Формирование финансовых результатов субъектов хозяйствования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Формирование финансовых результатов субъектов хозяйствования

2017-10-16 287
Формирование финансовых результатов субъектов хозяйствования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В результате осуществления финансовой и хозяйственной деятельности у предприятия формируются финансовые результаты. К составу финансовых результатов деятельности предприятия можно отнести: выручку от реализации продукции (работ, услуг), валовой доход, чистый доход, прибыль (балансовую, налогооблагаемую, чистую) или убыток.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это денежные средства, которые поступили на расчетный счет или в кассу предприятия за отгруженную продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги). Она выражает конечную стадию кругооборота денежных средств предприятия и имеет большое значение для обеспечения его нормальной хозяйственной деятельности.

Валовый доход – это общая сумма доходов предприятия от всех видов деятельности (хозяйственной, финансовой) в денежной, материальной и нематериальной формах; другими словами, это денежное выражение стоимости вновь созданной продукции на предприятии.

Чистый доход выражает в денежной форме стоимость дополнительного продукта и определяется как разница между валовым доходом и суммой НДС, акцизного налога и т.п.

Конечными финансовыми результатами деятельности субъектов хозяйствования является прибыль или убыток. Деятельность предприятий нацелена на обеспечение получения прибыли, ее оптимальное распределение и эффективное использование, а при наличии убытков – на установление их причин и источников покрытия.

Прибыль – это денежное выражение части стоимости дополнительного продукта, то есть части чистого дохода, полученного предприятием; другими словами, это часть полученного на вложенный капитал чистого дохода предприятия, которая характеризует часть его вознаграждения за риск предпринимательской деятельности.

Балансовая (валовая) прибыль – это сумма прибыли до налогообложения, которая определяется в бухгалтерском (финансовом) учете и отображается в отчете о финансовых результатах предприятия за отчетный период; это прибыль, рассчитанная по реализованной продукции в виде разницы между чистым доходом (выручкой без НДС, акцизного налога и тому подобное) от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг).

Налогооблагаемая прибыль – это сумма прибыли предприятия, определенная по налоговому законодательству (по Налоговому кодексу Украины), которая является объектом налогообложения за отчетный период; исчисляется как разница между скорректированными на определенные суммы доходами и расходами (включающими амортизационные отчисления) предприятия.

Чистая прибыль – это прибыль (часть балансовой прибыли), которая остается у предприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей.

Финансовые результаты интегрировано характеризуют количественные и качественные факторы деятельности предприятий. Управление формированием и распределением прибыли осуществляется посредством оказания влияния на факторы, которые определяют финансовые результаты. Поскольку прибыль (или убыток) выступает интегрированным показателем, то на него влияют все факторы деятельности предприятий. В зависимости от уровня действия они делятся на макро- и микроэкономические.

К макроэкономическим относятся факторы, характеризующие ситуацию на рынке, то есть сбалансированность спроса и предложения. Деятельность предприятия начинается с проведения маркетинговых исследований с целью определения его места на рынке, прогнозирования соответствующих изменений. Предприятие не может оказывать непосредственное влияние на эти факторы, однако оно должно максимально полно их учитывать. Изменение ситуации на рынке (появление новых товаропроизводителей, новых идентичных товаров, переориентация спроса на другие товары) может существенным образом повлиять на равновесие спроса и предложения, которое отразится на объеме продаж и ценах, а в итоге – на финансовых результатах.

Микроэкономические факторы отображают деятельность самого предприятия. Их можно подразделить на две группы: технико-экономические и комплексные.

Система технико-экономических факторов определяется характером и условиями формирования прибыли в той или другой сфере. Принято выделять три обобщающих фактора, оказывающих влияние на величину прибыли: объем реализации, цена и себестоимость. Объем реализации и цена действуют прямо пропорционально, а себестоимость – обратно пропорционально. Эти факторы воздействуют на финансовые результаты как обособлено, так и в совместно. Их совместное воздействие отображается в интегрированных факторах ассортимента и структуры продукции (работ, услуг).

Влияние фактора ассортимента проявляется в установлении определенного набора товаров, работ и услуг. Поскольку уровень цен и себестоимости по каждому из них различается, то замена одного товара другим (с другим уровнем прибыльности) ведет к увеличению или уменьшению общей массы прибыли. Хотя предприятие старается выпускать наиболее рентабельные товары с целью максимизации прибыли, однако необходимость удерживать определенную нишу на рынке обуславливает выпуск и менее рентабельных товаров.

Действие фактора структуры подобно по характеру влиянию ассортимента. Однако в данном случае изменяется не номенклатура товаров (работ, услуг), а удельный вес отдельных из них в общем выпуске. Увеличение удельного веса более рентабельных товаров (работ, услуг) за счет менее рентабельных ведет к увеличению общей массы прибыли и наоборот. Вместе с тем возможности предприятий влиять на прибыль через данный фактор существенно ограничены, поскольку структура выпуска продукции определяется потребностями рынка.

На вышеуказанные обобщающие факторы оказывает влияние большое количество первичных факторов. Это влияние носит системный характер, связанный с подчиненностью факторов между собой. Система факторов формирования финансовых результатов может быть представлена следующим образом (рис.1).

Прибыль или убыток предприятий устанавливается на основании баланса. Финансовый результат определяется как разница между валовыми доходами и валовыми расходами. По экономическому содержанию он включает две составляющие – прибыль (убыток) от производственной деятельности и прибыль (убыток) от финансовых операций. Преобладающую часть составляет прибыль от основной производственной деятельности. Она формируется за счет реализации продукции (работ, услуг) и зависит от двух факторов: суммы прибыли в произведенной продукции и изменения части прибыли в остатках нереализованной продукции. Масса прибыли в произведенной продукции определяется тремя обобщающими факторами: объем производства, цена, себестоимость.

Объем производства зависит от трех групп факторов, которые характеризуют составные элементы производственного процесса, а именно: использование основных фондов, трудовых и материальных ресурсов. По каждому направлению выделяются два вида факторов – экстенсивные и интенсивные. Экстенсивными факторами выступают фондо-, материалообеспеченность, численность работающих. Интенсивными факторами являются фондо- и материалоотдача, производительность труда.

Фондообеспеченность характеризуется достаточностью фондов для ведения производственного процесса. Она характеризуется движением фондов, то есть введением в действие новых мощностей и заменой изношенных и устаревших фондов, а также структурой фондов, которая дает возможность обеспечить все стороны производственной деятельности. Фондоотдача зависит от технического состояния основных фондов, которое характеризуется уровнем физического и морального износа, и от эффективности использования фондов, которая определяется коэффициентом сменности и отсутствием потерь от неполной загрузки основных фондов.

 

 
 

 


Обобщающие факторы

           
     
 
 

 


Первичные факторы


Рисунок 1 – Система факторов формирования прибыли предприятия

 

Влияние трудовых факторов определяется обеспеченностью кадрами и производительностью труда. Кадровая обеспеченность характеризуется численностью персонала, которая зависит от его движения (прием, увольнение), и структурой работающих (рабочие, служащие, менеджеры, обслуживающий персонал и др.). Производительность труда зависит от уровня квалификации, выработки на одного работника и использования рабочего времени.

Использование материальных ресурсов зависит от материалообеспечености и материалоотдачи. Материалообеспеченноть определяется отлаженностью поставок материальных ресурсов, наличием достаточных для их приобретения оборотных средств и привлечением кредитов банков в оборот предприятия. Материалоотдача определяется рациональным использованием материальных ресурсов, то есть выходом готовой продукции.

Цена выступает определяющим фактором формирования финансовых результатов. Она зависит от внутренних и внешних факторов. Внутренним фактором ценообразования выступают себестоимость единицы продукции и уровень ее рентабельности. Предприятия направляют свои усилия на минимизацию себестоимости и оптимизацию уровня рентабельности. Снижение себестоимости всегда желательно, однако оно не должно сказываться на качестве, так как может снизить объем продаж. Уровень рентабельности должен, с одной стороны, обеспечить предприятие достаточными финансовыми ресурсами, а с другой, не вести к значительному росту цены, что также приведет к снижению объема реализации. В качестве внешних выступают основные рыночные факторы – спрос и предложение, то есть макроэкономические факторы. Проблема управления ценой состоит в согласованности внутренних факторов с внешними. Минимизация себестоимости при этом направлена на хеджирование ценового риска, то есть уровень себестоимости должен быть таким, чтобы даже при непредвиденном падении цен на рынке предприятие получило определенную прибыль, а при значительном снижении позволило бы свести к минимуму убытки.

На себестоимость влияют структурные и соответствующие технико-экономические факторы. Структурные факторы отображают составные элементы себестоимости: сырье, материалы, полуфабрикаты; топливо и энергия; заработная плата и начисления на нее; содержание и эксплуатация оборудования; накладные и прочие затраты. Технико-экономические факторы, которые характеризуют формирование затрат по каждому элементу, включают емкость затрат (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и т.п.) и их стоимость (цены на материалы, сырье, энергоносители, заработная плата и т.д.). Емкость характеризуется объемом использования сырья, энергии, заработной платы и других элементов на производство соответствующих товаров, работ, услуг. Снижение емкости затрат выступает основным фактором снижения себестоимости.

Комплексные факторы характеризуют влияние определенных тенденций развития экономики на финансовые результаты. Они действуют не сами по себе, а через отдельные технико-экономические факторы. Причем это влияние может осуществляться одновременно через несколько технико-экономических факторов, то есть иметь комплексный характер. К комплексным факторам, которые влияют на прибыль, относятся: техническое усовершенствование производства, повышение его эффективности, повышение качества продукции.

Техническое усовершенствование производства оказывает комплексное влияние на прибыль. Разработка и внедрение новой техники и современных технологий требуют значительных финансовых вложений, что влечет за собой рост затрат. Однако рост доходов в результате использования более продуктивного оборудования может опережать рост затрат, т.е. определяющим при этом выступает конечный финансовый результат. Непосредственное влияние технического усовершенствования производства на прибыль осуществляется через обобщающие технико-экономические факторы: рост объема производства, определенный рост уровня цен. Уровень себестоимости может как возрастать, так и снижаться. При этом возрастание уровня себестоимости может обязательно сопровождаться улучшением качественных характеристик продукции.

Повышение эффективности производства может достигаться как через его техническое усовершенствование, так и на основе более рационального использования имеющегося производственного потенциала. Это обеспечивается, прежде всего, за счет усовершенствования системы управления производственным процессом. В результате повышаются материало- и фондоотдача, производительность труда, что влечет за собой рост объемов производства и снижение себестоимости продукции.

Повышение качества продукции также довольно сложный комплексный фактор. Прежде всего оно требует дополнительных затрат, то есть могут возрастать и себестоимость, и цены. Однако это способствует росту объема продаж, поскольку в условиях насыщенного рынка именно высокое качество является основным фактором успешной реализации.

Таким образом, формирование финансовых результатов определяется большим количеством факторов, которые характеризуют все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий. При этом нецелесообразно и невозможно разделять эти факторы на основные и второстепенные. Каждый из факторов может обеспечить как высокий уровень прибыли, так и послужить причиной существенных убытков.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.