половине XX в. Составление концептуальных ответов на вопросы; выполнение учебных заданий; решение логических задач; конструирование понятий. 29.11.17   Логические задачи, учебные задания, доклады
13-15 История России во всемирном историчес­ком процессе во второй половине XX в. Составление концептуальных ответов на вопросы; выполнение учебных заданий; решение логических задач; конструиро­вание понятий. 13.12.17   Логические задачи, учебные задания, доклады
16-17 История России во всемирном историчес­ком процессе в конце XX – начале XXI в. Составление концептуальных ответов на вопросы; выполнение учебных заданий; решение логических задач; конструиро­вание понятий; написание эссе. 27.12.17   Логические задачи, учебные задания, доклады, эссе.
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)  
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)  

ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ»

 

Самостоятельная работа проводится по модулям в соответствии с учебным графиком.

График выполнения заданий для самостоятельной работы
Модули Сроки Формы контроля
1. Модуль 1. Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России. 27.09.16. Письменная Работа
2. Модуль 2. История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до начала XXI в. 17.12.16. Письменная работа

Модуль 1.

Задание 1. Написать эссе на тему «Зачем конфликтологу надо изучать историю?».

Задание 2. Подготовить концептуальные ответы на вопросы (письменно):

1. Теории всемирно-исторического процесса.

2. Концепции исторического развития России.

Задание 3. Составить структурно-логические схемы:

1. Теории всемирно-исторического процесса.

2. Концепции истории России в XIX–XX вв.

3. Историческая концепция России В.Н. Татищева.

4. Историческая концепция России Н.М. Карамзина.

5. Историческая концепция России С.М. Соловьева.

6. Историческая концепция России В.О. Ключевского.

7. Исторические концепции России в XX – начале XXI в.

Задание 4. Сравнить:

1) линейно-стадиальную и циклическую теории всемирно-исторического процесса;

2) формационную и цивилизационную теории всемирно-исторического процесса;

3) капиталистическую и феодальную общественно-экономические формации;

4) стадиальный и локальный подходы к пониманию цивилизации;

5) исторические концепции России Н.М. Карамзина и В.Н. Татищева;

6) исторические концепции России В.О. Ключевского и С.М. Соловьева.

Задание 5. Сконструировать понятия (через признаки, структуры, функции):

История, мировая история, всемирная история, всемирно-исторический процесс, историческая теория, историческая концепция, историография.

Модуль 2.

До начала XXI в.

Задание 1. Подготовить концептуальные ответы на вопросы (письменно):

1. Русь во всемирно-историческом процессе в IX–XVI вв.

2. Русь в IX–XIII вв.

3. Россия в XIV–XV вв.

4. Россия в XVI в.

5. Россия во всемирно-историческом процессе в XVII–XVIII вв.

6. Россия в XVII в.

7. Россия в первой половине XVIII в.

8. Россия во второй половине XVIII в.

9. Россия во всемирно-историческом процессе в XIX– начале XX в.

10. Россия в первой половине XIX в.

11. Россия во второй половине XIX в.

12. Россия в начале XX в.

13. СССР во всемирно-историческом процессе в первой половине XX в.

14. Советская Россия в 1917 г. – начале 20-х гг. XX в.

15. СССР во второй половине 20-х – конце 30-х гг. XX в.

16. СССР в годы Великой отечественной войны.

17. СССР во второй половине 40-х – середине 50-х гг. XX в.

18. СССР во всемирно-историческом процессе в середине 50-х – начале 90-х гг. XX в.

19. СССР в середине 50-х – середине 80-х гг. XX в.

20. СССР во второй половине 80-х гг. XX в.

21. Распад СССР.

22. Россия во всемирно-историческом процессе в конце XX – начале XXI в.

23. Россия в 90-х гг. XX в.

24. Россия в начале XXI в.

Задание 2. Составить хронологические таблицы:

1. Мировая история с древнейших времен до IX в.

2. Всемирно-исторический процесс в IX–XVI вв.

3. Русские князья в IX – XVI вв.

4. Всемирно-исторический процесс в XVII–XVIII вв.

5. Русские цари в XVI – XVII вв.

6. Российские императоры в XVIII в.

7. Войны России в XVI – XVII вв.

8. Войны России в XVIII в.

9. Всемирно-исторический процесс в XIX – начале XX в.

10. Российские императоры XIX в.

11. Войны России в XIX в.

12. Всемирно-исторический процесс в первой половине XX в.

13. Советские правители в первой половине XX в.

14. Россия в первой мировой войне.

15. СССР во второй мировой войне.

16. Всемирно-исторический процесс в первой половине XX в.

17. Советские правители во второй половине XX в.

18. Внешняя политика СССР в 50–80-х гг.

19. Всемирно-исторический процесс в конце XX – начале XXI в.

20. Президенты России.

21. Внешняя политика России в конце XX – начале XXI в.

Задание 3. Составить структурно-логические схемы:

1. Реформы в России в XVI в.

2. Реформы в России в первой четверти XVIII в.

3. Реформы в России во второй половине XIX в.

4. Реформы в России в начале XX в.

5. Социалистическая модернизация в СССР.

6. Реформы в СССР в середине 50-х – середине 80-х гг.

7. Реформы в СССР в период «перестройки».

8. Реформы в России в 90-х гг. XX в.

9. Реформы в России в начале XXI в.

Задание 4. Доказать, что:

1) в IХ в. у восточных славян образовалось государство;

2) в России в первой четверти XVIII в. возникла абсолютная монархия;

3) в России во второй половине XIX в. осуществлялась модернизация.

4) в начале ХХ в. в России появились элементы конституционной монархии;

5) в СССР в середине 30-х гг. в основном был построен социализм;

6) в России 90-х гг. ХХ в. осуществлялась модернизация

Задание 5. Сравнить:

1) линейно-стадиальную и циклическую теории всемирно-исторического процесса;

2) формационную и цивилизационную теории всемирно-исторического процесса;

3) капиталистическую и феодальную общественно-экономические формации;

4) стадиальный и локальный подходы к пониманию цивилизации;

5) исторические концепции России Н.М. Карамзина и В.Н. Татищева;

6) исторические концепции России В.О. Ключевского и С.М. Соловьева;

7) форму правления в России при Иване IV и Петре I;

8) реформы первой четверти XVIII в. и второй половины XIX в.;

9) взгляды западников и славянофилов на перспективы развития России;

10) политическую систему России до и после революции 1905–1907 гг.;

11) НЭП и политику «военного коммунизма».

12) капиталистическую и социалистическую модернизации;

13) политические системы в СССР и современной России;

14) государственную деятельность Л.И. Брежнева и М.С. Горбачева;

15) внешнюю политику России при Б.Н. Ельцине и В.В. Путине.

Задание 6. Сконструировать понятия (через признаки, структуры, функции):

Государство, империя, самодержавие, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, феодализм, крестьянин, помещик, крепостничество, промышленный переворот, индустриализация, капитализм, буржуазия, пролетариат, внутренняя политика, политика «просвещенного абсолютизма», этатизм, патернализм, модернизация, вторичная модернизация, вестернизация, реакционеры, либералы, революционеры, консерваторы, декабристы, западники, славянофилы, революционеры-демократы, революционные народники, эсеры, социал-демократы, националисты, октябристы, кадеты, большевики, меньшевики, конституционная монархия, революция, буржуазно-демократическая революция, социалистическая революция, Государственная дума, двоевластие, временное правительство, советы рабочих и солдатский депутатов, Учредительное собрание, «Тройственный союз», «Антанта», социализм, тоталитаризм, социалистическая модернизация, индустриализация, коллективизация, культурная революция, конституция, культ личности, социалистический лагерь, СЭВ, Варшавский договор, «застой», «перестройка», шоковая терапия, демократизация.

Задание 7. Подготовить доклад

Задание 8. Написать эссе.


V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Учебный процесс строится на принципах познавательно-развивающей парадигмы образования в рамках активных и интерактивных форм проведения занятийс использованием современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий: проблемная, интерактивная и контекстная лекции, лекция-беседа, лекция с заранее запланированными ошибками, эвристическая беседа, дискуссии, дебаты, кейс-технологии, деловая и ролевая игры, мозговой штурм, метод работы в малых группах, метод проектов, концептуализации и формализации учебных знаний, тренинг, компьютерные презентации, онлайн-поддержка самостоятельной работы студентов.

И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ

«ИСТОРИЯ»

Код компетенции Формулировка компетенции
ОК Общекультурные компетенции
ОК-2   – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
ОПК Общепрофессиональные компетенции
ОПК-4 способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОПК-4)

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

 

Контролируемые модули дисциплины Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства
1. Модуль 1. Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России. ОК-2, ОПК-4 Самостоятельная работа, тесты, контрольная работа, доклады, эссе
2. Модуль 2. История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до начала XXI в. ОК-2, ОПК-4 Самостоятельная работа, тесты, контрольная работа, доклады, эссе

 


Вопросы к экзамену

по дисциплине«История»

1. Теории всемирно-исторического процесса.

2. Концепции исторического развития России.

3. Мировая история с древнейших времен до IX в.

4. Русь во всемирно-историческом процессе в IX–XVI вв.

5. Русь в IX–XIII вв.

6. Россия в XIV–XV вв.

7. Россия в XVI в.

8. Россия во всемирно-историческом процессе в XVII–XVIII вв.

9. Россия в XVII в.

10. Россия в первой половине XVIII в.

11. Россия во второй половине XVIII в.

12. Россия во всемирно-историческом процессе в XIX– начале XX в.

13. Россия в первой половине XIX в.

14. Россия во второй половине XIX в.

14. Россия в начале XX в.

15. СССР во всемирно-историческом процессе в первой половине XX в.

16. Советская Россия в 1917 г. – начале 20-х гг. XX в.

17. СССР во второй половине 20-х – конце 30-х гг. XX в.

18. СССР в годы Великой отечественной войны.

19. СССР во второй половине 40-х – середине 50-х гг. XX в.

20. СССР во всемирно-историческом процессе в середине 50-х – начале 90-х гг. XX в.

21. СССР в середине 50-х – середине 80-х гг. XX в.

22. СССР во второй половине 80-х гг. XX в.

23. Распад СССР.

24. Россия во всемирно-историческом процессе в конце XX – начале XXI в.

25. Россия в 90-х гг. XX в.

26. Россия в начале XXI в.

 

Составитель ________________ В.В. Ковалев

«____»__________________2017 г.


 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

по дисциплине

«История»

 

Институт социологии и регионоведения.

Направлениеподготовки:37.03.02 – Конфликтология

 

1. Теории всемирно-исторического процесса.

2. Составить структурно-логическую схему « Реформы в России во второй половине XIX в.».

3. Составить хронологическую таблицу «Внешняя политика России в конце XX – начале XXI века».

 

Составитель ___________ В.В. Ковалев

 

Заведующий кафедрой ______________ Ю.Г. Волков

 

«____»__________________2017 г.

 

Экзамен по учебной дисциплине «История» проводится в письменной форме.

Критерии начисления баллов на экзамене по учебной дисциплине.

Баллы Критерии начисления баллов
22–27 1. Владение эмпирическими и теоретическими знаниями. 2. Умение оперировать базовыми понятиями учебного курса. 3. Умение решать познавательные задачи.
28–34 1. Владение эмпирическими и теоретическими знаниями. 2. Умение оперировать базовыми понятиями учебного курса. 3. Умение решать познавательные задачи. 4. Умение систематизации учебных знаний.
35–40 1. Владение эмпирическими и теоретическими знаниями. 2. Умение оперировать базовыми понятиями учебного курса. 3. Умение решать познавательные задачи. 4. Умение систематизации, концептуализации и формализации учебных знаний. 5. Умения логично выстраивать письменный текст.

 

Критерии начисления баллов на экзамене по учебной дисциплине утвержденные на заседании кафедры «__»___________2017 г.

 


Письменные тесты

по дисциплине«История»

 

Назначение тестов.

Письменные тесты используются в качестве заданий для самостоятельной работы по модулям учебной дисциплины.

Тестирование является обязательным для всех студентов в качестве рубежного контроля.

Вопросы к семинарским занятиям

по дисциплине«История»

Модули и темы Час. Вопросы для обсуждения
1. Модуль 1. Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России.    
1.2. Теории всемирно-исторического процесса   1. Стадиальные теории истории. 2. Циклические теории истории.  
1.3. Концепции исторического развития России   1. Исторические концепции XVIII–XIX вв. 2. Исторические концепции XX – начала XXI в.
2. Модуль 2. История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до начала XXI в.    
2.1. История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до XVII в.   1. Мировая история с древнейших времен до XVI в. 2. Древняя Русь в XI–XIII вв.. 3. Россия в XIV–XV вв. 4. Россия в XVI в.
2.2. История России во всемирном историческом процессе в XVII – XVIII вв.   1. Всемирная история в XVII – XVIII вв. 2. Россия в XVII в. 3. Россия в первой половине XVIII в. 4. Россия во второй половине XVIII в.
2.3. История России во всемирном историческом процессе в XIX в.   1. Всемирная история в XIX в. 2. Россия в первой половине XIX в. 4. Россия во второй половине XIX в.
2.4. История России во всемирном историческом процессе в первой половине XX в.   1. Всемирная история в первой половине XX в. 2. Россия в начале XX в. 3. СССР в 20–30-х гг. XX в. 4. СССР в годы Второй мировой войны.
2.5. История России во всемирном историческом процессе во второй половине XX в.   1. Всемирная история во второй половине XX в. 2. СССР в середине 40-х – середине 60-х гг. XX в. 3. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в. 4. СССР середине 80-х – начале 90-х гг. XX в.
2.6. История России во всемирном историческом процессе в конце XX – начале XXI в.   1. Всемирная история в конце XX – начале XXI в. 2. Россия в 90-х. XX в. 3. Россия в начале XXI в.  

«Трудные вопросы» по истории России

(для обсуждения на семинарских занятиях):

1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;

3. Исторический выбор Александра Невского;

4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;

5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

6. Присоединение Украины к России (причины и последствия);

7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, революции 1917г., прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР;

12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий;

13. Оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны;

14. Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

15. Оценка деятельности СССР в условиях «холодной войны»;

16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения в истории страны;

18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;

19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;

20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

«Трудные вопросы» по всеобщей истории

(для обсуждения на семинарских занятиях):

1. Кто виноват в Первой мировой войне?

2. Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы.

3. Причины прихода нацизма к власти.

4. Мотивы изменений внешней политики СССР в 30-е годы.

5. Виноват ли СССР в развязывании Второй мировой войны?

6. Были ли действия СССР в 1939-1941 гг. агрессивными?

7. Цена победы над фашизмом.

8. Причины «Холодной войны».

в Соотношение успехов и неудач СССР и США в «Холодной войне». Кто победил Карибском кризисе?

9. Соотношение социальных достижений и недостатков капиталистической и «социалистической» систем, их моделей. Что они дали развивающимся странам?

11. Соотношение успехов и неудач освободившихся стран, эффективность моделей догоняющей модернизации.

12. Причины распада «социалистического содружества». Кто выиграл в «Холодной войне»?

 

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.

Подготовка к семинарским занятиям предполагает: 1) составление концептуальных ответов на вопросы; 2) конструирование понятий; 3) решение логических задач; 4) подготовка учебных докладов.

При составлении концептуального ответа на вопрос необходимо придерживаться следующего плана: 1) хронология, 2) историография, 3) теория вопроса, 4) причины, 5) ход событий, 6) значение.

Конструировать понятия следует по образцу: … – это понятие для обозначения …, которое:

1. Характеризуется признаками: 1) …, 2) …..

2. Имеет структуру: 1) …, 2) …..

3. Выполняет функции: 1) …, 2) …..

Решение логической задачи на доказательство надо выполнять в соответствии со следующим алгоритмом: 1) определение базового понятия; 2) основные направления доказательства; 3) конкретно-исторические факты доказательства.

Решение логической задачи на сравнение надо выполнять в соответствии со следующим алгоритмом: 1) определение базового понятия; 2) параметры сравнения; 3) общее и различия.

Критерии начисления баллов заработу на семинарских занятиях.

Баллы Учебные действия
1–7 Выполнение заданий для семинарских занятий
8–15 1. Выступление с концептуальными ответами на вопросы. 2. Критика концептуальных ответов на вопросы. 3. Инструментальное использование понятий. 4. Самостоятельное решение логических задач. 5. Выступление с учебным докладом. 6. Критика учебных докладов. 7. Самостоятельное составление структурно-логических схем. 8. Самостоятельное составление хронологических таблиц.

Составитель___________ В.В. Ковалев

«____»__________________2017 г

Темы докладов и эссе

по дисциплине«История»

1. Темы докладов (с презентациями):

Кем был Рюрик.

Литература: Сахаров А. Рюрик и судьбы российской государственности // История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. С. 12–45 (См. электронную версию).

Византия и Россия.

Литература: Лубский А.В. Особенности Российской (евразийской) цивилизации // Древняя Русь и Московское государство. У истоков Российской цивилизации. Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Лубский. – Ростов н/Д: Логос. 1998. (См. электронную версию).

Восток и Россия

Литература: Лубский А.В. Особенности Российской (евразийской) цивилизации // Древняя Русь и Московское государство. У истоков Российской цивилизации. Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Лубский. – Ростов н/Д: Логос. 1998. (См. электронную версию).

Опричнина Ивана Грозного.

Литература: № 8. Причины введения опричнины, ее сущность. № 9. Итоги опричного правления Ивана Грозного // История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. С. 69–77 (См. электронную версию).

Великие реформы в России.

Литература: Захарова Л.Г. Великие реформы 1860–1870-х годов: поворотный пункт российской истории?// отечественная история // 2005. № 4. (См. электронную версию).

Реформатор С.Ю. Витте.

Литература: История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 340-345.

Реформатор П.А. Столыпин

Литература: История России. ХХ век.– М.: Изд-во АСТ, 1996. С. 84-100. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. С. 258-290. (См. электронную версию).

Пакт Молотова-Риббентропа.

Литература: Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом: Материал из Википедии – свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/ Пакт Молотова-Риббентропа. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. (См. электронную версию)

Антигитлеровская коалиция.

Литература: Мировые войны XX века. Кн.3. Вторая мировая война. Исторический очерк. М.: Наука, 2002. С. 230–249.Антигитлеровская коалиция: Материал из Википедии – свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/Антигитлеровская_коалиция

Венгерские события 1956 г.

Литература: Венгерское восстание 1956 года: Материал из Википедии – свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/венгерские_ события_1956_года

Карибский кризис.

Литература: Верт Н. История Советского государства. М.,1992. С. 375–382. Карибский кризис: Материал из Википедии – свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/карибский_кризис

Политика гласности в СССР.

Литература: История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. (См. электронную версию). История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Перестройка и ее результаты

Литература: История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. (См. электронную версию). Фурсов А.И. Мифы перестройки и мифы о перестройке // Социологические исследования. 2006. № 1. (См. электронную версию). Тощенко Ж.Т. Время мифов и пути их преодоления // Социологические исследования. 2006. № 1 (См. электронную версию).

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература:

Лубский А.В. и др. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2008 (Электронная библиотека).

Лубский А.В. и др. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д: Феникс, 2001

Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: Учебное пособие. М.: Логос, 2012. 406 с. (Электронная библиотека).

7.2. Дополнительная литература:

Апрыщенко В.Ю. Новая история. Ростов н/Д: ЮФУ, 2012.

Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. 496 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Polak/index.php

История России. IХ – начало ХХI вв. От Рюрика до Путина. Ростов н/Д: Феникс, 2008

История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. М.: Центр, 2001. 352 с. (Электронная библиотека).

История донского казачества / Отв. ред. А.В. Венков. Ростов н/Д: ЮФУ, 2008.

Лубский А.В. и др. Древняя Русь и Московское государство. У истоков Российской цивилизации. Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д: Логос. 1998. (Электронная библиотека).

7.3. Список методических разработок:

Лубский А.В. и др. История отечества: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. (Электронная библиотека).

7.4. Периодические издания:

Вопросы истории. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=8589

История и современность. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/History&Modernity.html

Родина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.istrodina.com

Российская история. [Электронный ресурс]. URL: http://ruhistory.info/

Россия и современный мир. [Электронный ресурс]. URL: http://www.inion.ru/index.php?page_id=129

Неприкосновенный запас. [Э


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.237 с.