Факторы производства и их характеристика — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Факторы производства и их характеристика

2017-10-21 927
Факторы производства и их характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для осуществления процесса производства необходимы определенные условия - факторы производства (ресурсы).

Ресурсы (факторы производства) - это все необходимые элементы, которые используются для производства экономических благ.

Для производства того или иного блага необходим соответствующий набор ресурсов (факторов). Поэтому возникает потребность в их классификации, объединении в определенные группы.

В экономической науке существуют разные подходы к классификации факторов производства. Так, марксистская теория разделяла все факторы производства на две большие группы: личные и вещественные. Под личным фактором производства понимают рабочую силу как совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. Под вещественным фактором производства понимают совокупность средств труда, предметов труда и природных условий.

Однако такое деление факторов производства не удовлетворяет современную экономическую науку.

Во-первых, потому, что оно носит слишком упрощенный характер и не учитывает тех изменений, которые произошли в структуре факторов производства за последние полтора столетия.

Во-вторых, марксистское деление факторов производства имеет ярко выраженную социально-классовую направленность. Согласно этому подходу единственным фактором, который создает прибавочную стоимость, является труд наемного работника. Владельцы же других факторов производства выступают только как присваивающие субъекты.

Во второй половине XIX в. экономическая теория освободилась от социально-классовых, идеологических взглядов на факторы производства, расширила их границы и исследует их как общие технико-экономические элементы, без которых процесс производства невозможен в любом обществе.

В научный оборот были введены три фактора производства: труд, капитал, земля, каждый из которых создает его владельцу определенный вид дохода.

В начале XX в. основатель неоклассической теории А. Маршалл наряду с названными тремя факторами ввел четвертый - предпринимательские способности человека к организации и управлению производством.

Четырехфакторная классификация элементов производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности) в экономической науке считается классической.

Труд, как фактор производства, является физической и интеллектуальной деятельностью человека, направленной на производство экономических благ.

В экономической науке на протяжении последнего времени сформировалась концепция «человеческого капитала», согласно которой труд образованного и квалифицированного работника рассматривается как главный фактор экономического и социального прогресса общества.

Человеческий капитал это сформированный в результате инвестиций в человека определенный запас знаний, способностей, мотиваций и состояния здоровья, которые целесообразно и эффективно используются им в той или иной сфере общественного производства

Капитал (физический) - это экономический ресурс, который определяется как совокупность всех технических, материальных и денежных средств, используемых для производства экономических благ.

Данный фактор выступает в основном в двух формах: натурально-вещественной и денежной. Натурально-вещественный состав капитала представлен машинами, станками, оборудованием, сооружениями, транспортными средствами, сырьем, материалами, которые задействованы в процессе производства. Кроме того, капитал выступает в виде определенной суммы денег, необходимой предпринимателю, который начинает свою деятельность, для приобретения материально-вещественных элементов производства и найма рабочей силы. Денежный капитал не является экономическим ресурсом. Это посредник, обеспечивающий приобретение физического и человеческого капитала.

Земля как экономический ресурс включает в себя саму землю, а также леса, водные ресурсы, полезные ископаемые и другие природные богатства, которые используются в производственном процессе.

При этом сама земля в этой совокупности факторов рассматривается как основопологающий ресурс производства, который имеет ряд специфических признаков:

- во-первых, земля является количественно ограниченным ресурсом. Площадь земли четко ограничена поверхностью суши нашей планеты и составляет лишь 29 % от ее общей площади;

- во-вторых, земля является невоспроизводимым ресурсом. Это дар природы и в случае потери той или иной части естественного богатства его практически невозможно искусственно воссоздать;

- в-третьих, земля, в отличие от других ресурсов, физически неперемещаемый ресурс, все объекты недвижимости привязаны к земле;

- в-четвертых, земля как ресурс при надлежащем ее использовании на основе достижения научно-технического прогресса и агротехники имеет способность не изнашиваться физически и не стареть морально;

- в-пятых, земля широко используется и в несельскохозяйственном производстве как территория для строительства производственных зданий, жилья, размещения транспортных и других коммуникаций, добычи полезных ископаемых и др.

Это позволяет сделать вывод о том, что землю как специфический и невоспроизводимый ресурс необходимо беречь и рационально использовать.

Иногда, в связи с усилением прочности связей производства с наукой, информационным обеспечением и экологией, в качестве экономических ресурсов называют науку, информацию и экологию. Не отрицая важности влияния каждого из отмеченных выше элементов на результативность общественного и индивидуального производства, нет оснований для того, чтобы эти составляющие могли выполнять роль таких агрегированных факторов (ресурсов) как земля, труд и капитал.

Объясняется это тем, что каждый ресурс обеспечивает создание особой формы дохода: земля - ренты, труд - заработной платы, капитал - прибыли и процента.

Предпринимательские способности - свойство ресурса (фактора), труда, но не исполнительского, а организаторского, управленческого.

Предпринимательский труд тоже создает специфическую форму дохода - предпринимательский доход, минимальной границей которого является нормальная прибыль. Все прочие факторы не создают особой формы дохода. Рассмотрим их детальнее.

Нау ка - это специфическая форма человеческой деятельности, направленная на получение и систематизацию новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Воплощаясь в производственной деятельности людей в виде созданных новых средств труда, прогрессивных технологий, новых видов энергии, материалов, передовых методов организации производства и труда и т. п., наука превратилась в главную производительную силу общества.

Она выступает как фактор, который интегрирует и постоянно революционизирует все другие факторы производства (труд, капитал, предпринимательские способности, информацию, природопользование), обогащая их качественно новым содержанием.

Информация в современных условиях является важнейшим фактором общественного производства, который можно определить как систему сбора, обработки и систематизации различных знаний человека с целью использования их в разных сферах жизнедеятельности и прежде всего в экономической сфере.

Выступая опосредованным звеном между наукой и производством, информация оказывает существенное влияние на развитие экономических процессов. Благодаря развитию информации происходит переоценка роли и места материально-вещественных факторов общественного производства. Происходит процесс постепенного сокращения материальных и рост информационных источников в экономической деятельности человека. Поэтому значительно возрастает информационноемкость производства, труда и продукта.

В наше время стало очевидным, что научно-техническая революция перерастает в информационную революцию, которая становится решающим фактором экономического и социального развития современного общества. И в этих условиях то общество, которое не встало на путь информатизации и радикальной трансформации на ее основе хозяйственной и других сфер жизнедеятельности, обречено на отставание и постепенную деградацию. Информация и наука существенно влияют как на труд, так и на физический капитал, воплощенный в продуктах интеллектуального труда.

7.2 Рынки ресурсов. Взаимосвязь факторов производства. Выбор варианта использования ресурсов

Деятельность любой фирмы начинается с выхода на рынок факторов производства. Поэтому необходимо выяснить специфические условия функционирования рынка ресурсов.

Совокупность экономических ресурсов, включает в себя ключевые производственные факторы - труд, капитал и природные ресурсы.

Рынок ресурсов – это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы, в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.

Ключевой характеристикой спроса на ресурсы является его производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию.

Производный спрос на ресурсы - это спрос на ресурсы, зависящий от спроса на конечные продукты, производимые на основе этих ресурсов.

Рынок ресурсов во многом похож на рынок товаров и услуг и потому к нему применим подход с точки зрения теории спроса и предложения и методов предельного анализа. Однако особенность рынка факторов заключается в том, что здесь роли участников обмена меняются на противоположные: фирмы становятся покупателями, а потребители товаров и услуг - продавцами.

Спрос на ресурсы поэтому определяется предложением товаров и услуг, а предложение ресурсов - потребительским выбором.

Предъявляя спрос на факторы производства, фирма стремящаяся максимизировать прибыль, должна учитывать три основных момента:

- количество продукции, выпускаемой на единицу данного фактора;

- доход, получаемый от продажи выпущенной продукции;

- затраты на приобретение того или иного фактора.

Показателем количества продукции, приходящейся на единицу приобретаемого фактора, является предельный продукт фактора в физическом выражении.

Предельный продукт(MRP) - это добавочный продукт, или дополнительное расширение производства, полученное в результате увеличения данного фактора на одну единицу при неизменной величине остальных факторов производства. Предельный продукт того или иного ресурса выражается в физических единицах.

Если, например, дополнительный час работы на электроламповом заводе даст возможность увеличить выпуск на 5 лампочек, это и будет предельный продукт трудового фактора.

Чтобы определить, какое количество каждого фактора нужно купить для обеспечения максимума прибыли, фирма должна учитывать не только физические размеры предельного продукта, но и доход, который приносит продажа продукции, произведенной каждой дополнительно привлеченной единицей фактора. Это выражается показателем предельного дохода от продукта данного фактора.

Предельный доход (MR), также маржинальный доход, -дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется как доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат. Предельный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных затрат.

В условиях совершенной конкуренции, когда предельный доход равен цене, одинаковой для каждой единицы выпуска, предельный доход от продукта какого-либо фактора представляет собой стоимость предельного продукта, т. е. произведение предельного продукта в физическом выражении на цену единицы выпуска.

Если фирма оказывается в условиях несовершенной конкуренции, продажная цена продукции будет варьироваться в зависимости от изменения объема выпуска. При сокращающемся спросе фирма должна будет снижать цену, если она хочет сократить или увеличить объем продаж. Поэтому предельный доход на единицу выпуска всегда будет меньше стоимости предельного продукта. Это означает, что по мере увеличения использования какого-либо фактора при падающих ценах доход будет сокращаться быстрее, чем уменьшаться предельный продукт в физическом выражении, и на каком-то этапе исчезнет вообще. После этого момента предельный доход от фактора будет принимать отрицательные значения, хотя величина предельного продукта может оставаться положительной.

Третий момент, который должна учитывать фирма, определяя, какое количество фактора должно быть использовано для обеспечения максимума прибыли - это затраты на каждую дополнительную единицу привлекаемого фактора, т. е. предельные факторные издержки.

Если фирма приобретает факторы на рынке совершенной конкуренции и является принимающей цену, то ее предельные факторные издержки будут равны рыночной цене данного фактора.

Стремясь максимизировать прибыль, фирма будет сравнивать предельный доход от продукта данного фактора с предельными издержками на его приобретение. Если предельный доход превышает предельные факторные издержки, каждая дополнительная единица привлекаемого фактора добавит больше к доходу, чем к затратам, и тем самым увеличит прибыль. Если предельные издержки превысят предельный доход, сокращение привлекаемого фактора на одну единицу повлечет уменьшение затрат в большей мере, чем уменьшение дохода, и таким образом тоже увеличит прибыль.

Только при равенстве издержек и дохода изменение в использовании фактора не влечет за собой изменение прибыли:

MC = MR, где MC - предельные факторные издержки;
MR - предельный доход от продукта фактора.

Это правило максимизации прибыли, которым руководствуется фирма при покупке факторов производства, справедливо как для совершенной, так и для несовершенной конкуренции.

Правило наименьших издержек – это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний рубль, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу (одинаковый предельный продукт): MRP1: P1 = MRP2: P2 = MRPn: Pn

где MRP - предельный продукт фактора в денежном выражении;

Р - цена фактора.

Это правило обеспечивает равновесие положения производителя. Когда отдача всех факторов одинакова, задача их перераспределения отпадает, т.к. уже нет ресурсов, которые приносят больший доход по сравнению с другими.

Чтобы максимизировать прибыль, недостаточно только мини­мизировать издержки. Максимизация прибыли в сочетании ресур­сов достигается, если предельная доходность обоих ресурсов была бы не только пропорциональна их ценам, но и равна им.

Правилом оптимального сочетания факторов производства, обеспечивающим максимальную прибыль, является равенство:

MRPL: PL = MRPK: PK= 1,

где MRPL предельный доход труда, PL - цена ресурса труда (став­ка заработной платы), MRPK - предельный доход капитала, PK - цена ресурса капитала (стоимость средств производства).

Предложение факторов производства – это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют существенные особенности.

Особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов и прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки.

В любом обществе люди постоянно отслеживают количественные показатели пригодных к использованию земель, количество полезных ископаемых, трудовых ресурсов, и, конечно же, цены на эти ресурсы. На основе этих показателей отслеживается динамика использования ресурсов, составляются прогнозы, меняется структура производства. Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, и в частности предложения любого фактора производства.

 

Сущность и виды цен

 

Рыночная экономика не может существовать без хорошо отлаженного ценового механизма. Он состоит из двух взаимодействующих частей:

- сами цены, их сущность, виды, структура, функции, величина и

динамика изменения;

- ценообразование как способ, правила установления, формирования новых и изменения действующих цен.

Сущность цены раскрывается с помощью трех концепций: стоимостной, потребительной и меновой.

Суть стоимостной концепции заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара, т. е. совокупности общественно необходимых затрат живого и овеществленного труда, израсходованного на производство и реализацию данного товара.

Потребительная или субъективно-психологическая концепция считает, что основой цены служит субъективная полезность товара, его потребительная стоимость. Цена определяется исключительно субъективно покупателем и продавцом. Она представляет собой денежное выражение потребительной стоимости.

Меновая концепция цены состоит в том, что цена обусловливается соотношением спроса и предложения на рынке, т. е. способностью данного товара быть обмененным на определенное количество другого товара или всеобщего товарного эквивалента - денег. В рамках меновой концепции цена представляет денежное выражение меновой стоимости товара.

Цена – это количество денег (или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Цена, как правило, выражает в денежной форме стоимость единицы товара (услуги).

Категория цены тесно связана с категорией стоимости (ценности). Современная теория детально анализирует процесс трансформации цены. С точки зрения функционирования решающими являются отклонения цены от ее среднего значения, складывающиеся на основе спроса и предложения. Случайные отклонения выправляются механизмом рыночного саморегулирования, отклонения же, проистекающие из структурных изменений, становятся устойчивыми и со временем меняют саму стоимость.

Возможность количественного несовпадения цены со стоимостью заключена уже в самой форме цены. Механизм и формы отклонения цены от стоимости определяются:

- конкуренцией предприятий (фирм) различных форм собственности, форм хозяйствования, характером производственных отношений;

- степенью влияния спроса и предложения на цену товаров;

- возможностями государственного регулирования цен;

- динамикой социальных процессов и социальных ориентиров;

- развитием инфляционных процессов.

Ключевым элементом рыночной экономики является цена равновесия - цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Равновесная цена устраняет дефицит или избыток товаров и услуг, сдерживает рост или снижение цен.

Цены играют важную роль как на микро-, так и на макроуровне. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность фирмы (предприятия); на макроуровне - формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций. Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях.

Выделяют следующие функции цены:

- учетная - цена измеряет в единых признанных денежных знаках стоимость товара, выражает общественно необходимые затраты труда на его производство;

- регулирующая - в рыночной экономике цены представляют собой основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. При этом сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования. В нерыночной экономике регулирующая функция директивно навязывается действующим ценам. Такие цены являются неэффективным средством балансирования экономики;

распределительная - заключается в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара (расширение производства дефицитного и сокращение производства избыточного). В результате инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей;

- контрольная - цены переводят показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в де нежных единицах; цена становится инструментом учета и контроля;

- социальная - с ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;

- стимулирующая - как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены создают заинтересованность предпринимателей и фирм в повышении объемов производства, снижении издержек ради увеличения прибыли, которая непосредственно связана с ценами на факторы производства, продукцию и услуги;

- информационная - суть этой функции состоит в доведении до всех участников хозяйственной деятельности сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

Ценообразование - это процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения и структуры. Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, а с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Цена формируется под воздействием двух групп факторов — внутренних и внешних. Внутренние факторы, т. е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности самой фирмы. К ним относят: особые свойства товара, способ производства, мобильность производства, ориентацию на рыночные сегменты, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организацию сервиса, имидж фирмы на рынке, рекламу и др.

Внешние, или макроэкономические, факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменения общеэкономических пропорций, условий рыночной экономики в стране и за ее пределами. К внешним факторам можно отнести политическую стабильность в стране, обеспеченность основными ресурсами, масштабы государственного регулирования экономики и цен, общий уровень инфляции, характер спроса, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическую политику государства и др.

В экономической практике существуют различные виды цен. Все они взаимосвязаны между собой, иерархически соподчинены, дополняют друг друга, в силу чего образуют систему цен.

Ценовая система - это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между участниками национального и мирового рынков.
Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

Свободные цены складываются под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Монопольные цены (высокие, низкие) формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования.

Демпинговые цены являются сознательно заниженными одним или несколькими субъектами ценообразования по сравнению со сложившимся рыночным уровнем цен. Они используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж.

Различают также оптовую цену предприятия, оптовые отпускные, закупочные и розничные цены.

Регулируемые цены - это цены, которые складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на фиксированные - регулируемые цены твердо определенной величины (например, на газ, электро- и теплоэнергию, перевозку грузов) и предельные — регулируемые цены, ограниченные нижним или верхним пределом, предельными размерами снабженческо-сбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.

 

 

Рекомендации к проведению семинарского занятия

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.