Раздел 1. О Сарае второй половины XIII – первой трети XIV веков. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Раздел 1. О Сарае второй половины XIII – первой трети XIV веков.

2017-10-17 120
Раздел 1. О Сарае второй половины XIII – первой трети XIV веков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основываясь на письменных материалах, можно сказать, что город Сарай был

заложен около 1250 г. С 671 г. х. (1272/1273 г.) в Сарае начинается чеканка

серебряных монет – дирхемов. Особенно массовые выпуски монет начались

после унификационной денежной реформы хана Тохты в 710 г. х. (1310/1311

г.). Чеканка других золотоордынских центров сходит на нет. С 1320-х гг. Сарай

начинает бить и медные монеты – пулы. Но на Селитренном городище лишь в

единичных экземплярах встречаются монеты, выпущенные в 10–20-е гг. XIV в.,

а монеты XIII в. вообще отсутствуют. Зато наблюдается большое количество

пулов, начиная с выпуска 737 г. х. (1336/1337 гг.). Нумизматические находки

свидетельствуют, что начало экономической жизни в городе, чьи остатки

расположены у с. Селитренного, относится к середине 1330-х гг. Сарай XIII –

начала XIV вв., возможно, находился не на месте Селитренного городища.

Сарай возникает, по всей видимости, как зимняя резиденция джучидских

ханов, окруженная усадьбами нойонов (эмиров) и жилищами ремесленников,

слуг и т. д. Селитренное городище, подобно другим степным джучидским

городищам, не имеет культурного слоя, предшествовавшего золотоордынскому

периоду. Ранний Сарай был, возможно, относительно небольшим по площади

городом, но с развитой торговлей.

Раздел 2. Столица Улуса Джучи в 30–60-е гг. XIV века. Так как это

было время расцвета Сарая, то ему посвящён самый обширный раздел,

состоящий из нескольких параграфов.

В параграфе 1 рассказывается о развитии города в середине столетия,

основываясь на письменных и нумизматических источниках. Аль-Омари

говорит о Сарае того времени, как “городе великом”. К 1334 г. относится

знаменитое описание Сарая Ибн Баттутой: “Город Сарай [один] из

красивейших

городов, достигший

чрезвычайной

величины…”.

По

свидетельствам Ибн Арабшаха и других восточных авторов, здесь жили и

творили многие известные на Востоке учёные, поэты, богословы, философы.

Столица Золотой Орды в XIV в. становится одним из ведущих центров

культуры в мусульманских странах. Но, как доказал Г. А. Фёдоров-Давыдов,

даже в период расцвета Сарай делил роль политического и экономического

центра страны с кочевой ставкой – ордой.

Наиболее массовые выпуски монет Сарая производились при хане

Узбеке (1312–1342). Ещё интенсивнее чеканились монеты при хане Джанибеке

(1342–1357), но уже с новым обозначением места чеканки – “Сарай аль-

Джедид”. В 40–60-е гг. XIV в. дирхемы и пулы Нового Сарая полностью

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том I. Извлечения из

сочинений арабских. СПб. 1884. С. 306.

Page 12

превалируют на всей территории Улуса Джучи. Монеты времён Узбека,

Джанибека, Бердибека (1357–1359) и ханов начального периода междоусобиц

(1359–1367) составляют более 80% на Селитренном городище.

Параграф 2 посвящен топографии наиболее изученного участка

городища, района между Кучугурами и Красным бугром, и характеристике

объектов, исследованных археологическими экспедициями. Здесь даны

описания наиболее крупных и важных комплексов и сооружений.

В этом районе выявлен невыразительный слой, соответствующий

периоду строительства и начальной стадии обживания. К нему относятся

обычно ямы, многие из которых вырыты при добыче песка, а также небольшое

количество рядовых домов.

Затем были построены крупные общественные и культовые сооружения и

жилые дома. В 50 м от берегового обрыва располагалась городская площадь с

общественными зданиями (раскоп XIII) В южной части раскопа была

исследована большая соборная мечеть размерами 37,5 х 37,5 м в плане,

возведенная из обожженного кирпича. На северной стороне площади

размещалась общественная баня типа хаммам с подпольным отоплением. Она

принадлежала зажиточной части населения Сарая и была довольно богато

декорирована. Вдоль восточной стены мечети стояло многокомнатное здание

из сырцового кирпича, являвшегося, вероятно, ханакой – странноприимным

домом.

Вокруг этих зданий располагались дома с деревянными и каркасными

стенами. В них жили бедные слои населения города. Отметим также

расположенные за баней две общественные уборные – бадрапы. Их наличие в

средневековом городе говорит о его благоустроенности и развитой санитарии.

К северу от бани исследованы цоколи трех юрт. Они являются признаком

неутраченных связей со степью или временным пребыванием кочевников в

городе.

В нескольких десятках метров к востоку от городской площади

находилась большая усадьба (раскоп II). Была исследована западная часть

усадьбы с сырцовой стеной-оградой (дувалом). Во дворе ее находилась

гончарная мастерская с горнами для обжига красноглиняной неполивной,

кашинной поливной посуды и изразцов.

К западу от городской площади, у поймы Ахтубы, размещалась другая

большая усадьба (раскоп VIII). Двор также окружала сырцовая стена.

Центральный дом (24 х 24 м) из сырцового кирпича разделялся на три блока

помещений и имел 8 комнат с большим парадным залом. В течение жизни

главного дома (1330–1360-е гг.) все помещения, за исключением центрального

зала, многократно перестраивались. Подобные перепланировки очень

характерны для золотоордынских домов, как богатых, так и бедных.

В нескольких десятках метров к северу от городской площади находилась

ещё одна большая усадьба (раскоп XI). Главный дом (38 х 32 м) по планировке

напоминал центральный дом вышеописанной усадьбы. Это был настоящий

дворец, сложенный из обожженного кирпича и богато украшенный изнутри

майоликой и цветной штукатуркой. Всего в доме насчитывалось более 30

жилых и хозяйственных помещений.

Page 13

Вдоль его западной стены находилась дворцовая баня с подпольным

отоплением. Она имела два периода существования, так как была со временем

расширена.

В 150 м к северу от дворца также исследовалась аристократическая

усадьба (раскоп XV). Её главный дом размерами 20 х 19,5 м, строительным

материалом и планировкой очень напоминает богатый дом на раскопе VIII. К

восточной стене главного дома примыкала пристройка из сырцовых и

деревянных конструкций с жилыми и хозяйственными помещениями.

Ещё одна большая усадьба открыта на вершине Красного бугра (раскоп

XXI). Здесь были вскрыты остатки главного дома (примерно 25 х 25 м),

внешние стены которого сложены из сырцового кирпича. Раскопано 16

помещений различного назначения. Дом имел совершенно другую планировку,

чем ранее раскопанные усадебные дома Сарая, а его помещения были

построены не одновременно, а постепенно пристраивались друг к другу.

На территориях богатых усадеб располагались небольшие дома, в

которых жила усадебная прислуга и стояли постройки хозяйственного

назначения.

Подобные богатые усадьбы исследовались и на других золотоордынских

памятниках: в частности, на Болгарском и Царёвском городищах.

В северной части района экспедицией Ф.В. Баллода был раскопан ещё

один большой и богатый дом трапециевидной формы, состоящий из 6 комнат.

Его стены были возведены из дубовых бревен и сырцовых кирпичей и изнутри

украшались расписной штукатуркой и резным алебастром.

Жили в этом районе города и небогатые люди, которым принадлежали

небольшие, чаще однокомнатные дома с деревянными и каркасными стенами

на сырцовом цоколе. Существовали здесь и внеусадебные мастерские (горны

для обжига кирпича на раскопе XII и раскопе IV). На значительном удалении от

берега реки, видимо, в 50-е гг. XIV в. был возведен портально-купольный

мавзолей (раскоп XX).

В параграфе 3 на основе археологических раскопок показано, что для

района между Больничным бугром и Кучугурами характерна была высокая

плотность застройки и наличие большого количества строительных периодов.

Здесь тоже выделяется самый ранний период, к которому относятся различные

ямы и дренажные канавы. Позднее здесь существовали дома средних

достаточно обеспеченных, слоев населения со стенами из сырцовых и

обожженных кирпичей (раскоп IX–1977, X–1978).

Близко к берегу Ахтубы размещались мастерские с остатками горнов для

обжига извести и хумов для её хранения (раскопы IX–1977, X–1977, X–1978,

XVII). У подножия северного склона Кучугур были вскрыты остатки

стеклодельной мастерской (раскоп III).

Экспедицией П. С. Рыкова была частично раскопана соборная мечеть (40

х 40 м), находившаяся на юго-восточном склоне Кучугур. По планировке она

напоминала мечеть на раскопе XIII.

Довольно слабая изученность данного района не позволяет нам в

достаточной мере представить картину его жизни.

Page 14

В параграфе 4 исследуется планировка Сарая. Она являлась усадебной и

была схожа с планировкой других золотоордынских городищ: Царёвского,

Водянского, Болгарского и т. д. Каждая из аристократических усадеб

Селитренного городища образовывала целый квартал. Вдоль стен усадеб

проходили широкие улицы с арыками. Жилые дома были, по-видимому,

одноэтажными.

Рядовое

население

жило

в

небольших

домах,

группировавшихся в один квартал. Город разделялся четкой линией улиц,

проходивших перпендикулярно и параллельно Ахтубе с ориентацией южных

стен зданий на Мекку.

Это коренным образом отличало их от городов Средней Азии и Южного

Казахстана, где господствовала система застройки сплошными жилыми

массивами-кварталами. Селитренное городище сближает со средневековым

Херсонесом усадебный принцип застройки. Но последний существенно

отличался по характеру застройки самих кварталов. Планировка Сарая сходна

со структурой монгольских городов Центральной и Северной Азии (городище

на р. Хирхира, Кара-Корум, “Кондуйский городок”, городище Дён-Терек).

Основные черты домостроительства в Улусе Джучи также были перенесены

монголами из Центральной Азии: квадратные в плане дома, система

горизонтальных

дымоходов

(канов), П-образные

лежанки

(суфы),

симметричное расположение помещений и другие особенности. Но при этом

Сарай был городом “мусульманской постройки” с мечетями, мавзолеями,

банями, караван-сараями. В городе имелось много черт и среднеазиатской

архитектуры: айваны, внутренние дворы, умывальники (тошнау), печи-

тандыры, строительные материалы и др.

Столица Золотой Орды в период расцвета, так же, как и другие

монгольские города, не имела укреплений. В городе существовала развитая и

сложная система водоснабжения и контроля воды во время разливов реки:

арыки, хаузы – общественные и приусадебные водоемы, дренажные системы,

колодцы. Многочисленные бани, тошнау и бадрапы являются показателями

достаточно высокой санитарии в городе.

Итак, в 1330–1360-е гг. Сарай являлся одним из крупнейших

политических, торговых, ремесленных, культурных и религиозных центров

средневекового мира. Свой расцвет переживали в этот период и другие

золотоордынские города, что подтверждают раскопки Солхата (Крыма), Азака,

Маджара, Царёвского, Водянского, Болгарского и других городищ.

Раздел 3. Сарай в последней трети XIV века. Это было время

междоусобиц, а затем объединения и укрепления государства при хане

Тохтамыше (1380–1396). Здесь даётся общее описание Сарая по

археологическим, письменным и нумизматическим данным и рассматривается

топография двух наиболее изученных районов Селитренного городища.

В параграфе 1 отмечается, что в 1359 г. после убийства хана Бердибека в

Золотой Орде начался двадцатилетний период внутриполитических распрей,

ослабления и постепенного распада государства, называемый, вслед за русским

летописцем, “великой замятней”. В 60–70-е гг. XIV в. на сарайском престоле

сменилось более 20 ханов. Как многократно отмечал Г. А. Фёдоров-Давыдов,

главная опора городских центров – сильная централизаторская ханская власть

Page 15

рухнула, и они быстро пришли в упадок. Следы упадка, а часто и гибели, четко

прослеживаются на всех золотоордынских городищах. Естественно, не избежал

этого кризиса и Сарай (Селитренное городище), бывший в центре

политической борьбы. Здесь, как и в других золотоордынских городах,

возводятся вал и ров. Но слабые укрепления не спасают столицу от грабежей

ушкуйников.

Период “замятни” можно достаточно четко разделить на два этапа: 1)

761–768 гг. х. (1359/1360 – 1366/1367 гг.), когда в поволжских центрах

продолжается чеканка монет в огромных количествах; 2) 769–780 гг. х.

(1367/1368 гг. – 1379/1380 гг.), когда наступает кризис монетного дела. К 1380

г. хану Тохтамышу удалось объединить всю территорию страны и на 15 лет

восстановить ее могущество. В частности, в 781 г. х. (1380/1381 гг.) он

проводит вторую крупную реформу денежного дела.

На Селитренном городище доля монет 80–90-х гг. XIV в. является

значительной: 12,06% пулов и 15,9% дирхемов от количества монет с

определимым временем чеканки. Но при этом среди материала раскопов

монеты, битые при Тохтамыше, составляют всего 4,4%. Большая же часть

монет Тохтамыша (88%) относится к подъемному материалу. Также имеется

большое количество анонимных медных пулов без года чеканки – более 250

экземпляров (около 5% всех монет из коллекции ПАЭ), относимых часто ко

времени правления Тохтамыша.

В параграфе 2 даётся топография района между Красным бугром и

Кучугурами по итогам археологических раскопок. Несмотря на некоторое

экономическое возрождение, осуществленное в период царствования

Тохтамыша, столица неуклонно шла к своему закату. Исследованные участки

района после 1366 г. приходят в упадок и запустение. Нарушается планировка

города. Гибнут богатые усадьбы на раскопах VIII, XI, XV, XXI; соборная

мечеть и общественная баня (раскоп XIII); мастерские; засыпаются арыки и

хаузы. Район перестает быть аристократическим. Из известных 17 кладов с

территории Селитренного городища 6 зарыты в конце XIV в.

Во времена Тохтамыша в этом районе большей частью находились

пустыри и кладбища, и лишь на отдельных участках продолжалась жизнь.

Наверное, этим и объясняется отсутствие на раскопах между Кучугурами и

Красным бугром следов погрома и пожаров, связанных с нашествием войск

Тамерлана.

Но жизнь в Сарае последней трети XIV в. не прекратилась полностью.

Продолжала существовать ханака близ заброшенной мечети (раскоп XIII). На

Красном бугре, судя по всему, была построена новая соборная мечеть c

минаретом (раскоп XXI). Не были заброшены и многие небольшие усадьбы.

Здесь действовала огромная гончарная мастерская- кархана (раскоп II). Она

даже значительно расширила своё производство и вышла за пределы

заброшенной усадьбы. Функционировала и небольшая мастерская керамистов

на развалинах усадьбы с дворцом (раскоп XI). При Тохтамыше был возведен

довольно крупный и богато декорированный мавзолей (раскоп VIII).

Из параграфа 3 видно, что район между Кучугурами и Больничным

бугром в последней трети XIV в. оставался ещё заселённым. Например, в это

Page 16

время здесь, у подножия Больничного бугра, существовал небольшой

сырцовый дом, а позднее были построены складское помещение и очаг (раскоп

XVII).

У юго-восточного склона Кучугур экспедицией П. С. Рыкова были

раскопаны несколько мавзолеев и захоронений в склепах, относящихся,

видимо, к концу XIV в.

В этом районе городища, возможно, прослеживаются следы

тимуровского погрома: на раскопах VI и XVII, в поздних строительных

периодах, зафиксированы прослойки с золой и сажей, говорящие о пожарищах.

Можно констатировать, что Сарай в конце XIV в. оставался ещё

достаточно крупным торгово-ремесленным, культурным и религиозным

центром. Он не испытал столь сильного упадка, как, например, города,

стоявшие на месте Царёвского и Водянского городищ. Пытаясь удержать

престиж столицы, власти позаботились о его восстановлении.

Раздел 4. Сарай XV века. Здесь приводится история и топография

города по археологическим, а также письменным и нумизматическим

материалам на заключительном этапе его существования.

В параграфе 1 собраны данные письменных и нумизматических

источников о столице Золотой Орды в XV столетии. Восточные и русские

хроники сообщает о взятии и опустошении Сарая в начале 1396 г. войсками

Тамерлана. Удар, нанесенный Тимуром, сломал хребет джучидского

государства и привел к окончательной гибели большинства степных городов.

После его походов северная ветвь Шелкового пути потеряла свое былое

значение. Но столицу империи ханы ещё смогли частично восстановить. В XV

в. Сарай сохраняет и торговое значение (например, отчет купца из Ирана о

торговой поездке в Сарай в 1438 г., сообщение о разграблении Сарая вятчанами

в 1471 г.).

Третья крупная денежная реформа, осуществленная в 802 г. х. (1398/1399

г.) в правление хана Шадибека, не привела к унификации денежного обращения

и затронула лишь Нижнее Поволжье. Г. А. Федоров-Давыдов отмечал, что в XV

в. монеты обеспечивают, главным образом, транзитную торговлю. В первой

половине XV в. в Сарае продолжается чеканка серебряных и медных монет. Но

она становится всё менее интенсивной, весовая норма джучидских монет

снижается, происходит ухудшение пробы серебра в дирхемах. На Селитренном

городище 6 кладов дирхемов были спрятаны в начале XV в. Большой интерес

представляет Каменный бугор, где много монет XV в.

В 1480 г. русские войска разграбили Сарай. А в 1502 г. войска крымского

хана окончательно разрушили город.

В параграфе 2 дано описание и характеристика основных комплексов,

относящихся к позднему этапу существования города. Район между

Кучугурами и Красным бугром в XV в. окончательно превращается в пустыри

и кладбища. Территория бывшей усадьбы на раскопе VIII становится большим

некрополем. Здесь ПАЭ раскопано почти 400 погребений с надмогильными

сооружениями и склепами, большинство из которых относится к XV в.

Основная часть захоронений совершена по мусульманскому обряду. Но

имеются погребения с отклонениями от канонов ислама и признаками

Page 17

домусульманских традиций. Здесь также строятся четыре небольших мавзолея,

где прослеживается явное ухудшение строительной техники.

Кладбища с грунтовыми могилами, надгробными сооружениями и

мавзолеями выявлены на территории бывшей гончарной мастерской (раскоп II),

на раскопах XIV и XII, на вершине Красного бугра (раскоп XXI). По-видимому,

вся территория близ поймы реки Ахтубы превращается в большой некрополь.

В районе бывшей городской площади (раскоп XIII) здание ханаки,

небольшие дома и другие сооружения конца XIV в. к началу XV в. перестают

существовать. Здесь тоже возникает некрополь с небольшими мавзолеями.

Небольшое количество могильных ям было исследовано в западной части

двора усадьбы с дворцом (раскоп XI). Здесь соорудили довольно большой

мавзолей.

На раскоп XV поверх могил, прорезавших в конце XIV в. дувал усадьбы,

строятся два рядовых дома. Это один из немногих участков городища, где

можно предполагать существование жилых кварталов XV в.

Район между Больничным бугром и Кучугурами тоже частично занимают

захоронения с мавзолеями. Но жизнь здесь, возможно, продолжалась и в XV

столетии, о чём говорят остатки плохо сохранившихся жилых сооружений.

Следы многочисленных погребений и целых могильников выявлены к

западу от Красного бугра, к северу, востоку и юго-востоку от села. На

Каменном бугре располагался большой некрополь с наземными и подземными

мавзолеями. Не столь крупное кладбище существовало и на бугре “Татарское

кладбище”.

В течение XV столетия некогда огромный процветающий город

превращается в такое же огромное кладбище. Вопрос о местонахождении

жилых кварталов XV в. остается открытым. Как отмечал Г. А. Федоров-

Давыдов, Сарай и другие города Золотой Орды “...оказались вновь

захлестнутыми кочевой стихией, как только это государство распалось, – в XV

в.” А их блестящий подъем в середине XIV в. оказался “…историческим

“пустоцветом”, не давшим в степях продолжения своей культуре”.

Параграф 3 посвящён исследованиям подземных купольных мавзолеев,

характерных для этого периода. Некоторые из них были исследованы А. А.

Спицыным, К. Н. Малиновским, ПАЭ (раскоп VII–1969). Ф. В. Баллод

обследовал в 1922 г. кирпичный склеп, находящийся в северо-западной части

села, под жилым домом. В полевом сезоне 2002 г. нами проводилось полное

исследование этого объекта, так как описания и архитектурные измерения

памятника, сделанные Ф. В. Баллодом, являются краткими и неточными. В

диссертации даётся достаточно подробное описание подземного мавзолея,

являющегося типичным и, видимо, последним почти целиком сохранившимся

памятником архитектуры на Селитренном городище. Несмотря на

правильность постройки, в строительном деле того времени виден явный

упадок.

Раздел 5. Некоторые другие вопросы истории города Сарая.

Федоров-Давыдов Г. А. Четверть века изучения средневековых городов Нижнего Поволжья // Советская

археология. 1984. №. 3. С. 93.

Page 18

В параграфе 1 рассказывается о конфессиональном и этническом составе

населения города. Сарай, как и всякая другая столица империи, был

полиэтничным городом. По свидетельству Ибн Батуты, в городе проживали

монголы, асы, кипчаки, черкесы, русские, византийцы. Представители разных

народов жили каждый в своём районе и имели отдельные храмы, кладбища и

базары.

Большинство захоронений в некрополях Селитренного городища сделано

по строгим мусульманским обычаям. По Л. Т. Яблонскому, основу

мусульманского населения города составляли представители европеоидной

расы с монголоидной примесью. В Сарае жили представители разных

направлений ислама, но главным образом сунниты ханифитского толка.

Сильно потесненное мусульманством язычество, бытовавшее у

монгольских и тюркских народов, сохранялось в городе. Об этом говорит, в

частности, погребальный обряд. Например, в могильниках Селитренного

городища около 10% погребенных лежат лицом вверх или на север, а в 34,5%

захоронений были положены вещи и одежда.

В 1261 г. в Сарае была создана русская православная епархия. Здесь

подолгу жили русские князья со своими свитами. На территории Селитренного

городища находят отдельные вещи русской работы: иконки, кресты-

энколпионы. С 1315 г. в Сарае действовало католическое епископство.

Золотоордынский ислам сохранял терпимость к христианскому

духовенству и к пережиткам язычества. Подобное явление наблюдалось в тот

период и в странах классического ислама.

В параграфе 2 показано, какую огромную роль в средневековой торговле,

особенно в середине XIV в. играла столица Золотой Орды. Находясь на

Великом Шелковом пути, город исполнял роль посредника в торговле Запада и

Востока, Севера и Юга. Сохранились описания этого пути через Сарай

(Тосканский Аноним, Ф. Б. Пеголотти).

Археологические и письменные источники называют нам товары,

изготовленные в разных уголках средневекового мира и попадавших в Сарай:

поливная красноглиняная керамика из Крыма, фрагменты амфор из

Причерноморья и Средиземноморья; сукна и другие ткани, а также металлы,

стекло, вина из западной Европы; различные пряности, дорогие ткани (в

основном шелка), серебро, драгоценные камни, ювелирные изделия из

восточных стран; украшенные эмалями стеклянные изделия из Сирии и Египта;

лощеная серо–и черноглиняная посуда, кувшины и каменные сосуды из

Хорезма; фрагменты люстровой посуды иранской работы; красноглиняные

поливные чаши и блюда из Закавказья; изделия из китайского фарфора;

раковины каури с берегов Индийского океана и многое другое. На

Селитренном городище встречаются также монеты мусульманских и

христианских династий Средневековья.

В стране процветала работорговля. Абу-ль-Фида писал про Сарай: “Это

место, часто посещаемое купцами, и здесь осуществляется большая торговля

тюркскими рабами”.

Géographie d’Aboulféda. T. II. Première partie. Paris. 1848. P. 323.

Page 19

Столица Улуса Джучи была важным транзитным пунктом для греческих

и армянских купцов. Но особенно активно торговали здесь итальянские,

главным образом венецианские и генуэзские купцы.

Сарай поставлял различные товары в другие регионы и за границу:

кашинные чаши, штампованную керамику, кувшины. Город являлся также

поставщиком товаров для кочевой степи – привозных шёлковых и парчовых

тканей, зеркал, ювелирных украшений, многих типов керамики и т. д. Весьма

оживлённым был и внутригородской рынок, о чём говорят находки огромного

количества монет.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.