Реабилитация детей с расщелиной верхней губы и неба — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Реабилитация детей с расщелиной верхней губы и неба

2017-10-17 661
Реабилитация детей с расщелиной верхней губы и неба 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАСЩЕЛИНОЙ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И НЕБА

У вас родился малыш, и, узнав о его дефекте, вы в полной растерянности: что теперь делать, как быть с таким ребенком? Самое главное в этой ситуации – быть спокойным и уверенным. Ваш малыш больше других детей нуждается в любви, ласке, а главное – в помощи! Физический недостаток вашего ребенка вполне устраним.

Природа допустила ошибку, незаслуженно наказав вашего малыша. Исправить ее помогут хирурги, а завершить эту работу должны любящие руки самого близкого и родного человека – мамы.

Ваш голос в общении с ребенком должен быть спокойным, нежным и уверенным, а любовь к малышу и вера в его исцеление – безграничными. Объединив вашу любовь и веру с нашими рекомендациями, мы значительно продвинемся вперед в деле исцеления маленького человека.

Дети с расщелиной губы и неба рождаются не только в нашей стране – во всех странах мира есть службы и организации, занимающиеся оказанием помощи таким пациентам и их родителям. В городе Екатеринбурге есть детская клиническая больница восстановительного лечения «Научно-практический центр «Бонум». В центре оказывается комплексная (хирургическая, психолого-педагогическая, реабилитационная, юридическая) помощь детям с врожденной патологией челюстно-лицевой области. Наши адреса и телефоны, факс, сайт и электронная почта, перечень специалистов, которые необходимы вам и вашему ребенку, приведены на последней странице пособия.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Врожденные расщелины губы и неба - тяжелые пороки развития, проблема их лечения до настоящего времени остается актуальным вопросом патологии детского возраста. Это связано с тем, что расщелины лица и неба, кроме косметического дефекта, вызывают сложный комплекс анатомических и функциональных нарушений в развитии детского организма. Устранить эти нарушения одномоментно невозможно. Такие дети требуют длительного, систематического лечения с момента рождения ребенка с привлечением широкого круга специалистов. Лечение должно быть комплексным, лечебно-оздоровительные мероприятия сочетаться с воспитанием и обучением детей и подростков.

Информация о рождении ребенка с расщелиной поступает в наш центр из родильных домов и отделений города Екатеринбурга и Свердловской области. После выписки из роддома мы ждем вас с малышом в ближайшее время по средам в здании нашей консультативно-диагностической поликлиники.

Среда – день, когда вашего ребенка без записи проконсультируют все необходимые специалисты. Ребенок будет осмотрен педиатром, невропатологом, стоматологом-хирургом, ортодонтом, отоларингологом. Вы сможете получить консультации психолога, ортопеда, логопеда и других специалистов, которые:

— уточнят диагноз;

— определят наличие сопутствующей патологии;

— составят план и определяет тактику лечения;

— назначат сроки хирургического вмешательства;

— заполнят подробную историю болезни;

— предложат возможные варианты реабилитации;

— укажут дни повторных осмотров и консультаций.

Вам следует знать, что комплексная медико-социальная программа реабилитации в условиях восстановительного центра рассчитана на пациентов различных возрастных групп: от периода новорожденности до 18 лет, в зависимости от тяжести врожденной и сопутствующей патологии, условий проживания и удаленности места проживания от центра, взаимопонимания врача и родителей, настроя семьи, ее помощи и терпения. Необходимость раннего обращения с ребенком в центр и активное начало всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий неоспоримы.

Кроме того вам (родителям) необходимо посетить кабинет охраны репродуктивного здоровья семьи, находящийся в нашнм центре.

Центр «Бонум» оснащен современным медицинским оборудованием, имеет логопедические и учебные кабинеты, лаборатории, ультрасовременный операционный блок. На базе центра лечение проводится с применением новейшего оборудования, новых технологий. Специалисты отличаются высоким профессионализмом.

 

Примерная схема лечебно-профилактических мероприятий у детей с врожденной челюстно-лицевой патологией

ВИДЫ РАСЩЕЛИН

 

КОРМЛЕНИЕ

 

При рождении ребенка с расщелиной губы или неба родители должны приложить все усилия, чтобы вырастить его крепким и здоровым. От того, насколько ребенок здоров, зависят сроки проведения восстановительных операций и их результат.

Однако трудности с кормлением вашего малыша возникают с первых часов его жизни. Сразу же определяются вид и техника кормления. Сосательные и глотательные движения у детей естественны от рождения. Ребенок, родившийся с расщелиной губы и/или неба, испытывает затруднения. Сосание может быть медленным, а процесс кормления длительным. Однако проблемы вскармливания обычно менее серьезны, чем представляют мамы. Иногда они думают, что ребенок поперхнется, принимая пищу, что молоко может попасть в нос до того, как ребенок его проглотит. Но это далеко не так. Если ребенок поперхнется или закашляет, то это быстро проходит и является результатом очень быстрого кормления. При изолированной расщелине верхней губы ребенок легко приспосабливается к сосанию материнской груди и проблем почти не возникает. Но все-таки специалисты рекомендуют маленькую хитрость: при левосторонней расщелине считать оптимальным для ребенка положение, соответствующее позиции при кормлении правой грудью, а при правосторонней – наоборот. В этом случае нижняя половина молочной железы «закрывает» дефект, что делает возможным акт сосания.

При расщелине неба (или губы и неба) грудное молоко не поступает в желудок ребенка, а выливается через носовые ходы, вызывая беспокойство у молодой маме. Поэтому, если первое кормление проводится без специальной ортодонтической пластинки, лучше кормить новорожденного сцеженным грудным молоком из бутылки с соской. При этом младенец должен находиться в полувертикальном положении. Во время кормления молоко должно закрывать горлышко бутылочки для того, чтобы воздух не заглатывался ребенком и не попадал в желудок. Отверстие в соске должно быть достаточно большим, чтобы ребенок не высасывал молоко, а только глотал после легкого сдавливания соски; однако оно не должно быть слишком большим, когда жидкость свободно выливается из бутылочки.

При назначении раннего ортодонтического лечения специальная ортодонтическая пластинка, изготовленная стоматологом-ортодонтом для вашего ребенка, в первые часы или дни после рождения будет способствовать облегчению кормления. Кроме того, она поможет создать оптимальные условия для нормального развития фрагментов верхней челюсти, удерживая их в определенном положении и обеспечивая правильное взаимоотношение растущих зубных дуг.

Ортодонтическую пластинку нужно носить в течение суток за исключением времени, отведенного на туалет полости рта ребенка и на время купания. Слизистую полости рта после туалета можно смазывать маслом шиповника или облепихи. Ортодонтические пластины промывают теплой кипяченой водой или раствором фурациллина после каждого кормления.

Кормление может быть более длительным, чем у обычного ребенка. Вашему малышу необходимо давать немного передохнуть, это не должно вас беспокоить или вызывать раздражение, наберитесь терпения, главное, чтобы ребенок съедал норму пищи, соответствующую его возрасту.

Не торопитесь, убедитесь, что вы сидите удобно, тогда и ваш ребенок будет более расслаблен. Правильное положение ребенка очень важно, мать должна держать ребенка на руках в полувертикальном положении. Дайте ему время приспособиться к одному способу кормления, прежде чем искать новый.

 

Помните! В отсутствие активного грудного кормления лактация у матери с каждым днем будет угасать. Во всех случаях, даже при невозможности акта сосания в силу значительности анатомического дефекта, необходимо соблюдать принцип раннего и регулярного прикладывания к груди: это усиливает лактацию, а частицы молозива, попадающие на слизистую рта и носа ребенка, способствуют формированию местного иммунитета. Материнское молоко является идеальной пищей для детей первых месяцев жизни: оно содержит в необходимых количествах полноценные белки, жиры, углеводы, витамины, ферменты, иммунные тела. Для обеспечения малыша нужным продуктом кормящей матери самой необходимо правильно питаться.

Нужные сведения о режиме питания для ребенка и для себя вы непременно получите во время первой беседы с врачом-педиатром родильного дома, детского отделения поликлиники по месту жительства или узнаете от специалистов нашего центра.

Если у вас возникли проблемы с кормлением ребенка, мы посоветуем вам, как справиться с ними. Невозможно установить единые правила кормления, и в каждом конкретном случае лучше позволить матери и ребенку приспособиться к самому удобному для них способу. Несмотря на одинаковые проблемы, у некоторых детей кормление проходит проще, чем у других детей с таким же видом расщелины.

Родители интересуются другими способами кормления, о которых они слышали от родственников и друзей. Ниже представлены различные способы, которые возможны для детей с расщелиной губы и/или неба.

Питание через соску

Некоторым детям хорошо подходит питание через обычную соску. Иногда необходимо увеличить отверстие в соске с помощью раскаленной иглы. Может потребоваться несколько попыток, чтобы определить наилучший для вашего ребенка размер отверстия. Некоторых детей начинают кормить через обычную соску, а когда ребенок устает, заканчивают кормление, используя соску с большим отверстием.

Кормление с ложки

Некоторые дети не могут сосать молоко через соску. Тогда простейшим способом является использование небольшой ложечки и чашки. Возможным альтернативным решением является бутылочка с приставкой в виде ложечки.

Использование пластинок

В случае назначения ортодонтом раннего ортодонтического лечения для кормления ребенка могут изготовить индивидуальную специальную пластинку.

Кормление после операции

После операции хирург расскажет, как лучше кормить ребенка.

Как правило, если ребенка получал грудное всармливание, то вскоре оно может быть продолжено.

После некоторых операций возникают сложности с грудным кормлением: оно затруднено или становится невозможным, и приходится кормить ребенка из бутылочки или с ложки.

Если ребенка до операции кормили из бутылочки, то после операции может потребоваться переход на кормление с ложки, чтобы не оказывать большого давления на прооперированную губу при сосании. В этом случае лучше всего приучить ребенка к кормлению с ложки еще до операции.

Педиатр и хирург порекомендуют вам приемлемый способ кормления. При этом питание должно быть щадящим только в первое время после операции.

 

СОВЕТЫ АНЕСТЕЗИОЛОГА

 

Вопрос обезболивания (анестезии) в детской хирургии не праздный, поскольку волнует многих родителей. Некоторые из них подвергались оперативным вмешательствам, причем, хотя прошло уже много лет, у них до сих пор сохранилось тяжелое воспоминание о чувстве удушья, связанном с применением эфирной маски, неприятных ощущениях после окончания наркоза и «пробуждения». Люди не знают, что в мире идет быстрый прогресс в области техники и медицины.

Итак, об обезболивании. В хирургии детского возраста местная анестезия имеет довольно ограниченные возможности, и предпочтительно, чтобы ребенок не «присутствовал на своей операции» во избежание ненужных переживаний и не мешал ее проведению. Общая анестезия (наркоз) имеет то преимущество, что пациент не только лишен сознания, но и обездвижен. В детской хирургии, особенно у детей младшего возраста, это имеет немаловажное значение.

Общая анестезия или наркоз – это такое состояние ребенка, когда:

— он не чувствует боли;

— у него выключено сознание;

— исчезают различные защитные рефлексы;

— управление жизненно важными функциями организма берет на себя врач-анестезиолог.

Общая анестезия проходит успешно и гладко, не вызывая осложнений, когда ребенок соответствующим образом подготовлен и обследован. Подготовку к наркозу, если это возможно, начинают еще накануне, а иногда за несколько дней. Назначают снотворные, успокаивающие, воздействующие на обмен веществ средства. В день операции перед наркозом делают очистительную клизму, освобождают мочевой пузырь, ребенку не дают есть и пить за 3–4 часа до анестезии. Это важно, ибо иногда во время наркоза или после него может возникнуть рвота, и больной не сумеет откашлять попавшие в дыхательное горло пищевые массы, что может привести к осложнениям. За 30–40 минут до наркоза вводят препараты, способствующие усилению, углублению действия основных наркозных средств и снимающие их некоторые отрицательные влияния. Современный наркоз, комбинированный, многокомпонентный, когда пользуются не одним, а несколькими анестетиками, от которых на каждом этапе используются их лучшие качества.

В зависимости от особенностей заболевания больного проводят наркоз с помощью маски или в трахею вводят трубку, через которую наркозная смесь подается из аппарата вместе с кислородом. Одновременно в вену медленно вливают растворы питательных, анестезирующих и облегчающих анестезию веществ. Во время оперативного вмешательства за состоянием ребенка кроме анестезиолога «следит» специальная аппаратура. Эта аппаратура проводит наблюдение за работой жизненно важных органов. При длительных операциях прибегают к множеству лабораторных исследований, которые с высокой степенью достоверности позволяют следить за гомеостазом организма – насыщением его кислородом, концентрацией углекислоты, кислотно-основным состоянием крови. Поэтому анестезия в современном понимании этого слова – не только обезболивание пациента, но и управление всеми его жизненными функциями – дыханием, кровообращением, энергетическим балансом (электролитным, белковым, водным).

И в заключение – перечень анализов и документов, необходимых перед оперативным вмешательством.

Ребенку:

— анализ крови (общий) с определением времени свертываемости и количества тромбоцитов (гемоглобин не ниже 120 г/л, срок годности – 7 дней на день операции);

— анализ мочи общий (срок годности – 7 дней на день операции);

— анализ крови на маркеры вирусных гепатитов В и С (срок годности 3 месяца);

— анализ крови на сахар (срок годности 7 дней на день операции);

— электрокардиограмма (расшифрованная, срок годности 2 месяца);

— справка о санации полости рта;

— подробная выписка о состоянии здоровья ребенка, прививочный сертификат, выписку о прививках;

— справку об эпидблагополучии в адресе (за сутки до выезда).

 

Маме (сопровождающему):

— анализ крови на сифилис RW (микрореакция) (срок годности 3 месяца;

— сведения о флюорографии (сроком давности не более 1 года).

 

ПОДГОТОВКА К ОПЕРАЦИИ

 

В процессе подготовки к операции важную роль играет массаж.

 

Период новорожденности

В зависимости от вида, формы и размеров расщелины изготавливаются аппараты различных конструкций. Лечение начинается с момента выписки ребенка из роддома до 4-х месяцев; в дальнейшем начинать раннее ортопедическое лечение нецелесообразно, т.к. после 4,5 месяцев образуется зона окостенения, и результат лечения будет незначительным.

Во время первого посещения проводится осмотр и обследование у врача-ортодонта. Снимается оттиск с верхней челюсти (ребенок на момент снятия оттиска должен быть голодным). Даются рекомендации матери по изготовлению головной шапочки. Шапочка должна быть из хлопчатобумажной ткани и четко облегать головку ребенка. В следующее посещение необходимо принести 4 пуговицы с отверстиями, сетчатый трубчатый бинт № 2 (хлопчатобумажный).

По снятому оттиску отливается гипсовая модель, проводится расчет модели и моделирование воском. После чего изготавливается аппарат.

Во время второго посещения проводится коррекция головной шапочки. Пришиваются пуговицы: верхняя – на проекции основания крыла носа, нижняя – на проекции угла рта, как справа, так и слева. Фиксирующая повязка (сетчатый трубчатый бинт) застегивается на пришитые пуговицы: при односторонней расщелине – со здоровой стороны на больную, при двусторонней – со стороны смещения межчелюстной кости (срединный фрагмент верхней челюсти) – на противоположную.

Врач-ортодонт проводит подгонку аппарата. Аппарат крепится на нитяной петле лейкопластырем и выводится на фиксирующую повязку.

Первое кормление с аппаратом проводится под контролем врача. Затем проводится обучение мамы уходу за полостью рта и режиму пользования аппаратом. Аппарат предназначен для постоянного ношения и снимать его нужно только на время ухода за полостью рта.

При ношении ортодонтического аппарата отмечается заметное улучшение общего состояния, легче происходит процесс приема пищи, дети быстрее прибавляют в весе, формируется альвеолярная дуга верхней челюсти, уменьшается расстояние между фрагментами губы и неба, межчелюстная кость устанавливается на ось симметрии а между боковыми фрагментами губы создаются благоприятные условия для проведения хейлопластики.

После завершения раннего ортодонтического лечения врач-ортодонт дает разрешение на проведение хейлопластики (операции на верхней губе).

После операции ортодонт изготавливает индивидуальные носовые вкладыши, которые необходимо носить 4–6 месяцев (время их ношения определяет хирург, оперирующий ребенка). Вкладыши нужно носить постоянно и промывать по мере их загрязнения.

Второй этап раннего ортодонтического лечения начинается через 2–3 недели после операции. Врач получает оттиски с верхней челюсти, отливает модель верхней челюсти и моделирует ее. Этот этап проводится для уменьшения расщелины твердого и мягкого неба, стимуляции роста расщепленной верхней челюсти, увеличения площади небных отростков, формирования свода неба, как естественной костной основы.

Аппарат размещают в полости рта, дают рекомендации по режиму его ношения и уходу. Коррекция аппарата проводится по мере прорезывания молочных зубов на верхней челюсти. Уранопластика разрешается через 6–9 месяцев. Перед уранопластикой изготовливается защитная пластинка, необходимость ее изготовления определяет хирург.

 

Период молочного прикуса (3–6 лет)

Врач-ортодонт определяет необходимость ортодонтического лечения. Исправление зубочелюстных аномалий проводится только после санации полости рта и обучения индивидуальной чистке зубов. Применяются аппараты различных модификаций в зависимости от вида зубочелюстной патологии.

СТРАНИЧКА ОТОЛАРИНГОЛОГА

 

Часто дети с врожденной патологией лица и челюстей имеют ту или иную сопутствующую патологию лор-органов. Это связано как с анатомическим дефектом, так и с функциональным несовершенством челюстно-лицевой области. Уже в первые недели жизни ребенка родители должны обратить внимание на отношение младенца к окружающим его звукам и обязательно пройти обследование в нашем центре. Это поможет раннему выявлению возможных нарушений слуха. Для нормального развития речи у ребенка должна быть высокая степень сохранности слуха. Даже небольшое, но стойкое понижение слуха, оставаясь незамеченным, может привести в дальнейшем к дефектам произношения и нарушению грамматического строя речи. Своевременное выявление таких дефектов слуха имеет большое значение для профилактики речевых расстройств, т.к. зная о том, что у ребенка снижен слух, родители будут стараться говорить особенно четко, ясно и правильно. При малейшем подозрении на снижение слуха необходимо обратиться к врачу-сурдологу центра.

С момента рождения ребенка родители должны помнить, что нормальное свободное носовое дыхание – основа будущих успехов в работе по восстановлению речи. Именно нарушение носового дыхания (в момент респираторной инфекции), на фоне общей ослабленности организма (рахит, диатез, анемия и т.д.) приводит к воспалению среднего уха на первом году жизни. Туалет носа новорожденному или ребенку первого года жизни необходимо проводить с гигиенической целью, а также при насморке или отите (воспалении среднего уха) ежедневно, 2–3 раза в день, ватными фитильками или прокипяченным резиновым баллончиком. Можно закапать грудное молоко (самое лучшее средство), аквамарис, тизин. Необходимо, чтобы привычку держать нос в чистоте ребенок усвоил и сохранил. В случае ОРВИ или другого заболевания необходимо обратиться к врачу по месту жительства и строго соблюдать его рекомендации.

С гигиенической целью достаточно мыть ушные раковины во время купания и вытирать полотенцем. Исключить чистку слуховых проходов жгутиками и ватными палочками, так как ухо – это самоочищающаяся система. При остром среднем отите врач назначит ушные капли. Все капли следует закапывать в ушко в теплом виде (подогреть можно, опустив бутылочку с лекарством в горячую воду на несколько минут). Ребенок укладывается на бок, больным ухом кверху. 1–2 капли капается в ушко из пипетки и в таком положении ребенок находится 5–10 минут. Косвенными признаками развития воспаления среднего уха у ребенка младшего возраста могут служить: необычно беспокойное поведение, капризы, прерывистый сон, отказ от еды, субфебрильная или высокая температура, срыгивание, беспокойство при сосании, плохая прибавка в весе. Все это должно насторожить родителей, которые обязаны немедленно показать ребенка врачу. Неправильное или несвоевременное лечение отита может привести к тяжелым осложнениям (мастоидит, менингит).

Частые респираторные заболевания, отиты, могут впоследствии привести к возникновению хронических форм патологии органов слуха и речи. У часто болеющих детей раньше возникает гипертрофия небных и носоглоточной миндалин (аденоиды). Аденоиды являются одной из причин хронического насморка и хронического воспаления среднего уха, что нередко приводит к прогрессирующему падению слуха. Своевременное лечение очагов инфекции способствует соблюдению сроков проведения операций, успешному исходу операции и более быстрому заживлению.

Помните! Проверка слуха у ребенка обязательна в месячном возрасте в условиях центра «Бонум»!

Ребенка ясельного возраста необходимо научить правильно очищать полость носа. Неправильное сморкание приводит к попаданию слизи в евстахиевую трубу и развитию воспаления среднего уха, при попеременном очищении сначала одной, а затем другой половины носа, опасность инфицирования барабанной полости уменьшается.

При склонности ребенка к частым простудным заболеваниям особое внимание следует уделить профилактике и закаливанию организма. Полезно приучить ребенка полоскать горло отварами трав (шалфей, ромашка, зверобой, кора дуба, эвкалипт), негазированной столовой минеральной водой, зеленым чаем, раствором морской соли. При этом необходимо позаботиться о консультации ребенка отоларингологом. Особое место в профилактике ОРВИ, ангин, отитов, занимает массаж биологически активных точек по методике Уманской, массаж лица, шейно-воротниковой зоны, лечебная дыхательная гимнастика и другие оздоровительные методики. Не следует лишать ребенка с хроническими заболеваниями лор – органов занятий физической культурой и спортом. Однако, необходимо прерывать занятия в период обострения хронического процесса и возобновлять их только с разрешения врача. Детям, страдающим хроническим воспалением среднего уха, посещение бассейна, русской бани, сауны разрешается по заключению врача.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ – ПРОФИЛАКТИКА РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (по Уманской)

1 – точка связана со слизистой трахеи и бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

2 – точка регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

3 – точка контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани.

4 – точка и 5 точка – зона шеи – связана с регуляцией сосудов головы, шеи, туловища, с работой вестибулярного аппарата. Массаж делать сверху вниз.

5 – точка находится между 7 шейным и 1 грудным позвонками.

6 – точка улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа и гайморовых пазух. Дыхание через нос становится свободнее.

7 – точка улучшает кровоснабжение в области глазного яблока, лобной пазухи и лобных отделов головного мозга.

8 – точка воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

9 – точка. При массаже этой точки нормализуются многие функции организма («общая» точка универсального действия).

 

Массаж надо делать 3 раза в день, массируя по 9 секунд каждую точку. Фиксация точки – 3 секунды, вращательные движения вправо – 3 секунды, влево – 3 секунды. Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать через каждые 40 минут, в том же режиме, до полного исчезновения болевых ощущений.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Огромное значение для адаптации ребенка к среде нормально развивающихся сверстников имеет овладение полноценной речью. Дефекты в строении речевого аппарата – различные варианты расщелин (мягкого и твердого неба, только мягкого неба, сквозные расщелины губы и неба и др.), деформация зубочелюстной системы приводят к нарушениям, влияющим на развитие ребенка.

Речь детей с врожденной расщелиной губы и неба – одно из самых сложных речевых нарушений. Назальный (носовой) оттенок голоса и специфическая заднеязычная артикуляция звуков – обязательные симптомы врожденной расщелины губы и неба. Следует отметить, что невнятная речь детей мало понятна окружающим, даже близким людям, что ограничивает возможности речевого общения и часто приводит к изоляции детей. Такие нарушения могут сохраняться годами, а в некоторых случаях на протяжении всей жизни. Это дефект, который не преодолевается без специальных занятий. Речевая реабилитация детей с врожденной расщелиной губы и неба – сложнейшая проблема логопедии, а ее эффективность рассматривается как результат общей реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба.

Переход на раннее оперативное лечение детей с врожденной расщелиной губы и неба позволяет рассматривать данный порок как временный анатомический. Восстановление анатомической целостности губы и неба в доречевой период предоставляет возможность для формирования артикуляционных позиций в естественные сроки речевого развития, в возрасте до трех лет. Такая ситуация в корне меняет тактику логопедического воздействия. Теперь логопедическая коррекция не может осуществляться напрямую «педагог – ребенок» в силу психологических особенностей детей раннего возраста (полная зависимость от взрослого, отсутствие произвольной деятельности, отсутствие контроля над ходом выполнением действий). Активным участником педагогического процесса становятся родители. Появляется триада общения: ребенок – родители – логопед, в которой родители выступают то со стороны ребенка, то со стороны логопеда. Родители должны знать, что в большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. Но, несмотря на все современные достижения в области медицины и логопедии, детям с расщелиной губы и неба необходима постоянная и грамотная помощь родителей. Родители должны понимать, что оперативное лечение само по себе не обеспечит нормальной речи, а только создаст анатомо-физиологические условия для восстановления правильной речи.

Известно, что традиционная логопедическая работа связана с коррекцией речи. В работе с детьми младенческого и раннего возраста этот принцип неприемлем, потому что дети не владеют еще словесной речью. У младенцев (с 0 до 1 года) формируются предпосылки к речи, в раннем возрасте (с 1 года до 3-х лет) возможно предупреждение речевой патологии, стимуляция речевого развития, коррекция появляющихся нарушений в игровой форме.

Логопеды центра «Бонум» ведут диспансерное наблюдение за речевым развитием детей, проводят коррекцию речи на интенсивных курсах занятий в сочетании с комплексом медикоментозного лечения, обучают родителей способам логопедической коррекции, рекомендуют логопедическую помощь по месту жительства.

Большая и интенсивная работа проводится в дооперационный период. Это способствует лучшему исходу операции и сокращает сроки послеоперационной логопедической работы.

Для ребенка, который родился с расщелиной неба, период лепета и начало речи проходит в особых условиях. Он хорошо слышит, радуется обращенной речи, начинает понимать обращенные к нему слова. Но сам не имеет возможности произносить звуки (из-за отсутствия затвора между ротовой и носовой полостями). В таких анатомических условиях ребенок остается до операции. Родители должны поощрять любые попытки голосовой активности. Очень важно поддерживать любые попытки лепета (создайте тишину, чтобы ребенок мог услышать свою звуковую продукцию), развивайте слуховое внимание, напевая песенки, используя звуковые игрушки и т. д. Очень полезны звукоподражательные игры.

В дооперационный период обязятельно проводите массаж артикуляционной области, логопедическую гимнастику, упражнения для формирования ротового и носового дыхания, протягивания гласных звуков и развития слухового восприятия.

После операции коррекционные задачи усложняются.

В послеоперационном периоде продолжается работа по развитию подвижности мягкого неба, улучшению активности артикуляционной моторики, устранению неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков; начинается постановка гласных и согласных звуков. Особое внимание уделяется увеличению силы и длительности выдыхаемой через рот воздушной струи.

Предлагаемые направления работы в каждом возрастном периоде имеют свою специфику, которая определяется возрастом, особенностями развития связной речи и поведением ребенка. Поэтому логопед подбирает индивидуальные задания в соответствии с психологическими потребностями и возможностями ребенка, определяет вид деятельности для их реализации (игра, учебные занятия, предметные действия и др.), длительность и частоту выполнения заданий, излагая свои рекомендации родителям.

По рекомендации логопеда некоторые, хорошо усвоенные упражнения, можно повторять дома:

— Глотание воды или имитация глотательных движений. Глотание воды в маленьких объемах вызывает наиболее высокое поднятие мягкого неба. Если делать глотательные движения друг за другом, то время поднятого положения мягкого неба удлиняется. Ребенку можно предложить пить из маленького пузырька или можно капать из пипетки в рот по несколько капель.

— Покашливание. Покашливание вызывает сокращение мышц на задней стенке глотки. Первое время рекомендуется покашливать с высунутым языком.

— Четкое, энергичное произнесение гласных звуков. Сначала тренируется отрывистое произнесение гласных звуков А, Э, затем О, У. Постепенно можно переходить к четкому произнесению звуковых рядов А, Э, У, О. Очень полезно пение гласных звуков.

Такие упражнения дают положительные результаты. Они должны применяться постоянно, в течение длительного времени.

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания звучной речи. Формированию правильной воздушной струи способствуют упражнения, связанные с дутьем. Такие упражнения желательно проводить в форме игры, соревнования. Родители вместе с ребенком могут подготовить различные вертушки, бабочки, цветочки и т. д. из бумаги или ткани. Дуть можно и на перышки, легкие плавающие в воде игрушки. Можно играть в мыльные пузыри. Хорошее упражнение – длительное дутье через трубочку в бутылку с водой. Сначала используется трубочка большого диаметра (5 мм), затем – меньшего. От дутья вода бурлит. Это вызывает интерес маленьких детей. Начинать необходимо с самых простых упражнений (например, сдуть ватку с ладони), чтобы виден был результат. Ребенок, у которого очень слабый ротовой выдох, нуждается в помощи. Необходимо закрыть ему ноздри, чтобы обеспечить правильное направление воздушной струи. Подобных упражнений много, их легко разнообразить, переходя от простых к более сложным, а главное – длительному дутью. Важно помнить: дыхательные упражнения могут вызвать головокружение, поэтому такие упражнения необходимо чередовать с другими играми. Не следует покупать ребенку шары, губные гармошки и давать в свободное пользование. Ребенок со слабым ротовым выдохом без подготовительных упражнений не сможет играть на гармошке и надуть шарик, он разочаруется и бросит игрушку.

Наши наблюдения свидетельствуют, что своевременно оказанная ранняя, необходимая и достаточная логопедическая помощь дает положительные результаты уже к трехлетнему возрасту. Дети способны посещать дошкольное общеобразовательное учреждение, общаться со сверстниками и взрослыми.

В работе с детьми логопеды центра «Бонум» пользуется авторскими методиками Репиной З.А., Васильевой Т.В., Доросинской А.В., Обуховой Н.В.

Хочется еще раз отметить ответственную роль родителей в преодолении последствий врожденных нарушений. Семья должна быть вовлечена в коррекционный процесс, должна поддерживать достижения ребенка, следить за выполнением заданий логопеда, оповещать о возникших затруднениях.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАСЩЕЛИНОЙ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И НЕБА

У вас родился малыш, и, узнав о его дефекте, вы в полной растерянности: что теперь делать, как быть с таким ребенком? Самое главное в этой ситуации – быть спокойным и уверенным. Ваш малыш больше других детей нуждается в любви, ласке, а главное – в помощи! Физический недостаток вашего ребенка вполне устраним.

Природа допустила ошибку, незаслуженно наказав вашего малыша. Исправить ее помогут хирурги, а завершить эту работу должны любящие руки самого близкого и родного человека – мамы.

Ваш голос в общении с ребенком должен быть спокойным, нежным и уверенным, а любовь к малышу и вера в его исцеление – безграничными. Объединив вашу любовь и веру с нашими рекомендациями, мы значительно продвинемся вперед в деле исцеления маленького человека.

Дети с расщелиной губы и неба рождаются не только в нашей стране – во всех странах мира есть службы и организации, занимающиеся оказанием помощи таким пациентам и их родителям. В городе Екатеринбурге есть детская клиническая больница восстановительного лечения «Научно-практический центр «Бонум». В центре оказывается комплексная (хирургическая, психолого-педагогическая, реабилитационная, юридическая) помощь детям с врожденной патологией челюстно-лицевой области. Наши адреса и телефоны, факс, сайт и электронная почта, перечень специалистов, которые необходимы вам и вашему ребенку, приведены на последней странице пособия.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Врожденные расщелины губы и неба - тяжелые пороки развития, проблема их лечения до настоящего времени остается актуальным вопросом патологии детского возраста. Это связано с тем, что расщелины лица и неба, кроме косметического дефекта, вызывают сложный комплекс анатомических и функциональных нарушений в развитии детского организма. Устранить эти нарушения одномоментно невозможно. Такие дети требуют длительного, систематического лечения с момента рождения ребенка с привлечением широкого круга специалистов. Лечение должно быть комплексным, лечебно-оздоровительные мероприятия сочетаться с воспитанием и обучением детей и подростков.

Информация о рождени


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.