Гуманистическое движение в других странах Европы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Гуманистическое движение в других странах Европы

2017-11-17 385
Гуманистическое движение в других странах Европы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исторические взгляды А. Смита

К шотландской школе принадлежал и крупнейший экономист, создатель теории трудовой стоимости Адам Смит (1723-- 1790). Его исторические взгляды оказали большое влияние на общественную мысль. Получив образование в университетах Глазго и Оксфорда, с 1748 г. он начал чтение лекций сначала в Эдинбургском университете, затем в Глазго. Итогом явилась книга «Теория нравственных чувств». Далее, покинув кафедру, Смит несколько лет посвятил работе над своим основным произведением «Исследование о природе и причинах богатства народов» 12. Обе книги Смита связаны единством замысла: в первой он исследует внутренний мир человека, принципы его нравственной жизни, во второй -- внешнюю среду, в которой он вращается. Смит хотел разработать систему, охватывающую все стороны жизни общества и отдельного человека, но этот грандиозный план ему завершить не удалось.

Смит исходил из идеи объективной закономерности в деятельности как человека, так и общества в целом. В мире этики человеком движет симпатия или, по выражению Смита, «участие к тому, что случается с другими людьми», а в обществе -- эгоизм, личные интересы отдельных людей. Таким образом, Смит рассматривал жизнь общества и человека как проявление неких общих законов и исключал вмешательство извне, т. е. влияние «божественных сил».

По мнению Смита, человечество в своем развитии проходит четыре стадии, которые соответствуют главным способам добывания пищи: охотничью, пастушескую, сельскохозяйственную и торговую на первой стадии частная собственность и государство отсутствуют. «Пока нет собственности,-- утверждал Смит,-- не может быть и правительства, ибо главная цель последнего -- обеспечить богатство и защищать богача от бедняка». На второй, пастушеской, стадии появляется «неравенство богатства» в виде частной собственности на скот. На третьей стадии собственность, а с ней и правительство получают дальнейшее развитие. Четвертый этап характеризуется разделением и специализацией труда и обмена, а правительство принимает свою окончательную форму.

Таким образом, Смит, как и Миллар, делает попытку связать развитие общественных форм с эволюцией материальной жизни общества. Концепция Смита исходит из представления о «неизменных законах развития»: отношения, присущие капиталистической системе, ему, как и другим идеологам буржуазии, представлялись «естественными». «...Классики,-- указывал В. И. Ленин, имея в виду классиков буржуазной политической экономии -- А. Смита, Д. Рикардо и др.,-- нащупывали и нащупали целый ряд «естественных законов» капитализма, не понимая его преходящего характера, не видя классовой борьбы внутри его» |3.

В очерке экономической истории Европы Смит прослеживает процесс сосредоточения земельной собственности, эволюцию форм труда от рабства и крепостничества к свободному труду, рост городов, торговли. С позиций буржуазного фритредерства он решительно осуждает всякое вмешательство государства в экономику. Смиту принадлежит ряд глубоких замечаний, свидетельствующих о его большой проницательности. Так, он показывает экономическую невыгодность рабства, объясняй этим его исчезновение, угадывает экономическое содержание феодализма, усматривая его в господстве крупной земельной собственности. Он подчеркивал революционную роль городов.

Историческая мысль первой половины XIX в. о средних веках

Ранний романтизм

Романтизм не только в историографии, но и в философии, праве, экономике, литературе во многом стал последствием политической реакции, наступившей после Французской буржуазной революции. Наиболее характерным для нового течения в общественных науках стало отрицание и осуждение всего, что было создано творческой мыслью предшествующего века. Мнением большинства было то, что Французская революция показала полное банкротство породившего её Просвещения.

Часто стали противопоставлять религию и культуру, средние века и новое время, отдавая предпочтение религии и средневековью. История средних веков из предмета насмешки или резкой критики превратилась в объект идеализации. В средних веках стали видеть источник всех благ – «золотой век человечества».

XVI и последующие века, по мнению деятелей раннего романтизма, принесли королевский абсолютизм, который в итоге привёл Карла I и Людовика XVI на эшафот, а эпоха Реформации и революций принесла крайнюю нетерпимость к инакомыслящим, насилие, деспотизм.

Поэтому в конце XVIII – начале XIX вв. правительства, особенно в Германии, начали оказывать покровительство изучению истории, пытаясь использовать её на службе реакции. История стала противопоставляться революционным доктринам как неисторическим. Целью истории стало показать, что ничего нельзя достигнуть путём переворотов. Появилась теория органичного развития каждого отдельного народа, чтобы доказать невозможность влияния на него тех идей или тех учреждений, которые выработались у других народов. Всё это сделало обязательным изучение прежде всего родной истории. В Германии этот интерес подпитывался необходимостью борьбы с французским господством.

Наиболее характерным представителем раннего романтизма был Фридрих Шлегель (1772-1829) – «Философия истории». По его мнению, римский мир гнил заживо и приходил к полному распаду. Появление германцев означало возрождение гибнущей античности, слияние выродившегося римского населения со свободными северными народами. В дальнейшем мысли Шлегеля представляли полную противоположность взглядам просветителей. Если те враждебно относились к христианству, то Шлегель именно христианство положил в основу исторического процесса, если гуманисты и просветители превозносили Римскую империю как государство высокой культуры, то Шлегель осуждал империю и восхвалял возникший на её развалинах феодализм; если раньше отрицали средние века, то теперь преклонялись перед средними веками, если ранее на германцев смотрели как на варваров, низкую культуру германских народов раннего средневековья противопоставляли высокой культуре арабов, то Шлегель превозносил варварство германцев, а культурная роль арабов полностью отрицалась.

Возрождение теперь стало рассматриваться как эпоха, возвеличившая языческую «антикварную культуру», стремившаяся воскресить «мёртвые сокровища прошлого». Возрождение испортило всё историческое развитие, повернуло его на новую, неверную дорогу, т. к. произошёл разрыв со средними веками. Именно тогда появились первые ростки революционного духа, отрицавшего всё средневековье.

Наряду с отрицанием наследия Просветителей на образование романтической школы в историографии оказала «историческая школа права».

Её основателем считается знаменитый историк права Карл-Фридрих Савиньи (1779-1861). Основные положения исторической школы права были впервые сформулированы им в 1815 г. в работе «О призвании нашего времени к законодательству». По его мнению всякое право, как и всякая государственная форма не создаётся волей законодателя или действиями правительства, а является результатом общественного развития, которое идёт медленно и незаметно. Поэтому нельзя ни создать новое право, ни ликвидировать уже существующее. Право, как язык и обычаи, должно иметь свои провинциализмы, т. е. быть местным, национальным, проникнутым «народным» духом. Всеобщее право - такая же химера, как и всеобщий язык.

Чтобы обосновать своё положение о медленном, постепенном, независимом от каких-либо катастроф развитии права, Савиньи написал основное своё исследование «История римского права в средние века» (1815-1831, 6 тт.), где доказывал, что с исчезновением Римской империи римское право всё же продолжало существовать, подвергаясь медленным изменениям в соответствии с «духом народа» и потребностями эпохи. Т. е. римское право не исчезло, а жило в основе всякого существовавшего в средние века права. Т. е. Савиньи был романистом, отрицавшим разрыв между древним миром и средними веками.

Другим представителем исторической школы права был Карл-Фридрих Эйхгорн (1781-1854), но он поставил задачей показать не развитие римского права, а историю чисто германского права – «История немецкого права и государства» (1808-1818). Каждый исторический период начинался обзором политической истории, затем излагалось государственное право, частное право, права различных сословий, каноническое право, суд, военный строй, финансы и администрация. Т. о. освещаются все стороны общественной жизни.

Т. е. главными положениями исторической школы права были идеи развития и идея народного духа. И если значение второй несколько спорно, то идея исторического развития, намеченная ещё писателями XVIII в., стала в первой половине XIX в., достоянием всей исторической науки. Начиная с XIX в. нет ни одного произведения, которое, изучая какое-либо явление общественной жизни, не ставило бы перед собой задачи выяснить его исторические корни и развитие.

В исторической школе права снова была опора на источники, зато очень мало делали обобщений.

В развитии романтической историографии значительную роль сыграли и успехи филологических наук, особенно знаменитые языковеды и фольклористы братья Гримм, особенно старший из них Яков (1785-1863) – его труд «Памятники древностей немецкого права». Он считал, что изучение языка необходимо в его историческом развитии. Гримм собирал фольклорный материал – поговорки, пословицы, песни, легенды, мифы, саги и вместе с братом опубликовал сборник «Сказок» и труд по древней германской мифологии. Просветители, презирая всё, что было создано средневековьем, исторические песни и народные сказания считали продуктом невежественной фантазии. Всё чудесное, нелепое, несовместимое с разумом, изгонялось из истории. Поэтому считали, что лучше целые столетия первоначальной истории народов оставить без внимания, чем пользоваться подобным материалом. Только со времени Гримма и под его влиянием историки уяснили, что в саге заключено историческое зерно, что её нужно изучать, чтобы проникнуть в глубь веков, от которых не дошло никаких письменных свидетельств.

От Гримма берёт начало то течение в истории культуры, которое стремится всесторонне охватить развитие народа путём изучения его быта, нравов, верований и суеверий, в противоположность вольтеровской концепции истории культуры, видевший в ней только развитие науки, литературы, искусства и т. д.

На основе изучения всех проявлений народного творчества Гримм сделал вывод о самобытности народа, о своеобразии его психических черт, делающих невозможным перенесение к нему извне учреждений, присущих какому-либо другому народу. Отсюда исследователи часто делали вывод о невозможности всемирной истории, т. к. человечество как субъект истории представляет абстракцию, следовательно нет и единого исторического процесса. Каждой нации свойствен свой путь развития, значит возможна только национальная или локальная история.

Все рассмотренные выше явления в области идеологии относятся в основном к первой четверти XIX в. Литераторы, историки, философы, правоведы и экономисты этого периода являются представителями раннего романтизма, более всего характеризуемого своей реакционностью и отражающего интересы дворянства и верхушки консервативной буржуазии, напуганных французской революцией.

Какие черты отличали романтическую историографию от историографии просвещения?

1. Вместо «разума» как господствующего принципа и критерия оценок просветительской идеологии, вместо интеллектуализма и прагматизма просветительской идеологии, романтизм выдвинул идею «народного духа», веру в фатум, т. е. в иррациональное развитие истории, постижение «души эпохи», и интуиции – как цель и метод познания.

2. Свободомыслию и неверию историографии XVIII века, романтизм противопоставил религиозность и культ католической церкви.

3. Космополитизму просветителей был противопоставлен крайний национализм, превознесение своей нации перед всеми другими народами.

4. Вместо веры просветителей в творческую роль революций, в неизменную прогрессивность развития, романтизм противопоставил возвышение сословного неравенства; вражда Просветителей к феодализму сменилась у романтиков подлинным культом средневековья.

Т. о., идеи романтизма раннего периода сложились как прямая противоположность, как отрицание всего мировоззрения XVIII века. К своим даже наиболее оригинальным взглядам романтики приходили, главным образом отталкиваясь от взглядов Просвещения, хотя сами отвергали всякую преемственность между собой и просветителями. Своё наиболее законченное выражение романтизм раннего периода получил в Германии, а своими наиболее классическими формулировками он обязан немецкой исторической школе права.

Однако в 20-е гг. XIX в. Европа снова вступила в полосу революционной борьбы, вновь обострились противоречия между вернувшим себе позиции дворянством и либеральной буржуазией. В этой обстановке романтизм утратил свою реакционную однородность, в нём всё сильнее стала пробиваться либерально-буржуазная струя, стремящаяся синтезировать идеи раннего романтизма с идеями Просвещения. Средние века начали уже выступать не как эпоха идеального общественного строя, а как эпоха зарождения современных европейских наций и современной европейской буржуазии.

Попытка этого синтеза была сделана Георгом Гегелем (1770-1831) в «Философии истории» (курс лекций – с 1822 по 1830 гг.), где он с философских позиций дал общий обзор всей истории человечества. Сама постановка проблемы свидетельствует о зависимости Гегеля от идей XVIII в.: в то время как романтики утверждали, что всемирная история невозможна, Гегель, подобно просветителям признавал всемирный характер исторического процесса. Но в том, как он понимал этот всемирно-исторический процесс в его построении есть и элемент раннего романтизма.

Всемирно-исторический процесс Гегель рассматривал абстрактно, как саморазвитие абсолютного духа или абсолютного разума, как процесс развития сознания свободы. Несмотря на то, что Гегель не ограничивался европейскими народами, а затрагивал историю внеевропейских стран, но Индия по его мнению истории не имела, а история Китая настолько оторвана от европейской истории, что рассматривать её не стоит. В Византии христианство попало в руки черни, следовательно тут он схож с мнением Шлёцера. Только в Западной Европе «свет духа» получил своё развитие. Т. о. Гегель, в отличие от просветителей, вновь вернулся к европоцентризму. Средние века он в целом рассматривал в духе Просветителей (отрицательно), но в отличие от них, считал средние века и феодализм необходимой ступенью в истории человечества. По мнению Гегеля, только германцы были носителями начала свободы. Наивысшей точки, апогея процесс поднятия абсолютного духа к полному самопознанию достиг в прусском государстве.

Гуманистическое движение в других странах Европы

Воздействие итальянского Возрождения на Францию возросло во время грабительских походов Карла VIII и его преемников в Италию. Французские дворяне пришли в непосредственное соприкосновение с яркими достижениями итальянской гуманистической культуры. При французском королевском дворе появляются образованные итальянцы. Они переводят на французский язык Ксенофонта, Диодора, Фукидида и других авторов. Входит в обыкновение посылать в Италию сыновей для завершения образования.

Одним из крупных знатоков античной культуры и ее пропагандистом был Гильом Бюде (1467 — 1540). Пользуясь своим влиянием'при королевском дворе, он организовал библиотеку в Фонтенбло, которая былa впоследствии перевезена в Париж и стала ядром Национальной библиотеки. Влиянию Бюде обязана своим возникновением кафедра греческого, древнегреческого и латинского языков университета. Опубликованный Бюде в 1514 г. трактат «Об ассе» явился плодом девятилетнего изучения римских монет. В труде «О переходе от эллинства к христианству» (1534). Бюде рассматривает греческую философию как предшественницу христианства и защищает изучение греческого прошлого от ходячего обвинения в приверженности к ереси.

Славу французской гуманистической науке принес Юлиус Цезарь Скалигер (1484 — 1558) — ученый итальянского происхождения. В 1531 г. он опубликовал памфлет против «цицеронианца» Эразма Роттердамского, в котором защищал Цицерона против, как он считал, несправедливых нападок нидерландского гуманиста. В труде о принципах-лашнского языка Скалигер исправил 634 погрешности у Валлы и других предшественников. Его «Поэтика» (1561) была одна из первых современных попыток систематического изложения предмета поэзии. Он разбирает различные поэмы и поэтические размеры, критикует латинских поэтов, древних и современных, проводит детальное сопоставление Вергилия с Гомером.

Сторонником критического направления во французской гуманистической историографии был Этьен Доле (1509 — 1546). Его «Комментарии» к текстам древних авторов и Библии благодаря своему научному методу составили целую эпоху. Обвиненный в ереси, Доле был сожжен на площади Мобер, где ныне стоит его бронзовая статуя с надписью «Мученик Ренессанса».

К тому же поколению гуманистов принадлежал великий французский писатель Франсуа Рабле (1494 — 1555). В своем произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль», написанном в манере античного сатирика Лукиана, Рабле называет средневековье «густой готической ночью», а Ренессанс сравнивает с сияющим светом солнца. Рабле создает картину свободной и радостной жизни в Телемском аббатстве, воплощая в ней идеал гуманистического образования всесторонне развитого человека.

Крупным достижением научной мысли явился труд Жозефа Жюста Скалигеда «Об улучшении хронологии» (1583), зaлoживший фундамент этой научной дисциплины. Чтобы завершить работу в том женаправлении, он издает в 1606 г. «Тезаурус темпорум». где собирает сведения всех известных ему античных хронографов. Наиболее удачным было издание «Хроники Евсевия», которую он остроумно реконструирует с помощью других текстов. Скалигера считают также основателем научной эпиграфики. Во время путешествия он собрал. много текстов надписей, в том числе и греческих. Он передал их профессору Гейдельбергского университета Яну Грутеру и помог в их издании, составив к ним указатель. Так, в 1603 г. появилось огромное собрание из 12 тыс. латинских и греческих надписей, открывшее серию подобного рода сборников латинских, греческих, этрусских надписей.

В изучении взглядов античных историков много сделал французский гуманист Жан Боден (1530 — -1596). Написанный им на латинском языке труд «Метод для легкого познания истории» содержал в качестве приложения сочинение Лукиана «Как писать историю» и трактат Дионисия Галикарнасского «О Фукидиде». Развивая органическую теорию Полибия о вырождении государства, Брден считает образцом- этого вырождения средневековье, а свое время — началом расцвета новой цивилизации, более высокой, чем античная. Резкой критике подвергалась средневековая теория четырех монархий, оправдывавшая существование Германской империи. Боден осуждал рабство и родственные ему формы подневольного труда.

Ведущие знатоки классической древности XVI в. во Франции являлись протестантами и поэтому были вынуждены покинуть свою страну и искать убежища в Нидерландах и Англии. Под давлением Контрреформации и преследования иезуитов многие ученые первой половины XVII в. обратились к изучению христианских авторов. Но интерес к антикварным штудиям еще сохранялся.

В Нидерландах провозвестником гуманистического движения был Р. Гюисман, принявший впоследствии имя Агрикола (1442 — 1485). Посетив Италию, он познакомился там с произведениями древнегреческих авторов и стал пропагандистом античной литературы у себя в стране. Перед открытыми собраниями Агрикола произносил речи о пользе изучения древней философии и языков, читал лекции об Аристотеле и Демосфене, добивался введения древнегреческого языка как предмета обучения в школах. Центром классического образования в Нидерландах стал университет Лейдена, основанный в 1575 г.

Во вновь организованный университет был приглашен крупнейший знаток латинских авторов Юст Липсий (1547 — 1606). Еще в 1574 г. он опубликовал исторические труды Корнелия Тацита. Издание Тацита было строго критическим, Основываясь на знании римской истории, Липсий внес много поправок. Этот труд обеспечил ему одно из первых мест в ряду знатоков латинских текстов. Кроме Тацита Липсий издал Валерия Максима и Веллея Патеркула, некоторые произведения Сенеки и «Панегирик» Плиния Младшего. Перу Липсия принадлежат трактаты «О военной службе римлян», «Полиоркетика». Первый из них включает комментарий к описанию Полибием римского лагеря.

В распространении классического образования в странах Центральной и Северной Европы особенно велики заслуги Эразма Роттердамского (1466 — 1536). Свои общие принципы он высказал в ряде педагогических трактатов и в «Беседах», где высмеял средневековую схоласт тику. Большую роль сыграли переведенная Эразмом на латинский язык «Греческая грамматика» Феодора Газы и дополненный им «Учебник латинского синтаксиса» Доната. Эразму принадлежат издания латинских авторов Сенеки, Светония, ряда произведений Цицерона, Плиния, Теренция. Среди изданных им греческих текстов первое место занимали труды Аристотеля и Птолемея. Огромной популярностью в XVI и XVII вв. пользовалось составленное Эразмом собрание пословиц, поговорок и изречений древних греков и римлян..

Идеи Возрождения проникают в Англию несколько позднее, чем в Нидерланды и Германию. В 1500 г. в Англии было всего 5 типографий, в то время как в Германии их имелось 51. Невелико было и число образованных людей. Но отставание Англии, объяснимое феодальной войной Алой и Белой розы (1455 — 1485), было преодолено с удивительной быстротой, и уже в начале XVI в. в Англии расцветает гуманистическая культура.

Центрами гуманистического образования стали университеты, куда приглашались в качестве преподавателей ученые из Италии и Голландии. В Оксфордском и Кембриджском университетах древняя история преподавалась в форме комментариев к произведениям древних авторов. Одно время в Кембриджском университете преподавал Юст Липсий. Выпускником этого университета был шотландец Фома Демпстер, человек феноменальной начитанности и памяти. Он мог не обращаться к текстам латинских авторов, так как знал их наизусть. Вынужденный по политическим мотивам покинуть Англию, Демпстер преподавал в Торуни, Сорбонне, в итальянских университетах. В Италии им был написан труд «О царской Этрурии», который, будучи опубликован через сто лет после смерти автора, стал одним из классических трудов в области этрускологии.

О результатах проникновения гуманистических идей в Англию можно судить по деятельности Томаса Мора (1478 — 1535). Любовь к греческому языку, литературе и философии служили Мору путеводной звездой в жизни, полной головокружительных подъемов и падений, завершившейся на плахе Тауэра. Особенно близок Мору был писатель-сатирик Лукиан, борец против ханжества и суеверий. Только лишь в XVI в. латинский перевод Лукиана, осуществленный Мором, выдержал 16 изданий. В подражание Лукиану Мор написал «Золотую книгу, столь же полезную и забавную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). Это первая в истории нового времени картина социалистического общества, давшая название предшественникам научного социализма — утопические социалисты. Впрочем, в эпоху великих географических открытий нарисованная Мором картина справедливого общества воспринималась многими читателями как реальность, и тем сильнее было ее воздействие. Гуманистические идеалы Мора сочетаются в «Утопии» с острой критикой общества времени первоначального накопления капитала.

Идеи гуманизма воспринял великий английский драматург Вильям Шекспир, создавший многие свои трагедии на сюжеты античных авторов — Плутарха, Лукиана, Овидия, Плавта. Героями его произведений часто выступают исторические деятели античного мира (Кориолан, Юлий Цезарь, Антоний, Клеопатра, Тимон, Перикл и др.) и мифологические персонажи (Венера, Адонис, Троил, Крессида и др.). В их образах Шекспир утверждает естественность и возвышенность человеческих чувств, глубину человеческих переживаний, возникающих в борьбе за власть и в столкновении носителей различных моральных принципов.

Гуманистические идеи распространяются и в славянских странах. Центром гуманистической образованности в Польше был Краковский университет (основан в 1364г.). Гуманистическим содержанием проникнуто творчество поэта Яна Кохановского (1530 — 1584), большого знатока античной культуры.

В России интерес к античности в XV — XVI вв. возрастал по мере формирования русского централизованного государства и расширения его контактов с Западом. Сбросив татарское иго (1380), Россия заявила о себе как о государстве, претендовавшем на крупную международную роль. В этих условиях берется на вооружение идея возрождения Рима, вдохновлявшая также итальянских гуманистов, и Москва объявляется «третьим Римом» (после падения в 1453 г. Константинополя). В «Сказании о князьях Владимирских» владимирские князья и их преемники — князья московские объявляются наследниками императора Августа. Расширяются и знания об античном мире. В сборник «Еллинский и римский летописец» входят повествования о гибели Трои и перевод «Иудейской войны» Иосифа Флавия.

Историография периода Возрождения занимает особое место в длительном развитии науки прежде всего как ее начальный этап. Главная заслуга гуманистов заключалась.в пробуждении большого интереса к античности. и понимании античности как эпохи всемирной истории глубоко отличной от времени средневековья. Неустанная забота гуманистов о поиске и издании произведений античных историков, мыслителей и писателей, собрание богатых коллекций древностей и их описание заложили прочную источниковую базу для дальнейшего развития антиковедения.

В период Возрождения возникают зачатки некоторых научных направлений, которые затем станут постоянными: элементы критики источников, роль политических учреждений в историческом развитии, роль выдающихся личностей, секуляризация исторического процесса. Вместе с тем это был период младенческого состояния европейской историографии, когда преклонение перед античными образцами и резкий критицизм к средневековой культуре не мог способствовать объективному научному исследованию античной истории.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.