Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-10-17 | 120 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основываясь на письменных материалах, можно сказать, что город Сарай был
заложен около 1250 г. С 671 г. х. (1272/1273 г.) в Сарае начинается чеканка
серебряных монет – дирхемов. Особенно массовые выпуски монет начались
после унификационной денежной реформы хана Тохты в 710 г. х. (1310/1311
г.). Чеканка других золотоордынских центров сходит на нет. С 1320-х гг. Сарай
начинает бить и медные монеты – пулы. Но на Селитренном городище лишь в
единичных экземплярах встречаются монеты, выпущенные в 10–20-е гг. XIV в.,
а монеты XIII в. вообще отсутствуют. Зато наблюдается большое количество
пулов, начиная с выпуска 737 г. х. (1336/1337 гг.). Нумизматические находки
свидетельствуют, что начало экономической жизни в городе, чьи остатки
расположены у с. Селитренного, относится к середине 1330-х гг. Сарай XIII –
начала XIV вв., возможно, находился не на месте Селитренного городища.
Сарай возникает, по всей видимости, как зимняя резиденция джучидских
ханов, окруженная усадьбами нойонов (эмиров) и жилищами ремесленников,
слуг и т. д. Селитренное городище, подобно другим степным джучидским
городищам, не имеет культурного слоя, предшествовавшего золотоордынскому
периоду. Ранний Сарай был, возможно, относительно небольшим по площади
городом, но с развитой торговлей.
Раздел 2. Столица Улуса Джучи в 30–60-е гг. XIV века. Так как это
было время расцвета Сарая, то ему посвящён самый обширный раздел,
состоящий из нескольких параграфов.
В параграфе 1 рассказывается о развитии города в середине столетия,
основываясь на письменных и нумизматических источниках. Аль-Омари
говорит о Сарае того времени, как “городе великом”. К 1334 г. относится
знаменитое описание Сарая Ибн Баттутой: “Город Сарай [один] из
|
красивейших
городов, достигший
чрезвычайной
величины…”.
По
свидетельствам Ибн Арабшаха и других восточных авторов, здесь жили и
творили многие известные на Востоке учёные, поэты, богословы, философы.
Столица Золотой Орды в XIV в. становится одним из ведущих центров
культуры в мусульманских странах. Но, как доказал Г. А. Фёдоров-Давыдов,
даже в период расцвета Сарай делил роль политического и экономического
центра страны с кочевой ставкой – ордой.
Наиболее массовые выпуски монет Сарая производились при хане
Узбеке (1312–1342). Ещё интенсивнее чеканились монеты при хане Джанибеке
(1342–1357), но уже с новым обозначением места чеканки – “Сарай аль-
Джедид”. В 40–60-е гг. XIV в. дирхемы и пулы Нового Сарая полностью
Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том I. Извлечения из
сочинений арабских. СПб. 1884. С. 306.
Page 12 |
превалируют на всей территории Улуса Джучи. Монеты времён Узбека,
Джанибека, Бердибека (1357–1359) и ханов начального периода междоусобиц
(1359–1367) составляют более 80% на Селитренном городище.
Параграф 2 посвящен топографии наиболее изученного участка
городища, района между Кучугурами и Красным бугром, и характеристике
объектов, исследованных археологическими экспедициями. Здесь даны
описания наиболее крупных и важных комплексов и сооружений.
В этом районе выявлен невыразительный слой, соответствующий
периоду строительства и начальной стадии обживания. К нему относятся
обычно ямы, многие из которых вырыты при добыче песка, а также небольшое
количество рядовых домов.
Затем были построены крупные общественные и культовые сооружения и
жилые дома. В 50 м от берегового обрыва располагалась городская площадь с
общественными зданиями (раскоп XIII) В южной части раскопа была
исследована большая соборная мечеть размерами 37,5 х 37,5 м в плане,
возведенная из обожженного кирпича. На северной стороне площади
размещалась общественная баня типа хаммам с подпольным отоплением. Она
|
принадлежала зажиточной части населения Сарая и была довольно богато
декорирована. Вдоль восточной стены мечети стояло многокомнатное здание
из сырцового кирпича, являвшегося, вероятно, ханакой – странноприимным
домом.
Вокруг этих зданий располагались дома с деревянными и каркасными
стенами. В них жили бедные слои населения города. Отметим также
расположенные за баней две общественные уборные – бадрапы. Их наличие в
средневековом городе говорит о его благоустроенности и развитой санитарии.
К северу от бани исследованы цоколи трех юрт. Они являются признаком
неутраченных связей со степью или временным пребыванием кочевников в
городе.
В нескольких десятках метров к востоку от городской площади
находилась большая усадьба (раскоп II). Была исследована западная часть
усадьбы с сырцовой стеной-оградой (дувалом). Во дворе ее находилась
гончарная мастерская с горнами для обжига красноглиняной неполивной,
кашинной поливной посуды и изразцов.
К западу от городской площади, у поймы Ахтубы, размещалась другая
большая усадьба (раскоп VIII). Двор также окружала сырцовая стена.
Центральный дом (24 х 24 м) из сырцового кирпича разделялся на три блока
помещений и имел 8 комнат с большим парадным залом. В течение жизни
главного дома (1330–1360-е гг.) все помещения, за исключением центрального
зала, многократно перестраивались. Подобные перепланировки очень
характерны для золотоордынских домов, как богатых, так и бедных.
В нескольких десятках метров к северу от городской площади находилась
ещё одна большая усадьба (раскоп XI). Главный дом (38 х 32 м) по планировке
напоминал центральный дом вышеописанной усадьбы. Это был настоящий
дворец, сложенный из обожженного кирпича и богато украшенный изнутри
майоликой и цветной штукатуркой. Всего в доме насчитывалось более 30
жилых и хозяйственных помещений.
Page 13 |
Вдоль его западной стены находилась дворцовая баня с подпольным
отоплением. Она имела два периода существования, так как была со временем
расширена.
В 150 м к северу от дворца также исследовалась аристократическая
усадьба (раскоп XV). Её главный дом размерами 20 х 19,5 м, строительным
материалом и планировкой очень напоминает богатый дом на раскопе VIII. К
|
восточной стене главного дома примыкала пристройка из сырцовых и
деревянных конструкций с жилыми и хозяйственными помещениями.
Ещё одна большая усадьба открыта на вершине Красного бугра (раскоп
XXI). Здесь были вскрыты остатки главного дома (примерно 25 х 25 м),
внешние стены которого сложены из сырцового кирпича. Раскопано 16
помещений различного назначения. Дом имел совершенно другую планировку,
чем ранее раскопанные усадебные дома Сарая, а его помещения были
построены не одновременно, а постепенно пристраивались друг к другу.
На территориях богатых усадеб располагались небольшие дома, в
которых жила усадебная прислуга и стояли постройки хозяйственного
назначения.
Подобные богатые усадьбы исследовались и на других золотоордынских
памятниках: в частности, на Болгарском и Царёвском городищах.
В северной части района экспедицией Ф.В. Баллода был раскопан ещё
один большой и богатый дом трапециевидной формы, состоящий из 6 комнат.
Его стены были возведены из дубовых бревен и сырцовых кирпичей и изнутри
украшались расписной штукатуркой и резным алебастром.
Жили в этом районе города и небогатые люди, которым принадлежали
небольшие, чаще однокомнатные дома с деревянными и каркасными стенами
на сырцовом цоколе. Существовали здесь и внеусадебные мастерские (горны
для обжига кирпича на раскопе XII и раскопе IV). На значительном удалении от
берега реки, видимо, в 50-е гг. XIV в. был возведен портально-купольный
мавзолей (раскоп XX).
В параграфе 3 на основе археологических раскопок показано, что для
района между Больничным бугром и Кучугурами характерна была высокая
плотность застройки и наличие большого количества строительных периодов.
Здесь тоже выделяется самый ранний период, к которому относятся различные
ямы и дренажные канавы. Позднее здесь существовали дома средних
достаточно обеспеченных, слоев населения со стенами из сырцовых и
обожженных кирпичей (раскоп IX–1977, X–1978).
Близко к берегу Ахтубы размещались мастерские с остатками горнов для
обжига извести и хумов для её хранения (раскопы IX–1977, X–1977, X–1978,
XVII). У подножия северного склона Кучугур были вскрыты остатки
|
стеклодельной мастерской (раскоп III).
Экспедицией П. С. Рыкова была частично раскопана соборная мечеть (40
х 40 м), находившаяся на юго-восточном склоне Кучугур. По планировке она
напоминала мечеть на раскопе XIII.
Довольно слабая изученность данного района не позволяет нам в
достаточной мере представить картину его жизни.
Page 14 |
В параграфе 4 исследуется планировка Сарая. Она являлась усадебной и
была схожа с планировкой других золотоордынских городищ: Царёвского,
Водянского, Болгарского и т. д. Каждая из аристократических усадеб
Селитренного городища образовывала целый квартал. Вдоль стен усадеб
проходили широкие улицы с арыками. Жилые дома были, по-видимому,
одноэтажными.
Рядовое
население
жило
в
небольших
домах,
группировавшихся в один квартал. Город разделялся четкой линией улиц,
проходивших перпендикулярно и параллельно Ахтубе с ориентацией южных
стен зданий на Мекку.
Это коренным образом отличало их от городов Средней Азии и Южного
Казахстана, где господствовала система застройки сплошными жилыми
массивами-кварталами. Селитренное городище сближает со средневековым
Херсонесом усадебный принцип застройки. Но последний существенно
отличался по характеру застройки самих кварталов. Планировка Сарая сходна
со структурой монгольских городов Центральной и Северной Азии (городище
на р. Хирхира, Кара-Корум, “Кондуйский городок”, городище Дён-Терек).
Основные черты домостроительства в Улусе Джучи также были перенесены
монголами из Центральной Азии: квадратные в плане дома, система
горизонтальных
дымоходов
(канов), П-образные
лежанки
(суфы),
симметричное расположение помещений и другие особенности. Но при этом
Сарай был городом “мусульманской постройки” с мечетями, мавзолеями,
банями, караван-сараями. В городе имелось много черт и среднеазиатской
архитектуры: айваны, внутренние дворы, умывальники (тошнау), печи-
тандыры, строительные материалы и др.
Столица Золотой Орды в период расцвета, так же, как и другие
монгольские города, не имела укреплений. В городе существовала развитая и
сложная система водоснабжения и контроля воды во время разливов реки:
арыки, хаузы – общественные и приусадебные водоемы, дренажные системы,
колодцы. Многочисленные бани, тошнау и бадрапы являются показателями
достаточно высокой санитарии в городе.
Итак, в 1330–1360-е гг. Сарай являлся одним из крупнейших
политических, торговых, ремесленных, культурных и религиозных центров
средневекового мира. Свой расцвет переживали в этот период и другие
золотоордынские города, что подтверждают раскопки Солхата (Крыма), Азака,
Маджара, Царёвского, Водянского, Болгарского и других городищ.
|
Раздел 3. Сарай в последней трети XIV века. Это было время
междоусобиц, а затем объединения и укрепления государства при хане
Тохтамыше (1380–1396). Здесь даётся общее описание Сарая по
археологическим, письменным и нумизматическим данным и рассматривается
топография двух наиболее изученных районов Селитренного городища.
В параграфе 1 отмечается, что в 1359 г. после убийства хана Бердибека в
Золотой Орде начался двадцатилетний период внутриполитических распрей,
ослабления и постепенного распада государства, называемый, вслед за русским
летописцем, “великой замятней”. В 60–70-е гг. XIV в. на сарайском престоле
сменилось более 20 ханов. Как многократно отмечал Г. А. Фёдоров-Давыдов,
главная опора городских центров – сильная централизаторская ханская власть
Page 15 |
рухнула, и они быстро пришли в упадок. Следы упадка, а часто и гибели, четко
прослеживаются на всех золотоордынских городищах. Естественно, не избежал
этого кризиса и Сарай (Селитренное городище), бывший в центре
политической борьбы. Здесь, как и в других золотоордынских городах,
возводятся вал и ров. Но слабые укрепления не спасают столицу от грабежей
ушкуйников.
Период “замятни” можно достаточно четко разделить на два этапа: 1)
761–768 гг. х. (1359/1360 – 1366/1367 гг.), когда в поволжских центрах
продолжается чеканка монет в огромных количествах; 2) 769–780 гг. х.
(1367/1368 гг. – 1379/1380 гг.), когда наступает кризис монетного дела. К 1380
г. хану Тохтамышу удалось объединить всю территорию страны и на 15 лет
восстановить ее могущество. В частности, в 781 г. х. (1380/1381 гг.) он
проводит вторую крупную реформу денежного дела.
На Селитренном городище доля монет 80–90-х гг. XIV в. является
значительной: 12,06% пулов и 15,9% дирхемов от количества монет с
определимым временем чеканки. Но при этом среди материала раскопов
монеты, битые при Тохтамыше, составляют всего 4,4%. Большая же часть
монет Тохтамыша (88%) относится к подъемному материалу. Также имеется
большое количество анонимных медных пулов без года чеканки – более 250
экземпляров (около 5% всех монет из коллекции ПАЭ), относимых часто ко
времени правления Тохтамыша.
В параграфе 2 даётся топография района между Красным бугром и
Кучугурами по итогам археологических раскопок. Несмотря на некоторое
экономическое возрождение, осуществленное в период царствования
Тохтамыша, столица неуклонно шла к своему закату. Исследованные участки
района после 1366 г. приходят в упадок и запустение. Нарушается планировка
города. Гибнут богатые усадьбы на раскопах VIII, XI, XV, XXI; соборная
мечеть и общественная баня (раскоп XIII); мастерские; засыпаются арыки и
хаузы. Район перестает быть аристократическим. Из известных 17 кладов с
территории Селитренного городища 6 зарыты в конце XIV в.
Во времена Тохтамыша в этом районе большей частью находились
пустыри и кладбища, и лишь на отдельных участках продолжалась жизнь.
Наверное, этим и объясняется отсутствие на раскопах между Кучугурами и
Красным бугром следов погрома и пожаров, связанных с нашествием войск
Тамерлана.
Но жизнь в Сарае последней трети XIV в. не прекратилась полностью.
Продолжала существовать ханака близ заброшенной мечети (раскоп XIII). На
Красном бугре, судя по всему, была построена новая соборная мечеть c
минаретом (раскоп XXI). Не были заброшены и многие небольшие усадьбы.
Здесь действовала огромная гончарная мастерская- кархана (раскоп II). Она
даже значительно расширила своё производство и вышла за пределы
заброшенной усадьбы. Функционировала и небольшая мастерская керамистов
на развалинах усадьбы с дворцом (раскоп XI). При Тохтамыше был возведен
довольно крупный и богато декорированный мавзолей (раскоп VIII).
Из параграфа 3 видно, что район между Кучугурами и Больничным
бугром в последней трети XIV в. оставался ещё заселённым. Например, в это
Page 16 |
время здесь, у подножия Больничного бугра, существовал небольшой
сырцовый дом, а позднее были построены складское помещение и очаг (раскоп
XVII).
У юго-восточного склона Кучугур экспедицией П. С. Рыкова были
раскопаны несколько мавзолеев и захоронений в склепах, относящихся,
видимо, к концу XIV в.
В этом районе городища, возможно, прослеживаются следы
тимуровского погрома: на раскопах VI и XVII, в поздних строительных
периодах, зафиксированы прослойки с золой и сажей, говорящие о пожарищах.
Можно констатировать, что Сарай в конце XIV в. оставался ещё
достаточно крупным торгово-ремесленным, культурным и религиозным
центром. Он не испытал столь сильного упадка, как, например, города,
стоявшие на месте Царёвского и Водянского городищ. Пытаясь удержать
престиж столицы, власти позаботились о его восстановлении.
Раздел 4. Сарай XV века. Здесь приводится история и топография
города по археологическим, а также письменным и нумизматическим
материалам на заключительном этапе его существования.
В параграфе 1 собраны данные письменных и нумизматических
источников о столице Золотой Орды в XV столетии. Восточные и русские
хроники сообщает о взятии и опустошении Сарая в начале 1396 г. войсками
Тамерлана. Удар, нанесенный Тимуром, сломал хребет джучидского
государства и привел к окончательной гибели большинства степных городов.
После его походов северная ветвь Шелкового пути потеряла свое былое
значение. Но столицу империи ханы ещё смогли частично восстановить. В XV
в. Сарай сохраняет и торговое значение (например, отчет купца из Ирана о
торговой поездке в Сарай в 1438 г., сообщение о разграблении Сарая вятчанами
в 1471 г.).
Третья крупная денежная реформа, осуществленная в 802 г. х. (1398/1399
г.) в правление хана Шадибека, не привела к унификации денежного обращения
и затронула лишь Нижнее Поволжье. Г. А. Федоров-Давыдов отмечал, что в XV
в. монеты обеспечивают, главным образом, транзитную торговлю. В первой
половине XV в. в Сарае продолжается чеканка серебряных и медных монет. Но
она становится всё менее интенсивной, весовая норма джучидских монет
снижается, происходит ухудшение пробы серебра в дирхемах. На Селитренном
городище 6 кладов дирхемов были спрятаны в начале XV в. Большой интерес
представляет Каменный бугор, где много монет XV в.
В 1480 г. русские войска разграбили Сарай. А в 1502 г. войска крымского
хана окончательно разрушили город.
В параграфе 2 дано описание и характеристика основных комплексов,
относящихся к позднему этапу существования города. Район между
Кучугурами и Красным бугром в XV в. окончательно превращается в пустыри
и кладбища. Территория бывшей усадьбы на раскопе VIII становится большим
некрополем. Здесь ПАЭ раскопано почти 400 погребений с надмогильными
сооружениями и склепами, большинство из которых относится к XV в.
Основная часть захоронений совершена по мусульманскому обряду. Но
имеются погребения с отклонениями от канонов ислама и признаками
Page 17 |
домусульманских традиций. Здесь также строятся четыре небольших мавзолея,
где прослеживается явное ухудшение строительной техники.
Кладбища с грунтовыми могилами, надгробными сооружениями и
мавзолеями выявлены на территории бывшей гончарной мастерской (раскоп II),
на раскопах XIV и XII, на вершине Красного бугра (раскоп XXI). По-видимому,
вся территория близ поймы реки Ахтубы превращается в большой некрополь.
В районе бывшей городской площади (раскоп XIII) здание ханаки,
небольшие дома и другие сооружения конца XIV в. к началу XV в. перестают
существовать. Здесь тоже возникает некрополь с небольшими мавзолеями.
Небольшое количество могильных ям было исследовано в западной части
двора усадьбы с дворцом (раскоп XI). Здесь соорудили довольно большой
мавзолей.
На раскоп XV поверх могил, прорезавших в конце XIV в. дувал усадьбы,
строятся два рядовых дома. Это один из немногих участков городища, где
можно предполагать существование жилых кварталов XV в.
Район между Больничным бугром и Кучугурами тоже частично занимают
захоронения с мавзолеями. Но жизнь здесь, возможно, продолжалась и в XV
столетии, о чём говорят остатки плохо сохранившихся жилых сооружений.
Следы многочисленных погребений и целых могильников выявлены к
западу от Красного бугра, к северу, востоку и юго-востоку от села. На
Каменном бугре располагался большой некрополь с наземными и подземными
мавзолеями. Не столь крупное кладбище существовало и на бугре “Татарское
кладбище”.
В течение XV столетия некогда огромный процветающий город
превращается в такое же огромное кладбище. Вопрос о местонахождении
жилых кварталов XV в. остается открытым. Как отмечал Г. А. Федоров-
Давыдов, Сарай и другие города Золотой Орды “...оказались вновь
захлестнутыми кочевой стихией, как только это государство распалось, – в XV
в.” А их блестящий подъем в середине XIV в. оказался “…историческим
“пустоцветом”, не давшим в степях продолжения своей культуре”.
Параграф 3 посвящён исследованиям подземных купольных мавзолеев,
характерных для этого периода. Некоторые из них были исследованы А. А.
Спицыным, К. Н. Малиновским, ПАЭ (раскоп VII–1969). Ф. В. Баллод
обследовал в 1922 г. кирпичный склеп, находящийся в северо-западной части
села, под жилым домом. В полевом сезоне 2002 г. нами проводилось полное
исследование этого объекта, так как описания и архитектурные измерения
памятника, сделанные Ф. В. Баллодом, являются краткими и неточными. В
диссертации даётся достаточно подробное описание подземного мавзолея,
являющегося типичным и, видимо, последним почти целиком сохранившимся
памятником архитектуры на Селитренном городище. Несмотря на
правильность постройки, в строительном деле того времени виден явный
упадок.
Раздел 5. Некоторые другие вопросы истории города Сарая.
Федоров-Давыдов Г. А. Четверть века изучения средневековых городов Нижнего Поволжья // Советская
археология. 1984. №. 3. С. 93.
Page 18 |
В параграфе 1 рассказывается о конфессиональном и этническом составе
населения города. Сарай, как и всякая другая столица империи, был
полиэтничным городом. По свидетельству Ибн Батуты, в городе проживали
монголы, асы, кипчаки, черкесы, русские, византийцы. Представители разных
народов жили каждый в своём районе и имели отдельные храмы, кладбища и
базары.
Большинство захоронений в некрополях Селитренного городища сделано
по строгим мусульманским обычаям. По Л. Т. Яблонскому, основу
мусульманского населения города составляли представители европеоидной
расы с монголоидной примесью. В Сарае жили представители разных
направлений ислама, но главным образом сунниты ханифитского толка.
Сильно потесненное мусульманством язычество, бытовавшее у
монгольских и тюркских народов, сохранялось в городе. Об этом говорит, в
частности, погребальный обряд. Например, в могильниках Селитренного
городища около 10% погребенных лежат лицом вверх или на север, а в 34,5%
захоронений были положены вещи и одежда.
В 1261 г. в Сарае была создана русская православная епархия. Здесь
подолгу жили русские князья со своими свитами. На территории Селитренного
городища находят отдельные вещи русской работы: иконки, кресты-
энколпионы. С 1315 г. в Сарае действовало католическое епископство.
Золотоордынский ислам сохранял терпимость к христианскому
духовенству и к пережиткам язычества. Подобное явление наблюдалось в тот
период и в странах классического ислама.
В параграфе 2 показано, какую огромную роль в средневековой торговле,
особенно в середине XIV в. играла столица Золотой Орды. Находясь на
Великом Шелковом пути, город исполнял роль посредника в торговле Запада и
Востока, Севера и Юга. Сохранились описания этого пути через Сарай
(Тосканский Аноним, Ф. Б. Пеголотти).
Археологические и письменные источники называют нам товары,
изготовленные в разных уголках средневекового мира и попадавших в Сарай:
поливная красноглиняная керамика из Крыма, фрагменты амфор из
Причерноморья и Средиземноморья; сукна и другие ткани, а также металлы,
стекло, вина из западной Европы; различные пряности, дорогие ткани (в
основном шелка), серебро, драгоценные камни, ювелирные изделия из
восточных стран; украшенные эмалями стеклянные изделия из Сирии и Египта;
лощеная серо–и черноглиняная посуда, кувшины и каменные сосуды из
Хорезма; фрагменты люстровой посуды иранской работы; красноглиняные
поливные чаши и блюда из Закавказья; изделия из китайского фарфора;
раковины каури с берегов Индийского океана и многое другое. На
Селитренном городище встречаются также монеты мусульманских и
христианских династий Средневековья.
В стране процветала работорговля. Абу-ль-Фида писал про Сарай: “Это
место, часто посещаемое купцами, и здесь осуществляется большая торговля
тюркскими рабами”.
Géographie d’Aboulféda. T. II. Première partie. Paris. 1848. P. 323.
Page 19 |
Столица Улуса Джучи была важным транзитным пунктом для греческих
и армянских купцов. Но особенно активно торговали здесь итальянские,
главным образом венецианские и генуэзские купцы.
Сарай поставлял различные товары в другие регионы и за границу:
кашинные чаши, штампованную керамику, кувшины. Город являлся также
поставщиком товаров для кочевой степи – привозных шёлковых и парчовых
тканей, зеркал, ювелирных украшений, многих типов керамики и т. д. Весьма
оживлённым был и внутригородской рынок, о чём говорят находки огромного
количества монет.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!