Период постоянного прикуса (12–18 лет) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Период постоянного прикуса (12–18 лет)

2017-10-17 297
Период постоянного прикуса (12–18 лет) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ортодонтическое лечение продолжается на полной брекет-системе.

Особое внимание уделяется восстановительному (ретенционному) периоду – по отношению к сроку лечения он увеличивается в два-три раза. Зачастую ретенционный аппарат рекомендуется носить всю жизнь. Аппарат может быть как съемный, так и несъемный. Врач-ортодонт решает, какой вид ретенции подходит данному пациенту. Иногда применяется двойная ретенция: сочетание несъемного ретейнера со съемной пластинкой.

При гнатических аномалиях, т.е. при микрогнатии (недоразвитии) верхней челюсти и макрогнатии (истинное или относительное увеличение) нижней челюсти проводится подготовка на полной брекет- системе к костной пластике: остеотомии нижней, а возможно и верхней, челюсти. Такая операция проводится после 18 лет, когда завершается рост лицевого скелета.

Несмотря на успехи современной ортодонтии, довольно часто ортодонтическое лечение заканчивается косметическим протезированием полости рта.

Уважаемые родители! Так как ортодонтическое лечение бывает длительным, очень важно обучить детей индивидуальной гигиене полости рта, уходу за ортодонтической аппаратурой. При несоблюдении этих правил возникает воспаление слизистой оболочки полости рта, расплавление эмали на зубах, что способствует возникновению кариеса и еще больше усугубляет патологию. Во избежание этого с каждым ребенком проводятся индивидуальные беседы о правилах ухода за полостью рта и аппаратурой, причем родители должны обязательно контролировать этот процесс.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ СТОМАТОЛОГА

 

Для профилактики кариеса зубов и заболеваний слизистой оболочки рта в период новорожденности и первого года жизни рекомендуется уделять особое внимание естественному (грудному) вскармливанию. Важное значение имеют своевременный прикорм и витаминизация грудных детей для профилактики рахита и правильного развития твердых тканей зубов. Следует ежедневно проводить туалет полости рта с помощью марлевого тампона, смоченного кипяченой водой. С 6-ти месячного возраста необходимо следить за сроками прорезывания молочных зубов. Прорезывание первых зубов можно ожидать в сроки, обычные для здоровых детей, в возрасте 6–8 месяцев или с задержкой до 6 месяцев. За 2–3 год жизни заканчивается прорезывание молочных и идет формирование постоянных зубов, а также формируется временный прикус. Многие родители считают, что молочные зубы, являясь временными, не требуют ухода и лечения. Такая точка зрения неправильна.

Особое внимание родителей должно быть направлено на раннее выявление пораженных зубов, для чего следует 2–4 раза в год обращаться к стоматологу для профилактического осмотра. При необходимости следует своевременно проводить плановое лечение. Развитие осложненного кариеса и раннее удаление молочных зубов приводит к неблагоприятным последствиям для развития постоянных зубов и челюстей, вызывая их деформации и аномалии прикуса. При резком негативном отношении ребенка к лечению зубов возможно проведение санации полости рта под общим обезболиванием (наркозом). В 2–3-х летнем возрасте родителям следует уделять внимание общей профилактике стоматологических заболеваний у ребенка, то есть общему закаливанию, оздоровлению, правильному физическому воспитанию, созданию благоприятных условий труда и быта, а также правильному физиологическому питанию.

Для предупреждения кариеса с 2–3-х летнего возраста следует выполнять следующие требования:

— прекратить ночные кормления и не поить детей по ночам сладкими морсами и соками;

— не употреблять сахар и сладости в большом количестве, (суточная норма сахара – 6 чайных ложек);

— следить за достаточным употреблением молока и молочных продуктов (норма – 450–500 граммов в день);

— обеспечивать достаточное употребление ржаного хлеба (норма – 100–200 граммов в день);

— не допускать избыточного употребления мучных, крупяных изделий и картофеля, т.е. продуктов, не требующих работы жевательных мышц и зубов и содержащих избыток углеводов;

— приучать ребенка с раннего возраста к жеванию сырых овощей, фруктов, хлебных корочек и т.д., твердая пища способствует очищению зубов, тонизирует жевательную мускулатуру;

— развивать привычку при разжевывании пищи пользоваться обеими сторонами челюстей. Невыполнение этого правила приводит к нарушению функции зуба и возникновению кариеса в нем;

— не допускать употребление сладких продуктов в перерывах между основными приемами пищи и на ночь;

— заканчивать прием пищи употреблением продуктов, требующих активного жевания (сырой моркови, репы, яблока). Оптимально воспитание у ребенка привычки есть сладкое только в один из дней недели («сладкий день»).

С появлением первого зуба ребенку необходимо прививать навыки полоскания рта водой и чистки зубов детской щеткой без пасты. С трехлетнего возраста – с использованием детской зубной пасты 2 раза в день (утром, после завтрака, и перед сном). До девятилетнего возраста родители должны сами чистить ребенку зубы. Кроме этого должны проводиться стоматологом местные профилактические мероприятия: аппликации реминерализующими растворами, в 3 года – покрытие зубов фтористым лаком, гелем или глубокое фторирование.

У детей с 3-х до 7 лет (период формирования и прорезывания постоянных зубов) необходимо своевременно удалять подвижные, разрушенные молочные зубы, контролировать сроки прорезывания постоянных зубов и наличие в них ранних очагов кариеса. При необходимости проводить детское протезирование. Учитывая высокую поражаемость кариесом зубов у детей с расщелинами лица и неба, в этом возрасте следует посещать стоматолога 3–4 раза в год. С целью профилактики кариеса должен быть проведен общий курс лечения препаратами фтора, кальция, поливитаминами. Необходимо уделять внимание рациональному общему режиму ребенка, гигиене полости рта и полноценному питанию.

С 7 до 14 лет происходит прорезывание и окончательное формирование постоянных зубов. Основные методы профилактики кариеса зубов в этом возрасте включают в себя:

— рациональный общий режим;

— сбалансированное питание с полноценной нагрузкой на жевательный аппарат;

— назначение препаратов фтора;

— глубокое фторирование;

— местную обработку зубов фтористыми препаратами 2 – 4 раза в год;

— реминерализующую терапию;

— герметизацию эмали;

— лечение кариеса и его осложнений.

Родителей должны интересовать сроки прорезывания постоянных зубов у ребенка, наличие очагов кариеса и состояние околозубных тканей.

Предлагаем вашему вниманию схему чистки зубов; ее соблюдение обеспечит высокое качество ухода за полостью рта:

— сначала чистят верхние, а затем нижние зубы;

— сначала чистят переднюю, затем заднюю, затем жевательную поверхности;

— переднюю и заднюю поверхности зубов чистят движениями щетки от десны к краю зуба (верхние зубы – сверху вниз, нижние – снизу вверх). При этом щетка слегка поворачивается, «сметая» с зубов остатки пищи. Жевательную поверхность чистят движениями щетки вдоль зубного ряда:

— правильная зубная щетка должна покрывать одновременно не более 1–2 зубов, поэтому весь челюстной ряд делят на несколько участков:

— у дошкольников: боковые зубы слева и справа, передние зубы.

— у младших школьников: боковые зубы слева и справа, передние зубы слева и справа;

— у детей старше11–12 лет и взрослых: передние зубы слева и справа, большие коренные зубы слева и справа, малые коренные зубы слева и справа;

— на каждом из указанных участков совершают по 10 очищающих движений на всех поверхностях;

— чистку начинают с передней поверхности верхних левых боковых зубов. Осуществив 10 движений, перемещают щетку на следующий сегмент, правее, вплоть до верхних правых боковых зубов. Затем в такой же последовательности чистят заднюю поверхность верхних зубов. После этого, – жевательную поверхность слева и справа, по 10 движений с каждой стороны. Затем в такой же последовательности очищают все поверхности нижних зубов. Чистку заканчивают массажем десен: широкие круговые движения щетки вдоль сомкнутых зубных рядов слева направо с захватом зубов и десен.

Необходимо менять зубную щетку через каждые три месяца.

Соблюдение этих несложных рекомендаций и своевременное проведение профилактических мероприятий позволит уменьшить заболеваемость кариесом, и, как следствие, потерю зубов и вероятность деформации челюсти.

СТРАНИЧКА ОТОЛАРИНГОЛОГА

 

Часто дети с врожденной патологией лица и челюстей имеют ту или иную сопутствующую патологию лор-органов. Это связано как с анатомическим дефектом, так и с функциональным несовершенством челюстно-лицевой области. Уже в первые недели жизни ребенка родители должны обратить внимание на отношение младенца к окружающим его звукам и обязательно пройти обследование в нашем центре. Это поможет раннему выявлению возможных нарушений слуха. Для нормального развития речи у ребенка должна быть высокая степень сохранности слуха. Даже небольшое, но стойкое понижение слуха, оставаясь незамеченным, может привести в дальнейшем к дефектам произношения и нарушению грамматического строя речи. Своевременное выявление таких дефектов слуха имеет большое значение для профилактики речевых расстройств, т.к. зная о том, что у ребенка снижен слух, родители будут стараться говорить особенно четко, ясно и правильно. При малейшем подозрении на снижение слуха необходимо обратиться к врачу-сурдологу центра.

С момента рождения ребенка родители должны помнить, что нормальное свободное носовое дыхание – основа будущих успехов в работе по восстановлению речи. Именно нарушение носового дыхания (в момент респираторной инфекции), на фоне общей ослабленности организма (рахит, диатез, анемия и т.д.) приводит к воспалению среднего уха на первом году жизни. Туалет носа новорожденному или ребенку первого года жизни необходимо проводить с гигиенической целью, а также при насморке или отите (воспалении среднего уха) ежедневно, 2–3 раза в день, ватными фитильками или прокипяченным резиновым баллончиком. Можно закапать грудное молоко (самое лучшее средство), аквамарис, тизин. Необходимо, чтобы привычку держать нос в чистоте ребенок усвоил и сохранил. В случае ОРВИ или другого заболевания необходимо обратиться к врачу по месту жительства и строго соблюдать его рекомендации.

С гигиенической целью достаточно мыть ушные раковины во время купания и вытирать полотенцем. Исключить чистку слуховых проходов жгутиками и ватными палочками, так как ухо – это самоочищающаяся система. При остром среднем отите врач назначит ушные капли. Все капли следует закапывать в ушко в теплом виде (подогреть можно, опустив бутылочку с лекарством в горячую воду на несколько минут). Ребенок укладывается на бок, больным ухом кверху. 1–2 капли капается в ушко из пипетки и в таком положении ребенок находится 5–10 минут. Косвенными признаками развития воспаления среднего уха у ребенка младшего возраста могут служить: необычно беспокойное поведение, капризы, прерывистый сон, отказ от еды, субфебрильная или высокая температура, срыгивание, беспокойство при сосании, плохая прибавка в весе. Все это должно насторожить родителей, которые обязаны немедленно показать ребенка врачу. Неправильное или несвоевременное лечение отита может привести к тяжелым осложнениям (мастоидит, менингит).

Частые респираторные заболевания, отиты, могут впоследствии привести к возникновению хронических форм патологии органов слуха и речи. У часто болеющих детей раньше возникает гипертрофия небных и носоглоточной миндалин (аденоиды). Аденоиды являются одной из причин хронического насморка и хронического воспаления среднего уха, что нередко приводит к прогрессирующему падению слуха. Своевременное лечение очагов инфекции способствует соблюдению сроков проведения операций, успешному исходу операции и более быстрому заживлению.

Помните! Проверка слуха у ребенка обязательна в месячном возрасте в условиях центра «Бонум»!

Ребенка ясельного возраста необходимо научить правильно очищать полость носа. Неправильное сморкание приводит к попаданию слизи в евстахиевую трубу и развитию воспаления среднего уха, при попеременном очищении сначала одной, а затем другой половины носа, опасность инфицирования барабанной полости уменьшается.

При склонности ребенка к частым простудным заболеваниям особое внимание следует уделить профилактике и закаливанию организма. Полезно приучить ребенка полоскать горло отварами трав (шалфей, ромашка, зверобой, кора дуба, эвкалипт), негазированной столовой минеральной водой, зеленым чаем, раствором морской соли. При этом необходимо позаботиться о консультации ребенка отоларингологом. Особое место в профилактике ОРВИ, ангин, отитов, занимает массаж биологически активных точек по методике Уманской, массаж лица, шейно-воротниковой зоны, лечебная дыхательная гимнастика и другие оздоровительные методики. Не следует лишать ребенка с хроническими заболеваниями лор – органов занятий физической культурой и спортом. Однако, необходимо прерывать занятия в период обострения хронического процесса и возобновлять их только с разрешения врача. Детям, страдающим хроническим воспалением среднего уха, посещение бассейна, русской бани, сауны разрешается по заключению врача.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ – ПРОФИЛАКТИКА РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (по Уманской)

1 – точка связана со слизистой трахеи и бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

2 – точка регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

3 – точка контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани.

4 – точка и 5 точка – зона шеи – связана с регуляцией сосудов головы, шеи, туловища, с работой вестибулярного аппарата. Массаж делать сверху вниз.

5 – точка находится между 7 шейным и 1 грудным позвонками.

6 – точка улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа и гайморовых пазух. Дыхание через нос становится свободнее.

7 – точка улучшает кровоснабжение в области глазного яблока, лобной пазухи и лобных отделов головного мозга.

8 – точка воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

9 – точка. При массаже этой точки нормализуются многие функции организма («общая» точка универсального действия).

 

Массаж надо делать 3 раза в день, массируя по 9 секунд каждую точку. Фиксация точки – 3 секунды, вращательные движения вправо – 3 секунды, влево – 3 секунды. Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать через каждые 40 минут, в том же режиме, до полного исчезновения болевых ощущений.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Огромное значение для адаптации ребенка к среде нормально развивающихся сверстников имеет овладение полноценной речью. Дефекты в строении речевого аппарата – различные варианты расщелин (мягкого и твердого неба, только мягкого неба, сквозные расщелины губы и неба и др.), деформация зубочелюстной системы приводят к нарушениям, влияющим на развитие ребенка.

Речь детей с врожденной расщелиной губы и неба – одно из самых сложных речевых нарушений. Назальный (носовой) оттенок голоса и специфическая заднеязычная артикуляция звуков – обязательные симптомы врожденной расщелины губы и неба. Следует отметить, что невнятная речь детей мало понятна окружающим, даже близким людям, что ограничивает возможности речевого общения и часто приводит к изоляции детей. Такие нарушения могут сохраняться годами, а в некоторых случаях на протяжении всей жизни. Это дефект, который не преодолевается без специальных занятий. Речевая реабилитация детей с врожденной расщелиной губы и неба – сложнейшая проблема логопедии, а ее эффективность рассматривается как результат общей реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба.

Переход на раннее оперативное лечение детей с врожденной расщелиной губы и неба позволяет рассматривать данный порок как временный анатомический. Восстановление анатомической целостности губы и неба в доречевой период предоставляет возможность для формирования артикуляционных позиций в естественные сроки речевого развития, в возрасте до трех лет. Такая ситуация в корне меняет тактику логопедического воздействия. Теперь логопедическая коррекция не может осуществляться напрямую «педагог – ребенок» в силу психологических особенностей детей раннего возраста (полная зависимость от взрослого, отсутствие произвольной деятельности, отсутствие контроля над ходом выполнением действий). Активным участником педагогического процесса становятся родители. Появляется триада общения: ребенок – родители – логопед, в которой родители выступают то со стороны ребенка, то со стороны логопеда. Родители должны знать, что в большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. Но, несмотря на все современные достижения в области медицины и логопедии, детям с расщелиной губы и неба необходима постоянная и грамотная помощь родителей. Родители должны понимать, что оперативное лечение само по себе не обеспечит нормальной речи, а только создаст анатомо-физиологические условия для восстановления правильной речи.

Известно, что традиционная логопедическая работа связана с коррекцией речи. В работе с детьми младенческого и раннего возраста этот принцип неприемлем, потому что дети не владеют еще словесной речью. У младенцев (с 0 до 1 года) формируются предпосылки к речи, в раннем возрасте (с 1 года до 3-х лет) возможно предупреждение речевой патологии, стимуляция речевого развития, коррекция появляющихся нарушений в игровой форме.

Логопеды центра «Бонум» ведут диспансерное наблюдение за речевым развитием детей, проводят коррекцию речи на интенсивных курсах занятий в сочетании с комплексом медикоментозного лечения, обучают родителей способам логопедической коррекции, рекомендуют логопедическую помощь по месту жительства.

Большая и интенсивная работа проводится в дооперационный период. Это способствует лучшему исходу операции и сокращает сроки послеоперационной логопедической работы.

Для ребенка, который родился с расщелиной неба, период лепета и начало речи проходит в особых условиях. Он хорошо слышит, радуется обращенной речи, начинает понимать обращенные к нему слова. Но сам не имеет возможности произносить звуки (из-за отсутствия затвора между ротовой и носовой полостями). В таких анатомических условиях ребенок остается до операции. Родители должны поощрять любые попытки голосовой активности. Очень важно поддерживать любые попытки лепета (создайте тишину, чтобы ребенок мог услышать свою звуковую продукцию), развивайте слуховое внимание, напевая песенки, используя звуковые игрушки и т. д. Очень полезны звукоподражательные игры.

В дооперационный период обязятельно проводите массаж артикуляционной области, логопедическую гимнастику, упражнения для формирования ротового и носового дыхания, протягивания гласных звуков и развития слухового восприятия.

После операции коррекционные задачи усложняются.

В послеоперационном периоде продолжается работа по развитию подвижности мягкого неба, улучшению активности артикуляционной моторики, устранению неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков; начинается постановка гласных и согласных звуков. Особое внимание уделяется увеличению силы и длительности выдыхаемой через рот воздушной струи.

Предлагаемые направления работы в каждом возрастном периоде имеют свою специфику, которая определяется возрастом, особенностями развития связной речи и поведением ребенка. Поэтому логопед подбирает индивидуальные задания в соответствии с психологическими потребностями и возможностями ребенка, определяет вид деятельности для их реализации (игра, учебные занятия, предметные действия и др.), длительность и частоту выполнения заданий, излагая свои рекомендации родителям.

По рекомендации логопеда некоторые, хорошо усвоенные упражнения, можно повторять дома:

— Глотание воды или имитация глотательных движений. Глотание воды в маленьких объемах вызывает наиболее высокое поднятие мягкого неба. Если делать глотательные движения друг за другом, то время поднятого положения мягкого неба удлиняется. Ребенку можно предложить пить из маленького пузырька или можно капать из пипетки в рот по несколько капель.

— Покашливание. Покашливание вызывает сокращение мышц на задней стенке глотки. Первое время рекомендуется покашливать с высунутым языком.

— Четкое, энергичное произнесение гласных звуков. Сначала тренируется отрывистое произнесение гласных звуков А, Э, затем О, У. Постепенно можно переходить к четкому произнесению звуковых рядов А, Э, У, О. Очень полезно пение гласных звуков.

Такие упражнения дают положительные результаты. Они должны применяться постоянно, в течение длительного времени.

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания звучной речи. Формированию правильной воздушной струи способствуют упражнения, связанные с дутьем. Такие упражнения желательно проводить в форме игры, соревнования. Родители вместе с ребенком могут подготовить различные вертушки, бабочки, цветочки и т. д. из бумаги или ткани. Дуть можно и на перышки, легкие плавающие в воде игрушки. Можно играть в мыльные пузыри. Хорошее упражнение – длительное дутье через трубочку в бутылку с водой. Сначала используется трубочка большого диаметра (5 мм), затем – меньшего. От дутья вода бурлит. Это вызывает интерес маленьких детей. Начинать необходимо с самых простых упражнений (например, сдуть ватку с ладони), чтобы виден был результат. Ребенок, у которого очень слабый ротовой выдох, нуждается в помощи. Необходимо закрыть ему ноздри, чтобы обеспечить правильное направление воздушной струи. Подобных упражнений много, их легко разнообразить, переходя от простых к более сложным, а главное – длительному дутью. Важно помнить: дыхательные упражнения могут вызвать головокружение, поэтому такие упражнения необходимо чередовать с другими играми. Не следует покупать ребенку шары, губные гармошки и давать в свободное пользование. Ребенок со слабым ротовым выдохом без подготовительных упражнений не сможет играть на гармошке и надуть шарик, он разочаруется и бросит игрушку.

Наши наблюдения свидетельствуют, что своевременно оказанная ранняя, необходимая и достаточная логопедическая помощь дает положительные результаты уже к трехлетнему возрасту. Дети способны посещать дошкольное общеобразовательное учреждение, общаться со сверстниками и взрослыми.

В работе с детьми логопеды центра «Бонум» пользуется авторскими методиками Репиной З.А., Васильевой Т.В., Доросинской А.В., Обуховой Н.В.

Хочется еще раз отметить ответственную роль родителей в преодолении последствий врожденных нарушений. Семья должна быть вовлечена в коррекционный процесс, должна поддерживать достижения ребенка, следить за выполнением заданий логопеда, оповещать о возникших затруднениях.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.