Факторы развития личности, их взаимосвязь. Биологизаторская и социологизаторская направленность — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Факторы развития личности, их взаимосвязь. Биологизаторская и социологизаторская направленность

2017-10-16 2546
Факторы развития личности, их взаимосвязь. Биологизаторская и социологизаторская направленность 4.33 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Фактор – важная, веская причина, составленная из взаимодействующих нескольких простых причин.

Процесс и результаты человеческого развития определяются совместным действием трёх факторов:

- наследственности;

- среды;

- воспитания.

Наследственность – это передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи, некоторые особенности нервной системы, природные задатки, ряд болезней и патологий (болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства).

Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие.

Окружающая среда – природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.

По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья. Дальняя среда (социальная) включает общественный строй, систему производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов.

Воспитание – в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

- в широком педагогическом значении – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях социально организованной воспитательной системы, обеспечивающий взаимодействие воспитателей и воспитываемых;

- в узком педагогическом значении – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

На протяжении веков ведутся дискуссии о роли и месте названных факторов в развитии личности. Одни отдают предпочтение наследственности, другие – среде, третьи – воспитанию.

В зарубежной философии, психологии, педагогике уже давно сложились два противоположных друг другу научных направления по проблеме факторов развития личности:

1) биологизаторское;

2) социологизаторское.

Представители биологизаторского направления к определяющим факторам развития личности относят наследственность. Они утверждают, что в процессе развития ничего нового не возникает, а только осуществляется то, что дано в зародышевом веществе, что предопределено наследственными факторами. Начало этому направлению было положено Платоном и Аристотелем. Аристотель в «Политике» писал, что уже непосредственно с момента самого рождения некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, а другие – к властвованию; что рабство – это закон природы.

В настоящее время биологизаторское направление представлено такими теориями, как: а) прагматизм; б) фрейдизм; в) экзистенциализм;

г) неотомизм и др. Их объединяют следующие общие идеи и положения:

- каждый человек имеет внутреннее врожденное «Я»;

- «Я» недосягаемо, оно уникально;

- воспитание подавляет внутреннее самобытное «Я»;

- воспитание не способно формировать новые свойства личности, оно должно лишь стимулировать самовыражение личности;

- воспитание должно идти вслед за спонтанным развитием и не мешать развитию того, что заложено в человеке природой;

- источники развития и роста находятся внутри личности, а не изобретаются и не создаются обществом;

- воспитание должно способствовать свободному выявлению личности: в школе должна царить свободная обстановка, не надо никаких звонков, оценок и т.д.;

- главная опасность для личности – коллектив, который может превратить индивида в стадное животное.

Таким образом, согласно этим теориям, человек – это саморазвивающаяся, самоформирующаяся, самообучающаяся и самовоспитывающаяся система.

Представители социологизаторского направления определяющими факторами развития человека считают среду и воспитание. Они отрицают внутренние закономерности развития.

Основоположником этого направления является Д.Локк (1632-1704) – английский философ, который выступал против теории «врожденных» идей и принципов. Душа, с его точки зрения, - это белая бумага без всяких знаков и идей, «чистая доска».

Аналогичные идеи за двадцать лет до Д.Локка были высказаны белорусским мыслителем и публицистом С.Полоцким (1629-1680). Разум ребёнка он сравнивал то с воском, то с чистой доской, на которой учитель или родители могут записать всё, что им захочется. С.Полоцкий большую роль отводил среде, «морю житейскому», воздействию людей, особенно родителей на ребенка.

Сторонниками социологизаторского направления являлись и французские материалисты XVII века – Дидро (1713-1784) и Гельвеций (1715-1771). Гельвеций утверждал, что человек - продукт обстоятельств и воспитания; что все люди в равной мере способны к образованию, так как рождаются с одинаковыми духовными способностями; что «воспитание может всё».

Современная педагогическая наука отмечает, что влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется ещё одним важным фактором – деятельностью личности. Под этим понимается всё многообразие занятий человека, всё то, что он делает.

Все факторы развития и формирования личности тесно взаимосвязаны. Воспитание, например, становится могучим фактором формирования личности, если учитывает природу ребёнка, опирается на достаточный уровень развития и ведёт за собой его дальнейшее развитие.

 

Возрастная периодизация

 

Полный цикл индивидуального развития человека в течение всей его жизни называется онтогенезом. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Учёт возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.

 

Педагогическая периодизация

1. Младенчество (от рождения до 1 года) – этап «доверия к миру».

Характеризуется интенсивным ростом, развитием и совершенствованием всех систем организма.

2. Преддошкольный возраст, или раннее детство (от 1 года до 3 лет) – этап «самостоятельности».

Ребёнок осваивает моторные акты – ходьбу, бег, прыжки. К трём годам у него формируется активное отношение к предметам окружения, бурно развивается речь и закладывается словарный запас.

3. Дошкольный возраст, или первое детство (от 3 до 6 лет) – этап «выбора инициативы».

Подразделяется на:

- младший дошкольный возраст (3-4 года);

- средний дошкольный возраст (4-5 лет);

- старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Ребёнок осваивает элементы абстрактного мышления, начинает помнить себя. Ведущая деятельность – игровая. Испытывает сильную потребность в саморазвитии, активно познаёт мир.

4. Младший школьный возраст, или второе детство (6-10 лет) – этап «мастерства».

Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни. Замедляется рост, заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению; интенсивно развивается мышечная система; совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, быстро развивается психика, преобладает процесс возбуждения.

Познавательная деятельность преимущественно проходит в процессе обучения. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, ярко выраженной эмоциональностью.

Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму.

Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, во взаимосвязи с речью.

Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер.

Младшие школьники податливы, внушаемы, доверчивы, склонны к подражанию.

С этого периода девочки начинают обгонять мальчиков в своём развитии. Второе детство заканчивается с появлением первых признаков полового развития.

5. Средний школьный возраст, подростковый (10-15 лет)

Бурное развитие организма, усиленный рост тела в длину, начинают формироваться вторичные половые признаки, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, повышенная возбудимость, вспыльчивое и раздражительное поведение, неуклюжесть.

Внимание избирательно, мышление становится критичным, чувства преднамеренны и сильны. Это возраст катастроф.

6. Юношеский возраст (15-21 год) – этап самоопределения «мир и я».

Заканчивается половое созревание, идёт активный процесс социализации, характерны процессы «акселерации» и «ретардации».

Акселерация – ускоренное физическое развитие и физиологическое созревание.

Ретардация – отставание в умственном развитии, его несоответствие уровню физической зрелости.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.