Занятие 9: «Россия и глобальный мир» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Занятие 9: «Россия и глобальный мир»

2017-10-16 268
Занятие 9: «Россия и глобальный мир» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: глобализация, традиционное общество, современное общество, глобальные проблемы современного общества, общество потребления, информационное общество, информатизация, «глобальная деревня», нетократия, вестернизация, коэволюция

1. Семинарские вопросы:

1.1. Глобализация как тенденция развития современного общества. Место России среди глобальных проектов.

1.2. Человек, общество, государство в информационном обществе. Становление информационного общества в России.

1.3. Проблемы и перспективы общества потребления в России.

1.4. Противоречивое единство природы и общества в глобальном мире.

2. Методические рекомендации:

2.1. Глобализация, как и всякое явление, имеет свою положительную и отрицательную сторону. При подготовке к вопросу необходимо обратить внимание и на положительные стороны глобализации, и на проблемы, которые она вызвала.

Начиная с середины ХХ века, когда человечество осознает себя единым целым, единым субъектом исторического процесса, в философском дискурсе возникает тема единой судьбы человечества и сохранения жизни на земле. Какие внешние и внутрисистемные события могут положить конец существованию человеческого рода? Как их предотвратить? Эти вопросы трансформируются на уровне более частных систем в ряд проблем, которые сегодня принято называть глобальными: проблема сохранения мира между народами, экологическая проблема, демографическая проблема и др. Согласно различным классификациям насчитывается порядка ста проблем, которые называют глобальными. Глобалистика – научное направление, которое изучает происхождение, проявление и пути решения глобальных проблем.

Готовясь к этому вопросу, необходимо обратить внимание на различные классификации глобальных проблем: на основе всеобщности и степени остроты (интерсоциальные), относительно взаимодействия в системе связей «человек-общество» или «человек-природа» и др.

Одна из наиболее острых проблем, возникающих в связи с глобализацией – проблема стандартов, «общечеловеческих ценностей», которые становятся общепризнанными, универсальными. В связи с распространением в мире не столько «усредненных», сколько либеральных – западноевропейских и американских – ценностей и образа жизни исследователи говорят о вестернизации. Опасность вестернизации состоит в размывании национальной идентичности. Поэтому многие страны и народы оказывают вестернизации сопротивление или выдвигают собственные проекты глобализации, в основе которого лежат иные, близкие этим странам и народам, ценности. В связи с этим, готовясь к первому вопросу семинарского занятия, необходимо обратить внимание не только на англосаксонский, но и на другие проекты глобализации: китайский, ближневосточный и т.п. Каковы российские формы противодействия вестернизации, возможно ли выдвижение Россией собственного глобального проекта? Отвечая на этот вопрос, необходимо связать его с представлением о России как цивилизации особого типа, мостом между Европой и Азией, исторически интегрирующим народы континента. Возможна ли для сегодняшней России «великая роль объединения Востока и Запада»? (В.С. Соловьев).

2.2. В качестве отдельных признаков современного общества по различным основаниям выделяют информационное общество и общество потребления. Информационное общество приходит на смену индустриальному. Отвечая на второй вопрос семинарского занятия, необходимо дать развернутую характеристику информационного общества в трактовке Д. Белла, М. Кастельса, выделить его качественные характеристики. Обратим внимание, что компьютеризация и рост количества потребляемой информации сами по себе не ведут к возникновению информационного общества. В этой связи необходимо проанализировать сегодняшнюю ситуацию и ответить на вопрос, является ли Россия информационным обществом, привести аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Для информационного общества характерны такие явления, как «виртуальная экономика», «виртуальная политика». При ответе на второй вопрос семинарского занятия необходимо прояснить эти понятия, привести примеры, свидетельствующие о «виртуализации» современного общества. В обществе, где информация становится ресурсом власти возникает нетократия – новый социальный слой управленцев. Необходимо охарактеризовать понятие «нетократия», пояснить, какие проблемы возникают в обществе в связи с её появлением.

В значительной мере становление информационного общества только начинается. Социальные последствия перехода человечества в информационную эпоху (М. Кастельс) остаются неясными. Прогнозы дальнейшей судьбы человечества представлены в концепциях футурологов (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма). На основе данных концепций необходимо сформировать собственное видение будущего информационной цивилизации.

2.3. Массовое потребление в современном обществе привело к формированию соответствующей системы ценностей и общественных отношений, которые получили в философских работах название «общество потребления» (Э. Фромм, Ж. Бодрийяр). При ответе на третий вопрос семинарского занятия необходимо охарактеризовать общество потребления, показать, как влияет массовое потребление на изменение всей системы общественных отношений. Необходимо также отметить черты общества потребления, характерные для современной России. Акцентировать внимание на опасностях, которые несут потребительские ценностные установки для человеческой цивилизации.

2.4. При ответе на четвертый вопрос семинара необходимо иметь в виду, что человеческое общество не может выжить и развиваться вне связи с природой. Вместе с тем возникновение человеческой культуры как второй, искусственной природы, навсегда лишило человечество возможности жить в абсолютной гармонии с природой, породило противоречивое единство человека и природы. Это обстоятельство является объективной предпосылкой существования экологической проблемы. Рассуждая об экологической проблеме, необходимо отметить последствия преобразовательно-потребительского отношения человека к природе, пояснить, почему экологическая проблема сегодня входит в группу глобальных проблем. Может ли ряд конкретных мер, таких как создание безотходных технологий, разработка методов очистки природной среды от промышленных загрязнений и др. решить экологическую проблему? Какие еще меры необходимы для её решения? Необходимо аргументировать свою позицию по этому вопросу.

Далее при ответе на четвертый вопрос, стоит пояснить роль философии «русского космизма» в решении экологической проблемы. Представить логику эволюции природы по работам «русских космистов» (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский). Раскрыть идеи В.И. Вернадского о живом веществе, космичности жизни; ноосфере. Объяснить понятие «коэволюция». Как представление о коэволюции способствует решению экологической проблемы?

3. Вопросы для самоконтроля:

3.1.1. Что такое глобализация?

3.1.2. Какие события свидетельствуют об экономической, политической и культурной глобализации?

3.1.3. Почему глобализация невозможна в традиционном обществе?

3.1.4. В чем Вы видите положительные и отрицательные стороны глобализации?

3.1.5. Прокомментируйте следующее высказывание: «Глобализация означает гомогенизацию мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям… Глобализация – это признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национального государственного суверенитета» (Б. Бади).

3.1.6. Как глобализация приводит к возникновению глобальных проблем?

3.1.7. Прокомментируйте высказывание В.С. Соловьева: «Действительно спастись, то есть возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истинной любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми».

3.1.8. Какие способы классификации глобальных проблем вы знаете?

3.1.9. Какие глобальные проекты вам известны?

3.1.10. Что такое вестернизация?

3.1.11. Прокомментируйте следующее высказывание: «Было бы глупо думать, что триумф какой-то одной цивилизации может привести к завершению плюрализма культур» (Ф. Бродель).

3.1.12. В чем заключается кризис либерального проекта глобализации?

3.1.13. Какие «восточные» альтернативы западному проекту глобализации вам известны?

3.1.14. Существует ли в России собственный проект глобализации?

3.1.15. Какие существуют точки зрения по проблеме определения места России в современном мире?

3.2.1. Какова специфика информационного общества по сравнению с индустриальным?

3.2.2. Достаточно ли роста технической оснащенности для перехода к информационному обществу?

3.2.3. Каковы критерии прогресса в информационном обществе?

3.2.4. Какие факты свидетельствуют о появлении в информационном обществе «виртуальной экономики»?

3.2.5. Как в информационном обществе меняются функции государства?

3.2.6. Что такое нетократия?

3.2.7. Является ли Россия информационным обществом? Обоснуйте свой ответ.

3.3.1. Каковы предпосылки возникновения общества потребления?

3.3.2. Какие проблемы характерны для общества потребления?

3.3.3. Прокомментируйте высказывание Ж. Бодрийяра: «В конечном счете главной ценой за общество потребления является порождаемое им чувство всеобщей неуверенности…».

3.3.4. Можно ли преодолеть проблемы общества потребления путем «изменения ценностей современных обществ» (И. Валлерстайн)?

3.3.5. Существует ли противоречие между традиционными ценностями россиян и ценностями общества потребления? Каковы возможности преодоления этого противоречия?

3.4.1. Что означают и чем различаются естественная и искусственная среда обитания человека?

3.4.2. Приведите примеры из современной социальной практики, свидетельствующие об экологическом кризисе.

3.4.3. В чем философский смысл экологической проблемы?

3.4.4. В чем видели решение экологической проблемы В. Вернадский и Т. Де Шарден?

3.4.5. Что такое «экологический императив» (Н. Моисеев)?

3.4.6. Что такое коэволюция?

4. Дополнительные задания:

4.1. Темы докладов и рефератов:

4.1.1. Взаимосвязь глобальных проблем современности с проблемой духовного развития человека.

4.1.2. Противоречия информационного общества.

4.1.3. Глобализация: «за» и «против».

4.1.4. Образы будущего человечества в концепциях футурологов.

4.1.5. Китайский проект глобализации: опыт всемирного влияния через самодостаточность.

4.1.6. К единству человечества через «столкновение цивилизаций».

4.1.7. Концепции «конца истории» и постисторическое существование.

4.1.8. Социальная философия постмодерна: состояние постмодерна как завершение или продолжение модерна?

4.1.9. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

4.1.10. Русский космизм.

4.1.11. Теория постиндустриального общества и его социальные характеристики.

4.1.12. Социальная мобильность в постиндустриальном обществе.

4.1.13. Будущее России в постиндустриальном мире.

4.1.14. Концепция устойчивого развития как способ решения глобальных проблем.

5. Литература:

5.1. Основная литература:

5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.613-624, 638-640, 661-667.

5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.

5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.

5.2. Дополнительная литература:

5.2.1. Бард А., Зодерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. ‒ СПб., 2004.

http://infobusiness21.com/resources/Zoderkvist_Ya._Netokratiya_Novaya_Pravya.a6.pdf (дата обращения 30.11.2015)

5.2.2. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М., 2004.

http://www.twirpx.com/file/288458/ (дата обращения 30.11.2015)

5.2.3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. – М., 2006.

http://development.placeforpeople.com/site_media/wizard/docs/Bodriyar_Obschestvo_potrebleniya_7.pdf (дата обращения 30.11.2015)

5.2.4. Васильев Л.С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) // Альтернативные пути к цивилизации. – М., 2000. – С.96-114.

http://www.twirpx.com/file/1379075/ (дата обращения 30.11.2015)

5.2.5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

http://dugward.ru/library/danilevskiy_n_ya/danilevskiy_n_rossiya_i_evropa.html (дата обращения 30.11.2015)

5.2.6. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. – 2005. – Т. XIV. – №2. – С.3-40.

http://www.ruthenia.ru/logos/kr/ilyin.pdf (дата обращения 30.11.2015)

5.2.7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.

http://www.twirpx.com/file/63184/ (дата обращения 30.11.2015)

5.2.8. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 1988.

http://www.twirpx.com/file/711120/ (дата обращения 30.11.2015)

5.2.9. Сидорина Т.Ю. Римский клуб: Декларация. Миссия // Вопросы философии. –1995. – №3. – С.65-72.

5.2.10. Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн: Антология / ред.-сост. Л.И. Новикова, Н. Сиземская. – М., 1993.

5.2.11. Тоффлер Э. Шок будущего. – М., 2004.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toff_Shok/ (дата обращения 30.11.2015)

5.2.12. Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. – М., 1997.

5.2.13. Федотова М.Г. Означивание социальной информации как фактор стабилизации транзитивных обществ Европы, Азии и Евразии: Монография. – Омск, 2015.

5.2.14. Фукуяма Ф. Конец истории. – М., 2004.

http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txt (дата обращения 30.11.2015)

5.2.15. Чумаков А.Н. Философия. – М., 2014. – С.391-436.

http://www.twirpx.com/file/97064/ (дата обращения 30.11.2015)

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.