Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Теория потребительского поведения. Принципы рационального поведения потребителя

2017-10-21 398
Теория потребительского поведения. Принципы рационального поведения потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Более глубокое объяснение поведения потребителя дается при помощи метода бюджетных линий и кривой безразличия.

Ограниченность денежных доходов потребителя в пределах, в которых могут быть осуществлены расходы на потребления называется бюджетными ограничениями. Это условия, в рамки которых попадает потребитель. Они показывают все комбинации товаров, которые могут быть приобретены при данных доходах и данных ценах.

Для графического отображения бюджетных ограничений используются бюджетные линии (линии цен)

Рис. 9 – Бюджетная линия

Точка С – точка недоиспользованного дохода; точка Д – точка заимствования дохода; М – бюджетная линия, показывает различные комбинации товара А и В, которые могут быть приобретены при фиксированной величине дохода.

Уравнение бюджетной линии

РА*А+РВ*В=М, где РА – цена товара А, А – количество товара А, РВ – цена товара В, В – количество товара В.

Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене товара А.

Факторы, влияющие на бюджетную линию:

1 – Доходы потребителей: увеличение дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо (М1), уменьшение дохода перемещает ее влево.

2 – Изменение уровня цен: снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо (М1), рост цен на оба продукта перемещает график влево (М2).

Теперь рассмотрим кривые безразличия. Проблема оптимального выбора набора товаров привела к возникновению техники кривых безразличия. Они служат для анализа потребительских предпочтений.

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность, т.е. потребителю безразлично какой набор товаров выбрать.

Таблица 9 - Пример построения кривой безразличия

 

Выбор вариантов Сок Пирожки
А    
В    
С    
Д    

Все варианты А, В, С, Д имеют одинаковую полезность для потребителя. На основании таблицы построим кривую безразличия.

Рис. 10 – Кривые безразличия

Любая точка на данной кривой U1 отражает разное количество двух товаров, но в то же время варианты А,В,С,Д имеют одинаковую суммарную полезность. Но могут существовать такие наборы кривых безразличии, которые отличаются по уровню полезности.

Норма безразличия – это набор кривых безразличия для определенного потребителя, т.е. шкала предпочтений потребителя (U1, U2, U3). Чем выше кривая безразличия от начала координат, тем выше уровень полезности набора товаров.

Свойства кривых безразличия:

1- Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

2- Две кривые безразличия не могут пересекаться.

3- Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров.

4- Наклон кривой безразличия уменьшается при движении вправо, они вогнуты по отношению к началу координат.

Для того, чтобы определить условия оптимального выбора потребителя необходимо провести совместный анализ предпочтений и возможностей потребителя. Для этого совместим на одном графике кривые безразличия (U1, U2, U3) и бюджетную линию (М).

Рис. 11 – Равновесие потребителя

В точке Е – точка оптимума потребителя, точка слияния бюджетной линии с самой высокой кривой безразличия (U2). В точках С,Д, где бюджетная линия пересекается с U1, набор продуктов обладает меньшим уровнем полезности.

Равновесие потребителя достигается в точке Е, когда при определенных ценах и уровне дохода потребитель получает максимальную полезность от потребления набора товаров. В этой точке наклон бюджетной линии и кривой безразличия совпадает.

Понижение цены товара приводит к двум различным последствиям:

1. Эффекту дохода: если цена продукта падает, то реальный доход потребителя данного товара увеличивается.

2. Эффект замещения: снижение цены продукта означает, что он теперь стал дешевле по отношению ко всем другим товарам, что будет стимулировать потребителя к замещению этим товаром других подорожавших товаров.

Если эффект доход будет настолько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения на него цен, то это называется парадоксом Гиффена, а товары – товарами Гиффена.

Рекомендации к проведению семинарского занятия


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.