Какие выделились подходы к решению вопроса о происхождении нравственности. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Какие выделились подходы к решению вопроса о происхождении нравственности.

2017-10-16 372
Какие выделились подходы к решению вопроса о происхождении нравственности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определите назначение морали на разных исторических этапах развития общества.

Охарактеризуйте формы морального сознания в период архаики.

Перечислите основные идеи предэтики античности.

Прокомментируйте критерии различения добра и зла.

 

ТЕМА 2.

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ. ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА В ЭТИКЕ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПЛАН

Нормативно-оценочный характер отражения действительности моралью.

Структура и функции морали.

Этика и психология – мораль, право и политика как формы общественного сознания.

Проблема морального выбора в этике и юридической деятельности.

Современная точка зрения на мораль как общественную форму сознания подчеркивает ее вторичность по отношению к социальной основе общественного бытия. Общественное сознание вторично, определяется общественным бытием и с гносеологической точки зрения рассматривается как социальное отражение, существующее в трех видах: логическом, эстетическом, нормативном. Мораль относится к нормативно оценочному отражению. От других форм отражения моральное сознание отличается спецификой содержания и форм, в которых фиксируются результаты отражательной активности морали. Моральные оценки и норм являются продуктом сложной работы сознания и одновременно результатом отражения, а также отношения субъекта морали(общества, класса, индивида) к практике и условиям, в которых она развертывается. Поэтому оценки и нормы морали - это и представления, и взгляды, и суждения, и предписания (императивы), интегрируемые в таких общих понятиях, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, смысл жизни и счастье.

СТРУКТУРА МОРАЛИ

1-й компонент: нравственная практика, реальные нравы, поступки, типичные нравственные ситуации.

2-й компонент: моральное сознание, включающее в себя ценности, нормы, идеалы.

3-й компонент: нравственное самосознание.

 

Для психически нормального человека способность к самосознании проявляется в сосуществовании нескольких уровней восприятия действительности и самого себя. Если это изобразить структурно, то мы получим многомерное пространство, заключаемое в концентрических кругах.

1. Сознание, внутренний мир человека;

2. Неосознаваемое. Представление человека о мире, других людях, о самом себе. Человек видит "нечто", но не в состоянии это осознать. Непосредственное восприятие действительности.

3. Осознаваемое. Человек воспринимает мир, людей, себя, затем оценивает то, что он видит, что чувствует, как думает, как и что говорит. Это и есть самосознание и рефлексия, после чего становится возможным "присвоение" познанного - как истины или кар проблемы.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

1. Регулятивная функция-главная и важнейшая функция: нравственное регулирование взаимоотношений есть непрерывный процесс приведения реального поведения личностей и коллективов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. Инструменты регулирования нравственных отношений: морально-этические принципы, нормы, общественное мнение, реальный авторитет, традиции, принципы, заповеди, привычки. Регуляция осуществляется при помощи норм - ориентиров, норм-требований, норм - запретов, норм - образцов(этикет).

2. Оценочная (аксиологическая функция -предметом оценки под углом зрения "морально-аморально" являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

3. Ориентирующая функция -выработка системы приоритетов, предпочтения одних моральных ценностей другим.

4. Мотивационная функция -позволяет оценивать поставленные цели и средства с точки зрения намерения; мотивы могут быть моральными и аморальными, благородными и неблагородными.

5. Познавательная функция -этические знания, принципы, нормы, кодексы, являющиеся источником информации об общественно значимых ценностях.

6. Воспитательная функция -приводит в определенную систему нравственные нормы, привычки, нравы, общепризнанные образцы поведения.

7.Коммуникативная функция – обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда -служебное взаимодействие, поддержка и взаимовыручка.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.