Как соотносятся формационный и цивилизационный подходы к истории? — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Как соотносятся формационный и цивилизационный подходы к истории?

2017-10-17 503
Как соотносятся формационный и цивилизационный подходы к истории? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) это абсолютно разные концепции, которые взаимоисключают друг друга;

2) это две различные теории, которые объясняют одно и то же явление, ход истории – через разные системы категорий (первая – через понятие общественно-экономическая формация, вторая – цивилизация);

3) это одно и то же, нет принципиальной разницы в том, какой подход применять для изучения истории той или иной страны;

4) формационный подход не является достаточным для объяснения истории, цивилизационный подход включает как объективный-экономический, так и объективный-социокультурный аспект объяснения истории.

57. Какую точку зрения предложил М. В. Ломоносов на происхождение слова «Русь»:

1) оно произошло от Рюрика, который был из племени Русь;

2) от русоголовости славян;

3) от европейского племени «россоман»;

4) от племени, жившего на реке Рось, притоке Днепра.

58. Укажите дату призвания в Новгород на княжение варяга Рюрика:

1) 862 г.

2) 911 г.

3) 980 г.

4) 988 г.

59. Каким документом на Руси был введен «Юрьев день»:

1) Указом «О заповедных летах»;

2) Указом «О вольных хлебопашцах»;

3) «Русской правдой»;

4) Судебником 1497 г.

60. Укажите правильную хронологическую последовательность событий…

1) крещение Руси

2) поход Олега на Киев

3) разгром половцев в начале XII в.

61. Первым из князей установил твердые налоги и повинности:

1) Игорь;

2) Олег;

3) Ольга;

4) Рюрик.

Работа с историческими документами по отдельным темам дисциплины

1. Проанализируйте фрагменты «Повести временных лет»:

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти.

Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля….».

 

«Выступил в поход, взяв с собой много воинов своих: варягов, чудь, славен, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и так же посадил мужа своего. И пришли к горам киевским, и увидел, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов своих в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошёл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де “мы купцы, идём в греки,...придите к нам, к родичам своим”. Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Аскольду и Диру: “Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода”, и вынесли Игоря: “А это сын Рюрика”. И убили Аскольда и Дира... И сел княжить в Киеве, и сказал: “Да будет это мать городам русским”».

2. Проанализируйте представленный фрагмент монгольской «Яссы»:

«… Приказано верить, что есть только один бог на земле, создатель неба и земли, что творит жизнь и смерть, богатство и бедность, как угодно ему и обладающий высшей властью. Служители культа, врачи и омыватели тел освобождаются от всяких податей. Подданным империи запрещено брать монголов себе в качестве рабов или прислуги. Под страхом смертной казни, запрещено самовольно провозглашать себя императором, если на то нет решения курултая. Запрещено вождям народов и кланов, подчинённых монголам, носить почётные титулы ….

 

Запрещено творить мир с всяким вождем, князем или народом, что не подчинился. Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением. Все мужчины, не участвующие в войне, должны бесплатно работать на империю определённое время. Организовывать войско следует из отрядов по 10, 100, 1000 и 10000 человек, чтобы можно было быстро собрать войско. Каждый воин получает своё оружие из рук непосредственного командира перед началом похода.

 

Каждый воин обязан следить за состоянием своего оружия, а командир проверять его перед началом битвы. Под страхом смертной казни запрещено воинам грабить врага и мародёрствовать, докуда командующий не дал разрешения ….».

 

Проанализируйте представленный фрагмент переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского:

 

 

«Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний.

 

Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных?».

3. Проанализируйте представленный фрагмент указа Петра I от 16 января 1705 г.:

 

«…На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым и приказным всяких чинов служивым людям, и гостям и гостиной сотни и черных слобод посадским людям всем сказать; чтоб впредь с сего его великого государя указа, бороды и усы брили.

 

А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей, по 60 рублей с человека; с гостей и с гостиной сотни первой статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека на год. И давать им из приказа Земских дел знаки…».


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.