Методы научно-педагогического исследования. Характеристика традиционно-педагогических методов. Педагогический эксперимент и тестирование — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методы научно-педагогического исследования. Характеристика традиционно-педагогических методов. Педагогический эксперимент и тестирование

2017-10-16 661
Методы научно-педагогического исследования. Характеристика традиционно-педагогических методов. Педагогический эксперимент и тестирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Метод – путь познания, способ построения и обоснования научного знания.

Научное педагогическое исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, один из видов познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

В педагогике различают три уровня исследований: экспериментальный, теоретический и методологический. На первом уровне устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснять ранее открытые факты, а также предсказывать и предвидеть будущие события и факты. На третьем уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений. Наиболее распространенными в педагогике являются эмпирическое и теоретическое исследование.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый педагогический объект (явление, процесс) и опирается на данные наблюдения и эксперимента.

К методам эмпирического уровня исследования относятся: наблюдения, анкеты, собеседования, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение и обобщение передового педагогического опыта, опытная проверка, педагогический эксперимент, социометрия, метод независимых характеристик. Эти методы используются при накоплении фактического материала по исследуемой проблеме.

К методам теоретического исследования относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, классификация, моделирование, логические методы сходства и различия. Эти методы предполагают глубокий анализ фактов, выявление процесса «в чистом виде», раскрытие его сущности.

Традиционно-педагогическими методами, которыми пользовались ещё Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, считают наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.

Методы исследования, заимствованные из других отраслей знания, – это эксперимент, тестирование, анкетирование, социометрический метод, ранжирование, шкалирование, моделирование.

Наблюдение – наиболее доступный метод изучения педагогической практики. Под ним понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение бывает научным и обыденным (житейским).

Признаки научного наблюдения: целенаправленность, систематичность, комплексность, аналитический характер.

Наблюдение может быть непрерывное и дискретное; широкое и узкоспециальное.

Достоинства метода:

- возможность изучать предмет в естественных условиях;

- возможность изменить ситуацию или намеренно создать новую.

Недостатки метода:

- трудоёмкость и продолжительность;

- влияние субъективных факторов.

Изучение опыта – метод педагогического исследования, который означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычисление общего в учебно-воспитательных системах. Он тесно смыкается с методом изучения первоисточников, при котором тщательному анализу подвергаются памятники письменности, законодательные акты, проекты, отчёты, доклады и т.д.

Разновидности педагогического опыта:

а) по качеству – передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный;

б) по масштабу – единичный, типичный, индивидуальный, групповой, коллективный, массовый;

в) по новизне – новаторский, творческий, репродуктивный.

Анализ школьной документации, отражающий учебно-воспитательный процесс, обязательно сочетается с другими методами. Он помогает установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Источниками информации служат классные журналы, календарные и поурочные планы учителей, расписания уроков и т.д.

Метод изучения продуктов ученического творчества предполагает исследование домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчётов, поделок и т.д. Он требует тщательного планирования и умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

Беседа – это устный опрос лиц по тем вопросам, которые интересуют исследователя. Как метод изучения испытуемых, она сложна по своему использованию, требует тщательной подготовки – определения цели, программы, объекта, предмета разговора, отдельных вопросов, места и времени проведения.

Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной.

К новым методам педагогических исследований относят педагогический эксперимент, тестирование и др.

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Экспериментальные исследования могут быть как длительными, так и краткосрочными.

В зависимости от цели различают:

- констатирующий;

- проверочный;

- формирующий эксперимент.

По месту проведения выделяют естественный и лабораторный эксперимент.

Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания и развития учащихся. Этот метод отличается простотой, доступностью, точностью, возможностью автоматизации. Для его проведения используются различные тесты диагностирования обученности и развития школьников.

 

 

Целеполагание в педагогике

 

Цели воспитания оказывают большое влияние на разработку педагогической теории. Они сказываются, прежде всего, на характере воспитания. Оно, например, может быть авторитарным и гуманистическим, вербально-морализирующим и носить характер организации разнообразной практической деятельности воспитуемых.

В зависимости от целей воспитания разрабатываются его содержание, система учебных предметов, изучаемых в школе, их социальная направленность. Не меньшее значение имеют цели воспитания для разработки его методических основ.

Цели современного воспитания – формирование свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и высокой социальной самоценности. Поэтому оно базируется на уважении и доброжелательном отношении к детям, проникнуто гуманностью, глубокой верой в их интеллектуальное и морально-эстетическое развитие.

 

 

Раздел 2. Теория обучения


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.