Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-10-16 | 433 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основные понятия: гносеология, эпистемология, теория познания, гносеологический оптимизм, агностицизм, античный скептицизм, скептицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, индукция, дедукция, познание, субъект, объект, предмет познания, истина, ложь, заблуждение, догматизм, релятивизм
1. Семинарские вопросы:
1.1. Формирование гносеологии и круга ее проблем. Проблема познаваемости мира. Границы человеческого познания. Античный скептицизм. Агностицизм.
1.2. Познание как процесс. Познавательная деятельность. Структура познания. Субъект, объект, предмет познания. Принцип активности субъекта. Формы познания: чувственное и рациональное в познании.
1.3. Истина как цель познания. Основные подходы к определению истины. Критерии истинности.
2. Методические рекомендации:
2.1. Проблема познания является важнейшей как в философии, так и в науке вообще. При этом изучение этой темы происходит после занятий по онтологии («Онтология как учение о бытии», «Сознание и самосознание»), это связано с тем, что ее решение напрямую зависит от того, как решаются проблемы бытия.
Раздел философии, посвященный познанию – гносеология или теория познания. Очень важно отличать философский подход к познанию от узконаучного, ведь наука нацелена на достижение истины, то есть как раз на познание. Однако она отвечает на вопросы «как устроена живая клетка», «как появилась и из чего состоит Вселенная», «как возникла жизнь на Земле» и т.п. и предполагается нахождение точного ответа, после чего проблема отбрасывается и ставятся новые. В то время как гносеология решает те проблемы, которые являются вечными, как вообще все проблемы философии, их невозможно «отбросить», это такие проблемы, как «познаваем ли мир», «как наше знание о мире связано с этим миром», «в каких формах осуществляется познание», «что такое истина». Таким образом, гносеология выступает в том числе и как методология науки.
|
2.2. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание, что познание можно рассматривать как созерцание человеком внешнего мира или как процесс, либо как деятельность, в которой человек активен. В последнем случае является корректным говорить о структуре познания и его компонентах (субъект-объект познания, цели и средства познания).
2.3. Философский подход к пониманию истины предполагает, что истина – это не просто какие-либо правильные, верные выводы, факты и т.п. в рамках всего нашего знания, а это важнейшая характеристика знания, процесс и цель познания. Также важно подчеркнуть, что истина – это не характеристика реальных вещей, а именно наших знаний о них. И существование различных подходов к определению и, следовательно, пониманию истины (классическая теория или корреспонденции, когерентная, прагматическая, конвенционализм) связано со сложностью данного явления.
3. Вопросы для самоконтроля:
3.1.1. Что обозначает понятие «гносеология»? Что обозначает понятие «эпистемология»? Являются ли они синонимами? Когда появились первые философские исследования в сфере гносеологической проблематики? С какими именами и школами это было связано?
3.1.2. Когда (в какую эпоху) гносеология выделилась в самостоятельную философскую науку и с чем это было связано?
3.1.3. Какие основные проблемы решает гносеология? В чем их специфика в сравнении с научным подходом к познанию?
3.1.4. Какие в философии существуют варианты решения проблемы познаваемости мира? Назовите представителей всех подходов.
3.1.5. Согласие с какими из приведенных утверждений означает агностицизм: «человечество никогда не будет знать все обо всем», «в науке существуют неразрешимые проблемы», «В науке всегда будут нерешенные проблемы», «"Вещь в себе" непознаваема» или «наше знание не может быть полностью обосновано»?
|
3.2.1. Что значит, что познание есть процесс? Почему такая позиция является упрощенной?
3.2.2. Что такое деятельность? Какую деятельность можно назвать познавательной? Что значит, что познание есть деятельность? Что нового дает подход к пониманию познания как вида деятельности?
3.2.3. Какова структура познавательной деятельности? Что означает принцип активности субъекта познания?
3.2.4. Что означает в отношении познания позиция, что «без субъекта нет объекта»? Как можно объяснить тезис, что познание является субъектным, но не субъективным?
3.2.5. Почему необходимо выделение помимо объекта еще и предмета познания? С чем это связано?
3.2.6. Что понимается под формами познания и какие формы выделяются?
3.3.1. Какие существуют подходы к определению истины?
3.3.2. Перечислите основные теории истины? В чем суть классической теории и кто является ее представителями? В чем суть когерентной теории истины? Существует ли объективная истина в прагматизме?
3.3.3. В чем абсолютность и относительность критерия практики?
3.3.4. В чем сходство и отличие принципов верификации и фальсификации?
3.3.5. Каковы характеристики истины?
3.3.6. Возможно ли достижение абсолютной истины или истина всегда относительна? Выделите элементы абсолютной и относительной истины в высказывании: «Мир состоит из атомов - мельчайших неделимых частиц».
4. Дополнительные задания:
4.1. Темы докладов и рефератов:
4.1.1. Античный скептицизм о пределах познания.
4.1.2. Агностицизм как регулятивный принцип познания.
4.1.3. Интуиция, ее сущность и роль в познании.
4.1.4. Истина как ценность.
4.1.5. Эмпирический метод Ф.Бэкона.
4.1.6. Рационалистический метод Р.Декарта.
5. Литература:
5.1. Основная литература:
5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.467-532, 565-568.
5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.
5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.
5.2. Дополнительная литература:
5.2.1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.
http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/alekseev_panin_filosofija_uchebnik/27-1-0-20 (дата обращения 08.12.2015)
|
5.2.10. Касавин И.Т. Истина // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.2 (Е-М). – М., 2010. – С.169-172.
http://iph.ras.ru/elib/1304.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.11. Касавин И.Т. Познание // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.3 (Н-С). – М., 2010. – С.259-262.
http://iph.ras.ru/elib/2352.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.18. Левин Г.Д. О трех видах релятивизма // Вопросы философии. – 2007. – № 7. – С.70-82.
5.2.14. Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре // Вопросы философии. – 2007. – № 2. – С.14-20.
5.2.17. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возражение // Вопросы философии. – 2001. – №2. – С.56-65.
5.2.19. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.
http://www.studmed.ru/lektorskiy-va-subekt-obekt-poznanie_7d155ed80d5.html# (дата обращения 08.12.2015)
5.2.20. Лекторский В.А. Теория познания // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.4 (Т-Я). – М., 2010. – С.47-52.
http://iph.ras.ru/elib/2991.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.21. Мартишина Н.И. Введение в гносеологию. – Омск, 1997.
5.2.19. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. – 2001. - №4. – С.70-83.
http://lib.znate.ru/docs/index-82859.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.20. Пружинин Б.И. Агностицизм // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.2 (А-Д). – М., 2010. – С.51-52.
http://iph.ras.ru/elib/0059.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.22. Решер Н. Границы когнитивного релятивизма // Вопросы философии. – 1995. – №4. – С.35-54.
5.2.19. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С.3-15.
http://www.religare.ru/2_17925.html (дата обращения 08.12.2015)
5.2.20. Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». – М., 1967.
http://net-books.com.ua/writer/trubnikov_nn/7362/o_kategoriyakh_tsel_sredstvo_rezultat (дата обращения 08.12.2015)
5.2.13. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2004.
5.2.18. Человек и мир: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия по философии: в 2 кн. / сост. В.О. Бернацкий [и др.]; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск, 2012. (CD-ROM). Гриф ЭБС.
5.2.23. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1994.
http://psychlib.ru/mgppu/shv/shv-001-.htm (дата обращения 08.12.2015)
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!