Особенности государственного регулирования продовольственной безопасности и основные направления обеспечения продовольственной безопасности в Республики Беларусь — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности государственного регулирования продовольственной безопасности и основные направления обеспечения продовольственной безопасности в Республики Беларусь

2017-10-21 433
Особенности государственного регулирования продовольственной безопасности и основные направления обеспечения продовольственной безопасности в Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Продовольственная безопасность является не только условием сохранения суверенитета и независимости Республики Беларусь, но и фактором поддержания конъюнктуры национального и региональных продуктовых рынков, обеспечивающих достаточный уровень сбалансированного питания населения и эффективного развития внешнеторговых продовольственных и сырьевых связей, усиление экспортной ориентации агропромышленного комплекса.

Основной законодательный документ, регулирующий вопросы продовольственной безопасности в Республике Беларусь – Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.03.2004 г. № 252 «О Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь» определен минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства, ниже которого наступает зависимость от импорта и ослабление экономической безопасности страны [19].

Немаловажной считается и проблема качества питания, то есть потребление человеком в ежедневном рационе необходимого ему количества калорий и питательных элементов. Для условий Беларуси 9 групп продовольственных товаров (молоко, мясо, яйца, хлеб, картофель, масло растительное, плоды, овощи, сахар) и продукты их переработки в рационе питания населения на 90 % обеспечивают потребность в калориях и на 85 % - в основных пищевых веществах.

Регулирование отношений в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов и их безопасности для жизни и здоровья человека осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 29.05.2008 г. №343-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» [15].

Эффективное ведение сельского хозяйства, современные технологии производства продукции растениеводства невозможны без осуществления мероприятий по борьбе с болезнями, вредителями растений и растительной продукции. В целях обеспечения правового регулирования отношений в области защиты растений принят Закон Республики Беларусь от 25.12.2005 г. №77-З «О защите растений», является комплексным нормативным правовым актом, определяющим правовые, организационные и экономические основы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков, карантина растений, обращения со средствами защиты растений и направлен на предотвращение потерь растительной продукции [16].

Основным правовым документом, регулирующим вопросы безопасности генно-инженерной деятельности является Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 г. №96 «О безопасности генно-инженерной деятельности», устанавливает правовые и организационные основы обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности и направлен на охрану здоровья человека и окружающей среды, выполнение Республикой Беларусь международных обязательств в области безопасности генно-инженерной деятельности [17].

Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 г. №423-З «О мелиорации земель», определяет правовые основы мелиорации земель и направлен на обеспечение создания и поддержания, оптимальных для сельскохозяйственных растений, лесов и иных насаждений водного, воздушного, теплового, питательного режимов почв и эффективное использование мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений [18].

В настоящее время обеспечение продовольственной безопасности осуществляется в рамках реализации утвержденного Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко Указа от 01.08. 2011 г. № 342 (с изменениями и дополнениями от 31.01.2016 г. № 7 «О Государственной программе устойчивого развития села на 2016-2020 годы»

В данной программе наряду с реализацией иных мер предусмотрен комплекс взаимоувязанных мероприятий по развитию производственной сферы села, которая составляет основу для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Одним из приоритетных направлений данной программы является укрепление и развитие экономики организаций агропромышленного комплекса путем совершенствования ценообразования, государственной поддержки, организационной структуры АПК, сближения и выравнивания налогообложения со странами – участницами Таможенного союза, оптимизации затрат, оздоровления финансового состояния организаций и других механизмов. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в рамках программы социально-экономического развития, а также специальных программ.

Для регулирования вышеназванных и, возможно, иных отношений, связанных с обеспечением продовольственной независимости и продовольственной безопасности Республики Беларусь, целесообразно разработать и принять специальный Закон о продовольственной безопасности.

Обеспечение продовольственной безопасности Республики Беларусь предполагает решение ряда важнейших задач, включая:

– создание стабильных условий и проведение эффективной политики, обеспечивающей равные возможности для всех субъектов хозяйствования;

– проведение социальной политики, направленной на искоренение бедности и неравенства в части доступности продовольствия, а также политики в области занятости населения;

– обеспечение адекватности продовольственных поставок удовлетворению потребностей населения;

– достижение устойчивого и интенсивного развития производства продовольственных товаров, повышение производительности, эффективности и безопасности питания;

– разработка и внедрение комплексных стратегий развития отраслей АПК с целью увеличения возможностей производства продовольствия;

– содействие использованию передовых технологий и программ в области производства, переработки и хранения сырья и продовольствия и проведение активной внешнеэкономической деятельности;

– использование преимуществ международного разделения труда;

– оптимизация экспортно-импортной деятельности;

– совершенствование механизма реагирования в чрезвычайных ситуациях на продовольственном рынке.

Таким образом, стратегическая цель продовольственной безопасности Республики Беларусь – гарантированное (устойчивое) обеспечение сырьем и продовольствием, не подверженное влиянию неблагоприятных внутренних и внешних воздействий.

На устойчивость развития должны быть ориентированы приоритеты аграрной политики, включая ее продовольственный, сельскохозяйственный, агропромышленный и внешнеторговый аспекты, ориентированные на инновационное развитие, цель которого – повышение эффективности и конкурентоспособности производства. Инновации в продовольственной сфере должны способствовать переориентации стратегической цели ее развития с производства, обеспечивающего упреждение угроз голода и недоедания (продовольствие ради жизни), на производство конкурентоспособной, высокоценной, экологически чистой продукции, соответствующей стандартам высокого качества жизни.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Продовольственная безопасность выступает важнейшей качественной характеристикой экономической системы, определяющей нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами, развитие АПК и всего народного хозяйства. Обеспечение продовольственной безопасности тесно связано с демографической и экологической ситуацией, развитием производства и другими факторами.

Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь прямо указывает, что «Продовольственная стратегия» государств направлена на достижение продовольственной безопасности как важнейшего условия сохранения их суверенитета и независимости, экономической стабильности и социальной устойчивости.

Она заключается в оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих факторов, ориентированных на более полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий, аминокислот и микроэлементов.

Задача правительства Республики Беларусь состоит в том, чтобы на основе объективных экономических процессов разработать долгосрочные цели продовольственного обеспечения и безопасности.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) относит Республику Беларусь к значимым производителям важнейших видов сельскохозяйственной продукции. В частности, в опубликованном обзоре ФАО «Перспективы урожая и ситуация с продовольствием» сообщается, что в 2016 году в Беларуси отмечается в целом хороший урожай озимых зерновых.

Согласно докладу ФАО «Положение дел в сфере продовольствия и сельского хозяйства в регионе, включая перспективы и новые вопросы» в 2014-2016 гг. Беларусь находилась на лидирующих позициях в СНГ по среднему показателю калорийности рациона питания, незначительно уступая лишь Казахстану, при этом существенно опережая средний уровень для европейских стран Содружества, в том числе России и Украины.

В ходе выполненного исследования было установлено, что показатели Концепции продовольственной безопасности Республики Беларусь на период с 2012-2016 годы в целом достигнуты. В 2016 г. производство овощей, сахара песка, масла растительного превысило оптимальный уровень. Критический уровень производства превзойден по зерну, картофелю, молоку, не достигнут только при производстве плодов и ягод.

Выявленные в анализе результаты выполнения Концепции продовольственной безопасности Республики Беларусь, характеризуют проблемные направления, требующие решения, а именно:

– в связи с нарушением научных рекомендаций по структуре питания среди населения необходимо активизировать образовательную работу о правильном и здоровом питании.

В целом принимаемые на государственном уровне меры по организации эффективного контроля качества и безопасности продуктов питания позволяют отечественным производителям выпускать продукцию, по качеству не уступающую лучшим зарубежным аналогам. Высокое качество белорусских продуктов питания подтверждается многочисленными наградами и призами;

– хотя Концепция продовольственной безопасности Республики Беларусь предусматривает долю импорта продовольствия до 20%, необходимо снизить импорт по таким товарам, как свинина, молоко и сливки, картофель, а увеличить по плодам и ягодам.

Это позволит использовать имеющийся потенциал организаций при производстве свинины, молока и сливок, картофеля, а также повысит фактическое потребление плодов и ягод;

– в целях роста покупательной способности доходов населения и снижения доли расходов на питание оптимальным направлением будет снижение себестоимости отечественной сельскохозяйственной продукции;

– необходимо усилить инновационную составляющую агропромышленного комплекса.

Таким образом, продовольственная безопасность Республики Беларусь обеспечена выше критического уровня. Создана прочная база для сохранения этой ситуации и в последующий период. Вместе с тем, на национальную продовольственную безопасность действует целый ряд негативных факторов, большинство из которых носит постоянный характер. С ослаблением государственного контроля их негативный эффект может усиливаться.

 



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.